СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разное понимание  сущности языка рождала разные подходы к его о п р е д е л е н и ю, ср.: язык есть мышление, выраженное звуками  (А. Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф.Д. Соссюр); язык есть практическое, существующее также и для меня самого, действительное сознание

Просмотр содержимого документа
«Сущность русского языка.»

СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА



Разное понимание сущности языка рождала разные подходы к его о п р е д е л е н и ю, ср.: язык есть мышление, выраженное звуками (А. Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф.Д. Соссюр); язык есть практическое, существующее также и для меня самого, действительное сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс); язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (М.Д. Арутюнова).

В каждом из этих определений ( а число их можно увеличивать до бесконечности) акцентируются разные моменты: отношение языка к мышлению, структурная организация языка, важнейшие функции и т.д., что ещё раз свидетельствует о том, что язык- это сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека.

Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальными предназначенности, т.е. определёнными функциями. Среди его функции важнейшими являются:

  1. К о м м у н и к а т и в н а я (быть средством человеческого общения).

  2. Ко г н и т и в н а я функция (т.е. гносеологическая, попознавательная функция быть средством получения новых знаний о действительности), эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуются структура и динамика мысли.

Кроме этих основных функций языка, иногда выделяет эмоциональную или экспрессивную функцию (быть средством выражения чувств и эмоции человека), эстетическую, поэтическую, метаязыковую (металингвистическую, быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка) и некоторые др.

Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. Язык создается и развивается обществом. На эту связь языка и общества обратил внимание Ф. Энгельс, писавший в «Диалектике природы»: «Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу».

Вопрос о связи языка и общества имеет разные решения. Согласно одной точке зрения, связь языка и общества отсутствует, т.к. язык развивается и функционирует по своим законам (польский учёный Е. Курилович), согласно другой – эта связь является односторонней, т.к. развитие и существование языка полностью определяется уровнем развития общества (французский учёный Ж. Марузо) или наоборот – язык сам обусловливает специфику духовной культуры общества (американские учёные Э. Сепир, Б. Уорф). Однако наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой связь языка и общества является двусторонней.

О влиянии языка на развитие общественных отношений свидетельствует прежде всего тот факт, что язык - один из консолидирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием её возникновения, а с другой стороны - результат этого процесса. Влияние общества на язык является опосредованным. Одной из форм такого влияния является социальная дифференциация языка, обусловленная социальной неоднородностью общества. Влияние общества на язык проявляется и в дифференциации многих языков на территориальные и социальные диалекты (язык деревни противопоставляется языку города, языку рабочих, атакже литературному языку). В языкознании различают следующие основные социальные формы существования языка.

и д и а л е к т – совокупность особенностей, характеризующих отдельного индивидуума;

г о в о р - совокупность идиалектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей;

д и а л е к т - совокупность говоров, объединенных значительным внутриструктурным языковым единством (признак территориальной непрерывности не является обязательным);

я з ы к (народности или нации) - совокупность диалектов, языковые различия между которыми могут определяться как собственно лингвистическими, так и социальными факторами;

л и те р а т у р н ы й я з ы к – высшая (наддиалектная) форма существования языка, характеризующаяся нормированностью, а также наличием широкого диапазона функциональных стилей.

О связи языка с обществом свидетельствует и факт стилистической дифференциации языка.

Связь языка с обществом является объективной, не зависящей от воли отдельных индивидуумов. Однако возможно и целенаправленное влияние общества (и в частности, государства) на язык, когда проводится определенная я з ы к о в а я п о л и т и к а.

Язык и речь, образуя единый феномен человеческого языка, не тождественны друг другу.

О необходимости разграничивать эти понятия говорил ещё В. Гумбольдт («Язык как совокупность его продуктов отличается от отдельных актов речевой деятельности»). Однако теоретическое обоснование этого положения дали Ф. де Соссюр и Л. В. Щерба.

«Это две вещи совершенно различные», - говорит Ф. де Соссюр. Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному. Творческое развитие основных положений теории Ф. де Соссюра содержится в статье Л. В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Щерба предложил различать не два, а три аспекта языка: речевую деятельность (т.е. процесс говоре говорения и понимания), языковую систему (т.е. грамматику языка и его словарь) и языковой материал (т.е. тексты).

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯЗЫКА И РЕЧИ:

  1. язык – это средство общения, речь – это производимый этим средством вид общения;

  2. язык абстрактен, формален, тогда как речь материальна.

  3. язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и динамична;

  4. язык является достоянием общества;

  5. язык и речь имеют разную организацию: для языка характерна уровневая организация, для речи – линейная;

  6. язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена.


Проблема язык и мышление – одна из самых сложных и дискуссионных в теории языкознания. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному.

Подлинно научное решение вопроса о соотношении языка и мышления дает материалистическая теория отражения, рассматривающая язык и мышление в диалектическом единстве.

Орудием мышления является язык, а также другие знаковые системы (абстрактные, как например, математические или химические, где используется язык формул, или конкретно-образные в искусстве). Язык как знаковая система является материальной опорой мышления, он материализует мысли и обеспечивает обмен информацией. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Мышление идеально, а язык- материален (все его единицы облечены в звуки). Мысль же не имеет свойств материи (массы, протяженности, плотности и т. д.). Связь языка с мышлением позволяет осуществлять ему коммуникативную и когнитивную функции: язык не только передаёт суждения или сообщения о предметах и явлениях внешнего мира, но и определенным образом организует наши знания об этом мире, расчленяя и закрепляя их в сознании. Таким образом, язык, с одной стороны, является средством выражения мысли , а с другой – орудием её формирования.