
Боровикова О.А Классный час на 23 февраля "Сыны Отечества - защитники земли русской".
Цель:1.Способствовать привлечению внимания к проблеме службы в армии.
Задачи: 1. Формирование нравственных и гражданских качеств на героической истории и традициях Российской Армии и Военно-Морского Флота.
2. Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления трудностей.
3. Способствовать воспитанию чувства коллективизма, внимательного отношения к своим одноклассникам.
I. Вступительное слово.
- Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, Они представляют собой образец жертвенного служения своему Отечеству.
Вы, конечно, знаете, что
23 февраля мы отмечаем праздник - день Защитника Отечества. И сегодня на классном часе, в преддверии этого праздника, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое.
II. Рассказ об Александре Невском.
- "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель, смиренный инок - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современ-ник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем на-зван князь Александр Невский.
III. "Богатырская застава".
- Героическое прошлое нашей Родины ярко отразилось в устном народном творчестве. Поэтому, следующая наша страничка "Богатырская застава".
Но для начала, каких героев богатырей - защитников земли русской, вы знаете?
(Ответы детей. Например: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Волк Всеславович, Святогор - Колыван и др.)
- А теперь, я задам вам вопросы о богатырях, а вы должны угадать, о ком идёт речь.
1. Угадайте, кто из богатырей смог сказать о себе такие слова:
Я сижу на лавке недвижен,
Пуще всех на свете обижен.
Соседи мне прозвище кидают -
"Сиднем Илюхой" обзывают. (Илья Муромец)
2. Откуда родом был богатырь Илья?
(Из Мурома, из села Карачарова)
3. Каким был первый подвиг Ильи?
(Схватка с Соловьём - разбойником)
4. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.
(Добрыня Никитич)
5. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алёша Попович)
6. Богатырь, умевший превращаться в различных животных.
(Волк Всеславович)
7. Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не смогла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
8. Богатырь, заставивший одноглавого змея принести живую воду.
(Михайло Потых)
9. А про какого богатыря отец его князю Владимиру говорил: "Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками…" (Никита Кожемяка)
- Молодцы!
IV. Рассказ об Александре Суворове.
- Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя Александра Васильевича Суворова. Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Разработал солдатский учебник "Наука побеждать". Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
Александр Васильевич во времена войны со Швецией и Францией совершил небывалый по сложности переход наших войск через Альпы и одержал несколько побед.
Благодаря его военному таланту, русские войска смогли взять неприступную турецкую крепость Измаил. Про которую турецкие защитники говорили: "Скорее Дунай потечёт вспять, чем она падёт". И всё-таки Суворов и здесь оказался победителем.
- А сколько крылатых выражений принадлежит Александру Васильевичу! Может быть, вы знаете некоторые из них?
(Ответы детей. Например: "Тяжело в ученье - легко в бою". "Пуля дура - штык молодец". "Сам погибай, а товарища выручай". "Воюют не числом, а уменьем". "Истинная слава не может быть отыскана; она проистекает из самопожертвования на пользу блага общества".)
V. Исторические высказывания.
- А ведь таких мудрых высказываний, полных любви к своей родине, в истории осталось очень много. Попробуем вспомнить, кто сказал следующие слова?!
Для вас задание на карточках.
(Вытащить карточку, прочитать высказывание, попытаться ответить.)
1. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет - на том стояла и стоять будет русская земля. (Александр Невский)
2. Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиною найду серебро и золото… (князь Владимир Святославович)
3. Больше побеждает разум и искусство, нежели множество… (Пётр I)
И в годы Великой Отечественной войны защитники нашей страны не раз произносили очень значимые слова, которые навечно остались в народной памяти.
А защитники Сталинграда, не отступившие ни на шаг от Волги, говорили:
"За Волгой для нас земли нет".
- Вы слышали эти высказывания, читали где-то об этом? (Ответы детей)
- Многие из исторически важных сражений и побед в нашей стране объявлены Днями воинской славы. Вот и 2 февраля, в память о разгроме немецко - фашистских войск под Сталинградом, в память о погибших назван Днём воинской славы
VI. Рассказ о М. И. Кутузове.
- Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
Посмотрим сейчас небольшой киносюжет об этом человеке.
* Просмотр DVD- диска "Великие полководцы. М. И. Кутузов". (5-7 мин.)
- Если вы хотите ещё больше узнать про военный талант Михаила Илларионовича, обратитесь к книгам, к энциклопедиям. Но в истории всё ж таки его имя неразрывно связано с победой русского народа над Наполеоном в Отечественную войну 1812 года.
VII. Итоги. Закрепление материала.
- Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей - защитников нашего Отечества, сегодня мы вспомнили?
(Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, флотоводцы П. С. Нахимов и император Пётр I; полководцы Багратион, Раевский; князь Владимир Святославович; русские богатыри; защитники Москвы и Сталинграда.)
VIII. Заключение.
- О всех ли защитниках Отечества мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. Но, наверное, для каждого истинного защитника земли русской, как завет звучат такие слова: "О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить своё Отечество, землю русскую…"
И закончить наш классный час мне хотелось бы отрывком из стихотворения Сергея Васильева:
Где б ты ни был, честный русский воин,
Помни: о тебе гремит молва.
Будь всегда в крови носить достоин
Гневный жар великого родства.
Спасибо за внимание!