СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность понятия "исследовательский проект"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сущность понятия "исследовательский проект"»

Сущность понятия "исследовательский проект"
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Одной из таких технологий, набирающих популярность в последнее время, в связи с доказанной на практике эффективностью, является технология проектного обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающихся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Помимо обучения, проекты выступают и как средства проверки усвоенных учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов 15. Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектно исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в "Концепции модернизации российского образования" говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении 20, с.151.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьные дисциплины обладают в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере 10, с.36. Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что проект предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках в основной школе, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность 25.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проект − слово иноязычное, происходит оно от латинского слова "брошенный вперед". В современном русском языке слово "проект" имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют предварительный текст какого-либо документа или какой-либо замысел или план 6, с.36.

Согласно определению В.В. Копыловой "метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта" 20, с.151.

Отличие исследовательского проекта от метода проекта заключается в том, что исследовательский проект выполняется учащимся по материалам, собранным им лично за некий промежуток времени. Этот промежуток времени нельзя установить. Работа над исследованием может быть один год, а может быть и более.

Исследовательский проект учащихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты. Выполняемая работа должна свидетельствовать о способности автора вести научный список (самостоятельно или с научным руководителем, консультантом). Учащийся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты (таблица 1).

Таблица 1 - Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности 21

Исследовательский проект

Исследовательская деятельность

Направлен на получение конкретного запланированного результата − продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений


Целью исследовательского проекта является 13, с.59:

  • понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов,

  • повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий,

  • обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников,

  • ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся,

  • целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

Более того, проект дает возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

Выбор темы.

Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

Подбор и изучение  материалов по теме.

Составление библиографии.

Выбор методов исследования.

Разработка плана проекта.

Написание исследовательского проекта.

Оформление исследовательского  проекта.

Таким образом, исследовательский проект - самостоятельная деятельность учащихся, направленная на получение конкретного запланированного результата − продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования.

В ходе работы над исследовательским проектом у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!