СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «инклюзивное образование», цель, основные ценности и принципы.

Просмотр содержимого документа
«Сущность инклюзивного образования»

Инклюзивное образование, тьюторство, сущность инклюзивного образования Выполнила: Воспитатель МКДОУ д/с №3 г.Дубовка Наговицына Татьяна Алексеевна 2017

Инклюзивное образование, тьюторство, сущность инклюзивного образования

Выполнила:

Воспитатель МКДОУ д/с №3 г.Дубовка

Наговицына Татьяна Алексеевна

2017

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями

Инклюзивное образование –

процесс развития общего образования,

который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями

Понятие «инклюзивное образование» Термин

Понятие «инклюзивное образование»

Термин " инклюзия " в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в ВУЗЕ.

Начало инклюзии - признание наличия различий между учениками, которые уважаются и являются основой образовательного процесса  Изменять не людей с ОВЗ, а изменять общество и отношение  общества к инвалидам. Отказ от практики использования методик, направленных на исключение ребёнка из образовательного процесса –

Начало инклюзии - признание наличия различий между учениками, которые уважаются и являются основой образовательного процесса

Изменять не людей с ОВЗ, а изменять общество и отношение  общества к инвалидам.

Отказ от практики использования методик, направленных на исключение ребёнка из образовательного процесса

Определение инклюзии: д инамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания (ЮНЕСКО) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ФЗ

Определение инклюзии:

  • д инамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания (ЮНЕСКО)
  • обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«)
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты

Культура речи по отношению к детям с ОВЗ Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья Отсталый, умственно не полноценный, умственно отсталый, дебил, слабоумный, «тормоз», с задержкой в развитии С болезнью Дауна, даун, даунята Слепой Школьники-инвалиды Человек с инвалидностью Ребенок с особенностями развития Человек с синдромом Дауна Незрячий человек, слабовидящий человек; человек с инвалидностью по зрению Дети с особыми образовательными потребностями

Культура речи по отношению к детям с ОВЗ

  • Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья
  • Отсталый, умственно не полноценный, умственно отсталый, дебил, слабоумный, «тормоз», с задержкой в развитии
  • С болезнью Дауна, даун, даунята
  • Слепой
  • Школьники-инвалиды
  • Человек с инвалидностью
  • Ребенок с особенностями развития
  • Человек с синдромом Дауна
  • Незрячий человек, слабовидящий человек; человек с инвалидностью по зрению
  • Дети с особыми образовательными потребностями
Конвенция ООН  «О правах инвалидов» На сегодняшнем этапе развития и реформирования образования все большее внимание обращает на себя инклюзия, внимание к которой значительно усилилось в 2008 году, когда Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Конвенция ООН «О правах инвалидов»

  • На сегодняшнем этапе развития и реформирования образования все большее внимание обращает на себя инклюзия, внимание к которой значительно усилилось в 2008 году, когда Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
Конвенция ООН  «О правах инвалидов» В статье двадцать четвертой Конвенции говорится, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования .

Конвенция ООН «О правах инвалидов»

  • В статье двадцать четвертой Конвенции говорится, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования .
Инклюзия Инклюзия  — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Инклюзия

  • Инклюзия  — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
Инклюзивное образование Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под  ребенка, а не ребенок под систему.  Инклюзивное образование - это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.

Инклюзивное образование

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под  ребенка, а не ребенок под систему. 

Инклюзивное образование - это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.

Инклюзивное образование В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Инклюзивное образование

  • В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
 В процессе инклюзивного обучения  нужно:   применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения; применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение; уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета; применять способы поэтапного усвоения нового материала;

В процессе инклюзивного обучения  нужно:

  • применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
  • применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
  • уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
  • применять способы поэтапного усвоения нового материала;
 В процессе инклюзивного обучения  нужно:   уделять больше времени чтению художественной литературы; давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий; предоставлять учащимся большую свободу выбора; внедрять принципы демократических отношений в школе;

В процессе инклюзивного обучения  нужно:

  • уделять больше времени чтению художественной литературы;
  • давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
  • предоставлять учащимся большую свободу выбора;
  • внедрять принципы демократических отношений в школе;
В процессе инклюзивного обучения  нужно: уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого обучающегося; использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива; исходить из индивидуальных потребностей детей, применяя индивидуализированные виды деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из их способностей;

В процессе инклюзивного обучения  нужно:

  • уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого обучающегося;
  • использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
  • исходить из индивидуальных потребностей детей, применяя индивидуализированные виды деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из их способностей;
В процессе инклюзивного обучения  нужно: оказывать специализированную помощь детям с особыми потребностями, которые обучаются со сверстниками; привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие организации и общественность; опираться на оценку педагогом  успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.

В процессе инклюзивного обучения  нужно:

  • оказывать специализированную помощь детям с особыми потребностями, которые обучаются со сверстниками;
  • привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию

и другие организации и общественность;

  • опираться на оценку педагогом  успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Родители особых детей ищут не только профессиональных логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, могущих оказать квалифицированную помощь их ребенку. Они ищут для своих детей обычных человеческих условий: компанию сверстников, насыщенную событиями детскую каждодневную жизнь.

Родители особых детей

ищут не только профессиональных логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, могущих оказать квалифицированную помощь их ребенку. Они ищут для своих детей обычных человеческих условий: компанию сверстников, насыщенную событиями детскую каждодневную жизнь.

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:  международные (подписанные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);  правительственные (постановления, распоряжения);  ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации и др.);  региональные (правительственные и ведомственные).

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

  • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
  • федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
  • правительственные (постановления, распоряжения);
  • ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации и др.);
  • региональные (правительственные и ведомственные).

международные

  • Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.). Статья 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
  • Декларация ООН «О правах инвалидов» (1975)
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982) перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне,подчеркивается, что образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения должна возлагаться на органы образования Впервые обращается внимание на обязательные критерии , предъявляемые к государственной системе образования, которая должна быть гибкой и соответствовать: индивидуализированности; доступности;система должна быть всеобъемлющей
  • Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»(Саламанка, Испания, 7-10 июня1994 г.).
  • Конвенция о правах инвалидов (2006). Ратифицмпрвана в РФ в 2012 г.

Образование должно быть направлено на:

развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица

предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

создание условий для освоения социальных навыков

обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

документы федерального уровня В Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

документы федерального уровня

В Конституции Российской Федерации,

Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации«;

Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Проблемы инклюзии (по материалам западной печати): отсутствие связи между общим и специальным образованием, отсутствие у участников процесса создания инклюзивного сообщества общих ценностей и общего языка, без которых невозможно сотрудничество; ориентация школы на успеваемость, измеряемой в баллах стандартизированных тестов;  тенденция к унификации образовательных учреждений («макдоналдизация» школы)

Проблемы инклюзии (по материалам западной печати):

  • отсутствие связи между общим и специальным образованием,
  • отсутствие у участников процесса создания инклюзивного сообщества общих ценностей и общего языка, без которых невозможно сотрудничество;
  • ориентация школы на успеваемость, измеряемой в баллах стандартизированных тестов;
  • тенденция к унификации образовательных учреждений («макдоналдизация» школы)
Понятие «тьютор» Педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся. Домашний учитель, репетитор. Опекун, защитник, покровитель.  В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду образовательной организации.

Понятие «тьютор»

  • Педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся.
  • Домашний учитель, репетитор.
  • Опекун, защитник, покровитель.
  • В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду образовательной организации.
Задача тьютора Помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. Построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов обучающихся.

Задача тьютора

  • Помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
  • Построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов обучающихся.

Тьюторское сопровождение Особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором

Тьюторское сопровождение

Особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором

Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога: Нужно осознанно воспринимать происходящее, Быть очень ответственным, Нужно обладать знаниями из смежных специальностей, Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы, Обладать навыками разрешения конфликтов, которые возникают неизбежно, ведь участники процесса слишком разные, Быть  терпеливым, гибким, адаптивным, инициативным и креативным,

Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога:

  • Нужно осознанно воспринимать происходящее,
  • Быть очень ответственным,
  • Нужно обладать знаниями из смежных специальностей,
  • Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы,
  • Обладать навыками разрешения конфликтов, которые возникают неизбежно, ведь участники процесса слишком разные,
  • Быть  терпеливым, гибким, адаптивным, инициативным и креативным,
Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога: В своих образовательных программах педагоги  дифференцируют разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные), давая возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития. В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог  самостоятельно определяет индивидуальную программу обучения.

Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога:

  • В своих образовательных программах педагоги  дифференцируют разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные), давая возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
  • В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог  самостоятельно определяет индивидуальную программу обучения.

Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога: Педагог выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание заданий, используя различные пособия, технические средства, технологии для достижения целей.

Работа в инклюзивном пространстве, требования к личности педагога:

  • Педагог выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание заданий, используя различные пособия, технические средства, технологии для достижения целей.
Це н ности инклюзивности Каждый имеет право высказываться и быть услышанным Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения Каждый имеет право на полноценную жизнь

Це н ности инклюзивности

  • Каждый имеет право высказываться и быть услышанным
  • Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью
  • Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни
  • Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения
  • Каждый имеет право на полноценную жизнь

Спасибо за внимание !   Не поучать, а советоваться, не настаивать, а договариваться

Спасибо за внимание !

Не поучать, а советоваться,

не настаивать, а договариваться