Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области
Институт развития образования
SWOT – анализ на тему:
возможность использования военно-прикладного вида спорта (Военная спартакиада “ Служу России”) в СОШ №44 г. Рыбинск
Выполнил: преподаватель - организатор ОБЖ СОШ №44
Павловский В.С.
Ярославль 2021 г.
В процессе военно-патриотического воспитания детей и молодёжи важное место отводится занятиям по военно-прикладным видам спорта, т.к. они являются основополагающим средством в формировании будущего защитника Родины.
Сформированная физическая военно-прикладная подготовленность юношей является и необходимым условием для решения проблемы сокращения сроков адаптации новобранцев к военной службе, что служит условием дальнейшего успешного выполнения ими служебных обязанностей.
В этом вопросе важное место отводится организации работы по физической военно-прикладной подготовке детей и молодёжи в условиях образовательных учреждений, в которых педагогическими коллективами решаются задачи по формированию у обучающихся военнопатриотических ценностей, направленных на воспитание у молодёжи любви к Родине на лучших традициях служения Отечеству, чувства долга, гражданского самосознания, ответственности и сознательности, освоению специальных навыков и воинских профессий, подготовки молодёжи к службе в армии.
Сформированная физическая военно-прикладная подготовленность позволит юношам допризывного возраста успешно выполнять не только военную деятельность, но и на протяжении всей жизни вести здоровый образ жизни, активно заниматься физической культурой и спортом, добиваться значимых успехов в профессиональной и общественной деятельности.
Основным моментом организации является техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях военно-прикладным спортом.
Причины возникновения спортивных травм при занятиях военно-прикладным спортом.
Виды травм. Первая помощь при травмах. Остановка кровотечения, наложение мягких повязок. Помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах. Действие высокой температуры: ожог, тепловой удар, солнечный удар. Действие низкой температуры: обморожение, общее замерзание. Помощь пострадавшим. Оказание первой помощи при обмороке, шоке, попадании инородных тел в глаза и уши. Приемы искусственного дыхания. Переноска и перевязка пострадавших.
Правила пользования инвентарем, оборудованием. Расположение групп и отдельных воспитанников во время занятий. Правила пользования инвентарем, оборудованием. Расположение групп и отдельных воспитанников во время занятий.
Дисциплина – основа безопасности во время занятий.
Гигиенические требования к местам проведения занятий и соревнований.
Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Основным критерием является Обязательное письменное документирование журнала безопасности.
Ожидаемые результаты проведения спартакиады:
- формирование у воспитанников ориентации на здоровый образ жизни;
- повышение уровня саморазвития обучающихся и становление активной гражданско-патриотической позиции;
- формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника;
- получение обучающимися специальных навыков по военно-прикладному спорту;
- создание благоприятной среды для формирования чувства патриотизма;
- создание благоприятных условий для адаптации ребёнка в условиях современного общества;
- подготовка обучающихся к службе в Вооружённых силах Российской Федерации.
Проведем анализ военно-патриотической спартакиады (военное многоборье), проходившей в школе №44 в конце 2020 года.
Перечень нормативов:
Юноши Девушки
• бег 60 метров • бег 60 метров
• челночный бег 4х9 • челночный бег 4х9
• подтягивание на перекладине • прыжки со скакалкой (30 сек)
• отжимания + приседания (1 мин) • отжимания + приседания (1 мин)
• прыжок в длину с места • прыжок в длину с места
Участники распределяются по 4-м возрастным группам:
Младшая группа – мальчики и девочки до 12-ти лет включительно
Юношеская группа – мальчики и девочки с 13 до 15-ти лет включительно
Юниорская группа – юноши и девушки с 16 до 18-ти включительно
Молодежная группа – юноши и девушки от 19-ти лет
Зачет для юношей и девушек производится раздельно.
сборка и разборка автомата, стрельба по электронным мишеням
заряжение/разряжение магазина АК-74 30 патронов
одевание на скорость противогазов и костюмов химической защиты
стрельба из пневматической винтовки по неподвижным мишеням из двух положений
перетягивание каната
выполнение строевых приемов
| Положительное | Отрицательное |
Внутренняя среда (скоростно – силовые факторы). Внутренняя среда (военно – прикладные факторы) | Бег 60 м; Подтягивание; Челнок; Отжимания; Приседания; Прыжки в длину. Укрепление организма Укрепление диафрагмы Укрепление легких и бронхов Укрепление иммунитета Повышение плотности костной ткани Стабилизация артериального давления Укрепление осанки Улучшение кровообращения Развитие выносливости Укрепление позвоночника Укрепление мышц спины Укрепление плечевых, локтевых, коленных суставов Развитие скоростных качеств Развитие силы воли и упорства Улучшение морального здоровья Сборка/разборка автомата; стрельба по электронным мишеням; заряжение/разряжение магазина АК-74; одевание на скорость противогазов и костюмов химической защиты; стрельба из пневматической винтовки по неподвижным мишеням из двух положений; выполнение строевых приемов. Развитие волевых качеств Развитие координации движений Развитие критического и пространственного мышления Укрепление эмоционального состояния Развитие и повышение психологической стабильности Общее развитие организма | Бег 60 м; Подтягивание; Челнок; Отжимания; Приседания; Прыжки в длину. Доступно не всем категориям учащихся ввиду индивидуальных особенностей организма и состояния здоровья. Некоторые нормативы нельзя выполнять без предварительной разминки Возможность переутомления от выполняемой нагрузки Высокая интенсивность выполняемых нормативов Сборка/разборка автомата; стрельба по электронным мишеням; заряжение/разряжение магазина АК-74; одевание на скорость противогазов и костюмов химической защиты; стрельба из пневматической винтовки по неподвижным мишеням из двух положений; выполнение строевых приемов. Возможен травматизм из-за нарушения техники безопасности и влияния сторонних факторов Необходимо учесть гигиенические аспекты перед проведением мероприятий и тренировочного цикла |
Внешняя среда (комплексный анализ) | Бег 60 м; Подтягивание; Челнок; Отжимания; Приседания; Прыжки в длину. Сборка/разборка автомата; стрельба по электронным мишеням; заряжение/разряжение магазина АК-74; одевание на скорость противогазов и костюмов химической защиты; стрельба из пневматической винтовки по неподвижным мишеням из двух положений; выполнение строевых приемов. Развитие мотивации Привитие ответственности Улучшение физического здоровья и общего состояния организма Увеличение функциональных возможностей организма Ознакомление с отечественными традициями в спорте Развитие навыков работы в индивидуальном и групповом формате Развитие качеств необходимых для успешного прохождения воинской службы Адаптация и раскрытие потенциала замкнутых в себе учащихся Ознакомление с военным ремеслом Повышение привлекательности воинской службы и поступления в специализированные ВУЗы страны Устранение внутренних переживаний перед прохождением службы по призыву некоторых категорий учащихся | Бег 60 м; Подтягивание; Челнок; Отжимания; Приседания; Прыжки в длину. Сборка/разборка автомата; стрельба по электронным мишеням; заряжение/разряжение магазина АК-74; одевание на скорость противогазов и костюмов химической защиты; стрельба из пневматической винтовки по неподвижным мишеням из двух положений; выполнение строевых приемов. Нормативы необходимо проводить в спортзале или на ровном уличном покрытии. Необходим соответствующий инвентарь Необходима исправная работа предоставляемого на мероприятие инвентаря, в том числе профилактическая В связи с карантинными мерами нет возможности увеличения численности участников и единовременного принятия нормативов (для разведения потоков учащихся). |
Исходя из проведённого анализа можно систематизировать вывод: военно – прикладные виды спорта являются отличным мотивационным рычагом и средством познания собственных возможностей.
Возможность проведения данных мероприятий в СОШ №44 реализовывается на соответствующем уровне с учётом требований СанПин и указаний Министерства здравоохранения РФ.
Так же стоит отметить, что положительных аспектов значительно больше, чем отрицательных. Самым основным моментом является грамотное проведение самого мероприятия и обязательный допуск к соревнованиям учащихся БЕЗ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.
Приложение 1. Положение спартакиады; Приложение 2. Протокол; Приложение 3. КТП