SWOT-анализ состояния МБОУ «Волновахская школа № 6» с целью внедрения инновационной идеи
Оперативное управление инновационной деятельностью МБОУ «Волновахская школа № 6» анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития ОУ. Нацелено на прогнозирование создания новых систем воспитания и обучения, новых технологий и др., повышение качества учебно-воспитательного процесса и личности выпускника учебного заведения, анализ поведения конкурентов, анализ емкости рынка Об/Ус, характера и количества педагогических инноваций, анализ факторов эффективности инновационной деятельности, оперативные решения по разработке, внедрению и освоению новшеств; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса и его обновление, контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения.
При реализации оптимального сценария развития школа может столкнуться со следующими ограничениями:
возрастание общей нагрузки на участников образовательного процесса;
низкий уровень мотивации учащихся;
значительные затраты времени;
отсутствие у коллектива четких представлений о ходе реализации инноваций;
недостаточное использование творческого потенциала педагогов в работе вследствие ее многоплановости и трудоемкости.
При реализации оптимального сценария развития школа может иметь следующие риски:
потеря контингента учащихся за пределы выделенного коридора;
снижение общего уровня профессионализма педагогического коллектива по причине ухода из школы опытных высококвалифицированных педагогических кадров, достигших солидного возраста;
недостаток средств для обеспечения развития материально-технической базы школы;
низкая активность социальных партнёров.
Основные меры управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы:
мониторинг,
открытость и подотчетность,
научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение,
информационное сопровождение.
При реализации оптимального сценария развития школа может иметь следующие негативные последствия:
недостаточное включение педагогов в реализацию прогрессивных образовательных проектов;
снижение показателей качества образования: увеличение процента обучающихся с низким уровнем развития и низкой учебной мотивацией;
недостаточное количество программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
недостаточное развитие системы школьного самоуправления и взаимодействия с родительской общественностью.
Результаты проблемно ориентированного анализа:
Магистральные направления и ключевые условия | Оценка актуального состояния внутреннего потенциала | Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов |
сильные стороны | слабые стороны | благоприятные возможности | риски |
Знание | Реализация программы (плана) мероприятий по обеспечению доступности и качества образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью (или развития инклюзивного образования и т. п.) | Наличие победителей и призеров этапов Всероссийской олимпиады школьников | Углубленное изучение отдельных предметов | Учебно-дидактическое обеспечение обучения и воспитания по федеральным адаптированным образовательным программам (при наличии обучающихся с ОВЗ и в соответствии с рекомендованными психолого-медико-педагогической комиссией вариантами адаптированных образовательных программ) |
Воспитание | Взаимодействие образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания | Наличие школьных военно-патриотических клубов | Наличие представительств детских и молодежных общественных объединений (Юнармия, Большая перемена и др.) | Реализация программ краеведения и школьного туризма |
Здоровье | Обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов Участие обучающихся в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях (в том числе во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников Президентские состязания и Всероссийских спортивных играх школьников Президентские спортивные игры) | Отсутствие дополнительных образовательных услуг в области физической культуры и спорта | Организация просветительской работы, работы по регистрации обучающихся на сайте www.gto.ru с целью обеспечения охвата обучающихся ВФСК «ГТО» до 30% от общей численности обучающихся. | |
Творчество | Реализация дополнительных общеобразовательных программ | Наличие победителей и призеров различных олимпиад (кроме ВСОШ), смотров, конкурсов, конференций | Функционирование школьного музея | Наличие технологических кружков на базе общеобразовательной организации и/или в рамках сетевого взаимодействия |
Профориентация | Наличие профильных предпрофессиональных классов (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и др.) | Посещение обучающимися профессиональных проб на региональных площадках | Участие обучающихся в чемпионатах по профессиональному мастерству | Прохождение обучающимися профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих |
Учитель. Школьная команда | Обеспечение условий для обучения учителей по дополнительным профессиональным программам, направленных на формирование у обучающихся навыков, обеспечивающих технологический суверенитет страны (математика, физика, информатика, химия, биология) (за три последних | | Наличие среди педагогов победителей и призеров конкурсов | |
Школьный климат | Оказание психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся (испытывающим трудности в обучении; находящимся в трудной жизненной ситуации; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью; одаренными детьми. | Формирование психологически благоприятного школьного пространства для обучающихся | Профилактика девиантного поведения обучающихся. Профилактика травли в образовательной среде. | |
Образовательная среда | Информационно-коммуникационная образовательная платформа Сферум | Использование федеральной государственной информационной системы Моя школа | Формирование коллегиальных органов управления | Эксплуатация информационной системы управления образовательной организацией |
Целесообразность внедрения инновации
Инновации играют важную роль в современном образовании, так как они способствуют постоянному развитию и совершенствованию образовательного процесса. Они помогают адаптироваться к быстро меняющимся требованиям современного общества и рынка труда, а также обеспечивают более эффективное и качественное обучение студентов.
Одной из основных ролей инноваций в образовании является создание новых учебных программ и методик, с которой наша школа успешно справляется. Современные технологии и научные исследования позволяют учителям разработать более интересные и эффективные способы обучения, которые учитывают индивидуальные особенности обучающихся и их потребности. Новые программы и методики помогают детям лучше усваивать знания, развивать навыки и умения, а также применять их на практике.
Еще одной важной ролью инноваций в образовании является внедрение активных и интерактивных форм обучения. Традиционные уроки и учебники все чаще заменяются на интерактивные уроки, проектные работы, дискуссии и другие формы, которые позволяют обучающимся активно участвовать в образовательном процессе. Это способствует развитию их критического мышления, коммуникативных навыков и творческого потенциала.
Также инновации в образовании включают создание новых образовательных ресурсов. Современные технологии позволяют разработать онлайн-курсы, видеолекции, электронные учебники и другие ресурсы, которые доступны детям в любое время и месте. Это позволяет расширить доступность образования.
Однако, внедрение инноваций в образование также сопровождается определенными проблемами и вызовами. Некоторые преподаватели и обучающиеся могут испытывать сопротивление к изменениям, а также возникают технические и организационные сложности. Поэтому МБОУ «Волновахская школа № 6» старается разрабатывать стратегии развития инновационных процессов, которые учитывают потребности и возможности всех участников образовательного процесса.