Инклюзивное образование, тьюторство, сущность инклюзивного образования
Выполнила:
Воспитатель МКДОУ д/с №3 г.Дубовка
Наговицына Татьяна Алексеевна
2017
Инклюзивное образование –
процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями
Понятие «инклюзивное образование»
Термин " инклюзия " в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в ВУЗЕ.
Начало инклюзии - признание наличия различий между учениками, которые уважаются и являются основой образовательного процесса
Изменять не людей с ОВЗ, а изменять общество и отношение общества к инвалидам.
Отказ от практики использования методик, направленных на исключение ребёнка из образовательного процесса
–
Определение инклюзии:
- д инамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания (ЮНЕСКО)
- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«)
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
Культура речи по отношению к детям с ОВЗ
- Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья
- Отсталый, умственно не полноценный, умственно отсталый, дебил, слабоумный, «тормоз», с задержкой в развитии
- С болезнью Дауна, даун, даунята
- Ребенок с особенностями развития
- Человек с синдромом Дауна
- Незрячий человек, слабовидящий человек; человек с инвалидностью по зрению
- Дети с особыми образовательными потребностями
Конвенция ООН «О правах инвалидов»
- На сегодняшнем этапе развития и реформирования образования все большее внимание обращает на себя инклюзия, внимание к которой значительно усилилось в 2008 году, когда Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
Конвенция ООН «О правах инвалидов»
- В статье двадцать четвертой Конвенции говорится, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования .
Инклюзия
- Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
Инклюзивное образование
Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
Инклюзивное образование - это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.
Инклюзивное образование
- В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
В процессе инклюзивного обучения нужно:
- применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
- применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
- уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
- применять способы поэтапного усвоения нового материала;
В процессе инклюзивного обучения нужно:
- уделять больше времени чтению художественной литературы;
- давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
- предоставлять учащимся большую свободу выбора;
- внедрять принципы демократических отношений в школе;
В процессе инклюзивного обучения нужно:
- уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого обучающегося;
- использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
- исходить из индивидуальных потребностей детей, применяя индивидуализированные виды деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из их способностей;
В процессе инклюзивного обучения нужно:
- оказывать специализированную помощь детям с особыми потребностями, которые обучаются со сверстниками;
- привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию
и другие организации и общественность;
- опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Родители особых детей
ищут не только профессиональных логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, могущих оказать квалифицированную помощь их ребенку. Они ищут для своих детей обычных человеческих условий: компанию сверстников, насыщенную событиями детскую каждодневную жизнь.
Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
- федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации и др.);
- региональные (правительственные и ведомственные).
международные
- Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.). Статья 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
- Декларация ООН «О правах инвалидов» (1975)
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982) перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне,подчеркивается, что образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения должна возлагаться на органы образования Впервые обращается внимание на обязательные критерии , предъявляемые к государственной системе образования, которая должна быть гибкой и соответствовать: индивидуализированности; доступности;система должна быть всеобъемлющей
- Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»(Саламанка, Испания, 7-10 июня1994 г.).
- Конвенция о правах инвалидов (2006). Ратифицмпрвана в РФ в 2012 г.
Образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
документы федерального уровня
В Конституции Российской Федерации,
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации«;
Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
Проблемы инклюзии (по материалам западной печати):
- отсутствие связи между общим и специальным образованием,
- отсутствие у участников процесса создания инклюзивного сообщества общих ценностей и общего языка, без которых невозможно сотрудничество;
- ориентация школы на успеваемость, измеряемой в баллах стандартизированных тестов;
- тенденция к унификации образовательных учреждений («макдоналдизация» школы)
Понятие «тьютор»
- Педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся.
- Домашний учитель, репетитор.
- Опекун, защитник, покровитель.
- В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду образовательной организации.
Задача тьютора
- Помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
- Построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов обучающихся.
Тьюторское сопровождение
Особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором
Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога:
- Нужно осознанно воспринимать происходящее,
- Быть очень ответственным,
- Нужно обладать знаниями из смежных специальностей,
- Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы,
- Обладать навыками разрешения конфликтов, которые возникают неизбежно, ведь участники процесса слишком разные,
- Быть терпеливым, гибким, адаптивным, инициативным и креативным,
Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога:
- В своих образовательных программах педагоги дифференцируют разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные), давая возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
- В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог самостоятельно определяет индивидуальную программу обучения.
Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога:
- Педагог выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание заданий, используя различные пособия, технические средства, технологии для достижения целей.
Це н ности инклюзивности
- Каждый имеет право высказываться и быть услышанным
- Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью
- Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни
- Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения
- Каждый имеет право на полноценную жизнь
Спасибо за внимание !
Не поучать, а советоваться,
не настаивать, а договариваться