СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность адаптации младших школьников ограниченными возможностями к обучению в условиях инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация к школе является необходимым условием для обеспечения оптимального обучения ребенка в школе. Она позволяет учащемуся не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование.

Просмотр содержимого документа
«Сущность адаптации младших школьников ограниченными возможностями к обучению в условиях инклюзивного образования»

СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Сеиткалиева Гульмира Бейбитовна,


Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Адаптация к школе является необходимым условием для обеспечения оптимального обучения ребенка в школе. Она позволяет учащемуся не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной адаптации учащихся начальных классов к школе являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Реформа казахстанского образования проводилась с пониманием того, что «качественную реформу образования в условиях динамичных социально-экономических изменений в обществе, возможно, осуществить только при наличии детально проработанной стратегии, учитывающей как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, нарастающие тенденции и действующие отношения, так и возможные пути будущего развития общества и государства. Такая стратегия должна была стать основой для разработки гибкой тактической программы действий, постоянно адаптируемой к быстро изменяющимся реальным условиям» [1].

Вопросы адаптации учащихся начальных классов к школе становятся актуальными в сфере образования, так как, сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Основываясь на определении адаптации, можно сделать вывод, что целью адаптации, как процесса, является самореализация объекта-системы через систему определенных признаков, то есть позиция объекта-системы активна. Следовательно, способность объекта-системы адаптироваться говорит о сохранении его идентичности, поскольку реализуется его цель [99].

По М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [2, 382].

Содержанием адаптации учащихся начальных классов к школе является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов. Что касается факторов социальной адаптации, то необходимо отметить, что в научной литературе выделяется множество классификаций факторов социальной адаптации. С.Ю. Прачук различает две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т. ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению [3].

На социальную адаптацию учащихся в общеобразовательной средней школе влияют факторы и условия их жизнедеятельности и организации социальной адаптации в школе. Так, И.Р. Перережко выделяет 2 группы факторов:

– общие факторы – мега-, макро-, мезо- и микро-факторы, определяющие качество жизни, возможности и границы реализации человеком его потенциала в условиях образования, понимаемого как механизм и фактор развития человеческого ресурса, социальной адаптации и социализации личности человека;

– специфические факторы – совокупность социальных компонентов, межличностных связей и отношений участников педагогического процесса, составляющих социально-педагогическую среду школы [4].

Социальная адаптация, как приспособление человека к условиям социальной среды, предполагает:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;

3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

4) способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

5) изменчивость (адекватность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Анализ структуры социальной адаптации позволил выделить роль ряда умений межличностного взаимодействия, а именно:

- Умения не только воспринимать, но и транслировать как рациональную, так и эмоциональную информацию;

- Умения чувствовать эмоциональное состояние партнера;

- Умения адекватно откликаться на действия партнера, сопереживать ему;

- Умения подстраивать свои действия под действия партнера и выстраивать убедительный диалог [4].

Н.В. Тюрина выделяет четыре этапа адаптации учащихся начальных классов к школе:

- первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается;

- второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга;

- третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители последней признают некоторые его ценности;

- четвертый этап (самой полной адаптации, этап «ассимиляции»), когда индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые [5].

Адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности.

Немалая роль в успешном прохождении периода социальной адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.

Таким образом, значение адаптации младшего школьника к обучению в условиях инклюзивного образования. возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. Критерии социальной адаптации:

- Положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);

- Продуктивность и эффективность деятельности;

- Эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности (отношение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);

- Эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношение к реальному социальному статусу в группе, степень удовлетворенности межличностными контактами);

- Степень реализации внутриличностного потенциала;

- Интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя).

С учетом вышеперечисленных критерий мы выделили три основных критерия и дали характеристику уровням адаптации к школе учащихся начальных классов в таблице 1.


Таблица 1. - Уровни адаптации младших школьников ограниченными возможностями к школе в условиях инклюзивного образования


Уровни

Критерии

Взаимодействие со сверстниками

Умение работать в ученическом коллективе

Развитие качеств личности

Высокий

-Позитивное взаимодействие с учащимися, положи-тельное отношение к поведению одноклассников в соответствии с принятыми нормами и правилами

-Осознанное принятие и выполнение норм жизни коллектива, высокий уровень сплоченности.

-Принятие себя как часть коллектива.

-Активно осваивает новые виды деятельности.

-Учащиеся всегда способны взять на себя ответственность за порученное дело, при этом они всегда видят цель дела и умеют его спланировать, а также всегда могут проводить рефлексию по делу.

Средний

-Большинство учащихся положительно относятся к поведению сверстников в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности.

-Желание учиться в своем классе, хорошие отношения с некоторыми членамиколлектива.

-Принятие норм коллектива, частичное участие в коллективной жизни, средний уровень сплоченности.

-Формальное принятие себя членом коллектива.

-К новым видам деятельности относится настороженно, необхо-димо время для включения в деятель-ность коллектива.

-Не всегда способны взять на себя ответственность за порученное дело, они могут видеть цель дела, но не всегда могут его спланировать и не всегда могут проводить рефлексию по делу.

-Учащиеся вполне достаточно умеют оказывать помощь и с благодарностью реагирую на нее.

Низкий

-Отсутствует желание позитивно взаимо-действовать со сверст-никами. Редко отно-сятся положительно к поведению одноклас-сника в соответствии с принятыми нормами в коллективе.

-Желание продолжить обучение в другом классе, хорошие отношения лишь с некоторыми учащимися коллектива или не принятие его коллективом.

-Проблемы в принятии и выполнении норм ученического коллектива и взаимодействия с ним.

-Низкий уровень сплоченности, ученический коллектив подразделен на микро-группы.

-Отчужденность от коллектива. Новые виды деятельности не принимает.

-Учащиеся не могут взять на себя ответ-ственность за дело. Они не всегда видят цель и не умеют ее сплани-ровать, договариваются со сверстниками о помощи провести рефлексию по делу.

-Учащиеся этого уровня недостаточно умеют проявлять заботу об окружающих. Не всегда могут оказать помощь и с благодарностью отре-агировать на нее.


Неотъемлемым элементом, раскрывающим уровень адаптации младших школьников ограниченными возможностями к школе в условиях инклюзивного образования, является межличностное отношение в ученическом коллективе.

Таким образом, адаптацию к школе учащихся начальных классов можно рассматривать как непрерывный процесс, в котором дети, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды. При этом целью адаптации к школе учащихся начальных классов является интегрирование личности в сложившуюся систему социальных отношений, что предполагает выработку стереотипов поведения, отражающих систему ценностей и норм, определяющих поведение в данной культурной группе, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения. В нашем исследовании мы выделяем три критерия адаптации к школе учащихся начальных классов: взаимодействие со сверстниками, умение работать в ученическом коллективе и развитие коллективистических качеств личности. И от того на сколько сформированы данные критерии у учащихся, мы сформулировали соответствующие им уровни адаптации к школе учащихся начальных классов.

Успех адаптации к школе младших школьников ограниченными возможностями к школе в условиях инклюзивного образования во многом определяется взаимоотношениями между детьми. Адаптация к школе учащихся начальных классов в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельности. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым. Решению данной проблемы может способствовать специально проводимая педагогом-психологом работа.

Педагогическими условиями успешной реализации адаптации к школе младших школьников ограниченными возможностями к школе в условиях инклюзивного образования является сочетание:

- организация сетевого взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами, в том числе с Центром психолого-медико-социального сопровождения и созданными в них психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК), Центром диагностик консультирования;

- наличие системы подготовки и переподготовки педагогов и руководителей образовательных организаций в области организации обучения детей с ОВ в общеобразовательных организациях;

- Наличие подготовленных для реализации задач интегрированного или инклюзивного образования кадров; - принятие всеми участниками образовательного процесса принятие всеми участниками образовательного процесса принципов инклюзивного и интегрированного образования;

- наличие в общеобразовательных организациях команды специалистов сопровождения: координатор (заместитель директора) по организации обучения детей с ОВ, психолог, специальный педагог, логопед социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.;

- организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами; - наличие специального оборудования и средств, модулирующих образовательное пространство класса.


Список литературы

  1. Байтурбаева А.Т., Чумаченко Т.Н. Приоритеты в сфере образования в рамках стратегии «Казахстан-2050» // Вестник КазНПУ. - Алматы, 2019. – № 2(10). – С. 270 – 278.

  2. Социальная педагогика / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2022. –544 с.

  3. Прачук С.Ю. Сущность социальной адаптации подростков // ScienceTime, 2021. – № 10. -С.56-78.

  4. Перережко И.Р. Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся в практике общеобразовательной средней школы: автореф. дис... - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2019. – 22 с.

  5. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник АГТУ, 2022. - №5 (40) – С. 152 – 157.