Святослав Теофилович Рихтер.
Пианист века.
К 110-летию со дня рождения
Жизнь великих людей впечатляет и вдохновляет! Талант, помноженный на характер и трудолюбие делает их жизнь интересной для того, чтобы узнать о ней подробно.
К череде великих музыкантов, помимо композиторов, мы безусловно отнесем и исполнителей. К сожалению, программы ДМШ и ДШИ не подразумевают знакомство с жизнью и творчеством музыкантов, посвятивших свою жизнь исполнительству. Очень часто юные музыканты очень мало знают о людях, творчество которых является для нас, музыкантов, примером.
Я расскажу вам о музыкальном гении, одном из самых значительных и впечатляющих фигур среди исполнителей-пианистов.
Пианист века… Пожалуй, в этих двух словах – суть отношения к нему и у нас, и во всем мире.
СВЯТОСЛАВ РИХТЕР!
Рихтер родился в семье музыкантов 20 марта 1915 года. В этом году мы будем отмечать 110 лет со дня его рождения. Отец был пианистом и преподавал в Одесской консерватории. Мама была эрудированной любительницей музыки. В семье музыкантов- профессионалов часто случается, что уделяя много времени ученикам, не успевают заниматься со своими детьми. Так случилось и в семье Рихтеров.
Первым учителем Рихтера был отец. Теофил Данилович — выпускник Венской академии музыки — первые уроки дал сыну в пять лет. Это не был стандартный курс фортепиано. Лишь азы. А потом доверил сына одной из своих учениц. А она была АРФИСТКОЙ, и фортепиано было для нее всего лишь общей дисциплиной. И примерно с девяти лет мальчик остался предоставленным самому себе.
Сейчас, оглядываясь на прошлое, все это можно воспринять как нечто уникальное в музыкально-исполнительском искусстве 20 века. Человек, коему уготовлено в грядущем сделаться крупнейшей артистической фигурой эпохи, не знает в юности (если точно до двадцати двух лет) ни заботливых опекунов учителей, ни планомерно организованных занятий, ни обязательных каждодневных экзерсисов за клавиатурой, гамм, арпеджио и т.д. Зато, в отличие от многих из них, ему знакомо другое – ранняя самостоятельность.
Полученную свободу Рихтер использовал на свой лад. Он учился сам — по произведениям великих. Просто брал все ноты, что были в доме. Любил, к примеру, Шопена. Научившись виртуозно читать с листа, он в 15 лет начал работать аккомпаниатором в кружке при одесском Доме моряка. После окончания школы работал концертмейстером в Одесской филармонии. затем в Театре оперы и балета. В 19 лет дал первый сольный концерт, который имел большой успех. Рихтеру нравился театр, и все знали, что он увлечен мыслью о дирижировали. И вдруг, когда ему исполнилось 22 года неожиданно для всех, никому ничего не говоря, он собрался и уехал в Москву.
О первой встрече двадцатидвухлетнего Рихтера с его учителем, выдающимся музыкантом, педагогом Генрихом Густавовичем Нейгаузом, рассказано самим учителем:
«Студенты попросили меня прослушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в консерваторию в мой класс.
_Он уже окончил музыкальную школу?
_ Нет, он нигде не учился.
Признаюсь, ответ несколько озадачивал. Человек, не получивший музыкального образования, собирался в консерваторию! Интересно было посмотреть на смельчака.
И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, синеглазый, с живым удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль и заиграл. Играл он сдержанно, просто и строго. Его исполнение сразу захватило меня. Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант!». С этого дня Святослав Рихтер стал моим учеником.»
Впоследствии, Нейгауз часто объяснял понятие: Рихтер-ученик. Он скажет. Что учить – в общепринятом смысле слова – Рихтера было «нечему», что в отношении него он всегда соблюдал лишь «позицию советчика», или, как он выразился в одной из своих статей, «политику дружественного нейтралитета». Заканчивал обучение Рихтер уже известным исполнителем. Молодой виртуоз переиграл практически всю фортепианную классику. Его государственным экзаменом стал концерт в Большом зале консерватории. А вместе с дипломом музыкант удостоился «Золотой строчки» на мраморной доске в фойе Малого зала.
А затем в жизнь Рихтера вмешалась война. Он остался в Москве – голодной, полузамерзшей, обезлюдевшей. Именно в это время он работает за фортепиано больше всего, по 8, 10, 12 часов в сутки. С 1942 года Рихтер начинает буквально «осыпать» публику концертными программами, ошеломляя и новизной, и количеством этих программ. Тем, кому выпало наблюдать за артистической судьбой молодого Рихтера, памятно это время: ослепительный фейерверк выступлений, одно примечательнее и сенсационнее другого. Музыкальная география широка: только в 1943 году – Вологда, Архангельск, Мурманск, Тбилиси, Баку, Грозный, Ереван…
И еще одно событие должно быть отмечено в хронике прошлого. 1945 год. Всесоюзный конкурс музыкантов- исполнителей. Известно, что Рихтер менее всего стремился к соревнованию со своими коллегами. Он пошел на участие, лишь уступив настояниям Нейгауза. Результат – заслуженная первая премия.
Последующие годы – время интенсивной концертной деятельности Рихтера. Он беспрерывно гастролирует, расширяя географию своих концертных поездок. Полные залы. Блистательный успех.
Святослав Рихтер обладает феноменальным мастерством. Сложнейшие пьесы пианистического репертуара исполняются им с обворожительной легкостью и свободой. Его мощнейшее «фортиссимо» и завораживающее «пианиссимо» — дар Божий. Никак не иначе.
До сих пор не умолкают споры, где он как художник убедительнее, что ближе ему и дается в большей мере: Бах или Шостакович? Бетховен или Дебюсси? Шуберт или Прокофьев? Шуман или Рахманинов? Чайковский или Скрябин? Рихтер – артист, создающий живые, рельефные, точные звуковые образы. Выходя из-под рук пианиста. Они воспринимаются слушателем как нечто абсолютно реальное, чуть ли не въявь ощутимое…
В 1961 году Рихтер стал первым советским музыкантом, удостоенным престижной американской музыкальной премии «Грэмми». Это произошло благодаря его выдающейся записи Второго фортепианного концерта Брамса с Чикагским симфоническим оркестром.
Более семидесяти концертов в год. Широчайший репертуар: от барокко до сочинений современников. Интересный факт: огромным залам предпочитает камерные. Софитам — темноту, в которой луч света выхватывает лишь ноты, чтобы не отвлекать зрителя от главного — музыки.
Рихтер многогранен. Одно из первых увлечений пианиста еще с детства — живопись. Уже будучи знаменитым музыкантом, он брал уроки у своего друга художника Роберта Фалька. В результате появились его картины - воздушные пастэли.
В творческой жизни артиста есть событие, которое раскрыло его талант с новой стороны. Это его «Декабрьские вечера».
«Декабрьские вечера Святослава Рихтера» — ежегодный международный музыкальный фестиваль, который проводится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Соединяет изобразительное искусство, музыку, поэзию, театр и танец. Впервые фестиваль был проведён в 1981 году по инициативе Рихтера и бывшего директора Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина И. А. Антоновой. Особенностью фестиваля является одновременное проведение объединённых одной темой концертов и художественных выставок в залах музея.
Рихтер прожил 82 года. Свой последний концерт дал в возрасте 80 лет. Всеобщее признание часто тяготило Рихтера. Несмотря на мировую славу, известный музыкант оставался человеком скромным. Объездив весь земной шар, самыми красивыми местами считал Оку и Звенигород. Любил жареную картошку. И не любил повышенное внимание журналистов. Отказывался давать интервью. «Мои интервью — мои концерты» - говорил он.
Близкие Рихтера передают, что он почти никогда не бывал полностью удовлетворен сделанным. Максимально допустимая похвала для себя, которую он мог высказать: «Кажется, в этот раз что-то получилось»