Своеобразие психического развития
слепых и слабовидящих детей
Своеобразие психического развития слепых детей
Дефицитарное развитие, обусловленное глубокими нарушениями зрительной системы, детерминирует своеобразие психического развития слепых детей, которое, во-первых, проявляется в замедленном темпе их психического развития по сравнению с темпами развития нормально видящих сверстников. Причем, если на начальных этапах онтогенеза эти отличия незначительны, то на последующих этапах они постепенно нарастают и результаты дефицитарного развития проявляются все четче. Уже в дошкольном возрасте имеет место некоторое общее отставание, проявляющееся как в области физического, так и в области психического развития. Причинами общего отставания слепого ребенка от нормально видящего сверстника выступают: значительно меньший и более бедный запас представлений об окружающем мире, недостаточная упражняемость двигательной сферы, ограниченность освоенного пространства, меньшая активность при познании мира, на которую влияют как обедненный запас представлений, так и снижение количества доступной информации.
Во-вторых, своеобразие психического развития слепых детей проявляется в несовпадении периодов активного развития определенных психических свойств и качеств по сравнению с детьми, имеющими нормальное зрение. Данное несовпадение вызвано тем обстоятельством, что слепым необходимо еще в отличие от нормально видящих сверстников разработать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, несвойственные зрячим. Пока ребенок не выработает способы компенсации (приемы осязательного обследования предметов, приемы зрительного восприятия в условиях нарушенных зрительных функций и др.), не научится использовать информацию от сохранных анализаторов, в его общем психическом развитии будет иметь место несовпадение периодов активного развития определенных психических свойств и качеств по сравнению с детьми с нормальным зрением.
В-третьих, своеобразие психического развития слепых детей проявляется в асинхронии психического развития. Тифлопсихологическими исследованиями (А. И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.) доказано, что в условиях дефицитарного развития первичный дефект (слепота) ведет к недоразвитию функций, наиболее тесно с ним связанных, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей функцией опосредовано. Так, психические процессы (мышление, речь) и стороны личности, наименее зависящие от зрения, в условиях слепоты развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие (движения, овладение пространством и др.) развиваются более медленно.
В-четвертых, своеобразие психического развития слепых детей проявляется в упрощенности их психической деятельности, в качестве причин которой выступают обедненность внешних воздействий, ограничения взаимодействия со средой, трудности коммуникации. В условиях слепоты у детей происходит качественное и количественное изменение зрительных ощущений и снижение круга модальных характеристик, затруднено или невозможно зрительное восприятие цвета, формы, размера, удаленности предметов и объектов, а также ограничено или невозможно познание зрительных особенностей предметов и явлений окружающего мира. Приток информации, воспринимаемой с помощью сохранных анализаторов, также ограничен в силу несформированности умений пользоваться информацией, полученной с их помощью. В силу этого слепым детям недоступно в полном объеме ощущение свойств окружающего мира, что создает своеобразные условия жизни, видоизменяет систему межфункциональных анализаторных взаимодействий. В обозначенном контексте очевидно, что компоненты психики слепых детей формируются в иных по сравнению с нормально видящими детьми пропорциональных соотношениях, что проявляется, например, в преобладании логических компонентов над наглядно-образными.
В-пятых, своеобразие психического развития слепых детей проявляется в возникновении новообразований в психической деятельности в виде появления и развития процессов компенсации за счет использования деятельности сохранных анализаторов (Л. И. Солнцева).
Таким образом, при сопоставлении особенностей развития зрячих и слепых детей можно говорить о том, что у последних имеются:
отставание в сроках формирования психических функций;
количественные и качественные отклонения в развитии психических процессов, прямо или косвенно обусловленные зрительным нарушением;
качественное своеобразие развития психической деятельности в целом.
В то же время тифлологическими исследованиями доказано, что влияние слепоты на психическое развитие ребенка не является прямым или однозначным: в условиях дефицитарного развития у слепых отсутствует его прямая зависимость от степени и характера нарушения зрения.
Кроме того, тифлологическими исследованиями доказано, что слепота оказывает разное влияние на различные группы психических явлений:
одна группа психических явлений характеризуется отсутствием зависимости от патологии зрения, причем слепота не оказывает влияния ни на уровень их развития, ни на процесс достижения этого уровня;
вторая группа процессов характеризуется, независимостью уровня развития от патологии зрения,
наличием дифференцированной зависимости самого процесса достижения определенного уровня от степени нарушения зрения и характера зрительного заболевания;
третья группа психических явлений, к которым относятся «собственно зрительные явления», обусловленные поражением периферических и проводниковых частей зрительного анализатора, характеризуется прямой зависимостью от дефекта зрения (А. И. Зотов).
Известный отечественный тифлопсихолог А. Г. Литвак доказал различное влияние слепоты на разные группы (блоки) психических образований, входящих в структуру личности индивида, находящегося в условиях зрительной депривации. В качестве первого блока психических образований, входящих в структуру личности, выступают психические процессы, среди которых перцептивные психические процессы (ощущение, восприятие, представление) испытывают прямое негативное влияние нарушений зрения, в то время как такие психические процессы, как мышление и речь, также испытывают негативное влияние слепоты, однако это влияние носит опосредованный характер, т. е. находится в опосредованной зависимости от нарушения зрения. Таким образом, мышление и речь относятся к таким психическим процессам, которые за счет развития компенсаторных процессов могут развиться до уровня, характерного для нормативного развития каждой возрастной группы. В качестве второго блока психических образований структуры личности А. Г. Литвак выделил психические состояния, которые также испытывают влияние зрительного дефекта, хотя это влияние имеет временный характер.
В качестве таких психических состояний выступают эмоции, возникающие при появлении или осознании человеком своего дефекта, отличия от нормально видящих.
Психические свойства личности, входящие в третий блок психических образований структуры личности и обладающие устойчивым характером (темперамент, характер, способности, направленность личности), не подвергаются негативному влиянию первичного нарушения, т. е. нарушению зрения. Однако необходимо иметь в виду, что когда речь идет о направленности личности, некоторые из ее компонентов — потребности и интересы — испытывают влияние слепоты и их становление зависит от состояния зрения.
В то же время современными тифлологическими исследованиями доказано, что несмотря на влияние нарушений зрения на психическое развитие ребенка, решающее значение при дефицитарном развитии имеет потенциальная сохранность незатронутых сенсорных структур, интеллектуальной сферы, систем регуляции (А. И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.).
Своеобразие психического развития слабовидящих детей
Дефицитарное развитие, имеющее место в условиях слабовидения, обусловлено кроме достаточно низкой остроты зрения и ее чрезвычайной нестабильностью, нарушением ряда других зрительных функций: поля зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции. Кроме того, слабовидение зачастую осложняется наличием как комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы, так и наличием в ряде случаев вторичных зрительных осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения) и/или косоглазия.
Состояние зрительной системы, характерное для слабовидения, оказывает негативное влияние на реализацию всех перцептивных механизмов зрительного восприятия. Так, в условиях слабовидения:
во-первых, страдает (в силу несформированности у детей умения активно использовать в познавательной деятельности зрение) функциональный механизм зрительного восприятия, что проявляется как в низком уровне развития зрительных функций, так и в низком уровне развития зрительного восприятия в целом;
во-вторых, страдает (в силу наличия у слабовидящих трудностей реализации предметно-практической деятельности, низкого уровня развития представлений о сенсорных эталонах, предметных и пространственных представлений, зрительных умений для установления логических причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности и др.) операциональный механизм зрительного восприятия;
в-третьих, страдает (в силу наличия некачественных предметных представлений; низкого уровня развития зрительного восприятия; трудностей формирования системы основных умственных действий и операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; обобщенных понятий, сенсорных обследовательских действий и др.) мотивационный механизм зрительного восприятия.
Нарушение всех перцептивных механизмов зрительного восприятия обусловливает наличие у детей особенностей зрительного восприятия, которые проявляются как в снижении его скорости, так и в редуцировании (ослаблении) основных его свойств. Так, за счет имеющихся у данной категории детей:
значительного снижения интереса к окружающему миру и познавательной активности, нарушается избирательность зрительного восприятия;
трудностей формирования структуры зрительного образа, страдает такое свойство зрительного восприятия, как целостность;
трудностей выделения с помощью зрения существенных признаков предметов и объектов, низкого уровня развития навыков зрительного обследования в условиях зрительной депривации страдает точность восприятия;
неготовности зрительного анализатора адекватно воспринимать предметы и объекты в различных условиях восприятия, снижается константность зрительного восприятия;
низкого уровня развития умения абстрагироваться от случайных, несущественных признаков объекта, выделять существенные его свойства и качества, относить к определенному классу объектов, предметов, нарушается такое свойство зрительного восприятия, как обобщенность.
Нарушение всех перцептивных механизмов зрительного восприятия, снижение его скорости, редуцирование основных свойств, характерных данному психического процессу, имеющие место в условиях слабовидения, значительно осложняют процесс чувственного познания, затрудняют формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего мира, детерминируют наличие их количественного и качественного своеобразия. Наличие зрительных образов, имеющих качественное и количественное своеобразие, в свою очередь, обусловливает определенное своеобразие психического развития слабовидящего ребенка, которое проявляется, во-первых, в замедленном его темпе по сравнению с темпами развития нормально видящих сверстников, обусловленном (в силу снижения количества доступной информации, нарушением механизмов зрительного восприятия, снижением его скорости, редуцированием основных свойств зрительного восприятия) значительно меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, меньшей активностью при познании мира.
Во-вторых, своеобразие психического развития слабовидящих проявляется в несовпадении периодов активного развития определенных психических свойств и качеств по сравнению с детьми, имеющими нормальное зрение. Данное несовпадение вызвано тем обстоятельством, что слабовидящим необходимо в отличие от нормально видящих сверстников определенное дополнительное время на оптимизацию зрительного восприятия (состояние зрительных функций, развитие перцептивных механизмов зрительного восприятия, повышение уровня развития зрительно-моторной координации, овладение приемами зрительного обследования и т. п.). Данное несоответствие периодов активного развития определенных психических свойств и качеств у ребенка с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками будет до того времени, пока слабовидящий не научится правильно получать и использовать зрительную информацию.
В-третьих, своеобразие психического развития слабовидящих проявляется в его асинхронии. В условиях дефицитарного развития первичный дефект (слабовидение) ведет как к недоразвитию функций, наиболее тесно с ним связанных, так и к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей функцией опосредовано. Так, психические процессы (мышление, речь) и стороны личности, наименее зависящие от состояния зрения в условиях слабовидения развиваются быстрее, хотя и имеют свои особенности, другие (зрительное восприятие, зрительные представления и др.) развиваются более медленно.
В-четвертых, своеобразие психического развития слабовидящих детей проявляется в некоторой упрощенности их психической деятельности, в качестве причин которой выступают: наличие качественных и количественных изменений зрительных ощущений, трудности зрительного восприятия цвета, формы, размера, удаленности предметов и объектов, наличие ограничений познания зрительных особенностей предметов и явлений окружающего мира и др. Положение усугубляется тем обстоятельством, что приток информации, воспринимаемой с помощью других анализаторов, у слабовидящих значительно ограничен в силу несформированности умений пользоваться информацией, полученной с их помощью.