Конспект урока в 4 классе «Светлый праздник»
Цель: знакомство детей с видами музыки Пасхи и их особенностями, народными пасхальными обрядами и традициями.
Задачи:
Знать термины: тропарь, обряд, волочебники.
Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.
Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.
Структура урока:
Организационный момент.
Мотивация.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний
Работа по теме урока
Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
Итог, оценивание.
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки.
Вокально-хоровая работа.
Импровизационная деятельность (самостоятельное исполнение ).
Выполнение творческого задания в процессе слушания.
Методы обучения: словесный,игровой, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.
Ход урока:
Тема нашего урока связана с приходом весны:
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет ,полна чудес!
ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…На это время и приходится Светлое Христово Воскресенье-Пасха. Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот день радостный, светлый. И поэтому тема урока звучит:
«Светлый праздник»
Все события ,связанные с ним-огромное чудо! Давайте немного вспомним события, о которых нам поведала Библия-главная христианская книга.
Слайды «Немного о пасхе».
Каждый год праздник Пасхи приходится на разные дни. В этом году когда мы отмечаем этот праздник?(20 апреля)
Со светлым праздником у нашего православного народа связано много традиций. обычаев и обрядов.И сегодня мы вспомним некоторые из них.
Конечно,же начинается сам праздник в церкви с Пасхального богослужения-Всенощной службы.
Во время богослужения звучит тропарь.Что такое тропарь?На стр.32 нотное приложение пасхального тропаря(читаем).Священник(батюшка),церковный хор и все прихожане поют этот тропарь.Давайте и мы с вами попробуем его пропеть.
Исполнение «Пасхального тропаря»
Во время пасхальной службы, кроме тропаря и других песнопений, звучит очень красивая молитва композитора Чеснокова «Ангел вопияше».Мы сегодня обязательно послушаем эту молитву.В конце службы происходит освящение пасхальных даров-куличей и яиц.
Чтобы наш рассказ о народных пасхальных традициях и обрядах был более интересным,предлагаю устроить дружеские соревнования. Согласны?
У нас есть 2 группы. Каждая группа за правильные ответы и хорошо выполненные задания получит вот такие бонусы( ).Что с ними делать и как подвести итог соревнования я скажу в конце урока. Согласны на такую интригу?
1 задание: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ.
Сейчас мы с вами вспомним некоторые родные обычаи старины.
1вопрос: У русских крестьян на Пасху был обычай поздравлять своих соседей,ходя из одного дома в другой,играя на волынках,исполняя песни и ожидая подарки.Как называли таких людей?(волочебники)
2. Что означает это слово?(поющие под окнами)
3.Как называется этот обряд?(хождение волочебников)
4.Стр.36,нотное приложение(читаем,поем)
5.Как называлось первое воскресенье после Пасхи?(красная горка)
6.Чем занимались молодежь и дети в этот день?
7.Как называется первая неделя после Пасхи?(свктлая)
8.Какой еще обычай существует на Светлой неделе?
9.Как называется звон,когда бьют во множество колоколов?(трезвон)
В праздник Пасхи мы услышим один из самых красивых праздничных звонов,где будут звучать все колокола:и большие, и самые маленькие.
Звучит Праздничный Пасхальный Перезвон.
Первое упоминание о колоколах встречается в 10 веке и на протяжении многих веков сопровождали жизнь христиан:размеряли время сна и бодрствания,труда и отдыха,веселья и скорби,указывали путнику дорогу,если он заблудился.Колокольный звон служил мерилом праведности и добра.Колокола были несовместимы с ложью,несправедливостью и греховностью.Даже лучшие похвалы звучали так: «голос чище звона», «слава,что звон».Люди с огромным уважением и любовью всегда относились к колоколам.
И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь,гудя ,затрепетал.
Певучие,серебряные громы
Сказали весть святого торжества.
И настало время следущего задания.Я предлагаю попробовать себя в роли звонорей в римтмической игре «ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗВОНЫ»
О колоколах существует очень много легенд:
Наполеон,вступив в Москву,решил взорвать колокольню Ивана Великого.По его указанию под нее положили большое количество пороха и подожгли.Раздался взрыв,колокольня взлетела вверх,а затем опустилась на прежнее место целая и невредимая.
По рассказам жителей в Ярославской губернии на заводе отлили 2 колокола.Когда их переплавляли через реку,один колокол упал в реку и затонул.Второй благополучно добрался до места и был установлен.Но когда он звонил,звуки его были печальны,и жители могли расслышать слова в его звоне: «Брат Кондрат на дне лежит,а мне не велит».
По нродным поверьям влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы,теряют силу колдовство и гадания.
А вот вполне реальный факт,которые установили ученые:в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
Говорят,когда звонишь в колокол,душа светлее становится.И я желаю всем,чтобы в вашей душе звучал самый светлый колокольчик.
А у нас 3 задание: ПАСХАЛЬНЫЕ СТИХИ.
(Д/з: каждая команда готовит по 3 стихотворения).Подведение итогов-получение бонусов.
Задание 4 :ПАСХАЛЬНЫЕ НАПЕВЫ.
«Благовест»
«Пасхальный гимн»
Подведение итогов(бонусы).
Настадо время последнего 5 задания:
Одним из традиционных атрибутов и украшений праздника Пасхи являются расписанные пасхальные яйца.Кто знает,чем в старину окрашивали пасхальные яйца?
В настоящее время украшение пасхальных яиц стало настоящим искусством,используются различные материалы,приемы и даже методики.
Посмотрите,как могут быть выполнены пасхальные украшения.Вы можете сделать их своими руками и подарить близким и родным на Пасху.А наше 5 задание такое:
Обе группы получили за работу свои бонусы.Если вы заметили,то бонусы в форме яйца,даже уже разноцветные.Вам осталось только расписать их своими узорами и украсить пасхальное дерево.А пока вы будете работать ,мы послушаем молитву Павла Чеснокова «Ангел вопияше»,о которой я говорила в начале урока.
Слушание «Ангел вопияше»П.Чеснокова.
Работа в группах, подведение итогов.
Сегодня на уроке мы с вами вспомнили православные традиции,поговорили о Пасхе,украсили Пасхальные деревца, и я надеюсь,что ваши души посветлели,стали чище помыслы,а в сердце появилось еще немного места для любви и добра.
Исполнение «Дорога Добра»
музыка М.Минкова слова Ю.Энтина