2. | Актуализация знаний для изучения нового учебного материала (3 мин) Цель обучающихся: самостоятельно сформулировать учебную задачу: Я хочу узнать, что такое алгоритмы, какими свойствами они обладают, научится составлять алгоритмы Цель учителя: определить опорные знания. Задачи этапа: - включить школьников в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных задач) -создание условия для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего урока. Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся: - словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей) - наглядный (презентация) Метод мотивирования: похвала, одобрение, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала) | Тема сегодняшнего урока «Алгоритмы и их свойства». (Слайд 1 ) Давайте откроем тетради и запишем число, тему урока. Ситуация: Алгоритмы, свойства алгоритмов. -Ребята, давайте ответим на вопросы: Что я знаю по данной теме? Чего я не знаю ? Чему я хочу научиться? (слайд 2) Возникающие вопросы фиксируются на доске. Вопросы должны быть на доске до конца урока, чтобы можно было подвести итог. |
3. | Изучение нового учебного материала.(18 мин) Цель обучающихся: освоить понятия алгоритм и исполнитель, вывести его основные свойства Цель учителя: Организовать работу по усвоению понятия алгоритм и исполнитель, вывода его основных свойств. Задачи: -познакомить с понятиями алгоритм и исполнитель -научить выделять свойства алгоритма -развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры Работа в группах.(распределяю учеников по группам заранее выбираем старосту, учитывая индивидуальные способности каждого ученика ). Самостоятельная работа с демонстрационным материалом (поисковый метод). Его цель – самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос. Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей), поисковый, наглядный (презентация ),практический Метод мотивирования: похвала, одобрение На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей. Дать возможность ученикам выделить основные свойства. Если ученики затрудняются, то свойство проговаривает учитель. Релаксация Здоровьесберегающие технологии Цель: повысить работоспособность и здоровье учащихся | -Вам предстоит выполнить определенное задание. В ходе выполнения задания вы должны (устно) описать последовательность ваших действий. Итак, вам дается 5 минут. Задания выполняют в группах. 1 группа -
пришить пуговицу (имеется иголка, нитка, ножницы, пуговица, материал); -
сделать из листа бумаги по образцу мордочку Котика (имеется фломастер и лист бумаги), раскрасив его; 2 группа 1.надуть воздушный шарик. 2.приготовить кофе, добавив сахар по вкусу (имеется чашка, пакетик растворимого кофе, сахар -Итак, Вы сейчас выполнили некоторые действия, стремясь получить определенный результат. Давайте обобщим: -
Конечное или бесконечное число действий Вам пришлось совершить, прежде чем прийти к результату?(Конечное) -
Пожалуйста, опишите порядок действий пришивания пуговицы. -
Можно ли поменять порядок Ваших действий при пришивании пуговицы?(нет) -
Давайте посмотрим, как получились мордочки Котика? -
Что вам помогло при выполнении задания? -
Можно ли получить искомый результат из листа бумаги размером 5мм*5мм? -
Почему? (слишком мал лист бумаги) -
Сможем ли мы надуть шарик под водой? (нет) -
Назовите, какие из выполненных заданий вы можете доверить роботу? -
Если вдруг при приготовлении кофе не окажется под рукой сахара, как вы, думаете понравится ли ваш кофе всем сидящим в этой аудитории? (нет, у сидящих разный вкус) -
Назовите, какие из выполненных заданий вы можете доверить роботу? -Сделайте вывод: как одним словом можно назвать последовательный порядок действий? (алгоритм) -Давайте запишем определение в тетрадях. Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов (слайд3) -В кулинарной книге тоже собраны рецепты приготовления различных блюд. Но почему используя один и тот же рецепт приготовления того или иного блюда получаются различные результаты? (вкусы у поваров различные) -Можно ли назвать рецепт алгоритмом? (да) -Знание определенных алгоритмов поможет нам сориентироваться и в чрезвычайных ситуациях. Например, вы почувствовали запах газа в доме. Какие ваши действия? (Выслушивание ответов) -Оказывается, нас окружает множество бытовых приборов, которые облегчают быт человека, выполняют работу более качественно и быстрее. И люди уже не представляют жизни без них. Любой бытовой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией. Нужно ли покупателю знать устройство телевизора, чтобы настроить каналы? -Можно ли в таком случае назвать инструкцию алгоритмом? (да) -Еще А.С. Пушкин в своих произведениях обращал внимание на важность инструкции. Вот одна из цитат: ( слайд 4) Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять, И все тогда пошло на стать. -Т.е. при выполнении алгоритма не требуется его понимание, а правильный результат может быть получен путем механического следования содержанию алгоритма, это называют формальным выполнением .Поэтому его выполнение можно доверить компьютеру. -Сейчас алгоритм — одно из основных понятий информатики и математики. Множество алгоритмов мы выполняем на уроках информатики: -Давайте теперь ответим на вопрос, кто может выполнять алгоритм? (Человек, автомат, компьютер, машина) Поэтому того, кто выполняет алгоритм, называют исполнителем. Давайте запишем определение. Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм (слайд 5) Свойства алгоритма: -Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Рассмотрим следующие примеры, (слайд ) Алгоритм открывания двери: -
Достать ключ из кармана. -
Вставить ключ в замочную скважину. -
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки. -
Вынуть ключ. Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В: -
Из числа А вычесть число В. -
Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше. -
Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше. -
Если получился ноль, то сообщить, что числа равны. -Внимательно проанализируйте эти примеры. Что в них общего? -Какими свойствами обладает алгоритм? ( Должны быть отдельные шаги) -Это свойство называют Дискретность (разделенный, прерывистый). Это свойство указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Попробуем переставить в первом примере 2 и 3 действия. Мы, конечно, сможем выполнить и этот алгоритм, но дверь вряд ли откроется. -Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды, только выполнив предыдущую. Как вы думаете, каким еще должен быть алгоритм?( Понятным исполнителю.) - Понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды. -Какое свойство определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения. (Конечность.) -В приведенных примерах каждое описанное действие реально и может быть выполнено. Поэтому и алгоритм имеет предел, то есть конец. -Алгоритм можно применять для целого класса задач. Например, 2 алгоритм можно применять для любых чисел А и В.Как вы назвали бы это свойство?( Массовость) -Какое свойство еще присуще алгоритму, к чему оно всегда должно приводить?( к результату) -Результативность. Это свойство требует, чтобы в алгоритме не было ошибок. -И ещё одно важное свойство .Это -Детерминированность (определенность, точность) — т.е. каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Например, если бы мы вместо слов «повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки» сказали бы просто «повернуть ключ», то это действие воспринималось бы уже не однозначно. -Таким образом, для любого алгоритма характерны следующие свойства: дискретность, детерминированность ,конечность, массовость, результативность, понятность.(слайд 7) -Давайте эти свойства запишем в тетради -А теперь давайте отдохнём (включаю спокойную музыку) Каждое упражнение выполняем 2 раза. • «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад. • «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. • Поднимание и опускание плеч вверх и вниз. • Круговые движения плечами вперёд и назад. • «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника. • Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево |
4. | Закрепление учебного материала (21 мин) Цель перед обучающимися: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию. Цель перед учителем :научить составлять и применять алгоритмы на практике ; Задачи: Обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в алгоритмах. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Индивидуальный ответ. Один из учеников работает с интерактивной доской. Остальные работают за компьютерами (работа с текстовым редактором). Метод для учителя: словесный (рассказ), демонстрационный Метод работы для учеников : практический, частично-поисковый, проблемный, словесный Форма работы: индивидуальная, групповая и фронтальная . Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка Анализ ошибок. Работа с интерактивной доской. Выслушивание различных версий. На интерактивной доске записывают один из правильных вариантов. Работа в группах. Постоянный контроль, чтобы в поиске решения участвовали все учащиеся. Самостоятельная работа(тест) Цель данного этапа урока – закрепить полученные на уроках знания. Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач. Основой является самостоятельная работа, которая помогает детям закрепить свои знания, умения, навыки. Метод мотивирования: оценка Критерии оценивания (лежат на партах) -нашел три ошибки, дописал все правильные ответы - оценка "отлично", -нашел одну-две ошибки, написал правильные ответы - "хорошо", -не нашел или увидел одну - две ошибки в других ответах, исправил правильные ответы - "удовлетворительно", иначе - "неудовлетворительно" Анализ ошибок. Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении тестового задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника и дополнительному раздаточному материалу. | -Ученик 9 класса в качестве алгоритма выключения компьютера предложил такую последовательность действий: (слайд 8) 1. Подведите указатель мыши на кнопку «Пуск» (левый нижний угол экрана); 2 Выберите кнопку «Выключение»; 3. . Щелкните левой кнопкой мыши один раз; 4. Извлеките вилку из розетки 5. Дождитесь,когда компьютер выключится; 6. В выпавшем меню щелкните по слову «Выключение» 1 раз -Хорошо, а теперь давайте решим следующую задачу: Исполнитель умеет заменять в слове ровно одну букву на любую другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово. Составьте алгоритм для преобразования слова САД в слово КОТ. (слайд 9) -Чтобы составить алгоритм, нужно сначала решить эту задачу Решение: САД – САМ – СОМ – КОМ – КОТ. -А теперь составим алгоритм, используя таблицу:(слайд 10) Алгоритм (один из вариантов) № шага | Номер заменяемой буквы | Буква, на которую заменяем | 1 | 3 | М | 2 | 2 | О | 3 | 1 | К | 4 | 3 | Т | -А теперь мы с вами решим старинные задачи. Они встречаются в рукописях 8 века. Уже тогда интересовались алгоритмами! -Перед вами карточки с задачами.(слайд 11) . Каждая группа должна составить алгоритм для данных задач в тетрадях. -Алгоритм решения задачи вы должны занести в папки «Старинная задача» компьютеров №1-1 группа, №2 -2 группа, заносит староста группы. Задание для 1 группы. Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. Каждый раз он может перевезти либо волка, либо козу, либо капусту. На одном берегу нельзя оставить вместе козу и волка, а также козу и капусту. Составьте алгоритм переправы на другой берег. Алгоритм решения задачи: № шага | 1 способ | 1) | Переправить козу | 2) | Вернуться | 3) | Перевезти капусту | 4) | Оставить капусту, но вернутся с козой | 5) | Оставляет козу, но перевозит волка | 6) | Вернуться | 7) | Перевезти козу | | | Задание для 2 группы Два солдата перешли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата (либо двух мальчиков), а солдата и мальчика уже не вмещает? РЕШЕНИЕ Алгоритм решения задачи | 1 способ | 1 шаг | 2м | 2 шаг | 1м | 3 шаг | 1с | 4 шаг | 1м | 5 шаг | 2м | Обозначения: 1м- один мальчик, 2м – два мальчика, 1с – один солдат. -Проверим ваши алгоритмы.( на экране появляются алгоритмы учеников, работа по локальной сети) -Молодцы! А теперь давайте мы с вами оценим как освоили сегодняшнюю тему -Ребята, ученики некоторой школы составили опору «Алгоритмы и их свойства», помогите проверить работу учеников.(слайд 12) Учитель раздает тест каждому. Алгоритм и его свойства. № | Вопрос | Ответ | 1 | Что такое алгоритм? | Инструкция | 2 | Кто (что) может быть исполнителем алгоритма? | Исполнителем может быть человек, компьютер, станок, робот, язык программирования | 3 | Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке: | Это свойство последовательности алгоритма | 4 | Свойства алгоритма | Это его общие характеристики | 5 | Результативность | В алгоритме не должно быть ошибок | 6 | Определенность (детерминированность) | На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить | 7 | Понятность | Свойство алгоритма, определенное исполнителем | 8 | С помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи, это | Массовость алгоритма | 9 | Исполнение алгоритма приводит к конечному результату | Конечность алгоритма | -Поменялись листочками .Оцениваем работу. Правильные ответы появляются на экране.(слайд 13) Правильные ответы на вопросы 1, 3, 7 следующие: 1. Алгоритм - инструкция. Ответ неточен, в жизни он вполне уместен, однако в информатике требуется более точное определение алгоритма как последовательности действий (команд), определенных для исполнителя. 4. Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке: - это свойство дискретности алгоритма 8. Понятность - алгоритм должен быть понятен исполнителю, входить в систему команд исполнителя. |
5. | Рефлексия.(3 мин) Возвращаемся к вопросам, записанным на доске в начале урока. Анализируем, на все ли вопросы были найдены ответы. Удалось ли решить поставленную задачу? Выставление оценок. Цель учителя: Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках. Задание на дом Цель для обучающегося: -стимулирование к личным достижениям; -закрепить полученные знания о алгоритме и его свойствах в ходе выполнения домашней работы. Цель учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения. Задачи: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; нацелить учащихся на творческое выполнение работы; предупредить о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Методы: инструктирование. Домашнее задание носит творческий, дифференцированный характер и продолжает выполнять намеченные на уроке задачи. | _А теперь давайте вернёмся к нашим вопросам, записанным в начале урока. (Слайд 14) -Какие вопросы вызвали затруднение? -Как ты оцениваешь свою работу? -Чему ты хочешь научиться на следующем уроке? -Сегодня на уроке каждый из Вас не раз обращался к жизненному опыту с алгоритмической точки зрения. Если бы сегодня вам представился выбор изменения преподавания предмета информатики. Какой бы вы сделали выбор? Выберите один из двух рисунков.(слайд 15) Свой выбор подтвердите картинкой. -А сейчас давайте достанем дневники и запишем задание на дом(слайд 16) Напишите алгоритм, по которому можно набрать из реки 7 л воды, разрешается пользоваться только этими кувшинами.(раздаю карточки для всех учеников). |