СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о приемах компрессии текста; исключение, обобщение, упрощение.

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение»

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)   Сжатие текста  - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: 1. Исключение - вводных слов; - однородных членов предложения; - повторов; - однотипных примеров; - риторических вопросов и восклицаний; - цитат; - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; - пояснений; - рассуждений; - описаний; - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:

  • 1. Исключение
  • - вводных слов;
  • - однородных членов предложения;
  • - повторов;
  • - однотипных примеров;
  • - риторических вопросов и восклицаний;
  • - цитат;
  • - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • - пояснений;
  • - рассуждений;
  • - описаний;
  • - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания
 При исключении необходимо :  - Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.  - Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями. 

При исключении необходимо :

  • - Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. - Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями. 
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.  Было: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)   Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем . Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Стало: Сказка живет везде, во во всем . (5 слов)  

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

  • Было: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
  •  
  • Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем . Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
  • Стало: Сказка живет везде, во во всем . (5 слов)
  •  
2. Обобщение или объединение    - парцеллированных предложений;  - ряда предложений, связанных одной мыслью;  - частей предложений;  - конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

2. Обобщение или объединение  

  • - парцеллированных предложений; - ряда предложений, связанных одной мыслью; - частей предложений; - конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
 При объединении необходимо   - Найти в тексте мелкие, единичные факты .  - Найти в них общее .  - Объединить эти факты на основе общего.  - Сформулировать получившееся предложение. 

При объединении необходимо

  • - Найти в тексте мелкие, единичные факты . - Найти в них общее . - Объединить эти факты на основе общего. - Сформулировать получившееся предложение. 
Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)   Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем.  Стало: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды . (7 слов)   
  • Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
  •  
  • Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем. Стало: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды . (7 слов)
  •  
 3. Упрощение   однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;  прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д. разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; замена фрагмента текста синонимичным выражением. формулирование мысли своими словами

3. Упрощение

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения – простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи – косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.
  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  • замена сложноподчинённого предложения простым.
  • перевод диалога или прямой речи в косвенную;
  • замена фрагмента текста синонимичным выражением.
  • формулирование мысли своими словами
При упрощении необходимо  - Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. -Сформулировать получившееся предложение. Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень . (12 слов)   Стало: Сказки любят все . (3 слова )

При упрощении необходимо

  • - Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  • -Сформулировать получившееся предложение.
  • Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень . (12 слов)
  •  
  • Стало: Сказки любят все . (3 слова )
Сочетание нескольких приёмов сжатия текста     Сочетание исключения и обобщения (объединения)   Было: Сказки... Как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают . (50 слов)   Стало: Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.( 20 слов)   

Сочетание нескольких приёмов сжатия текста

  •  
  • Сочетание исключения и обобщения (объединения)
  •  
  • Было: Сказки... Как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают . (50 слов)
  •  
  • Стало: Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.( 20 слов)
  •  
             Сочетание исключения и упрощения     Было: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди .(64слова) Стало: Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше . (18 слов)  

Сочетание исключения и упрощения

  •  
  • Было: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди .(64слова)
  • Стало: Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше . (18 слов)
  •  
    Сочетание упрощения, исключения и объединения     Было: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.( 61 слово) Стало: Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки .(29 слов)

Сочетание упрощения, исключения и объединения

 

  • Было: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.( 61 слово)
  • Стало: Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки .(29 слов)
 Что нельзя удалять из текста?  - основные детали, помогающие понять авторскую идею;  - аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Что нельзя удалять из текста?

  • - основные детали, помогающие понять авторскую идею; - аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»  При первом чтении:  - Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.  - Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).  - Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.  - Запомните последовательность событий, рассуждений.  - Определите количество абзацев, ключевые слова.  - Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.  - Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

  • При первом чтении: - Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. - Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). - Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте
  • особенности этого типа речи при написании изложения. - Запомните последовательность событий, рассуждений. - Определите количество абзацев, ключевые слова. - Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. - Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.  2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. После второго чтения:  - Разделите текст на смысловые части. - Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания. - Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.  - Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. - Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Как составить план.

  • 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
  • 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
  • После второго чтения:
  • - Разделите текст на смысловые части.
  • - Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
  • - Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. - Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
  • - Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.