СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Своя игра» конспект мероприятия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Своя игра» конспект мероприятия по литературе

Просмотр содержимого документа
««Своя игра» конспект мероприятия»

1. Дата проведения урока:

2. Тема: «Своя игра»

3. Тип урока: урок обобщение знаний, умений и навыков.

4. Цели урока:

- познавательные: сформировать познавательный интерес к литературе, расширить читательский кругозор, повторить и проверить степень усвоения изученного материала;

- воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества; уважение к соперникам;

- развивающие: развивать интеллект, внимание, память, воображение; логическое мышление; умение сопоставлять, обобщать, анализировать, образно и убедительно высказывать собственные суждения.

5. Оборудование: презентация, листочки, ручки.

6. Методы и приемы: слово учителя, беседа, повторение изученного ранее, коллективная учебная деятельность.

7. Использованная литература:

С.Я.Долинина «Литературный турнир» 6-11 кл., М., «Флинта», 2001

М.А.Давыдова, И.А.Агапова «Игры, турниры, сценарии» 6-11 кл., М., Айрис Пресс, 2000.

Материалы сайта "Методическая копилка" Агеевой И.Д.































п/п

Время этапов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1 мин.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята

Столы в классе расставлены для трёх разных команд. Дети сами решают, в какую команду им идти. Перед тем, как начать игру, избирается счётная комиссия, которая будет подсчитывать баллы.

2

5 мин


Вы уже поняли, что сегодня у нас пройдет не совсем традиционный урок. На данный момент вы оказались в студии программы «Своя игра». Задача каждой из команд набрать как можно больше баллов и тем самым одержать победу. На слайде вы видите названия рубрик, напротив которых указан ряд чисел (от 10 до 50). Под каждым из этих чисел скрывается вопрос, они расположены по сложности (10 – самый легкий, 50 – самый сложный).

Вы сами выбираете рубрику и сложность вопроса. На обсуждение вопросов каждой команде даётся 20 секунд, готовый ответ вы записываете на листочках, которые уже лежат у вас на столах. Капитаны команд сдают эти листочки счётной комиссии.

В случае правильного ответа на счёт команды зачисляется количество баллов, соответствующее стоимости ответа.

Вам понятны правила игры?


Я думаю, что вы все справитесь, потому что творчество писателей, о которых пойдет сегодня речь, вам уже знакомо. Вы готовы начать?





















Конечно, будут вопросы.





Да, готовы!




Рубрика «Портрет». Рубрика «Портрет». В этой рубрике под каждым числом (от 10 до 50) скрыт портрет писателя.

Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

Александр Сергеевич Пушкин

20

Николай Васильевич Гоголь

30

Антон Павлович Чехов

40

Андрей Платонович Платонов

50

Максим Горький



Рубрика «Биография»

В Рубрике «Биография» нужно определить, о каком писателе идет речь.

Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

Родился в 1799 году в Москве. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Мать была внучкой Ганнибала, “арапа Петра Великого”, ставшего впоследствии русским генералом. Отец увлекался литературой, дядя – известный поэт. В их доме бывали Н.М. Карамзин, молодой В. Жуковский. Страсть к поэзии появилась у него с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы.

Александр Сергеевич Пушкин

20

Родился в городе Таганроге. Его дед – крепостной, откупившийся на волю. Отец- мещанин, владевший бакалейной лавкой. Писатель “только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое. Семейный уклад для писателя сложился так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить.

Антон Павлович Чехов

30

Родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство провёл на Украине в селе Васильевке. В 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук, где проявлялся дух свободомыслия и куда проникали отголоски декабристских настроений. В нем рано пробудился интерес к литературе… В 30-е годы писатель познакомился с Пушкиным, Жуковским, читал лекции в педагогическом институте. В 1832 году его имя приобретает известность, и он целиком посвящает себя литературной деятельности.

Николай Васильевич Гоголь

40

Прожил трудную жизнь. Вот что он рассказывал о себе: “Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиевича Пешкова… Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине – слободе. По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду... Из “мальчиков” сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимался усердным чтением.

Алексей Максимович Горький

50

Родился в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем семья переехала в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.

Детство прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Иван Алексеевич Бунин



Рубрика «Узнай героя». В этой рубрике ученикам нужно узнать героя произведения по описанию.



Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю

Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”. Остап и Андрий

20

Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин на темной кож щек, все лицо казалось молодым и светлым.

М. Горький. “Детство” Акулина Ивановна

30

Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

А.П. Платонов. “Юшка”

40

Не найти, не сыскать такое красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетены,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белой цалуются.

М.Ю. Лермонтов. “Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Алена Дмитриевна

50

Она была тех же статей и тех же кровей, что и остальные. Из породы крупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к условиям Севера. Она была чистая, да к тому же сохранила свой неунывающий характер, нервность молодости. Обычно, завидев мен, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос.

Ф.А. Абрамов.

“О чем плачут лошади”.

Рыжуха



Рубрика «Поэзия». Ученики должны назвать автора и название произведения.

Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

Назовите автора стихотворения, из которого взяты строки:

Топи да болота
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Сергей Александрович Есенин

20

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

30

Определите автора, название произведения

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

40

Определите автора, название произведения

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине…

М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”

50

Определите автора, название произведения. О каком городе идёт речь?

Прошло сто лет, и юный град, 
Полнощных стран краса и диво, 
Из тьмы лесов, из топи блат 
Вознесся пышно, горделиво… 

А.С. Пушкин “Медный всадник”

Санкт-Петербург





Рубрика «Угадайка» Нужно определить, из какого произведения отрывок.



Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Н.В. Гоголь.

“Тарас Бульба”

20

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

И.С. Тургенев “Русский язык”

30

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

М. Горький

“Данко”

40

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...

Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...

И.А. Бунин «Лапти»

50

Привлеченные шумом и криками, которые во время этой революции неслись с острова, я и несколько моих товарищей пробрались туда и, спрятавшись за толстыми стволами тополей, наблюдали, как Януш, во главе целой армии красноносых старцев и безобразных мегер, гнал из замка последних, подлежавших изгнанию, жильцов. Наступал вечер. Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. Какие-то несчастные темные личности, запахиваясь изорванными донельзя лохмотьями, испуганные, жалкие и сконфуженные, совались по острову, точно кроты, выгнанные из нор мальчишками, стараясь вновь незаметно шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка.

В.Г. Короленко «В дурном обществе»















Рубрика «Иллюстрация»

Назвать произведение, по которому сделана иллюстрация

Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

М.А. Горький “Детство”


20

М.Е. Салтыков-Щедрин “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”


30

М.Ю. Лермонтов Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”


40

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”


50

Повесть о Петре и Февронии Муромских




Рубрика «Черный ящик». Назвать автора, произведение, героя, с которым связан данный предмет.

Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

Трубка

Н.В. Гоголь.

“Тарас Бульба”

Тарас Бульба

20

Гайка

А.П. Чехов “Злоумышленник”

Денис Григорьев

30

Цифры

И.А. Бунин «Цифры»

Мальчик Женя

40

Газета “Московские ведомости”

М.Е. Салтыков-Щедрин

“Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”

Два генерала

50



Пряник

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Мальчик Витя

Большое всем спасибо за игру! Счетная комиссия уже подвела итоги и готова огласить результаты. Победила команда под номером…