СВОЯ ИГРА
(интеллектуально-творческая игра по русскому языку для учащихся 8 классов)
Цели: дать учащимся возможность раскрыть свои способности, проявить склонности, развивать познавательный интерес; научить ребят следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга.
Задачи образовательные:
формирование навыка работы со словарём, сравнение разных видов словарей;
применение на практике полученных знаний;
развивающие:
развитие умения анализировать и структурировать информацию;
развитие внимания, логического мышления;
расширение словарного запаса;
развитие устной связной речи обучающихся;
воспитательные:
воспитание интереса к родному языку, любви к книге;
развитие самостоятельности;
формирование умения планировать свою работу с учетом времени.
Формы работы:
фронтальный опрос, повторение учебного материала составление плана ответа о типах словарей (работа в группах), самостоятельная работа по листам заданий;
Методы работы:
поисковый метод;
методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: поисковая деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания);
методы работы в группах (работа со словарями, распределение типов словарей, выдвижение лидера группы для ответа)
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний;
Технические средства обучения: раздаточный материал, словари;
Наглядные средства:
дидактический материал:
Ход урока
этап урока. Приветствие. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что и вы с хорошим настроением пришли на урок русского языка.
На книжной полке, посмотри, стоят тесно словари.
В каждом слов - не сосчитать, хоть три дня его листать.
Толще книг других они, на какой ты ни взгляни,
Каждый нужен, каждый важен. Мы про все сейчас расскажем.
Заодно и поиграем, их загадки разгадаем.
Правильно, сегодняшнее занятие посвящено словарям.
УВАЖАЕМЫЕ ИГРОКИ, У КАЖДОЙ КОМАНДЫ НА СТОЛЕ ЕСТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ. ОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА! (Приложение 1)
Путем жеребьевки определяем, какая команда (первая, вторая, третья) начинает играть. (Приложение 2)
этап урока. Применение знаний и умений в новой ситуации.
РАЗМИНКА
(Шуточные загадки для каждой команды. Правильный ответ – 1 балл)
1 команда
Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Азбука
Карточка с вопросами для экзамена. Билет
Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторного прохождения программы. Второгодник
Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. Глобус
Самая низкая школьная учебная отметка. Единица
Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. Сотрудник
Тот, кто завидует другим. Завистник
Школьный предмет, который летом продолжается на стадионах, в лагерях отдыха. Физкультура
Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. Заповедник
То, что ученику каждый день нужно приготовить, но нельзя съесть. Уроки
2 команда
Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками. Доска
Коллективное досье, которое составляют учителя на учащихся каждого класса. Журнал
Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. Звонок
Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять. Интерес
Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. Карандаш
Первые буквы имени и отчества. Инициалы
Жидкое лекарство для приёма внутрь. Микстура
Процедура учебного контроля, почти одинаково мучительная для учителя и ученика. Экзамен
Сговорились две ноги делать дуги и круги. Циркуль
учреждение, куда принимают неграмотных. Школа
3 команда
Лучше, но очень короткое время в жизни учеников и учителей. Каникулы
Планка для вычерчивания прямых линей, для измерений. Линейка
Белый камешек растаял, на доске следы оставил. Мел
Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив двойку. Нос
Ещё живой дедушка современных ученических рюкзаков и кейсов. Портфель
Единственное место в школе, где вместо пищи духовной ученикам предлагается нормальная еда. Столовая
Чистые листы в обложке. Тетрадь
То, что определяет, сколько и каких уроков будет. Расписание
Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей на заданную тему. Сочинение
Коробка для ручек, карандашей. Пенал
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
Все задания в Приложении № 4 на отдельных страницах в двух экземплярах (на втором с ответами для жюри).
этап урока. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Сегодня мы с вами вспомнили только об очень немногих словарях. Семья их огромна. Польза, которую они приносят людям, неоценима. У каждого словаря своё назначение, и в зависимости от поставленной задачи мы делаем выбор в пользу того или иного словаря.
В заключение хочется напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя-просветителя Франсуа Мари Аруэ Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».
Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить. Не забывайте о своих помощниках! (Детям раздаются памятки Приложение 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила игры:
Игра может быть проведена в качестве внеклассного мероприятия во время проведения предметной недели по русскому языку. В игре могут участвовать 2-3 команды по 6 учащихся. Каждая команда, пользуясь приведенной схемой, выбирает тему вопроса и его стоимость.
Игру начинает та команда, которая при жеребьевке вынимает табличку с 1 номером и так далее. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.
В игре встречаются следующие сектора:
«Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде;
«Вопрос-аукцион»: команды назначают цену вопроса, и отвечает та команда, которая назначит наибольшую цену на вопрос;
«Счастливый случай»: команда получает указанную сумму баллов и продолжает игру;
«Несчастный случай»: команда штрафуется на указанную сумму баллов и право хода переходит соперникам;
Игру заканчивает раунд «Своя игра».
«Своя игра»: стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идет «ва-банк», то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим «ва-банком», если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, а при правильном ответе – сумма удваивается.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1
1
2
3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятка
ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ
Фиксируют и объясняют лексическое значение слов.
В толковых словарях приводятся также некоторые грамматические, орфографические и стилистические сведения о словах.
При толковании слов сначала приводится основное и прямое его значение, а затем – переносное.
Наиболее известными и распространенными являются «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля и «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
СЛОВАРЬ ДАЛЯ
Над своим словарем Даль работал 53 года с 1819 года.
В словаре около 200 000 слов.
Для толкования слов Даль использовал около 30 000 пословиц, поговорок и загадок русского народа.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Функция орфографического словаря – показать правильное написание слова.
Помимо правописания из орфографического словаря можно узнать: объяснение значения паронимов, объяснение правописания слова, правильное образование грамматических форм, двоякое допустимое ударение.
Наиболее популярными орфографическими словарями являются словари под редакцией Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова, С. Г. Бархударова, Д. Э. Розенталя.
СЛОВАРИ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
Фиксируют слова, которые заимствованы из других языков.
Словарная статья содержит толкование лексического значения слова, указание на язык – источник.
Наиболее известными являются «Толковый словарь иноязычных слов» Л. П. Крысина, «Словарь иностранных слов» Н. Г. Комлева.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Фиксируют фразеологические единицы языка, дают их описание и толкование.
Словарная статья включает заголовочный фразеологизм, его грамматическую и стилистическую характеристику, толкование фразеологизма, синонимы и антонимы устойчивого сочетания, иллюстративный материал.
Наиболее популярными являются «Словарь фразеологических синонимов русского языка» В. П. Жукова, «Фразеологические обороты русского языка» Н.М. Шанского, «Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения» Н. С. Ашукина, М. Г. Ашукина.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Объясняют происхождение слова.
Показывают изменения в значении и грамматическом облике на протяжении существовании слова.
Устанавливают родственные связи с другими словами русского языка.
Наиболее полным этимологическим словарем является четырехтомный «Русский этимологический словарь» Макса Фасмера. Следует отметить этимологические словари под редакциями А. Г. Преображенского, Г. П. Цыганенко, Н. М. Шанского.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Основное назначение орфоэпических словарей – показать литературные нормы произношения, ударения, образования некоторых грамматических норм.
Основным орфоэпическим словарем долгие годы был словарь - справочник Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова «Русское литературное произношение и ударение». Школьники обычно пользуются «Школьным орфоэпическим словарем русского языка» П. А. Леканта, В. В. Леденева.
ЕСТЬ ИДЕЯ?
10 баллов. Найди пару (в случае затруднения обращайтесь к словарю иностранных слов).
1. авто А. поле
2. агро Б. сам
3. био В. пишу
4. графо Г. жизнь
5. 8РФО Д. вода
6. аква Е. правильный
ЕСТЬ ИДЕЯ?
20 баллов. Переведите данные научные термины, воспользовавшись выписанными из словаря значениями международных словообразовательных элементов:
фил (любящий), а, ан (без), авто (сам), библио (книга), био (жизнь), графо (пишу), фон (звук), тека (ящик), мобил (подвижной), логос (слово, мысль, понятие), моно (один, единый), том (часть), архео (древний).
Монархия –
Библиотека –
Библиофил –
Биология –
Биография –
Автобиография –
Монография –
Автограф –
Анатомия –
Фонотека –
Археология –
Анархия –
Каким словарем вы воспользуетесь?
ЕСТЬ ИДЕЯ?
30 баллов. Словарь Владимира Ивановича Даля объясняет это слово так: «Обрубок дерева, чурбан, баклуша, картонная или иная форма, колодка для обделки, расправления чего-то». В современном языке это ругательное слово.
ЕСТЬ ИДЕЯ?
40 баллов. Метаграмма - это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя одну букву на другую и один звук на другой.
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п - от вас не утаю -
Тоже в классе я стою.
_______________________________
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени -
Я по болоту зашагаю.
_________________________________
С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с для повара важна.
___________________________________
Вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышках зарывали,
Но если [д] в конце смягчить,
Телегу можно мной грузить
__________________________________
ЕСТЬ ИДЕЯ?
50 баллов. КОТ В МЕШКЕ !!!! Отгадайте ребусы
СИНОНИМЫ
10 баллов. Найди синоним
1. Сувенир А. недостаток
2. Дефект Б. подарок
3. Антракт В. доводы в процессе доказательства
4. Аргументы Г. перерыв
5. Корректный Д. начитанность, глубокие и широкие
познания
6. Эрудиция Е. учтивый, вежливый, тактичный
СИНОНИМЫ
20 баллов. Исправьте ошибки в предложениях. Какой словарь вам в этом поможет?
По дороге (______________) в школу дети переходят через железную дорогу.
Ему было трудно в таких трудных (____________) условиях.
В этом рассказе писатель показывает (_____________) их жизнь и показывает красоту русской природы.
Это выдающийся (________________) человек, у него выдающаяся (_______________) память и выдающиеся способности.
СИНОНИМЫ
30 баллов. СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ !!!! Узнать слово по лексическому значению
Все слова русского языка, или словарный состав языка (___________________________)
Словарный запас одного человека (_____________________)
Раздел науки о языке, изучающий происхождение и историю слов (_____________________________)
Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи (___________________________)
Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов (___________________________)
Описание жизни (_______________________________)
Устройство для дыхания человека под водой (____________________)
Свободное от учёбы и занятий время (__________________)
Учебное заведение, где получают начальное, общее, среднее образование (________________________)
Прекращение занятий в учебных заведениях на определённое время для отдыха учащихся осенью, зимой, весной, летом. (________________________________)
СИНОНИМЫ
40 баллов. НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ
По горизонтали:
1. Ларец
3. Лакомка
4. Амулет
6. Яства
9. Колдобина
10. Мощь
11. Заблуждение
12. Балагур
13. Ротозей.
По вертикали:
1. Подсказка (ею часто пользуются ученики)
2. Враньё
5. Очарование
7. Озорство
8. Скряга
10. Рухлядь
12. Код
СИНОНИМЫ
50 баллов. Даны английские фразеологизмы и их дословный перевод. Назовите их русские соответствия.
То be under someone’s thumb (быть у кого-либо под большим пальцем) ____________________________________________
То be busy as a bee (быть занятым как пчела) _____________ ____________________________________________________
То spin something out of thin air (прясть что-либо из чистого воздуха) – ___________________________________________
То stroke someone the wrong way (гладить кого-либо в обратном направлении) – __________________________________
Daft as a brush (глуп как щетка) ________________________
То retire into one’s shell (уйти в свою раковину)____________ ____________________________________________________
То knock someone into a cocked hat (загнать кого-либо в треугольную шляпу) – ___________________________________
Someone vanished into thin air (исчез в прозрачном воздухе) – ____________________________________________________
When pigs fly (когда полетят свиньи) –___________________ ____________________________________________________
As plain as the nose on your face (ясно как нос на твоем лице) – __________________________________________________
ВСЕЗНАЙКА
10 баллов. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ !!! Какой словарь, что изучает (поставь галочку)
Тип словаря | Лексическое значение | Происхождение слова | Нормы произнесения и ударения | Грамматические пометы |
Толковый словарь | | | | |
Орфоэпический словарь | | | | |
Орфографический словарь | | | | |
Этимологический словарь | | | | |
ВСЕЗНАЙКА
20 баллов. Прочитай стихи о словарях. Выполни задания. Определи, о каком словаре в стихотоврении идёт речь.
1. _________________________СЛОВАРЬ
Ты загляни в него, словарь
Всех слов истории расскажет,
И как что называлось встарь,
Тебе напомнить может даже.
Здесь слово старое дано,
Подумай-ка, а что оно
Давно когда-то означало,
Каким сейчас названье стало?
ЛАНИТЫ ____________________
ОКО ___________________
ПЕРСТ ____________________
УСТА ___________________
ЧЕЛО ___________________
2. СЛОВАРЬ _____________________
Всегда он показать готов,
Как без ошибки написать
Слова из разных языков,
И их значенье подсказать.
А ты значенья этих слов
Без словаря назвать готов?
И то же самое опять
Словами русскими сказать?
АЗАРТ ________________________ ГЕРБАРИЙ ______________________
ДЕФЕКТ ________________________
ПОЭТ _________________________
3. _____________________СЛОВАРЬ
Его раскрой скорее, тут
Слова крылатые живут
С пословицами рядом.
А нам с тобою надо
Концы пословиц отыскать.
Словарь нам будет помогать:
Пословицы все собери,
А что забудешь, подсмотри!
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ ________________
_____________________________________
КУДА НИТКА _______________________
ШИЛО _____________________________
СЛЫШАЛ ЗВОН _____________________
ПОД ЛЕЖАЩИЙ КАМЕНЬ ____________
_____________________________________
4. СЛОВАРЬ _________________________
Наш русский язык и велик, и богат
Синонимы это всегда подтвердят,
И разные с виду слова эти всё же
Всегда говорят про одно нам и то же
Сейчас докажешь это сам,
Найди синонимы к словам.
ТИХИЙ ГОЛОС ____________________
ТИХИЙ ЧЕЛОВЕК ___________________
ТИХИЙ СОН _____________________
5. СЛОВАРЬ _______________________
Тем этот словарь интересен, что тут
Слова несогласно друг с другом живут
И спорят они постоянно, задорно,
Стоят на своём до конца и упорно.
Противоположны у слов здесь значенья,
Ведь это же главное их назначенье.
Антонимы к этим словам подбери -
По слову, а можешь и два или три.
БЕЛЫЙ _______________
ДЕНЬ _______________
ГОРЕ _______________
ВСЕЗНАЙКА
30 баллов. Напишите как можно больше слов, содержащих греческие и латинские корни, проверьте их значение в словаре: гидро, дром, зоо, мело, термо, эрго, лабор, мемор, прим, хрон, дикт. Какой словарь вы выберете себе в помощники?
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
ВСЕЗНАЙКА
40 баллов. Около двух тысяч лет назад на востоке Европы жили загадочные племена, которых греческие и римские авторы называли венедами. Несколькими столетиями позже, в 6 веке нашей эры, историк готов Иордан писал о венедах как о предках современных ему славянских племен. Интересно, что в финском языке одна из стран Восточной Европы называется Венейей. Что это за страна?
ВСЕЗНАЙКА
50 баллов. Этот привычный школьный предмет появился примерно сто лет назад. Создал его знаменитый офтальмолог и гигиенист Федор Федорович Эрисман. А название этот предмет получил от латинского слова «группа», то есть «соединенные вместе». Что это за предмет?
АНТОНИМЫ
10 баллов. Подберите подходящие по смыслу антонимы:
мягкий голос - … (___________________________);
мягкое наказание - … (____________________________);
мягкий карандаш - … (_____________________________);
мягкие волосы - … (________________________________);
мягкая булка - … (_________________________________);
свежий хлеб - … (__________________________________);
свежая рубашка - … (________________________________);
свежая газета - … (__________________________________);
свежее утро - … (____________________________________);
свежее мясо - … (___________________________________);
свежее молоко - … (_________________________________);
свежая краска - … (__________________________________);
свежая новость - … (_________________________________).
АНТОНИМЫ
20 баллов. Отгадайте слово по его антонимам: пассивный, инертный, бездеятельный - … (______________); неряшливый, нечистоплотный - … (________________); проводы, расставание - … (__________________); ясно, понятно, нетрудно - … (_________________________).
АНТОНИМЫ
30 баллов. Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь...
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
АНТОНИМЫ
40 баллов. ВОПРОС-АУКЦИОН !!! В каждом столбике слов надо подобрать к слову в левой части антоним из правой части и соединить их линией:
шагом | | жарко |
карлик | ответ |
холодно | взлет |
жара | гигант |
вопрос | бегом |
доброта | стужа |
посадка | злоба |
прямая | тесно |
просторно | бездарность |
конец | потеря |
талант | кривая |
приобретения | начало |
разрешение | бугор |
оригинал | ватага |
яма | спать |
бодрствовать | запрет |
одиночка | копия |
АНТОНИМЫ
50 баллов. Надо записать антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.
Ученье — свет, а неученье — ... (______________________).
Знай больше, а говори ... (_________________________).
В учебе корень горек, зато плод ее ... (__________________).
Не бойся врага умного, бойся друга ... (_________________).
Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (______________).
Мир строит, а война ... (________________________).
Смелый побеждает, а трус ... (_________________________).
Ласточка день начинает, а соловей ... (__________________).
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
10 баллов. Определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.
Яблоку негде упасть (_____________________);
Хоть глаз выколи (____________________________);
Хоть пруд пруди (____________________________);
Кот наплакал (________________________________);
Не успел оглянуться (____________________________);
Черепашьим шагом (_______________________________);
Ни свет, ни заря (__________________________________).
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
20 баллов. СВОЯ ИГРА!!! Нужно отгадать все фразеологические обороты с одним постоянным словом.
К. ….ый свет, …ые стихи, …ми нитками шито, среди … дня, сказка про … бычка, чёрным по …му писано.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
30 баллов. Замените фразеологизмы одним словом. Всегда ли это возможно?
Рука об руку - … (______________________);
рукой подать - … (______________________________);
из рук вон (___________________________________);
на руках носить - … (______________________________);
быть под рукой - … (_________________________________);
держать в ежовых рукавицах - … (_____________________);
золотые руки - … (__________________________________
___________________________________________________);
ухватиться обеими руками - … (_______________________
___________________________________________________);
подвернуться под руку - … (__________________________);
быть правой рукой - … (______________________________);
дать руку на отсечение - … (__________________________);
дать по рукам кому-то - … (___________________________
___________________________________________________);
ударить по рукам - … (_______________________________);
прибрать к рукам - … (_______________________________).
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
40 баллов. Найдите «третий лишний» (подчеркните его) и объясните лексическое значение фразеологизмов.
Медвежья шапка, медвежья берлога, медвежья услуга.
(___________________________________________________)
Сесть в машину, сесть в калошу, сесть в кресло.
(___________________________________________________)
Точить лясы, точить ножи, точить карандаши.
(___________________________________________________)
Втирать мазь, втирать очки, втирать муравьиный спирт
(___________________________________________________)
Стоять у доски, стоять на посту, стоять фертом.
(___________________________________________________)
Прописать ижицу, прописать лекарство, прописать строчку. (___________________________________________________)
Играть в шашки, играть роль, играть в бирюльки. (___________________________________________________)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
50 баллов. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (для жюри)
ЕСТЬ ИДЕЯ?
10 баллов. Найди пару (в случае затруднения обращайтесь к словарю иностранных слов).
1. авто А. поле
2. агро Б. сам
3. био В. Пишу
4. графо Г. жизнь
5. 38РФО Д. вода
6. аква Е. правильный
Ответы: 1 Б, 2 А, 3 Г, 4 В, 5 Е, 6 Д
20 баллов. Переведите данные научные термины, воспользовавшись выписанными из словаря значениями международных словообразовательных элементов: фил (любящий), а, ан (без), авто (сам), библио (книга), био (жизнь), графо (пишу), фон (звук), тека (ящик), мобил (подвижной), логос (слово, мысль, понятие), моно (один, единый), том (часть), архео (древний).
Монархия – форма правления, при которой верховная власть в государстве формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.
Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
Библиофил – любитель и знаток книг.
Биология – наука (точнее комплекс наук) о живой природе.
Биография – жизнеописание, история жизни.
Автобиография – описание своей жизни; собственноручно написанная биография.
Монография – научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов.
Автограф – собственноручная, обычно памятная надпись, подпись; 2) рукописный текст, написанный самим автором.
Анатомия – наука о форме и строении отдельных органов, систем и всего организма в целом.
Фонотека – собрание звукозаписей.
Археология – наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, укреплениям, местам погребений), находимым главным образом при раскопках.
Анархия – 1)безначалие, безвластие; 2) стихийность, неорганизованность; беспорядок.
Каким словарем вы воспользуетесь? СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
30 баллов. Словарь Владимира Ивановича Даля объясняет это слово так: «Обрубок дерева, чурбан, баклуша, картонная или иная форма, колодка для обделки, расправления чего-то». В современном языке это ругательное слово.
Болван
40 баллов. Метаграмма - это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя одну букву на другую и один звук на другой.
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п - от вас не утаю -
Тоже в классе я стою.
КАРТА-ПАРТА
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени -
Я по болоту зашагаю.
КАПЛЯ-ЦАПЛЯ.
С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с для повара важна.
БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ.
Вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышках зарывали,
Но если [д] в конце смягчить,
Телегу можно мной грузить
КЛАД-КЛАДЬ.
50 баллов. КОТ В МЕШКЕ !!!! Отгадайте ребусы
СИНОНИМЫ
10 баллов. Найди синоним
1. Сувенир А. недостаток
2. Дефект Б. подарок
3. Антракт В. Доводы в процессе доказательства
4. Аргументы Г. перерыв
5. Корректный Д. начитанность, глубокие и широкие познания
6. Эрудиция Е. учтивый, вежливый, тактичный
Ответы: 1 Б, 2 А, 3 Г, 4 В, 5 Е, 6 Д
20 баллов. Исправьте ошибки в предложениях. Какой словарь вам в этом поможет?
По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу.
Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях.
В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.
Это выдающийся (незаурядный) человек, у него выдающаяся (редкая) память и выдающиеся способности.
30 баллов. СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ !!!! Узнать слово по лексическому значению
Все слова русского языка, или словарный состав языка (лексика)
Словарный запас одного человека (лексикон)
Раздел науки о языке, изучающий происхождение и историю слов (этимология)
Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи (морфология)
Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов (орфография)
Описание жизни (биография)
Устройство для дыхания человека под водой (акваланг)
Свободное от учёбы и занятий время (досуг)
Учебное заведение, где получают начальное, общее, среднее образование (школа)
Прекращение занятий в учебных заведениях на определённое время для отдыха учащихся осенью, зимой, весной, летом. (каникулы)
40 баллов. НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ
По горизонтали:
1. Ларец
3. Лакомка
4. Амулет
6. Яства
9. Колдобина
10. Мощь
11. Заблуждение
12. Балагур
13. Ротозей.
По вертикали:
1. Подсказка (ею часто пользуются ученики)
2. Враньё
5. Очарование
7. Озорство
8. Скряга
10. Рухлядь
12. Код
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
50 баллов. Даны английские фразеологизмы и их дословный перевод. Назовите их русские соответствия.
То be under someone’s thumb (быть у кого-либо под большим пальцем) – прижать кого-либо к ногтю, быть у кого-либо под каблуком.
То be busy as a bee (быть занятым как пчела) – вертеться как белка в колесе.
То spin something out of thin air (прясть что-либо из чистого воздуха) – высосать из пальца.
То stroke someone the wrong way (гладить кого-либо в обратном направлении) – гладить против шерсти.
Daft as a brush (глуп как щетка) – глуп как пробка.
То retire into one’s shell (уйти в свою раковину) – замкнуться в себе.
То knock someone into a cocked hat (загнать кого-либо в треугольную шляпу) – загнать в тупик.
Someone vanished into thin air (исчез в прозрачном воздухе) – как сквозь стену прошел, как в воду канул, как сквозь землю провалился.
When pigs fly (когда полетят свиньи) – после дождичка в четверг.
As plain as the nose on your face (ясно как нос на твоем лице) – ясно как день.
ВСЕЗНАЙКА
10 баллов. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ !!! Какой словарь, что изучает
Тип словаря | Лексическое значение | Происхождение слова | Нормы произнесения и ударения | Грамматические пометы |
Толковый словарь | | | | |
Орфоэпический словарь | | | | |
Орфографический словарь | | | | |
Этимологический словарь | | | | |
20 баллов. Прочитай стихи о словарях. Выполни задания. Определи, о каком словаре в стихотоврении идёт речь.
1. _____________________________________________________СЛОВАРЬ
Ты загляни в него, словарь
Всех слов истории расскажет,
И как что называлось встарь,
Тебе напомнить может даже.
Здесь слово старое дано,
Подумай-ка, а что оно
Давно когда-то означало,
Каким сейчас названье стало?
ЛАНИТЫ _________________________________________________________________
ОКО _________________________________________________________________ ПЕРСТ _________________________________________________________________
УСТА _________________________________________________________________
ЧЕЛО _________________________________________________________________
2. СЛОВАРЬ _____________________________________________________________
Всегда он показать готов,
Как без ошибки написать
Слова из разных языков,
И их значенье подсказать.
А ты значенья этих слов
Без словаря назвать готов?
И то же самое опять
Словами русскими сказать?
АЗАРТ _________________________________________________________________ ГЕРБАРИЙ _____________________________________________________________
ДЕФЕКТ _________________________________________________________________
ПОЭТ _________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________СЛОВАРЬ
Его раскрой скорее, тут
Слова крылатые живут
С пословицами рядом.
А нам с тобою надо
Концы пословиц отыскать.
Словарь нам будет помогать:
Пословицы все собери,
А что забудешь, подсмотри!
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ ______________________________________________________
КУДА НИТКА ____________________________________________________________
ШИЛО __________________________________________________________________
СЛЫШАЛ ЗВОН __________________________________________________________
ПОД ЛЕЖАЩИЙ КАМЕНЬ _________________________________________________
4. СЛОВАРЬ ______________________________________________________________
Наш русский язык и велик, и богат
Синонимы это всегда подтвердят,
И разные с виду слова эти всё же
Всегда говорят про одно нам и то же
Сейчас докажешь это сам,
Найди синонимы к словам.
ТИХИЙ ГОЛОС __________________________________________________________
ТИХИЙ ЧЕЛОВЕК _________________________________________________________
ТИХИЙ СОН __________________________________________________________
5. СЛОВАРЬ ______________________________________________________________
Тем этот словарь интересен, что тут
Слова несогласно друг с другом живут
И спорят они постоянно, задорно,
Стоят на своём до конца и упорно.
Противоположны у слов здесь значенья,
Ведь это же главное их назначенье.
Антонимы к этим словам подбери -
По слову, а можешь и два или три.
БЕЛЫЙ _______________
ДЕНЬ _______________
ГОРЕ _______________
Сверь свои ответы:
Загадка № 1. - этимологический словарь
Загадка № 2. - словарь иностранных слов
Загадка № 3. – фразеологический словарь
Загадка № 4. - словарь синонимов
Загадка № 5. - словарь антонимов
Загадка № 6. – орфоэпический словарь
30 баллов. Напишите как можно больше слов, содержащих греческие и латинские корни, проверьте их значение в словаре: гидро, дром, зоо, мело, термо, эрго, лабор, мемор, прим, хрон, дикт. Какой словарь вы выберете себе в помощники?
40 баллов. Около двух тысяч лет назад на востоке Европы жили загадочные племена, которых греческие и римские авторы называли венедами. Несколькими столетиями позже, в 6 веке нашей эры, историк готов Иордан писал о венедах как о предках современных ему славянских племен. Интересно, что в финском языке одна из стран Восточной Европы называется Венейей. Что это за страна?
Россия
50 баллов. Этот привычный школьный предмет появился примерно сто лет назад. Создал его знаменитый офтальмолог и гигиенист Федор Федорович Эрисман. А название этот предмет получил от латинского слова «группа», то есть «соединенные вместе». Что это за предмет?
Парта – от лат. «партис»
АНТОНИМЫ
10 баллов. Подберите подходящие по смыслу антонимы:
мягкий голос - … (резкий);
мягкое наказание - … (суровое);
мягкий карандаш - … (твердый);
мягкие волосы - … (жесткие);
мягкая булка - … (черствая);
свежий хлеб - … (черствый);
свежая рубашка - … (грязная);
свежая газета - … (вчерашняя);
свежее утро - … (теплое);
свежее мясо - … (протухшее);
свежее молоко - … (прокисшее);
свежая краска - … (засохшая);
свежая новость - … (старая).
20 баллов. Отгадайте слово по его антонимам: пассивный, инертный, бездеятельный - … (активный); неряшливый, нечистоплотный - … (аккуратный); проводы, расставание - … (встреча); ясно, понятно, нетрудно - … (сложно).
30 баллов. Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь...
(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)
40 баллов. ВОПРОС-АУКЦИОН !!! В каждом столбике слов надо подобрать к слову в левой части антоним из правой части и соединить их линией:
шагом | | жарко |
карлик | ответ |
холодно | взлет |
жара | гигант |
вопрос | бегом |
доброта | стужа |
посадка | злоба |
прямая | тесно |
просторно | бездарность |
конец | потеря |
талант | кривая |
приобретения | начало |
разрешение | бугор |
оригинал | ватага |
яма | спать |
бодрствовать | запрет |
одиночка | копия |
50 баллов. Надо записать антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.
Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
Знай больше, а говори ... (меньше).
В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).
Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).
Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).
Мир строит, а война ... (разрушает).
Смелый побеждает, а трус ... (погибает).
Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
10 баллов. Определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.
Яблоку негде упасть (тесно);
Хоть глаз выколи (темно);
Хоть пруд пруди (много);
Кот наплакал (мало);
Не успел оглянуться (быстро);
Черепашьим шагом (медленно);
Ни свет, ни заря (рано).
20 баллов. СВОЯ ИГРА!!! Нужно отгадать все фразеологические обороты с одним постоянным словом.
К. ….ый свет, …ые стихи, …ми нитками шито, среди … дня, сказка про … бычка, чёрным по …му писано.
30 баллов. Замените фразеологизмы одним словом. Всегда ли это возможно?
Рука об руку - … (дружно);
рукой подать - … (близко);
из рук вон (плохо).
на руках носить - … (баловать);
быть под рукой - … (рядом);
держать в ежовых рукавицах - … (не давать воли);
золотые руки - … (говорится об очень искусном, умелом, способном в своем деле человеке);
ухватиться обеими руками - … (согласиться с предложением с удовольствием, радостью);
подвернуться под руку - … (случайно оказаться поблизости);
быть правой рукой - … (быть нужным кому-то);
дать руку на отсечение - … (полностью ручаться за кого-то);
дать по рукам кому-то - … (самым решительным образом пресечь какие-то действия);
ударить по рукам - … (заключить деловое соглашение, сделку, договор);
прибрать к рукам - … (завладеть чем-то).
40 баллов. Найдите “третий лишний” и объясните лексическое значение фразеологизмов
Медвежья шапка, медвежья берлога, медвежья услуга. (услуга, которая приносит не пользу, а вред)
Сесть в машину, сесть в калошу, сесть в кресло. (попасть в неловкое положение)
Точить лясы, точить ножи, точить карандаши. (болтать пустяки, заниматься несерьёзным разговором)
Втирать мазь, втирать очки, втирать муравьиный спирт (обмануть, ввести в заблуждение)
Стоять у доски, стоять на посту, стоять фертом. (руки в боки, старинное название буквы Ф)
Прописать ижицу, прописать лекарство, прописать строчку. (наказать)
Играть в шашки, играть роль, играть в бирюльки. (заниматься пустяками)
50 баллов. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ
ВЕШАТЬ ВСЕХ СОБАК.
ЛЕЗТЬ В БУТЫЛКУ.
ХВАТАТЬ ЗВЁЗДЫ С НЕБЕС.
ЛИТЬ КРОКОДИЛОВЫЕ СЛЁЗЫ.
СЕТЬ В КАЛОШУ.
БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА.
ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ.
ОБРАЗЕЦ ИГРОВОГО ПОЛЯ (все задания пишутся на обратной стороне)
Тема | Баллы |
Есть идея? | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 Кот в мешке |
Синонимы | 10 | 20 | 30 Счастливый случай | 40 | 50 |
Всезнайка | 10 Несчастный случай | 20 | 30 | 40 | 50 |
Антонимы | 10 | 20 | 30 | 40 Вопрос-аукцион | 50 |
Фразеологизмы | 10 | 20 Своя игра | 30 | 40 | 50 |
ЕСТЬ ИДЕЯ? (второй вариант)
50 баллов. КОТ В МЕШКЕ !!!! Отгадайте ребусы
СИНТАКСИС
МОРФОЛОГИЯ
ФОНЕТИКА