Сводный аналитический отчет по итогам реализации адаптированной основной образовательной программы
воспитателя логопедической группы МА ДОУ №48 Косоноговой Н. А. за межаттестационный период (2019 - 2024 гг.)
по результатам мониторинга.
В логопедическую группу зачислены дети дошкольного возраста прошедшие ТПМПК и имеющие статус ОВЗ (ТНР).
Организационное направление
В рамках реализации образовательной программы МА ДОУ № 48 поставленная перед коллективом речевая задача - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности - успешно решалась в течение всего межаттестационного периода (2019 - 2024 гг.) посредством:
реализации Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Нищевой Н.В.;
разработки и реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) в соответствии с вариантами ФАОП НОО ОВЗ;
реализации парциальных программ:
^ Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Нищевой Н.В. СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021.
•/ Основы безопасности детей дошкольного возраста. Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой.
- решения поставленных задач:
совершенствовать просодическую сторону речи и слоговую структуру;
расширять и обогащать словарный запас воспитанников;
преодолевать нарушения грамматического строя речи; развивать навыки связной речи; знакомить с окружающей действительностью; - использования коррекционных технологий: Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать»; Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». в) Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми. Категория технологии | Технологии, элементы технологий | % детей, в работе с которыми применяются данные технологии |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Артикуляционная гимнастика Зрительная гимнастика Релаксирующие упражнения Мимическая гимнастика Элементы Су Джок терапии Биоэнергопластика Дыхательная гимнастика Психогимнастика | 100% 100% 100% 100% С учетом и/о детей 100% 100% 100% |
Технологии обучения здоровому образу жизни | Логопедический массаж Самомассаж: упражнения на самомассаж мышц лица; упражнения на самомассаж мышц языка, губ, щек. Применение динамических пауз: физминуток; | С учетом и/о детей С учетом и/о детей С учетом и/о детей 100% |
| - коммуникативных игр. | 100% |
Коррекционные технологии | Логоритмика Кинестетические и кинезиологические упражнения Доска Бильгоу | 100% 100% С учетом и/о детей |
Диагностическое направление Стартовая психолого-медико-педагогическая и логопедическая диагностика детей, зачисленных в логопедическую группу, проводилась специалистами ПМПк по образовательным областям. № | Образовательные области | Кол-во детей | Показатели | Ответственные члены ПМПк |
1. | физическое развитие | 12 (100%) | 58,3% | Ст. мед.сестра Потапова Т.В. |
2. | социально-коммуникативное развитие | 12 (100%) | 53,4% | Педагог-психолог Иванова Л.П. |
3. | речевое развитие | 12 (100%) | 43,3% | Учитель-логопед Лазукова И.Р. |
4. | познавательное развитие | 12 (100%) | 58,3% | Воспитатель Чинякова В.Ю. |
5. | художественно-эстетическое развитие | 12 (100%) | 58,3% | Старший воспитатель Колясникова О. А. |
В сентябре мною проводилось углубленное логопедическое обследование с использованием диагностики Н.В. Нищевой.
Цель: выявление особенностей общего и речевого развития воспитанников логопедической группы.
Задачи: выявить состояние компонентов речевой системы, соотношение развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Обследование проводилось с использованием диагностического инструментария:
Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР - СПб, Детство-пресс, 2017.
Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР с 4 до 7 лет. - СПб, Детство-пресс, 2017.
Логопедическое обследование позволяет выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития детей, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития, помогает адаптировать комплексную образовательную программу, сформировать подгруппы детей для коррекции нарушения речи, составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.
Мониторинг речевого развития детей с ТНР
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
- В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.
- Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Владеет мало обобщающими понятиями. Испытывает затруднения при подборе синонимов, некоторых антонимов. Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.
- Лексика в норме.
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
- Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов. Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.
- Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.
- Слоговая структура в норме.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
- Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная. Может по подражанию повторить некоторые звуки правильно, но в спонтанной речи стойкие нарушения.
- Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается недифференцированность в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.
- Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСЫ И СЛУХОВОСПРИЯТИЕ
- Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп. Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.
- Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа. Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Допускает некоторые ошибки. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.
- Все фонетические процессы в норме.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Не различает грамматические формы. Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.
- Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа. Допускает ошибки при словоизменении и словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.
- Развитие грамматического строя речи в норме.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если использует помощь взрослого - отвечает, но односложно. Связная речь резко аграмматична. Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании
предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную форму. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания. - Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь часто не последовательна, носит схематичный характер. Могут наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа. Предложения односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет скрытый смысл рассказа. - Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер. Результаты мониторинга речевого развития детей логопедической группы за 2019-2020 учебный год. Диагноз | Словарный запас | Слоговая структура слова | Звуко произношение | Фонематические процессы | Грамматический строй | Связная речь | Уровень сформированное™ всех компонентов речи в % |
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
1. ОНР 11 ур | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | Знач. улучш. |
2. ОНР 1 ур | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
3. ОНР 11 ур | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
4. ОНР 11 ур | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
5. ОНР 1 ур | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
6. ОНР 111 ур | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | норма |
7. ОНР 1 ур | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
8. ОНР 1 ур | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
9. ОНР 11 ур | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
10.ОНР 11 ур | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | Знач. улучш. |
11.ОНР 111 ур | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | норма |
12. ОНР 111 ур | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | норма |
| Итог | 1,4 | 2,0 | 1,7 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,4 | 2,2 | 1,4 | 2,2 | 1,2 | 2,4 | 46,6% | 73,3% | Вывод. По результатам мониторинга и проведенной коррекционно-образовательной работы развитие речи соответствует возрасту у 25% воспитанников, значительные улучшения речевого развития у 75% воспитанников. В школу выпущено 6 детей, которые овладели навыком послогового чтения, звуковым анализом слова. Результаты мониторинга речевого развития детей логопедической группы за 2020-2021 учебный год. Диагноз | Словарный запас | Слоговая структура слова | Звуко произношение | Фонематические процессы | Грамматический строй | Связная речь | Уровень сформированное™ всех компонентов речи в % |
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
1. ОНР 111 ур | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | норма |
2. ОНР 1 ур | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
3. ОНР 11 ур | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
4. ОНР 11 ур | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
5. ОНР 1 ур | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
6. ОНР 111 ур | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | норма |
7. ОНР 1 ур | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | Знач. улучш. |
8. ОНР 11 ур | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
9. ОНР 11 ур | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
10.ОНР 11 ур | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | Знач. улучш. |
11.ОНР 111 ур | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | норма |
12. ОНР 111 ур | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | норма |
Итог | 1,4 | 2,2 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,4 | 2,0 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,2 | 43,3% | 73,3% |
Вывод. По результатам мониторинга и проведенной коррекционно-образовательной работы развитие речи соответствует возрасту у 33,3% воспитанников, значительные улучшения речевого развития у 66,7% воспитанников. В школу выпущено 6 детей, которые овладели навыком послогового чтения, звуковым анализом слова. Результаты мониторинга речевого развития детей логопедической группы за 2021-2022 учебный год. Диагноз | Словарный запас | Слоговая структура слова | Звуко произношение | Фонематические процессы | Грамматический строй | Связная речь | Уровень сформированное™ всех компонентов речи в % |
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
1. ТНР | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | норма |
2. ТНР | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | норма |
3. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
4. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
5. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
6. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | норма |
7. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
8. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
9. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | норма |
10. ТНР | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | Знач. улучш. |
11. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | норма |
12. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | норма |
Итог | 1,7 | 2,4 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,0 | 1,4 | 2,4 | 46,6% | 76,7% |
Вывод. По результатам мониторинга и проведенной коррекционно-образовательной работы развитие речи соответствует возрасту у 50% воспитанников, значительные улучшения речевого развития у 50% воспитанников.
В школу выпущено 7 детей, которые овладели навыком послогового чтения, звуковым анализом слова. Результаты мониторинга речевого развития детей логопедической группы за 2022-2023 учебный год. Диагноз | Словарный запас | Слоговая структура слова | Звуко произношение | Фонематические процессы | Грамматический строй | Связная речь | Уровень сформированное™ всех компонентов речи в % |
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
1. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | норма |
2. ТНР | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | норма |
3. ТНР | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
4. ТНР | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | Знач. улучш. |
5. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
6. ТНР | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | Знач. улучш. |
7. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
8. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
9. ТНР | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | норма |
10. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | Знач. улучш. |
11. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | норма |
12. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | норма |
Итог | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,5 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,2 | 1,4 | 2,5 | 43,3% | 79,9% |
Вывод. По результатам мониторинга и проведенной коррекционно-образовательной работы развитие речи соответствует возрасту у 41,7% воспитанников, значительные улучшения речевого развития у 58,3% воспитанников.
В школу выпущено 7 детей, которые овладели навыком послогового чтения, звуковым анализом слова.
Результаты мониторинга речевого развития детей логопедической группы за 2023 - 2024 учебный год.
Диагноз | Словарный запас | Слоговая структура слова | Звуко произношение | Фонематические процессы | Грамматический строй | Связная речь | Уровень сформированное™ всех компонентов речи в % |
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
1. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | норма |
2. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | норма |
3. ТНР | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
4. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
5. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
6. ТНР | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | Знач. улучш. |
7. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
8. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | Знач. улучш. |
9. ТНР | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | Знач. улучш. |
10. ТНР | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | Знач. улучш. |
11. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | норма |
12. ТНР | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | норма |
Итог | 1,4 | 2,2 | 1,4 | 2,4 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,2 | 43,3% | 79,9% |
Вывод. По результатам мониторинга и проведенной коррекционно-образовательной работы развитие речи соответствует возрасту у 33,3% воспитанников, значительные улучшения речевого развития у 63,7% воспитанников. В школу выпущено трое детей, которые овладели навыком послогового чтения, звуковым анализом слова.
Сводная таблица результатов мониторинга коррекционно-образовательной деятельности за межаттестационный период (2019 - 2024). Учебный год | Словарный запас | Слоговая структура слова | Звуко произношение | Фонематические процессы | Грамматический строй | Связная речь | Уровень сформированное™ всех компонентов речи в % |
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К |
2019 - 2020 | 1,4 | 2,0 | 1,7 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,4 | 2,2 | 1,4 | 2,2 | 1,2 | 2,4 | 1,4 46,6% | 2,2 73,3% |
2020 - 2021 | 1,4 | 2,2 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,4 | 2,0 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,2 | 1,3 43,3% | 2,2 73,3% |
2021 - 2022 | 1,7 | 2,4 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,0 | 1,4 | 2,4 | 1,4 46,6% | 2,3 76,7% |
2022 - 2023 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,5 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,2 | 1,4 | 2,5 | 1,3 43,3% | 2,4 79,9% |
2023 - 2024 | 1,4 | 2,2 | 1,4 | 2,4 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,2 | 1,2 | 2,2 | 1,3 43,3% | 2,3 79,9% |
|
■ начало уч.года
■ конец уч. года
2019-2020
2020-2021
2021-2022
2022-2023
2023-2024
Коррекционно-развивающее направление
Участвовала в разработке Адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ (ТНР) по ФОП ДО.
Целью коррекционно-развивающей работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.
Вся коррекционно-развивающая деятельность рассчитана на три периода.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Декабрь, январь, февраль.
Март, апрель, май.
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие» осуществлялась во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме по следующим направлениям.
Развитие слухового внимания и восприятия.
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза на его основе.
Расширение объема пассивного и активного словаря на материале лексических тем.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков. Коррекция и формирование правильного звукопроизношения.
Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Развитие зрительного внимания, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей). Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялась индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов. При планировании ОД учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий.
При изучении каждой темы определялся словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. В рамках изучения каждой темы проводилась работа по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. В процессе прохождения лексических тем осуществлялось формирование у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма и основ гражданственности. Например, тема сентябрьских занятий - «Детский сад» - дети познакомились со всеми службами и профессиями сотрудников ДОУ; при этом реализовывались не только поставленные логопедом речевые задачи (деление названий профессий на слоги, составление предложений о людях, работающих в детском саду, составление рассказов по сериям картинок «День в детском саду»), но и нравственно-патриотические задачи - воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелегкому труду - заботе о детях, и любви к своему второму дому. При прохождении темы «Наш город» образовательно-воспитательная работа строилась так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. При знакомстве детей с родным краем мы не
ограничиваемся показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Мы представляем материал так, чтобы дети смогли понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Знакомя детей с родным городом, обращаем внимание на достопримечательности, памятники, музеи. При прохождении темы «Профессии» где дети закрепляют представления о наиболее распространенных профессиях, обогащают свой словарный запас названиями профессий, дети составляли небольшие сообщения о профессиях своих родителей.
Знакомились с художественными произведениями Михалкова С.М., Барто А.Л., Маяковского В.В. На занятиях проводились речевые игры-соревнования на лучшие знания о профессиях людей, викторины «Кем быть?», составление рассказов на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», «Все профессии нужны, все профессии важны...»
В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополнился новыми словами синонимами - Отечество - Отчизна-Родина, защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учились образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий - море-моряк, космос - космонавт, граница - пограничник, артиллерия - артиллерист и др. На занятиях дети учили стихи о защитниках Отечества, читали рассказы и баллады о солдатах войны.
В мае тема великого праздника - Дня Победы. Все логопедические задачи пронизаны темой уважения к героям Великой Отечественной войны, победе над фашистскими завоевателями, глубокой благодарностью к ветеранам войны. Используются игры «Подбери синоним» (смелый - храбрый), «Подбери родственное слово» (герой - геройский, героический); расширяется словарный запас ребенка новыми словами и словосочетаниями. Дети помогали в оформлении лепбука «День победы», участвовали в логопедическом флешмобе «Смелые солдаты».
Обязательным требованием к организации работы с детьми является создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года в совместной деятельности с детьми широко используется наглядный материал, а также мультимедийное оборудование. Важную роль в создании образовательной среды играют инновационные
технологии, что предполагает новые подходы к работе по устранению речевых нарушений. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в практической деятельности используются различные современные образовательные технологии: коррекционные логопедические технологии, игровые, информационнокоммуникационные, здоровьесберегающие, мнемотехника, метод наглядного моделирования. Коррекционные логопедические технологии. Технология логопедического обследования- позволяет корректно выявить недостатки в речевом развитии ребенка и составить индивидуальный маршрут коррекционной работы. Технология формирования произносительной стороны речи (звукопроизношение, дыхание, интонация, ритм, темп, тембр). Позволяет сформировать артикуляционную базу звуков и закреплять условнорефлекторные речедвигательные связи на различном речевом материале. Технология развития лексикограмматической стороны речи обогащает словарный запас детей, формируют "языковое чутье" - помогает усвоить типичные формы словоизменения, словообразования. Технология формирования слоговой структуры слов - способствует привлечению внимания дошкольников к слогу, позволяет научить детей произносить слова сложной слоговой структуры в различных словосочетаниях и предложениях. Логопедические технологии обучения грамоте - способствуют развитию активной мыслительной деятельности, знакомит детей со звуковой системой языка. Технологии фонематического восприятия подготавливают базу для осознанного восприятия звуков речи, создают необходимую основу ля формирования морфологических и грамматических обобщений. Технологии формирования связной речи - позволяют связно и подробно рассказывать, раскрывать содержание мысли в речевых формах. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать технологию наглядного моделирования. Данный технология подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу. Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. Для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса применяется развивающая игровая технология В.В. Воскобовича. Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую работу позволяет мотивировать ребенка, разнообразить формы работы, повысить продуктивность и эффективность
развивающего взаимодействия. Мультимедийные разработки применяются мной для: - развития артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика»; - развитие мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика». - автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; - дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; - развития связной речи и познавательных способностей («Сериация», «Четвертый лишний», «Загадки»). Следует отметить, что компьютер используется фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение требований СанПиНов: - использование новых моделей компьютера; - работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); - проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5- 2 мин. на несколько секунд; - включение в НОД учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительнопространственных отношений. В работе с детьми я применяю различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько категорий: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни. 3. Коррекционные технологии. (Таблица представлена в организационном разделе)
Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью детей. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. На наших логопедических занятиях такая терапия помогает развивать связную речь, обогащать словарь ребенка, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, формировать слоговую структуру слов, автоматизировать поставленные звуки, развивать фонематические процессы, заниматься просодической стороной речи. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий позволяет добиться положительной динамики в речевом развитии ребенка, способствует развитию речевой активности, творческих способностей, мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Консультативное направление
В соответствии с годовым планом работы с педагогами ДОО проводились консультации по вопросам развития детей с нарушениями речи, по оформлению речевых центров в группе, по организации праздников, организации речевых игр по
познавательно-речевому развитию детей. В логопедической группе систематически пополнялись методические стенды. С целью повышения логопедической грамотности педагогов ДО и родителей проводились циклы мероприятий.
Круглый стол с воспитателями логопедической группы: «Организация коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР» (ознакомление воспитателей и с итогами диагностики детей группы; информация о задачах обучения; планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению).
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Методы и приемы стимулирования речевой активности детей раннего возраста».
Мастер - класс для родителей: «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики».
Открытые показы занятий для родителей.
Игровая сессия для воспитателей «Использование игровых приемов для закрепления правильного произношения у детей с ТНР».
Мастер-классы для воспитателей: «Речевой и неречевой фонематический слух. Игры на развитие фонематического слуха».
Цикл мероприятий по теме «Скоро в школу»
Круглый стол для родителей «Школьная готовность и что мы об этом знаем».
Игровая сессия для детей и родителей «Что за прелесть эти сказки!».
Родительское собрание «Дорога в первый класс».
Открытый показ итогового занятия «Трекинг по знаниям»
В рамках информационной работы поквартально выпускается логопедическая газета.
В течение межаттестационного периода проводилось индивидуальное консультирование и информирование о результатах речевого развития детей педагогов и родителей по мере необходимости.
Организационно-методическое направление
Систематическая работа на заседаниях городского методического объединения учителей-логопедов образовательных учреждений.
Распространение педагогического опыта среди педагогов и родителей, размещение педагогических наработок на сайте детского сада.
- Приобретение необходимой литературы, пособий и оборудования.
Воспитатель
Косоногова Н.А.
09 10 2024