Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
Исследовательская работа

СВАДЕБНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ
Выполнила:
Ханеева Татьяна,
ученица 10 класса
Консультант:
учитель истории,
руководитель школьного
историко-краеведческого музея
Матюхина Р.И.
2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………………....…....1-2
Основная часть……………………………………………………….……………….………3-6
История возникновения слова «свадебное полотенце».…………..……………………………………………………..….……......3
История создания свадебного полотенца.……….………………..….….....................3
Значение вышитых узоров и техника исполнения….…………..…..….…………..4-5
Использование рушников в современном мире.…………………………...…..…......5
Изготовление стилизованного узора…………………………………………..………6
Заключение……………………………………………………………………….……………..6
Список использованной литературы:………………………………………….……………...7
Приложения………………………………………………………………………..…..…….8-10
Введение 
С давних времен сеют на нашей Смоленской земле лён и ткут из него холст. Небогатый сундучок был у наших предков: крестьянское платье из века в век одно и то же – сарафан да рубаха. Вот льняная скатерть, льняное полотенце. И всё одного цвета – белого.
И вот взялась русская женщина за иголку… Легла на крестьянский стол расшитая скатерть. И в избе стало светлее… Стало нарядным и полотенце. А ведь были времена, когда без полотенца – никуда! Ни одно крупное событие в жизни человека не обходилось без него. Ни свадьба, ни рождение, ни похороны.
Трудная задача доставалась невестам - ни одну долгую зиму просиживали они за иголкой, готовя своё приданное.
В старину на Руси говорили: «Девочку в колыбельку, холстинку в коробейку».
В прежние времена девушка готовила себе приданое в течение ряда лет. В приданом невесты насчитывалось 30 – 40, а иногда и до 100 со вкусом расшитых полотенец.
Назначение крестьянских полотенец было разное: полотенце - набожник, т. е. на бога, свадебное, рукотёр.
Цель – формирование интереса к традиционной русской народной вышивке.
Задачи - исследовать роль свадебного полотенца в обрядовой культуре славян и использование его в современности;
узнать, что такое «свадебное полотенце» и определить его роль в обрядовой культуре;
познакомиться со значением символики в вышивке свадебного полотенца;
определить роль свадебного полотенца в русской культуре прошлого и современных обрядах;
изучить свадебное полотенце музея моей школы;
изготовить стилизованный узор.
Гипотеза: история свадебного полотенца своими корнями уходит в прошлое, но он применяется активно и в настоящее время.
Методы исследования:
поиск и анализ информации в научно-познавательной литературе;
знакомство с экспонатами школьного и районного музеев.
изготовление вышивки стилизованного узора.
Этапы работы
Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.
Ознакомление с историческими экспозициями музеев.
Обобщение полученных сведений.
Консультация учителя.
Актуальность исследования:
Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению истории вышивки свадебных полотенец. Уникальное и многообразное по своим видам народное искусство составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно вышивка является самым доступным и любимым видом творчества это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь.
Как и где можно применить в наше время вышитые свадебные полотенца?
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в наш быт, одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют вышивку при разработке коллекций одежды, интерьера. Все чаще в моду входят стилизованные свадьбы.
Практическая значимость: информация о свадебном полотенце может быть использована на уроках технологии, в работе школьного музея, в фольклорных праздниках.

Основная часть
История возникновения слова «свадебное полотенце»
Свадебное полотенце — (рус. рукотерник, ручник, утирник) полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.
Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика полотенца во многом аналогичны рушнику.
История создания свадебного полотенца
Место создания: д. Хорошонки, Сафоновского района, Дуровского сельского совета, Смоленской области.
Время создания: приблизительно 1896 – 1898 годы.
Автор: Морозова Наталья Кондратьевна, 1882 года рождения.
Полотенце выполнено жительницей деревни Хорошонки, Сафоновского района Смоленской области, Морозовой Натальей Кондратьевной,1882 года рождения. Простая крестьянка. До революции подрабатывала у местного кулака, а при Советской власти всю жизнь проработала в колхозе.
По словам внучки Натальи Кондратьевны, Базенковой Галины Алексеевны, это полотенце бабушка сама изготовила (ткала холст, вышивала) и во время свадебного чина-рукобитья дарила жениху, вешая его на шею. Это означало, что невеста просватана. Этим полотенцем потом украшали божницу на всё время свадьбы. А при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки.
Галина Алексеевна, 1939 года рождения, сейчас живет в Сафонове, в прошлом бухгалтер, а сейчас на пенсии.
Это полотенце она передала своей внучке Базенковой Лизе, 1989 года рождения, бывшей ученице нашей школы. Отдавая полотенце, она сказала, что такие вещи не должны быть спрятанными в сундуках. Пусть дети любуются искусством русских вышивальщиц и знают о наших национальных традициях, о корнях, истоках.
(см. Приложение 1)
Значение вышитых узоров и техника исполнения
Техника ткачества – бранное. Название техники происходит от слов «брать», «выбирать», «браника», брать холст с набранным рисунком, а бранным называют крестьянское цветное шитьё, вышивку по холсту, где нитки берутся счётом. Таким образом, в результате бранья иглой и бранного ткачества получается ткань, на которой чётко выделяются геометрические узоры: разные формы ромбов образуют ярко – красный ковёр. Именно такая техника ткачества на данном полотенце.
Техника вышивки: крестецкая строчка, ромбовая строчка, цветная перевить.
Крестецкая строчка – ажурный узор геометрического характера. На полотенце гирлянда из роз. (см. Приложение 2)
Ромбовая строчка – ажурный узор геометрического характера из мельчайших ромбиков.
Цветная перевить – это строчка – вышивка по сетке, которая подготавливалась путем выдёргивания в местах, предназначенных для украшения вышивки. Техника вышивки заключалась в том, что вертикальные и горизонтальные нити - сетки перевивались цветными нитками. Структура сетки сохранялась, но сама сетка становилась упругой, плотной. Разнообразные узоры на полотенце выполнены путём сплошного застила отдельных участков цветной нитью и сочетания застила с перевитой сеткой.
Полотенце украшено широкими полосами из фабричного красного ситца и серебристо – золотистой парчи. Дополняют композицию узкие полосы, выполненные швом – пунктиром, изломанной и гладкой линиями. Продольные края полотенца подвёрнуты сплошным швом – пунктиром. (см. Приложение 3)
Орнамент – растительный, геометрический.
На полотенце в основном присутствует ромбический орнамент. Зародился он в глубокой древности и таит в себе глубокий символический смысл.
Великая Богиня жизни и ромбическая фигура (существует связь). Иногда изображение головы Великой Богини заменял простой ромб с отростками.
Ромбы с продлёнными сторонами, городчатый, с крюками образуют богатый декоративный узор. Тут и посев, и взращивание, и уборка урожая. Квадрат, заполненный квадратиками – точками ‑ символ засеянного поля. Полоска – земля, крест – огонь. Крюковые узоры – козюлки – рисунок изломанных линий. Это крюковая свастика. Знак свастики помещен в широкую полосу, символизирующую землю. Свастика - один из видов креста. Ярга (свастика) – коловорот - символ солнца.
Солнце в древности называли «коло» - символ
Движения, жизни, света, добра, счастья, благополучия. Это символ весеннего радостного солнца, ожитворяющего своими теплыми лучами всякую земную тварь. Это символ воскресения матери-природы под горячим воздействием бога солнца.
На полотенце преобладает праздничная, «горячая», колористическая гамма, построенная на открытых, звучных цветах: преобладание красного в соединении частично золотистого, серебристого, серо- синего, белого, чёрного.
И это всё даёт впечатление огненно – багряно – золотистого колорита.
Белый цвет – символика белого света – божества. Красный – цвет жизни, был посланием красного Солнца, символ его союза с землёй. Синий – символ вечности, преданности, чистоты. Золотистый – цвет Солнца и божественности. Чёрный – обращения к предкам. Серебристый – цвет мудрости.
Концы полотенца украшены плетением продольных и поперечных нитей, со свисающими кистями. Нити – хлопчато – бумажные. (см. Приложение 4)
Рассматривая орнаменты народов, тесно проживающих друг с другом, нельзя исключить и их взаимовлияния в технике исполнения и сюжетном построении. Хотя каждом народу в орнаменте присуще своё национальное. Так геометрический ромбовидный орнамент у разных народов выполнен по-своему. Для Смоленщины, в том числе и нашего края, я считаю, характерна бранная техника исполнения ромбовидного орнамента.
Размеры: длина 4 м, ширина – 38 см.
Материал - серебристо-белый холст, изготовленный из лучшего кужельного льна.
4. Использование рушников в современном мире.
В наши дни свадебные полотенца можно встретить не только в тишине музейных залов.
В последние годы возобновляется интерес к вышиванию, которое в наши дни предназначено в основном для украшения дома.
Этим летом я была на свадьбе, где увидела, как жених и невеста встали на «венчальный» рушник (или полотенце). Теперь я знаю, что это символизирует будущую семейную жизнь. Родители встречали молодоженов караваем, который лежал на красивом полотенце. Сейчас я могу сказать, что такое полотенце имеет название «хлебосольный».
Модным подарком на крестины стала крыжма не бывавшая в стирке, в которой принимают ребенка от купели при крещении, на уголке которой вышивают имя и дату крещения ребенка.
Стоит все-таки отметить, что во всем мире растет интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у одного человека.
5. Изготовление стилизованного узора.
Собрав информацию, мне захотелось самой вышить традиционный узор.
Для своего изделия я выбрала современные материалы: канва Аида №14, нитки мулине красного и черного цвета. Орнамент для своей работы использовала геометрический. Вышитый орнамент «хмель» можно отнести к молодежной символике. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля – это свадебная символика. Цветовая гамма выполнена в традиционном красном и черном цвете. Рисунок состоит из несколько повторяющихся элементов-раппортов.
(см. Приложение 5)
Заключение
Наш гипотеза полностью подтвердила важность и актуальность данного исследования. Полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов, сопровождая человека от рождения до смерти. Им по-прежнему украшают дома. Считаю данную тему интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края.

Список использованной литературы:
Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7
Газета для классных руководителей «Досуг в школе» №11, «И рушник вышивании…», В.М. Паршина
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996
Богуславская И..Я. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании государственного русского музея. Ленинград «Искусство» 1981. 311 с. (О крестьянской вышивке с. 136-150)
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Ростов-на-Дону. , 2007, 380 с.
Моисеенко Е. Русская вышивка XVII-начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. «Художник РСФСР» Ленинград 1978. 199 с.
Интернет источники
Информация от первоисточников
Приложения

(Приложение 1)

(Приложение 2)

(Приложение 3)

(Приложение 4)

(Приложение 5)