Сценарий внеклассного мероприятия для школьников на тему: Святочные гадания
Цель: приобщение учащихсяк духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи:
формировать познавательные потребности и интересы младших школьников, активность;
обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем, расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре.
Предварительная работа: накануне каникул детям дается задания: узнать у родителей, бабушек, друзей по 1-2 обряду Святочных гаданий и приготовить необходимые атрибуты; написать на 13 бумажках желания;
поручить ребятам узнать и заметить такие из основных природных явлений на Рождество: наличие снега, температура воздуха, наличие ветра, а то и метели, количество звезд на небе и др.
Материал: необходимые атрибуты для гадания; мешок, в котором находятся всевозможные сувениры и сладости.
Ход: Звучат Рождественские мелодии.
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами поговорим о святочных гаданиях. Святочные гадания – это старинная, языческая традиция. Святки – приходятся на две недели от 6 января до Крещения (то есть до 19 января). И это лучшее время для гадания.
Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается. Народные приметы в гаданиях очень разнообразны: их проводят на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах, гадают по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам, и так далее.
Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас, правда, в самом разгаре зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Сегодня мы подробнее рассмотрим самые простые, популярные и неожиданные рождественские гадания.
Педагог: Итак, накануне вам, ребята, было поручено узнать и заметить такие из основных природных явлений на Рождество:
Наличие снега. Если в Рождество Христово снега много – это к удачному и доброму году.
Температура воздуха. Если день в целом теплый и погожий, то урожай будет добротным и хорошим, пшеничные поля – полными зерна.
Наличие ветра, а то и метели. Если есть метель в сочельник, то будет много меда благодаря обилию пчел.
Количество звезд на небе. Если в небе много звезд – то будет много гороха в урожае.
Дети могут даже завести определенный дневничок гаданий по явлениям природы, куда могут записывать, а то и зарисовывать свои наблюдения, отмечая и приметы, связанные с ними.
«Гадание на бобах (крупе)»
Педагог: Гадание на бобах - это гадание на исполнение желания.
Педагог дает инструкцию, а несколько желающих детей, приступают к её исполнению:
Вам нужно сесть с баночкой крупы или бобов, загадать желание и произнести его вслух. Вытащите из баночки горстку крупы, и еще раз загадав желание вслух, рассыпьте ее по столу. Сосчитайте количество крупинок, если их четное количество - желание сбудется, если нечетное, к сожалению, нет.
Игра на Рождество «Дары волхвов»
Все присутствующие по очереди опускают руку в мешок, в котором находятся всевозможные сувениры и сладости, и пытаются угадать, какой же именно предмет находится у него в руке; после этого предмет достают из мешка. Если участник угадал верно, то он забирает эту вещь себе.
«Гадание с тарелками»
Педагог дает инструкцию, а несколько желающих детей, приступают к её исполнению:
У меня несколько тарелок, и в них: хлеб, чеснок, сахар, соль, кольцо и монета. Затем, все присутствующие закрывают глаза, и каждый выбирает себе тарелку. У кого окажется тарелка с хлебом - это к достатку, с сахаром- к веселому времяпрепровождению, соль - к несчастьям, чеснок - к слезам и бедам, монета - к богатству, а кольцо- к скорой женитьбе.
«Если в доме много книг»
Педагог: Непосредственно же гадание осуществляется следующим образом:
Сначала задается конкретный вопрос, беспокоящий гадающего. Задавать его нужно той книге, на которой гадают, мысленно повторяя его про себя несколько раз.
После того, как задача сформулирована, надо открыть книгу на первом попавшемся месте, задав определенную строчку, из которой и будет прочтен соответствующий вопросу ответ. (В гадание с книгой участвуют несколько человек по желанию.)
«Чашки-ложки-поварешки»
Педагог: Хорошим гаданием в Рождество может стать «Чашки-ложки-поварешки», в котором вся соль состоит в раздаче так называемых “чаш судьбы”. Итак, что для этого нужно?
Педагог дает инструкцию, а несколько желающих детей, приступают к её исполнению:
каждому взять абсолютно одинаковые кружки (желательно глубокие и обязательно – по количеству гадающих).
Затем нужно раскидать по данным кружкам в произвольном порядке различные предметы, какие только найдутся в кухне или у мамы по шкатулкам. Например, это могут быть монетки, бусинки, кусочки хлеба, кубики сахара, семечки, луковицы, соль, камешки и прочие вещички маленького калибра.
Предметы на дне импровизированных “чаш судьбы” заливаются черным чаем (чтобы не видно было содержимое), а затем предлагаются на выбор гадающим.
Каждый из участников должен сам выбрать себе чашечку и достать с ее дна предмет.
Расшифровка производится примерно следующим образом: достался лук – к печали и разочарованию, попался камешек – к решению трудных жизненных задач, на дне оказался сахар или конфета – жизнь будет сладкой и красивой, монетка – сулит богатство и роскошь, бусинка – интересные встречи, семечки – множество новых друзей, если же в кружке не оказалось ничего – значит, жизнь в будущем году перемен особых не принесет.
Динамическая пауза с элементами гадания «Хоровод»
Все выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему (по очереди девочка или мальчик) завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Хоровод поёт:
Ходи, ходи, хоровод,
Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду,
Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай,
Да смотри не прогадай!»
Примечание: если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.
Водящий отвечает словами:
Все собою хороши,
Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку)
«Гадание на исполнение желания»
Заранее детям было дано задание написать на 13 бумажках желания. Дети кладут их в миску и наливают воду, первая, которая всплывёт, то и сбудется. (Участвуют в гадании на бумажках несколько желающих детей.)
«Гадание на кубиках»
Педагог: Для гадания вам понадобятся два игральных кубика. Участник бросает кубики. Если выпадает дубль, то он получает предсказание. Бросать кубики можно шесть раз. Если за шесть бросков ни разу не выпал дубль, значит, время гадания для этого участника еще не пришло, и судьба не хочет, чтобы он заглядывал в будущее. Значение дублей:
Две единицы - неудача в делах;
Две двойки - ссоры с друзьями и любимыми;
Две тройки - путешествие, новые знакомства;
Две четверки - успех в делах;
Две пятерки - материальное благополучие;
Две шестерки - большая любовь.
Подведение итога:
В конце Святочных гаданий всех приглашают за стол. К чаю можно подать печенье с сюрпризом. Внутри каждого печенья запечена бумажка с предсказаниями. Бумажки обязательно должны быть завернуты в пищевую фольгу. Предсказания обязательно должны быть хорошими, добрыми, например:
1.
Если лить не будешь слез,
Денег будет целый воз.
2.
Твой удел не так уж прост,
Ждёт тебя карьерный рост.
3.
О, чудо, судьба приготовит сюрприз,
Пакуй чемоданы, поедешь в круиз.
4.
Ждать осталось, самую малость,
Скоро в дом твой заглянет радость.
5.
Ждет тебя скоро крутой поворот,
Большая любовь в этот год тебя ждет.
Педагог: И последнее, на гадания надейся – сам не плошай. Девочки, не нужно полагаться только на судьбу и ждать принца, ничего не предпринимая для встречи с ним. Попробуйте сами устроить вашу жизнь так, как вы ее видите в мечтах — у вас обязательно получится, ведь главное — быть уверенной в своем счастье.
Будьте же здоровы и счастливы, дорогие ребята! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!
Примечание: За чаепитием педагог поддерживает непринужденный разговор на тему Святочных гаданий (обмен опытом).
Педагог копирует все записи Святочных гаданий, которые дети узнали накануне и записали. И обязательно раздает детям, чтобы дети могли погадать дома.