СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный план.

1. Наступил День рождения.

2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.

3. «И чем я им не угодил?»

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение по тексту А.Ф.Савчука Шоколадный торт в 5 классе»

Урок развития речи в 5 классе на тему

«Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»

Цели:

  1. Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.

  2. Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.

  3. Воспитание внимательного отношения к друзьям, чувства благодарности к людям.


Оборудование: карточки (текст, сжатое изложение, тема, основная мысль текста), карточки с текстом для изложения, картинки «Шоколадный торт» (каждому ученику).


Ход урока:

1. Организационный.


2. Постановка целей и задач урока.

Обращение к теме урока: «Шоколадный торт».

- Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке?

- Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.

- Какова задача сжатого изложения?

(передача текста сжато, обобщённо)

- Что значит сжать текст?

(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации).

- Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст.

- Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».

- Какова задача уроков развития речи?

(Задача уроков развития речи состоит в том, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения).

- Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение?

(экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)


3. Чтение текста упр.699 «Шоколадный торт» учителем.


- А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? (День рождения)

- Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки)

- Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.


(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)


4. Первичная проверка понимания.

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

- О чём говорится в тексте? Назовите тему.

- Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика)

- Что вас поразило в рассказе?

- Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?

- Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?

(Его невоспитанность)

- Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?

- В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?

(Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)


5. Стиль текста, тип речи (ПОР)

- Определите стиль текста. (Художественный)

- Тип речи? (Повествование)


6. Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.

- Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.


А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.


Б) Проверка самостоятельной работы.

- Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них.

Второй абзац открывается предложением: «Ну, пришли они, гости». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника.

Далее автор использует глагол «притащил». Создаётся впечатление, что в подарок предназначено что-то ненужное, разве можно подарок «притащить».

Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «…я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, «это ничего, что она не новая». И фломастеры ему нужны: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»


- Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды)

- Зачем обращается к такому приёму? (Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)


- А в следующем абзаце вновь: «Сложил я подарки в угол…». Можно ли подарки складывать в угол?


- А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?

гости скучные», «не веселятся», «ковыряют торт ложечками», «смотрят в тарелки». «Потом давай один за другим прощаться и ушли»)


- И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.


Вывод:

- Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?

(Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода)

- Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.


7. Физминутка.


8. Работа над планом изложения.

(самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать)

Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.


Примерный план.

1. Наступил День рождения.

2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.

3. «И чем я им не угодил?»


1. Приход гостей.

2. Подарки.

3. Невесёлое чаепитие.


9. Сжатие частей текста.

- Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.

А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Примерный ответ: На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.


Б) Приход гостей, подарки.

Примерный ответ: Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.


В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения.

Примерный ответ: Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.


Г) Невесёлое чаепитие.

Примерный ответ: Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.


10. Итог урока. Рефлексия.

- Что я узнал сегодня на уроке?

- Чему я научился сегодня?

- Как я изменился сегодня?

- А у меня были такие случаи в жизни?

- Как бы я повёл себя в подобной ситуации?


11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- В память о нашем уроке дарю каждому из вас «шоколадный торт» (картинка).

1) Письменно поблагодарите друга за подарок (на картинке «шоколадный торт»).

2) Сжатый пересказ с опорой на план.


12. Выставление оценок.




















Шоколадный торт.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

- Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Витька принёс мне сказки Андерсена.

- Спасибо, - говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

- Вот кстати, - говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

(А.Ф. Савчук)

























Примерный план.

1. Наступил День рождения.

2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.

3. «И чем я им не угодил?»


Примерный план.

1. Приход гостей.

2. Подарки.

3. Невесёлое чаепитие.

Просмотр содержимого презентации
«Сжатое изложение по тексту А.Ф.Савчука Шоколадный торт в 5 классе»

Сжатое изложение Шоколадный торт по тексту А.Ф.Савчука Хаметова Н.И., учитель русского языка и литературы МОУ Троицко-Сунгурской СШ

Сжатое изложение

Шоколадный торт

по тексту

А.Ф.Савчука

Хаметова Н.И.,

учитель русского языка и литературы

МОУ Троицко-Сунгурской СШ

Задание:

Задание:

  • Сократить текст почти вдвое, до 90 слов.
  • Изменить лицо рассказчика –пересказать текст от 3 лица(он, она, оно, они).
Тема нашего урока:  «Шоколадный торт» - Какова задача сжатого изложения? передача текста сжато, обобщённо - Что значит сжать текст?  нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации)

Тема нашего урока:

«Шоколадный торт»

- Какова задача сжатого изложения?

передача текста сжато, обобщённо

  • - Что значит сжать текст?

нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации)

Чем будем заниматься на уроке:  У нас сегодня урок развития речи.  Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.

Чем будем заниматься на уроке:

У нас сегодня урок развития речи.

Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.

Александр Федорович Савчук (1905-1943) – журналист и писатель

Александр Федорович Савчук (1905-1943) – журналист и писатель

Что такое ТЕКСТ: - Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».

Что такое ТЕКСТ:

- Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».

- А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый?  День рождения - Почему?  веселье, все поздравляют, дарят подарки - Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.
  • - А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый?

День рождения

  • - Почему?

веселье, все поздравляют, дарят подарки

  • - Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.

Чтение учителем упр.699 (стр.275)

Согласитесь ли вы с пословицей: «Дорог не подарок – дорого внимание»

Согласитесь ли вы с пословицей:

«Дорог не подарок – дорого внимание»

В чем основное намерение автора?  Рассказать о правилах гостеприимства,  о чувстве вины,  о чувстве обиды,  показать, как не следует себя вести в подобной ситуации

В чем основное намерение автора?

Рассказать о правилах гостеприимства,

о чувстве вины,

о чувстве обиды,

показать, как не следует себя вести в подобной ситуации

Стили речи  Книжные Разговорный Речь для одного, диалог, разговорные слова и предложения Речь для многих, для всех Научный Художественный (термины, (образные слова, воздействовать) сообщить) Публицистический (Информирование, воздействие. Периодические издания, телевидение, радио)

Стили речи

Книжные

Разговорный

Речь для одного, диалог, разговорные слова и предложения

Речь для многих, для всех

Научный

Художественный

(термины,

(образные слова, воздействовать)

сообщить)

Публицистический

(Информирование, воздействие. Периодические издания, телевидение, радио)

Типы речи  повествование описание рассуждение П О Р Почему? Нет рисунка; наречие Что произошло? Какой? Несколько рисунков; Один рисунок; прилагательные  глаголы

Типы речи повествование описание рассуждение

П О Р

Почему?

Нет рисунка;

наречие

Что произошло?

Какой?

Несколько рисунков;

Один рисунок;

прилагательные

глаголы

Стиль речи данного текста  Художественный  Тип речи данного текста   Повествование

Стиль речи данного текста

Художественный

Тип речи данного текста Повествование

Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.  - Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

- Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.

Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

  • - Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них.
  • Второй абзац открывается предложением: « Ну, пришли они, гости ». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника.
  • Далее автор использует глагол « притащил» . Создаётся впечатление, что в подарок предназначено что-то ненужное, разве можно подарок «притащить».
Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

  • Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «… я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол ».
  • Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, « это ничего, что она не новая ». И фломастеры ему нужны: « Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»
Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения. - Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? Трижды  - Зачем обращается к такому приёму? Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

  • - Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? Трижды

  • - Зачем обращается к такому приёму? Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек

Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения. - А в следующем абзаце вновь: « Сложил я подарки в угол… ». Можно ли подарки складывать в угол? - А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?  « гости скучные », « не веселятся », « ковыряют торт ложечками », « смотрят в тарелки ». « Потом давай один за другим прощаться и ушли »

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

  • - А в следующем абзаце вновь: « Сложил я подарки в угол… ». Можно ли подарки складывать в угол?
  • - А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?

« гости скучные », « не веселятся », « ковыряют торт ложечками », « смотрят в тарелки ». « Потом давай один за другим прощаться и ушли »

  • - И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.
Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения. Вывод: - Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?  Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода

Языковой разбор текста.

Ключевые слова и выражения.

Вывод:

  • - Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?

Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода

  • - Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.
Приёмы сжатия текста.

Приёмы сжатия текста.

  • Исключение
  • Упрощение
  • Обобщение
Перечитаем текст. Используя приемы сокращения, уменьшим его объём.   На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения. Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. Упростите предложение.

Перечитаем текст. Используя приемы сокращения, уменьшим его объём.

На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Упростите предложение.

Исключите ненужное.  Ну, пришли они, гости. И все с подарками.  Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.  Витька принёс мне сказки Андерсена.  Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.  Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.

Исключите ненужное.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками.

Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

Витька принёс мне сказки Андерсена.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.

Сократите диалоги, обобщите информацию до 1 предложения. Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат. - Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол». - Спасибо, - говорю я Вите, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали. - Вот кстати, - говорю я Лиле. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Сократите диалоги, обобщите информацию до 1 предложения.

  • Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол»,
  • Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная,
  • Лиле – что набор фломастеров маловат.

- Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

- Спасибо, - говорю я Вите, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

- Вот кстати, - говорю я Лиле. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Упрощение.  Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?  Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

Упрощение.

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

План.

План.

  • Приход гостей.
  • Подарки.
  • Невесёлое чаепитие.
Словарная работа.

Словарная работа.

  • Ш о к о ладный торт
  • настольная игра «Хо кк ей»
  • сказки Анд е рс е на
  • фл о маст е ры
  • имени нн ик.
Итог урока. Рефлексия. - Что я узнал сегодня на уроке? - Чему я научился сегодня? - Как я изменился сегодня? - А у меня были такие случаи в жизни? - Как бы я повёл себя в подобной ситуации?

Итог урока. Рефлексия.

- Что я узнал сегодня на уроке?

- Чему я научился сегодня?

- Как я изменился сегодня?

- А у меня были такие случаи в жизни?

- Как бы я повёл себя в подобной ситуации?

Домашнее задание Сжатый пересказ с опорой на план.

Домашнее задание

Сжатый пересказ с опорой на план.