СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Светлый праздник - пасхи

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок. Светлый праздник - пасха

Просмотр содержимого документа
«Светлый праздник - пасхи»

Конспект урока в 4 классе «Светлый праздник»

Цель: знакомство детей с видами музыки Пасхи и их особенностями, народными пасхальными обрядами и традициями.

Задачи:

  1. Знать термины: тропарь, обряд, волочебники.

  2. Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.

  3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний

  • Составление кластера.

  1. Работа по теме урока

  • Слушание и осмысливание.

  • Проблемная ситуация.

  • Закрепление нового материала в процессе выполнения творческого задания.

  1. Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.

  2. Итог, оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. Слушание музыки.

  2. Вокально-хоровая работа.

  3. Импровизационная деятельность (самостоятельное исполнение ).

  4. Выполнение творческого задания в процессе слушания.

Методы обучения: словесный,игровой, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.

Ход урока:

Тема нашего урока связана с приходом весны:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет ,полна чудес!

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…На это время и приходится Светлое Христово Воскресенье-Пасха. Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот день радостный, светлый. И поэтому тема урока звучит:

«Светлый праздник»

Все события ,связанные с ним-огромное чудо! Давайте немного вспомним события, о которых нам поведала Библия-главная христианская книга.

Слайды «Немного о пасхе».

Каждый год праздник Пасхи приходится на разные дни. В этом году когда мы отмечаем этот праздник?(20 апреля)

Со светлым праздником у нашего православного народа связано много традиций. обычаев и обрядов.И сегодня мы вспомним некоторые из них.

Конечно,же начинается сам праздник в церкви с Пасхального богослужения-Всенощной службы.

  • Кто из вас бывал на Пасхальном богослужении?

  • Кто собирается пойти на Всенощную службу в этом году?

Во время богослужения звучит тропарь.Что такое тропарь?На стр.32 нотное приложение пасхального тропаря(читаем).Священник(батюшка),церковный хор и все прихожане поют этот тропарь.Давайте и мы с вами попробуем его пропеть.

Исполнение «Пасхального тропаря»

Во время пасхальной службы, кроме тропаря и других песнопений, звучит очень красивая молитва композитора Чеснокова «Ангел вопияше».Мы сегодня обязательно послушаем эту молитву.В конце службы происходит освящение пасхальных даров-куличей и яиц.

Чтобы наш рассказ о народных пасхальных традициях и обрядах был более интересным,предлагаю устроить дружеские соревнования. Согласны?

У нас есть 2 группы. Каждая группа за правильные ответы и хорошо выполненные задания получит вот такие бонусы( ).Что с ними делать и как подвести итог соревнования я скажу в конце урока. Согласны на такую интригу?

1 задание: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ.

Сейчас мы с вами вспомним некоторые родные обычаи старины.

  • 1вопрос: У русских крестьян на Пасху был обычай поздравлять своих соседей,ходя из одного дома в другой,играя на волынках,исполняя песни и ожидая подарки.Как называли таких людей?(волочебники)

  • 2. Что означает это слово?(поющие под окнами)

  • 3.Как называется этот обряд?(хождение волочебников)

  • 4.Стр.36,нотное приложение(читаем,поем)

  • 5.Как называлось первое воскресенье после Пасхи?(красная горка)

  • 6.Чем занимались молодежь и дети в этот день?

  • 7.Как называется первая неделя после Пасхи?(свктлая)

  • 8.Какой еще обычай существует на Светлой неделе?

  • 9.Как называется звон,когда бьют во множество колоколов?(трезвон)

В праздник Пасхи мы услышим один из самых красивых праздничных звонов,где будут звучать все колокола:и большие, и самые маленькие.

Звучит Праздничный Пасхальный Перезвон.

  • Как вы думаете,в каком веке появились колокола на Руси?

  • Когда звонили в колокол?

Первое упоминание о колоколах встречается в 10 веке и на протяжении многих веков сопровождали жизнь христиан:размеряли время сна и бодрствания,труда и отдыха,веселья и скорби,указывали путнику дорогу,если он заблудился.Колокольный звон служил мерилом праведности и добра.Колокола были несовместимы с ложью,несправедливостью и греховностью.Даже лучшие похвалы звучали так: «голос чище звона», «слава,что звон».Люди с огромным уважением и любовью всегда относились к колоколам.

И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь,гудя ,затрепетал.

Певучие,серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

  • Как называется большой колокол?

  • Где находится самый огромный колокол?

И настало время следущего задания.Я предлагаю попробовать себя в роли звонорей в римтмической игре «ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗВОНЫ»

О колоколах существует очень много легенд:

  • Наполеон,вступив в Москву,решил взорвать колокольню Ивана Великого.По его указанию под нее положили большое количество пороха и подожгли.Раздался взрыв,колокольня взлетела вверх,а затем опустилась на прежнее место целая и невредимая.

  • По рассказам жителей в Ярославской губернии на заводе отлили 2 колокола.Когда их переплавляли через реку,один колокол упал в реку и затонул.Второй благополучно добрался до места и был установлен.Но когда он звонил,звуки его были печальны,и жители могли расслышать слова в его звоне: «Брат Кондрат на дне лежит,а мне не велит».

  • По нродным поверьям влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы,теряют силу колдовство и гадания.

  • А вот вполне реальный факт,которые установили ученые:в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Говорят,когда звонишь в колокол,душа светлее становится.И я желаю всем,чтобы в вашей душе звучал самый светлый колокольчик.

А у нас 3 задание: ПАСХАЛЬНЫЕ СТИХИ.

(Д/з: каждая команда готовит по 3 стихотворения).Подведение итогов-получение бонусов.

Задание 4 :ПАСХАЛЬНЫЕ НАПЕВЫ.

  • «Благовест»

  • «Пасхальный гимн»



Подведение итогов(бонусы).

Настадо время последнего 5 задания:

Одним из традиционных атрибутов и украшений праздника Пасхи являются расписанные пасхальные яйца.Кто знает,чем в старину окрашивали пасхальные яйца?

В настоящее время украшение пасхальных яиц стало настоящим искусством,используются различные материалы,приемы и даже методики.

Посмотрите,как могут быть выполнены пасхальные украшения.Вы можете сделать их своими руками и подарить близким и родным на Пасху.А наше 5 задание такое:

Обе группы получили за работу свои бонусы.Если вы заметили,то бонусы в форме яйца,даже уже разноцветные.Вам осталось только расписать их своими узорами и украсить пасхальное дерево.А пока вы будете работать ,мы послушаем молитву Павла Чеснокова «Ангел вопияше»,о которой я говорила в начале урока.

Слушание «Ангел вопияше»П.Чеснокова.

Работа в группах, подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами вспомнили православные традиции,поговорили о Пасхе,украсили Пасхальные деревца, и я надеюсь,что ваши души посветлели,стали чище помыслы,а в сердце появилось еще немного места для любви и добра.

Исполнение «Дорога Добра»

музыка М.Минкова слова Ю.Энтина