СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свадебное полотенце

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

С давних времен сеют на нашей Смоленской земле лён и ткут из него холст. Небогатый сундучок   был у наших предков: крестьянское платье из века в век одно и то же – сарафан да рубаха. Вот льняная скатерть, льняное полотенце. И всё одного цвета – белого.

Просмотр содержимого документа
«Свадебное полотенце»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия











Исследовательская работа

СВАДЕБНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ

Выполнила:

Ханеева Татьяна,

ученица 10 класса

Консультант:

учитель истории,

руководитель школьного

историко-краеведческого музея

Матюхина Р.И.



2017



Содержание

Введение………………………………………………………………………………....…....1-2

Основная часть……………………………………………………….……………….………3-6

  1. История возникновения слова «свадебное полотенце».…………..……………………………………………………..….……......3

  2. История создания свадебного полотенца.……….………………..….….....................3

  3. Значение вышитых узоров и техника исполнения….…………..…..….…………..4-5

  4. Использование рушников в современном мире.…………………………...…..…......5

  5. Изготовление стилизованного узора…………………………………………..………6

Заключение……………………………………………………………………….……………..6

Список использованной литературы:………………………………………….……………...7

Приложения………………………………………………………………………..…..…….8-10























Введение

С давних времен сеют на нашей Смоленской земле лён и ткут из него холст. Небогатый сундучок был у наших предков: крестьянское платье из века в век одно и то же – сарафан да рубаха. Вот льняная скатерть, льняное полотенце. И всё одного цвета – белого.

И вот взялась русская женщина за иголку… Легла на крестьянский стол расшитая скатерть. И в избе стало светлее… Стало нарядным и полотенце. А ведь были времена, когда без полотенца – никуда! Ни одно крупное событие в жизни человека не обходилось без него. Ни свадьба, ни рождение, ни похороны.

Трудная задача доставалась невестам - ни одну долгую зиму просиживали они за иголкой, готовя своё приданное.

В старину на Руси говорили: «Девочку в колыбельку, холстинку в коробейку».

В прежние времена девушка готовила себе приданое в течение ряда лет. В приданом невесты насчитывалось 30 – 40, а иногда и до 100 со вкусом расшитых полотенец.

Назначение крестьянских полотенец было разное: полотенце - набожник, т. е. на бога, свадебное, рукотёр.

Цель – формирование интереса к традиционной русской народной вышивке.

Задачи - исследовать роль свадебного полотенца в обрядовой культуре славян и использование его в современности;

  • узнать, что такое «свадебное полотенце» и определить его роль в обрядовой культуре;

  • познакомиться со значением символики в вышивке свадебного полотенца;

  • определить роль свадебного полотенца в русской культуре прошлого и современных обрядах;

  • изучить свадебное полотенце музея моей школы;

  • изготовить стилизованный узор.

Гипотеза: история свадебного полотенца своими корнями уходит в прошлое, но он применяется активно и в настоящее время.





Методы исследования:

  • поиск и анализ информации в научно-познавательной литературе;

  • знакомство с экспонатами школьного и районного музеев.

  • изготовление вышивки стилизованного узора.

Этапы работы

  • Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.

  • Ознакомление с историческими экспозициями музеев.

  • Обобщение полученных сведений.

  • Консультация учителя.

Актуальность исследования:

Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению истории вышивки свадебных полотенец. Уникальное и многообразное по своим видам народное искусство составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно вышивка является самым доступным и любимым видом творчества это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь.

Как и где можно применить в наше время вышитые свадебные полотенца?

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в наш быт, одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют вышивку при разработке коллекций одежды, интерьера. Все чаще в моду входят стилизованные свадьбы.

Практическая значимость: информация о свадебном полотенце может быть использована на уроках технологии, в работе школьного музея, в фольклорных праздниках.











Основная часть

    1. История возникновения слова «свадебное полотенце»

Свадебное полотенце — (рус.  рукотерник, ручник, утирник) полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.

Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика полотенца во многом аналогичны рушнику.



    1. История создания свадебного полотенца

Место создания: д. Хорошонки, Сафоновского района, Дуровского сельского совета, Смоленской области.

Время создания: приблизительно 1896 – 1898 годы.

Автор: Морозова Наталья Кондратьевна, 1882 года рождения.

Полотенце выполнено жительницей деревни Хорошонки, Сафоновского района Смоленской области, Морозовой Натальей Кондратьевной,1882 года рождения. Простая крестьянка. До революции подрабатывала у местного кулака, а при Советской власти всю жизнь проработала в колхозе.

По словам внучки Натальи Кондратьевны, Базенковой Галины Алексеевны, это полотенце бабушка сама изготовила (ткала холст, вышивала) и во время свадебного чина-рукобитья дарила жениху, вешая его на шею. Это означало, что невеста просватана. Этим полотенцем потом украшали божницу на всё время свадьбы. А при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки.

Галина Алексеевна, 1939 года рождения, сейчас живет в Сафонове, в прошлом бухгалтер, а сейчас на пенсии.

Это полотенце она передала своей внучке Базенковой Лизе, 1989 года рождения, бывшей ученице нашей школы. Отдавая полотенце, она сказала, что такие вещи не должны быть спрятанными в сундуках. Пусть дети любуются искусством русских вышивальщиц и знают о наших национальных традициях, о корнях, истоках.

(см. Приложение 1)

    1. Значение вышитых узоров и техника исполнения

Техника ткачества – бранное. Название техники происходит от слов «брать», «выбирать», «браника», брать холст с набранным рисунком, а бранным называют крестьянское цветное шитьё, вышивку по холсту, где нитки берутся счётом. Таким образом, в результате бранья иглой и бранного ткачества получается ткань, на которой чётко выделяются геометрические узоры: разные формы ромбов образуют ярко – красный ковёр. Именно такая техника ткачества на данном полотенце.

Техника вышивки: крестецкая строчка, ромбовая строчка, цветная перевить.

Крестецкая строчка – ажурный узор геометрического характера. На полотенце гирлянда из роз. (см. Приложение 2)

Ромбовая строчка – ажурный узор геометрического характера из мельчайших ромбиков.

Цветная перевить – это строчка – вышивка по сетке, которая подготавливалась путем выдёргивания в местах, предназначенных для украшения вышивки. Техника вышивки заключалась в том, что вертикальные и горизонтальные нити - сетки перевивались цветными нитками. Структура сетки сохранялась, но сама сетка становилась упругой, плотной. Разнообразные узоры на полотенце выполнены путём сплошного застила отдельных участков цветной нитью и сочетания застила с перевитой сеткой.

Полотенце украшено широкими полосами из фабричного красного ситца и серебристо – золотистой парчи. Дополняют композицию узкие полосы, выполненные швом – пунктиром, изломанной и гладкой линиями. Продольные края полотенца подвёрнуты сплошным швом – пунктиром. (см. Приложение 3)

Орнамент – растительный, геометрический.

На полотенце в основном присутствует ромбический орнамент. Зародился он в глубокой древности и таит в себе глубокий символический смысл.

Великая Богиня жизни и ромбическая фигура (существует связь). Иногда изображение головы Великой Богини заменял простой ромб с отростками.

Ромбы с продлёнными сторонами, городчатый, с крюками образуют богатый декоративный узор. Тут и посев, и взращивание, и уборка урожая. Квадрат, заполненный квадратиками – точками ‑ символ засеянного поля. Полоска – земля, крест – огонь. Крюковые узоры – козюлки – рисунок изломанных линий. Это крюковая свастика. Знак свастики помещен в широкую полосу, символизирующую землю. Свастика - один из видов креста. Ярга (свастика) – коловорот - символ солнца.

Солнце в древности называли «коло» - символ

Движения, жизни, света, добра, счастья, благополучия. Это символ весеннего радостного солнца, ожитворяющего своими теплыми лучами всякую земную тварь. Это символ воскресения матери-природы под горячим воздействием бога солнца.

На полотенце преобладает праздничная, «горячая», колористическая гамма, построенная на открытых, звучных цветах: преобладание красного в соединении частично золотистого, серебристого, серо- синего, белого, чёрного.

И это всё даёт впечатление огненно – багряно – золотистого колорита.

Белый цвет – символика белого света – божества. Красный – цвет жизни, был посланием красного Солнца, символ его союза с землёй. Синий – символ вечности, преданности, чистоты. Золотистый – цвет Солнца и божественности. Чёрный – обращения к предкам. Серебристый – цвет мудрости.

Концы полотенца украшены плетением продольных и поперечных нитей, со свисающими кистями. Нити – хлопчато – бумажные. (см. Приложение 4)

Рассматривая орнаменты народов, тесно проживающих друг с другом, нельзя исключить и их взаимовлияния в технике исполнения и сюжетном построении. Хотя каждом народу в орнаменте присуще своё национальное. Так геометрический ромбовидный орнамент у разных народов выполнен по-своему. Для Смоленщины, в том числе и нашего края, я считаю, характерна бранная техника исполнения ромбовидного орнамента.

Размеры: длина 4 м, ширина – 38 см.

Материал - серебристо-белый холст, изготовленный из лучшего кужельного льна.

4. Использование рушников в современном мире.

В наши дни свадебные полотенца можно встретить не только в тишине музейных залов.

В последние годы возобновляется интерес к вышиванию, которое в наши дни предназначено в основном для украшения дома.

Этим летом я была на свадьбе, где увидела, как жених и невеста встали на «венчальный» рушник (или полотенце). Теперь я знаю, что это символизирует будущую семейную жизнь. Родители встречали молодоженов караваем, который лежал на красивом полотенце. Сейчас я могу сказать, что такое полотенце имеет название «хлебосольный».

Модным подарком на крестины стала крыжма не бывавшая в стирке, в которой принимают ребенка от купели при крещении, на уголке которой вышивают имя и дату крещения ребенка.

Стоит все-таки отметить, что во всем мире растет интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у одного человека.

5. Изготовление стилизованного узора.

Собрав информацию, мне захотелось самой вышить традиционный узор.

Для своего изделия я выбрала современные материалы: канва Аида №14, нитки мулине красного и черного цвета. Орнамент для своей работы использовала геометрический. Вышитый орнамент «хмель» можно отнести к молодежной символике. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля – это свадебная символика. Цветовая гамма выполнена в традиционном красном и черном цвете. Рисунок состоит из несколько повторяющихся элементов-раппортов.

(см. Приложение 5)



Заключение

Наш гипотеза полностью подтвердила важность и актуальность данного исследования. Полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов, сопровождая человека от рождения до смерти. Им по-прежнему украшают дома. Считаю данную тему интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края.





Список использованной литературы:

  1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7

  2. Газета для классных руководителей «Досуг в школе» №11, «И рушник вышивании…», В.М. Паршина

  3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996

  4. Богуславская И..Я. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании государственного русского музея. Ленинград «Искусство» 1981. 311 с. (О крестьянской вышивке с. 136-150)

  5. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Ростов-на-Дону. , 2007, 380 с.

  6. Моисеенко Е. Русская вышивка XVII-начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. «Художник РСФСР» Ленинград 1978. 199 с.

  7. Интернет источники

  8. Информация от первоисточников



























Приложения

(Приложение 1)



(Приложение 2)



(Приложение 3)

(Приложение 4)



(Приложение 5)