СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свобода и ответственность личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: формирование правовой культуры обучающихся, основанной на понимании ответственности за свои решения и поступки.

Просмотр содержимого документа
«Свобода и ответственность личности.»

Раздел программы. Правовое воспитание (3 год обучения, занятие 1).

Тема занятия. «Свобода и ответственность личности».

Тип занятия: групповое занятие.

Цель занятия: формирование правовой культуры обучающихся, основанной на понимании ответственности за свои решения и поступки.

Задачи:

  • обучающая: раскрыть понятие терминов: «свобода» и «ответственность»;

  • коррекционно - развивающая: способствовать формированию системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность; создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

  • воспитательная: способствовать нравственному воспитанию обучающихся; развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.

Формируемые УУД:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий.

уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу.


Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Вид деятельности на занятии: проблемно-ценностное общение.

Методы и приемы: словесный (объяснение, беседа, дискуссия), наглядный (демонстрация презентации), практический (упражнения, проблемные ситуации)

Материально-дидактическое оснащение занятия: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, раздаточный материал: карточки (виды юридической ответственности), ручки, радиостанция Радио Вера – притча «Тяжелые камни» https://radiovera.ru/pritcha-tyazhelyie-kamni.html, картинка голубя.

Ход занятия.


Структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии.

Приветствие.

Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к занятию.

2. Целеполагание и мотивация.

Цель этапа: Подвести воспитанников к обозначению темы занятия, цели; Стимулировать познавательную активность и интерес воспитанников через анализ цитаты.




Педагог предлагает обратить внимание на цитату выдающегося древнеримского философа Луция Сенека.

презентация - слайд 1

«Ты спрашиваешь, каким путем достигнуть свободы? Для этого надо научиться различать добро и зло…»

- Как вы понимаете смысл высказывания?


- Можете ли предположить тему нашего занятия?

презентация - слайд 2

Сегодня мы будем говорить о Свободе и Ответственности личности.


(слово педагога)

Человек, в отличие от животных, свободное существо. Но почему же животных нельзя назвать свободными ведь они вольны бежать в любую сторону, если, конечно человек не посадил их в клетку. Животных не сдерживают никакие правовые нормы и правила этикета. Если, например щенку надоело сидеть на одном месте, он взял и перешел в другое. А если тебе надоело сидеть на уроке, ты не всегда можешь встать и уйти, т.к. знаешь, к каким последствиям это приведет…

Так кто же из нас свободен?

В этом, нам предстоит разобраться.


- Относительно темы занятия, что вам интересно было бы узнать, в чем разобраться?


презентация - слайд 3

На занятии наша задача понять

- что такое «свобода», «ответственность», как они взаимосвязаны?

- какую ответственность несут люди, даже будучи свободными людьми?

- связана ли ответственность с умением человека делать правильный и свободный выбор?








Анализируют смысл высказывания, выделяют главную мысль.

Формулируют тему занятия.







Слушают педагога, вступают в диалог, рассуждают.













По наводящим вопросам формулируют цели занятия, закрепляют их по презентации.



3. Основной этап.

Цель этапа:

Оценить исходный уровень информированности группы.

Актуализация проблемы.

Обеспечение восприятия, осмысления и усвоения новых знаний и способов действий, расширение информации о собственной личности, анализ и оценка собственного поведения.







































































































































(слово педагога)

Чтобы аргументированно ответить на эти вопросы нужно прежде разобраться, что такое свобода, что значит быть свободным?


- Быть свободным это хорошо или плохо?

- Что лично для вас значит слово «свобода»?


А теперь представьте, вам предложили приготовить на завтрак все, что вам только захочется, и взять из холодильника любой из находящихся там продуктов.


презентация - слайд 4

Вы открываете холодильник, а там лежат только одни куриные яйца. Вы можете знать многие рецепты вкусных блюд, но в данном случае вы сможете приготовить только яичницу или сварить яйца…


презентация - слайд 5

Но, а если в холодильнике очень много разных продуктов: броччо, рамбутан, скампи, курт, питахайя, дуриан, дваро… но вы не представляете каковы они на вкус, потому что никогда их не пробовали и даже не видели, что вам с ними делать?


презентация - слайд 6

А как вам такой вариант, продуктов много, и все они вам известны, только все они не съедобные, а может даже и ядовитые для человека (синильная кислота, мышьяк, бледные поганки, волчья ягода, болиголов)


презентация - слайд 7

Но если в холодильнике, кроме упомянутых яиц вы увидите масло, сыр, ветчину, йогурт, фрукты, молоко… то проблем с приготовлением завтрака, у вас наверняка не будет, вы сможете выбрать те блюда, которые вам больше нравятся, которые вы умеете готовить.


презентация - слайд 8

Часто именно так и определяют свободу, как возможность сделать реальный осознанный выбор.


Но мы всегда ограничены в своих действиях, например, законами природы… Вы, разумеется, можете сказать: «Хочу летать, как птица…», но к чему это может привести?


Наши действия зависят и от законов общества, в котором мы живем. Человек не может стать человеком в полном смысле этого слова, т.е. личностью вне общества.


презентация - слайд 9

Но в любом обществе наши желания, цели, интересы, неизбежно сталкиваются с желаниями, целями и интересами других людей, и если не будет правил, норм, законов, каким-то образом регулирующих эти противоречия, наступит хаос.

презентация - слайд 10


Нормальное развитие и личности и общества станет попросту невозможным. Пока мы не познаем правил, по которым живет общество, мы не сможем стать его полноценными членами, нас будут наказывать, изолировать, применять еще какие-либо меры воздействия.


Итак, что же такое свобода?

презентация - слайд 11


Свобода – право делать все, что дозволено законами.

Свобода человека всегда ограничена его обязанностями перед самим собой, перед близкими людьми, перед обществом, государством.

- Какие основные обязанности гражданина РФ вы знаете?


презентация - слайд 12

  • соблюдать Конституцию РФ и законы;

  • уважать права и свободы других людей;

  • забота о детях и их воспитании;

  • забота о нетрудоспособных родителях;

  • получение основного общего образования;

  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

  • охрана природы и окружающей среды;

  • защита Отечества

Невыполнение этих обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.

А что такое ответственность?


презентация - слайд 13

Ответственность – это качество личности, заключающееся в способности брать на себя обязательства, соблюдать их, держать обещания, отвечать за последствия своих поступков и ошибочных решений.

Ответственность - это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.

Ответственность – это способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.


презентация - слайд 14

«Свобода – это ответственность. Вот почему ее так бояться». Б. Шоу

- Как вы понимаете это высказывание? Приведите примеры из личной жизни?


презентация - слайд 15

Сегодня мы поговорим о видах юридической ответственности.

Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения или общественно-опасного деяния.

Виды:


презентация - слайд 16

Дисциплинарная – связана с выполнением трудового договора. Отношения работодатель-подчиненный. Любой человек, подписавший договор, обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину. В вашем случае – соблюдение Устава училища.

Несоблюдение влечет взыскания: замечание, выговор, увольнение (исключение).


презентация - слайд 17

Гражданско-правовая – является имущественной и носит компенсационный характер, это ответственность нарушителя перед потерпевшим.

Взыскания: возмещение убытков, уплата неустойки, штрафы, возмещение вреда.


презентация - слайд 17

Административная – административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу.

-С какого возраста наступает административная ответственность? (16 лет)

- Приведите примеры административных правонарушений? (оскорбление человека, нарушение общественного порядка).

Меры административного наказания: предупреждение, штраф, конфискация орудия или предмета, административный арест.


презентация - слайд 18

Уголовная – за совершение наиболее общественно-опасных правонарушений. Преступления причиняют людям и обществу тяжкий вред.

- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (16 лет; частичная с 14 лет)


Меры уголовной ответственности: штраф, ограничение свободы, принудительные работы и т.д.


Педагог предлагает закрепить материал, выполнив индивидуальное задание.

(приложение 1)

К какому виду юридической ответственности можно отнести следующие случаи?

*Порвал учебник одноклассника (Г)

*Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

*Избил одноклассника (У)

*Совершил кражу мобильного телефона (У)

*Совершил прогул в школе (Д)

*Переходил дорогу в неположенном месте (А)

*Разбил мячом окно (Г)

*Нецензурно выражался в общественном месте (А)


презентация - слайд 19 (проверка задания)

Контроль деятельности учащихся, обсуждение допущенных ошибок.


Но особо хотелось бы выделить еще один вид ответственности человека.

Какой? Попробуйте догадаться, прослушав притчу «Тяжелые камни».


- Понравилась ли вам притча?

- О чем она заставляет задуматься?

- Объясните высказывание: «Вы 40 лет носите эти камни в своем сердце?» О чем это?

- Есть предположения по поводу ответственности? как она называется?


презентация - слайд 20

Моральная ответственность. Это ответственность, где главным контролером меры свободы личности (поступков, поведения) будет являться совесть (слайд 20 -1).


Животные действуют по программе инстинктов, заложенной природой, у них нет выбора, они ничего не знают о добре и зле, о моральной ответственности, поэтому их действия не могут быть нравственными или безнравственными, а у человека этот выбор есть, он сам решает, как поступить морально или аморально, совершить добро и зло.


презентация - слайд 21

Представьте ситуацию.

У вас есть два яблока: одно большое, красивое, а другое явно хуже… К вам пришел друг, и перед вами сразу встает выбор: угостить или нет, а если угостить, то какое отдать?

- Как бы вы поступили?


С точки зрения морали, нас учат всегда делиться с ближними, лучший кусок отдай другу, и т.д. Но бывает другая – эгоистичная мораль – своя рубашка ближе к телу, лучшее себе любимому…

Но в жизни ситуации бывают намного сложнее этой, когда перед человеком стоит выбор: украсть или нет; подставить человека, выгородив себя или сказать правду.

Очень часто хозяином сознания и воли человека становится жадность, лень, зависть, жестокость, нетерпимость.


презентация - слайд 21

Человек всегда стоит перед выбором: направо пойдешь, налево, прямо….


Куда пойти? Думайте, решайте и выбирайте сам, вы свободны.

Но отвечать за свои поступки тоже будете вы, потому что свобода и ответственность, как две стороны одной медали, одна невозможна без другой.

Свобода без ответственности это безответственность, распущенность, вседозволенность, это любой бездумный поступок, который может привести к ужасным последствиям.

Слушают педагога, отвечают на вопросы, вступают в диалог, рассуждают.







Просмотр слайдов, восприятие информации, анализ предложенных ситуаций.










































































отвечают на вопрос, далее сверяют свои ответы с кадром из презентации.















отвечают на вопрос



















Отвечают на вопросы педагога, приводят примеры из личного опыта.
















Просмотр слайдов, восприятие информации.























Отвечают на вопросы педагога, аргументируют, приводят примеры из личного опыта.











Отвечают на вопросы педагога, аргументируют.









Выполняют упражнение, анализируют полученный результат.















Слушают притчу «Тяжелые камни» (радио Вера), отвечают на вопросы, аргументируют ответы.





























отвечают на вопрос, аргументируют свой ответ.








4. Заключительный этап.

Цель этапа: Оценка

работоспособности учащихся, психологического состояния, результативности работы.








Рефлексия

Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу.

- Удалось ли достигнуть цели нашего занятия, как вам кажется?

презентация - слайд 22

Всегда помните! Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и для окружающих людей?

презентация - слайд 23

Ребята, а вы знали, что символом свободы является белый голубь? (приложение 2)

Предлагаю вам оценить занятие, используя этот символ.

Если занятие вам понравилось, было для вас полезным, вы многое узнали, то пусть эта птица возносится к небесам;

Если на занятии вы чувствовали дискомфорт, оно было для вас скучным и не интересным – тогда пусть он займет свое место на земле.

Анализ.

Благодарю за работу. До свидания.

Оценивают результат своей работы на занятии, формулируют вывод.









Приложение 1.

К какому виду юридической ответственности можно отнести следующие случаи?


*Порвал учебник одноклассника -

*Появление подростка на улице в нетрезвом виде -

*Избил одноклассника -

*Совершил кражу мобильного телефона -

*Совершил прогул в школе -

*Переходил дорогу в неположенном месте -

*Разбил мячом окно -

*Нецензурно выражался в общественном месте -


Приложение 2.