Метлёва Ю.М.
магистр народной культуры
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28
имени Молодова С. Г. г. Челябинска»
Устинова Е. А.
кандидат исторических наук
старший научный сотрудник
МБУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств»
СВАДЕБНЫЙ ВОСКОВОЙ ВЕНОК
В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА
В современном русском языке слово «венок» означает «сплетённые в кольца листья, цветы». Устаревшее слово «венец» в предметном мире обозначал головной убор, который являлся символом власти, наградой за труды, старания, достижения, знаком вступающих в брак или иную социальную категорию [7]. Множество значений термина «венок» и его распространенность указывают на важность и архаичность этого предмета.
В России, за исключением некоторых западных и южных местностей, термин «венок» и его виды: свитые живые цветы или обруч, платок с нашитыми искусственными цветами, бытовали достаточно широко [4, с. 49-51].
Этнолингвистический словарь дает следующее определение: «Венок – ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, апотропей (предназначен оберегать от зла). Изготавливается из свежей зелени и цветов, реже – из вечнозелёных растений, хвои, сухих веток и цветов, из соломы, бумаги, полотна. Венок также используется для убранства жилых и хозяйственных построек (домов, хлевов, ворот, колодцев), ритуальных предметов (например, бадняка, каравая, крестов), домашних животных (коров, овец)» [8, с. 314].
Форма венка сближает его с другими круглыми и имеющими отверстия предметами: кольцо, обруч, калач и другие. Через венок доили или процеживали молоко, протаскивали или пролезали в целительских обрядах, смотрели, переливали, пили, умывались [8, с.314].
Символика венка проявляется в самом действии по изготовлению венка близкое к предметам, как веник, жгут, нить, сеть и т.п.– это витьё, плетение [8, с. 314]. А. К. Байбурин отмечал, что процесс «кручение», «скручивание» связан с метафорикой завивания, витья: «Не случайно в целом ряде случаев кручение, завивание и их производные используются в качестве синонимов, ср. хотя бы окрутить или повить – «спеленать, одеть младенца, невесту, покойника, сноп» [1, с. 221-224].
Этимология слова «венок» восходит к общеславянскому слову «венец», образованного посредством суффикса –нъ от «вити». Венец буквально «украшение, сплетенное, свитое» [23, с. 36]. Общеславянский характер глагола «вить» Н. М. Шанский и Т. А. Боброва подтверждают следующим рядом: лит. výti «вить», лат. viere «плести», др.-инд. vajati «плетет, ткет». Кроме этого они делают отсылку к слову «ваять» [23, с.42], развитие значение которого шло таким образом: «заставлять виться плести лепить из глины высекать из камня» [23, с. 34]. По исследованиям Л. А. Тульцевой синонимичность слов «венок»–«вьюн» подтверждается областными наречиями: «… в Петрозаводском у. Олонецкой губ. вьюнками называли венки из цветов и травы». Слово «вьюнок» в значении венок известно и в Орловской, Вятской, Вологодской, Костромской и Архангельской губерниях. Синонимом к «венку» было и слово «вено» [21, с 122–137].
С разрушением традиционного образа жизни утратили свое значение и обряды, только свадьба и погребально-поминальный ритуал, связанные с созданием особой обстановки для «переживания», остаются актуальными. Венок является одним из основных предметов в этих обрядах. В народной культуре его функции были намного шире. Как сакральную вещь его использовали в обрядах разного назначения (Схема 1). Бытование венка, его место в традиционной культуре были предметом изучения в работах этнографов и фольклористов: как элемент календарной (Т. А. Агапкина, Л. Н. Виноградова, Д. К. Зеленин, В. Я. Пропп, В. К. Соколова, С. М. Толстая, И. И. Шангина) и свадебной обрядности (Т. А. Бернштам, А. В. Гура, К. В. Чистов); одежды (Г. С. Маслова и др.).
Предмет нашего исследования – свадебный восковой венок на Урале. Источниками для изучения стали опубликованные полевые исследования свадебной обрядности Д. А. Антипова [13], В. Н. Бекетовой [3], Н. И. В. Бобошиной [6; 7], Ю. В. Зверевой [11], С. И. Пигаревой [6], И. А. Подюкова [12; 13], С. М. Поздеевой [12], И. И. Русиноваой [11], И. Ю. Сарафановой [10; 15], Л. В. Поповой и Д. А. Трофимовой [19], Н. Н. Успенской [21] , С. В. Хоробрых [12; 13], А. В. Черных [11; 12]; а также фотографии из семейных архивов и устные сообщения.
География распространения свадебного воскового венка на Урале включает Свердловскую, Курганскую и Челябинскую области, Пермский край. В полевых исследованиях о свадебных обрядах восковой венок упоминается в описаниях свадеб: в Алапаевском районе Свердловской области, в Шадринском районе Курганской области, Каслинском районе Челябинской области, в Кунгурском районе Пермском края; городах Каменск-Уральск и Реж. Свадебные восковые венки хранятся в фондах Режевского, Серовского исторических музеев, Камышловского краеведческий музея, Троицкого исторического-краеведческого музея, Невьяновского государственного историко-архитектурного музея, Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова (Схема 2).
Хронологические рамки появления свадебных восковых венков можно определить концом XIX – началом XX, возможно, серединой XIX века. В пользу последней даты говорить использование искусственных цветов как составной части свадебного головного убора. Например, в «бочке» – свадебном головном уборе, бытовавшем в г. Чердынь Пермского края, на платок, покрывавший сверху голову невесты, накалывались искусственные цветы» [13, c. 347]. В деревне Поселье Усольского района Пермской области свадебный венок чаще всего изготавливали в виде цветов из «красного, зелёного атласа, воска или бумаги» [13, c.347]. В 1970-е годы формируется современная семейная обрядность в городе, которая вытесняет традиционную свадьбу в сельской местности. Искусственные цветы белого цвета остаются в веночках головного убора невесты и букетиках на лацканах жениха, но выполнены они уже по другой технологии.
Хотя восковые венки с 1940-х годов изготавливали преимущественно из более дешевого, чем воск парафина, название «восковые венки» сохранилось. Скорее это было связано с представлениями о воске, который использовали как «святое» вещество, противостоящее «темным силам» [14, с.119-120].
На Урале венок из цветов для невесты назывался венец [19, с. 123-124]. Это название перешло на свадебные восковые венки. Сохранились и региональные названия «цветы», «цветы», «светы» [2, c. 258-259]. Отметим, что девичий головной убор с названием «светы (цветы)» бытовал в Перемышльском уезде Калужской губернии. Он был «из шелкового, свернутого в виде ленты платка с нашитыми на его переднюю часть бантами. По краю платок обшивался бахромой из цветного гаруса. В банты втыкались два цветка из золотой и зелёной бумаги, а между ними павлинье перо. Платок повязывался вокруг головы, оставляя макушку открытой. Концы платка привязывались шелковой лентой к косе. Этот головной убор бытовал …вплоть до начала XX века, а затем был заменен венком из искусственных цветов» [16, с. 290].
Основные элементы воскового венка, кроме цветов, сделанных из бумаги и пропитанных воском/парафином, были похожие на капельки или на шарики «шишечки/капельки». Некоторые из последних были прикреплены к пружинкам и их называли «дрожжалки»: при движении они начинали «дрожжать», создавая особую красоту. В селе Деево Алапаевского района Свердловской области «цветы» имели «косы», в которые могли быть вплетены цветы, листья и «шишечки». «Косы» ниспадали по обеим сторонам венца на грудь или по спине до пят [17, c.129-130]. Подробнее о конструктивных особенностях в статье Ю. М. Метлевой в этом сборнике.
При описании народной свадьбы восковой венок упоминается как неотъемлемая часть свадебного наряда невесты. Так, с жениха «выряжали запрос», в котором среди других свадебных принадлежностей для невесты были «цветы» – белый восковой венок для украшения головы невесты. Венок был частью обязательного подарка к свадьбе со стороны будущего мужа [19]. На кунгурской свадьбе предметом особой заботы жениха были «цветы» на голову невесты и цветы дружкам. «С женихом мы ходили, заказывали «цветы» вместе, сколько дружек, столько и «цветов» и тоже из воска им, как и невесте. Что цветок на грудь невесте, то и дружкам прикалывали» [12, c. 113]. Венок мог быть и один на всю деревню.
Восковой венок во время подготовки и на самой свадьбе мог быть не только атрибутом наряда невесты. В Шадринском районе «цветы» могла надевать подруга невесты на вечёрках, которые проводились перед свадьбой с начала в доме невесты, а затем жениха. Приглашались родные невесты и подружки, а вместо невесты ехала одна из подружек. «Ее снаряжали как невесту, цветы на ее одевали» (3, с. 49).
В Кунгурском районе при выкупе невесты девушки пели песни, а жених и дружка должны были одаривать девушек, в ответ они прикалывали им «цветы», в том числе и маленькие «восковые цветочки», и приговаривали: «…Вот тебе цветок, одари» [12, с. 143]. В Шадринском крае в наряде невесты обязательным головным убором были «цветы», а к платью могли прикреплять много восковых цветов [3].
К концу XVIII века изменилось представление о подвенечном костюме сначала дворянских девушек, а затем и представительниц иных сословий. В уборе невесты стали использоваться ранее не принятые элементы цветочного декорирования. В начале XX века полный цветочный убор невесты включал в себя несколько предметов: букет, венчальный венок и подвенечную диадему. Последние часто изготавливались из искусственных миртовых веток с цветами и бутонами. Для того, чтобы придать цветам более натуральный вид, их покрывали воском, хотя искусственные цветы появились в головном уборе не сразу [2, с. 340]. «Ладили венок из воска» [11, c. 258-259] мастерицы, которых называли цветочницы, монахини при храмах и сама невеста.
Единства во времени одевания воскового венка нет. Это могло произойти на следующих этапах.
Раздача «красоты». «Цветы» могли выполнять функцию «красоты». Прощание девушки с «красотой» могло проходить как накануне свадьбы, так и в день венчания. Это зависело от того, как договаривались родители на «просватанье». В обряде расставания с «красотой» присутствовали «цветы». В кунгурской свадьбе: «Ленты из косы ложат на блюдце. Невеста держит тарелку, там цветы и ленточки. Ленточки красные, белые, цветы. Потом девкам их отдаст, и вытье заканчивается» [12, c.136].
Венчание. В г. Кунгур девушки и крестная мать одевала невесте веночек из воска в свадебный день. «Жених уже вот-вот должен подъехать, тут платье оденет невеста, уаль оденет, на неё светы и ленточки. Светы на лоб одевают. У меня высокие такие светы были» [12, c.137-138].
Приезд от венца. В Пермском крае венок надевала невеста в церковь для венчания, на грудь прикалывали цветок. Как правило, надевали цветы, вуаль и восковой венок. Его могли снять сразу после венчания, когда садились за стол [12, с.226].
Окручивание. В Пермском крае с молодухи снимали «цветы» и надевали косынку [11, с. 258].
Сведение на подклет. В Свердловской области во время венчания венок неизменно украшал голову невесты, а уже во время пира «молодых сводили на подклет и с невесты снимали «восковой венок» [19; 20, с. 7].
Второй день (смотрёный день, весёлое утро). В Пермском крае крестная могла снимать восковой венок с невесты после брачной ночи [11, с. 258].
Описания венка, как символа честности и чистоты невесты прослеживаются во всех свадьбах Урала. В Пермском крае если невеста «честная», то «цветы» убирали в оклад иконы, которой благословляли, веночек крепили к нимбу Богородицы и закрывали под стекло [11, с. 258]. В Свердловской области если невеста вышла замуж «по-хорошему», то гости крепили к одежде фрагменты подвенечного венка [19]. В Каменском районе Свердловской области в зависимости от «честности/нечестности» невесты восковой венок клали в икону невесты, либо надевали на поганое ведро [20, с. 7]. По правилам обряжения в селе Калинино Кунгурского района Пермского края запрещалось надевать венок, вуаль и красоты-ленточки той девушке, которая выходила замуж «нечестной» [12].
В Пермском крае сохранились поверья, связанные с восковым венком. Если при изготовлении венка ни веточка, ни воск ни отпали, прилепились хорошо, детей будет много, и невеста будет жить хорошо. Невесте нельзя было надевать чужой венок, считалось, что «растаргивает» своё счастье. В Свердловской и Пермских областях невесте нельзя было отдавать свой венок, это означало отдать своё счастье. В Шадринском крае невеста накануне свадьбы гадала. В обряде прощания с «красотой», которой мог быть и веночек с лентами: «Невеста могла потихоньку, без подруг бросать где-нибудь красоту, и гадать о супружестве. Бросает невеста красоту, а она зацепится за сосну или осину. Тут уж не жди счастья, а если за березу или черемуху зацепилась, то хорошо. А если … какая-нибудь из подруг поймает её, значит скоро ей выходить замуж» [3, с. 202].
Северные женские головные уборы, изготовленные из жемчуга, напомнили восковые венки с «шишечками/капельками» [9]. Возможно, «шишечки/капельками» из воска или парафина заменили более дорогой жемчуг, который использовался не только в женских праздничных головных уборах, но в золотошвейных иконах и украшениях окладов икон [22]. У головного убора северорусских территорий кики-коруны были «рясы» – длинные пряди жемчуга с пронизками из золотых бусин и камней. «Косы», которые бытовали в свадебных венках на Урале, крепились к венку, и также, как и «рясы», спускались на грудь.
Собранные материалы свидетельствуют о пласте культуры, который совсем недавно ушел в прошлое. Но смыслы, которые он хранил, востребованы и сейчас.
В заключении отметим:
1. свадебный головной убор невесты изменялся под влиянием городской культуры, появлением новых материалов и технологий;
2. технология изготовления восковых венков была единой, но венки отличались в конструктивных деталях;
3. свадебные восковые венки использовались на разных этапах свадьбы, но семантический смысл при этом был неизменным.
Перспективы изучения видятся в следующем:
1. для сбора новых свидетельств о бытовании свадебных восковых венков необходимо применение методов устной истории и привлечение визуальных источников, и прежде всего фотоматериалов;
2. исследование венка с точки зрения растительного кода, что поможет уточнить уже выявленные смыслы и обозначить скрытые;
3. сравнительный анализ северных головных уборов из жемчуга со свадебными восковыми венками поможет выявить семантической связи праздничных головных уборов. В представленном исследовании только были сделаны наметки на сопоставления древних головных уборов икон богородичного чина и традиционных женских головных уборов с восковыми венками.
Нужно признать перспективным продолжение внедрение в исследование функционального подхода и метода физического (экспериментального) моделирования.
Список использованной литературы
1.Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре. – СПб.: Наука, 1993. – 237 с.
2.Басманова, Э. Б. Старинный цветочный этикет. – М.: Белый город. – 416 с.
3.Бекетова В. Н. Розан, мой розан. Свадебный обряд и поэзия Шадринского края. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1997. – 202 с.
4.Бернштам Т. А. Обряд «расставание с красотой»: К семантике некоторых элементов материальной культуры в восточнославянском славянском обряде. // Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР. Сборник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Т.38. Ленинград, 1982. С. 43-66
5.Бобошина И. В., Пигарева С. И. Восковые цветы // От обряда к сказке: сборник докладов научно-практической конференции Заповедника народного быта, г. Иванова, 4 января 2009 года. – Иваново : Издательское товарищество «Роща Академии», 2009. – С. 95-103.
6.Бобошина, И. В. Восковые цветы. Урок изготовления восковых цветов у В. С. Сторожева (пос. Савино Савинского района Ивановской обл.) // Вестник Общества Народной Культуры «Большая Медведица». 2009. № 3. – С. 70-78.
7. Венец // Словарь русского языка : в 4-х т. / / Под ред. А. П. Евгеньева. – Т. 1. – Москва: Русский язык, 1981. – С. 148.
8. Виноградова Л. И., Толстая Н. И. Венок // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого. – Т. 1. А-Г. – Москва: Международные отношения, 1995. – С. 314-318.
9. Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Каталог. – Архангельск: издательство «Правда Севера», 1999. – 154 с.
10. Деевская свадьба. Свадебный обряд в селах Деево и Арамашево Алапаевского района Свердловской области. Авт.-сост.: И.Ю. Сарафанова. — Екатеринбург, 2015. — 124 с: нот, ил + CD народные исполнители.
11. Зверева Ю. В., Русинова И. И., Черных А. В. Традиционный костюм народов Пермского края. Русские. Тематический словарь лексики одежды. – Санкт- Петербург: Маматов, 2019. – 432 с.
12. Подюков И. А., Поздеева С. М., Хоробрых С. В., Черных А. В. В каждой деревне чё-то да разно. – Пермь : ИД «Типография купца Тарасова», 2007. – 284 с.; илл.
13. Подюков И. А., Хоробрых С. В., Антипов Д. А. Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья. – Усолье, Соликамск, Березники, Пермь: «Пермское книжное издательство», 2004. – 360 с.; илл.
14. Плотникова А. А. Воск // Славянская мифология : Энциклопедический словарь / Под редакцией В. Я. Петрухин и др. – М.: Элис Лак, 1995. – С. 119-120.
15. Сарафанова И. Ю. Свадебный обряд в селах Деево Алапаевского района Свердловской области // Колесо / Альманах. – 2016. – № 9. – С. 19, 47.
16. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство-СПБ, 2001. – 400 с.
17. Тарасова Ю. Б., Метлева Ю. М. Восковой венок как элемент русского традиционного свадебного костюма невесты на Урале // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума. (1–2 ноября 2018 г., Челябинск). – Челябинск: ЧГИК, 2018. С. 128-130.
18. Толстая С. М. Мотив расставания с волей / красотой в северно-русской свадебной причети: поэтика и мифология. – URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-189-3/978-5-88431-189-3_13.pdf 19. Трофимова Д., Попова Л. Свадебный обряд на Урале «На Красную горку» // – URL: : https://nashural.ru/article/istoriya-urala/svadebnyj-obryad-na-urale-na-krasnuyu-gorku/ (дата обращения 15.05.2020).
20. Тульцева Л. А. Вьюнишники // Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1978. - 280 с. : ил. С. 122–137.
21. Успенская Н. Н. Свадебный обряд Каменского района Свердловской области. – Екатеринбург, 2012. – 48 с., нот.
22. Шитова Л. А. Драгоценный убор Богородичных икон в его эстетической общности женским украсам. Вторая половина XVII века // Народное искусство. Русская традиционная культура и православие, XVIII-XXI вв. : традиции и современность. – Москва : Союз Дизайн, 2013. – С .293-304
23. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. – Москва : Прозерпина : ТОО «Школа», 1994. . – 398 с.