Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Промышленный дизайн. Художественное выпиливание из фанеры»
Автор-составитель:
Кибиткина Екатерина Васильевна,
педагог дополнительного образования
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного творчества может каждый желающий ребенок.
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс; детям, родителям, педагогу увидеть результаты общего труда. Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, итоговая выставка детских работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования.
При этом проводятся:
входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (в форме выставки).
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ (диагностическая карта), выполнение практических заданий, и т.д.
Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) - выставки, тестирование, анализ работ.
Итоговый (май) - итоговая выставка учащихся детского объединения.
Формы подведения итогов реализации программы: собеседование, открытые занятия, наблюдения, тестирования и т.д.
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
Результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в соответствии с разделом «Мониторинг образовательных результатов». Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе представлена в таблице №1.
Таблица №1
№ | Вид контроля | Название | Описание |
1 | Входящий | Обследование | Диагностические задания на свободную тему, в начале обучения, дают понимание о способностях ребенка, уже имеющихся знаниях и навыках |
2 | Текущий | Анализ творческих работ | Текущий анализ творческих работ. Помогает определить уровень креативности, художественной выразительности, умение использовать богатство цветовой палитры и композиционные приемы |
3 | Текущий | Наблюдение | Дает четкое представление о возможностях ребенка, его предпочтениях в декоративно-прикладном творчестве |
4 | Текущий итоговый | Контрольное занятие | Помогает выявить уровень овладения практическими умениями |
5 | Текущий, итоговый | Устные опросы | Помогают закрепить теоретические знания и проверить их уровень, а также отследить неусвоенный материал |
6 | Текущий, итоговый | Участие на выставках и конкурсах | Получение детьми грамот и дипломов |
7 | Итоговый | Выставка работ учащихся | В конце учебного года готовится итоговая выставка. Каждый обучающийся становится участником этой выставки, вне зависимости от его уровня подготовки, поскольку это дает осознание причастности к коллективу |
Итоговый контроль проводится по окончании первого полугодия (декабрь) каждого учебного года, что позволяет оценить степень освоения программы на данном этапе, и в конце каждого учебного года (май), что позволяет оценить результативность освоения программы за учебный год.
Результаты мониторинга
результатов обучения учащихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (диаграммы)
Теоретические знания:
Средний балл 6,8 Средний балл 8,5
Практические умения и навыки
Средний балл 7,1 Средний балл 8,5
Владение специальной терминологией
Средний балл 6,4 Средний балл 8,3
Творческие навыки
Средний балл 6,8 Средний балл 8,3
Общеучебные умения и навыки:
Умение подбирать и анализировать материалы
Средний балл 7,0 Средний балл 8,3
Умение слушать и слышать педагога
Средний балл 8,2 Средний балл 8,7
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Средний балл 8,5 Средний балл 9.5
Умение точно выполнять инструкцию
Средний балл 3,9 Средний балл 4.5
Динамика результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы за 2 учебных года представлена в диаграмме №1.
Диаграмма № 1
Стабильность эффективности воспитательного процесса (по результатам мониторинга) за 2 учебных года представлена в диаграмме №2.
Диаграмма № 2
Стабильность сохранности контингента учащихся по программе представлена в таблице №3.
Таблица №3
Учебный год | Количество детей на начало учебного года | Количество детей на конец учебного года |
2019-2020 | 50 | 51 |
2020-2021 | 50 | 53 |
Стабильность сохранности контингента учащихся на протяжении 2 лет приближается к 100%, в середине и к концу года наблюдается рост численности. Дети приходят в объединение по совету друзей, которые уже посещают занятия.
По результатам анкетирования родителей заявляется вывод об удовлетворенности результатами обучения детей в объединении. Удовлетворенность взаимодействием родителей с педагогом -100% положительные отношения. При работе с родителями были выявлены основные мотивы занятий – это способности детей и полезная деятельность.
На протяжении последних двух лет учащиеся объединения проводят мастер-классы внутри учреждения и вне его. Работы учащихся принимают участие во всех календарных выставках учреждения и района.
Еще один критерий, по которому оценивается результативность реализации программы – победы и участие обучающихся в конкурсах и мероприятиях разного уровня (таблица №2).
Таблица №2
№ п/п | Вид и наименование мероприятия | Уровень | Результат |
2019 | Конкурс «Солнечный свет» | Международный интернет конкурс | Диплом 1 степени |
2019 | Конкурс «Умелые руки» | Муниципальный конкурс | Диплом 1 место |
2019 | Конкурс-фестиваль детского конкурса «Светлый праздник-Рождество Христово» в номинации «Декоративно прикладное творчество» | Краевой конкурс | Участник |
2020 | Краевая выставка детских творческих работ «Не смолкнет слава тех великих лет» | Краевая выставка | Сертификат |
2020 | Муниципальный этап краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Моей любимой маме» в номинации «Лучшая открытка» | Муниципальный этап краевого конкурса | 1 место |
2020 | Международный конкурс «Древо талантов» в номинации «Декоративно - прикладное творчество» | Международный интернет конкурс | Победитель |
2021 | Международный конкурс «Юные таланты» в номинации ДПТ | Международный интернет конкурс | Диплом 1 место |
2021 | Конкурс «Новогодний сувенир» | Международный интернет конкурс | Диплом 1 место |
2021 | VII региональный фестиваль творческих инициатив «Крылатые качели» | Региональный фестиваль | Диплом 2 место |