Сущность понятия "исследовательский проект"
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Одной из таких технологий, набирающих популярность в последнее время, в связи с доказанной на практике эффективностью, является технология проектного обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающихся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Помимо обучения, проекты выступают и как средства проверки усвоенных учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов 15. Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектно исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в "Концепции модернизации российского образования" говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении 20, с.151.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Школьные дисциплины обладают в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.
Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере 10, с.36. Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что проект предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках в основной школе, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность 25.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проект − слово иноязычное, происходит оно от латинского слова "брошенный вперед". В современном русском языке слово "проект" имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют предварительный текст какого-либо документа или какой-либо замысел или план 6, с.36.
Согласно определению В.В. Копыловой "метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта" 20, с.151.
Отличие исследовательского проекта от метода проекта заключается в том, что исследовательский проект выполняется учащимся по материалам, собранным им лично за некий промежуток времени. Этот промежуток времени нельзя установить. Работа над исследованием может быть один год, а может быть и более.
Исследовательский проект учащихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты. Выполняемая работа должна свидетельствовать о способности автора вести научный список (самостоятельно или с научным руководителем, консультантом). Учащийся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты (таблица 1).
Таблица 1 - Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности 21
Исследовательский проект | Исследовательская деятельность |
Направлен на получение конкретного запланированного результата − продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
Целью исследовательского проекта является 13, с.59:
понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов,
повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий,
обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников,
ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся,
целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Более того, проект дает возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:
Выбор темы.
Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
Подбор и изучение материалов по теме.
Составление библиографии.
Выбор методов исследования.
Разработка плана проекта.
Написание исследовательского проекта.
Оформление исследовательского проекта.
Таким образом, исследовательский проект - самостоятельная деятельность учащихся, направленная на получение конкретного запланированного результата − продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования.
В ходе работы над исследовательским проектом у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.