СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т.А.Дикун. Пособие для учащихся факультатива по русскому языку для 6 класса "Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие Т.А.ДИКУН факультатива по русскому языку "Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов" для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Т.А.Дикун. Пособие для учащихся факультатива по русскому языку для 6 класса "Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов"»

ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ


Раз иголка, два иголка — будет елочка! Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка! Раз словечко, два словечко — будет песенка!

М. Матусовский

Тема 1. Повторение изученного в 5 классе (1 ч)

Все на свете из чего-то состоит. Это популярно объяснили в своей известной детской песенке М. Ма­тусовский и В. Шаинский. Действительно, все из чего-то состоит: луг — из травы и цветов, сад — из деревьев, вещество — из молекул, молекулы — из атомов. Так и наш язык состоит из звуков, слов, пред­ложений. Невольно возникает вопрос: а из чего со­стоят слова? Можно ответить: «Из звуков!» Но звуки не соединяются бессмысленно, они объединяются по законам языка, превращаясь в особый «строительный материал», очень похожий на кирпичики, из которых построены наши дома. И каждый кирпичик имеет свое имя: Приставка, Корень, Суффикс, Окончание.

Как правильно построить «языковой дом», сбе­речь его от разрушения, учит нас раздел науки о язы­ке «Словообразование».

Словообразование изучает строение слов и спо­собы их образования.

У слов имеются лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение — это его вещест­венное, смысловое значение, значение предмета, признака, действия и т. п.

Грамматическое значение — это принадлеж­ность слова к какой-либо части речи, его граммати­ческие признаки.

Необходимо различать понятия «однокоренное слово» и «форма слова».

Однокоренные слова — это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением (лес — лесок — лесник — перелесок). Они обра­зуются при помощи приставок и суффиксов, которые вносят в слова различные лексические значения.

Формы слова имеют одинаковое лексическое зна­чение, но различаются грамматическими значениями и окончаниями (подарок//, подарк/а/, подарк/ом/, пиш/у/, пиш/ешь/, пиш/ете/).

1. Прочитайте стихотворение и найдите в нем однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

2. Вспомните, какие грамматические формы имеют имена существительные, прилагательные, глаголы. Приведите примеры.

3. Прочитайте загадочное стихотворение. Можете ли вы понять его содержание, узнать части речи, определить состав «слов»? Благодаря чему мы узнаем части речи, что в этом нам помогает? Почему стихотворение не имеет смысла? Попробуйте перевести его на «человеческий» язык.

Алиса уставилась в книжку обоими глазами. И все равно не могла ничего понять — книжка была напи­сана на непонятном языке. Озадаченная, Алиса пыта­лась прочесть эти строки и так и сяк. И вдруг со­образила: это же Зазеркальная книжка, и прочесть ее поможет зеркало!

Она поднесла раскрытую книгу к зеркалу и легко прочла:

ЗМЕЕГРЫЧ

Червело. Ужные мрави

Кузали на снову.

За нисом прали курави,

Склюняя пелаву.

А длиннохрастый Змеегрыч

Уже рептит на зель,

И лсышен плюстоустый злыч

За триныжды мезелъ.

Л. Кэрролл

4. Распределите слова по группам: однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Беззаботность, беззаботный, беззаботностью, до­мовой, домовенок, домовым, подорожник, дорожень­ка, дороженькой, белить, белила (глагол), побелка.

5. «Кто больше?» Разные слова имеют разное количество однокоренных слов. Так слово свет имеет более 20 однокоренных слов. Попробуйте «найти» столько слов в своей памяти. Итак, кто больше?

Свет — беспросветный, светочувствительный, ...

Подберите однокоренные слова к следующим словам: душа, друг, вода.

Назовите свое слово-чемпион.

6. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, чтецы, вести, часы, чтец, на военном заводе, военная походка, прошел военный, прошел мимо, пройдет мимо дома, все были дома, шум в доме, скорый, более скорый, скорее.

7. Придумайте лингвистическую сказку о Лексическом и Грамматическом значениях. Начните ее так:

В одном волшебном городе, который назывался Граммалек, жили-были двойняшки Лексическое зна­чение и Грамматическое значение. Хотя и родились они в один день и в один час, но были совсем не по­хожи друг на друга...


Тема 2. Типы морфем и функции их в слове (2 ч)

Запомните!

Значимый, то есть имеющий значение.

Морфемы — это значимые части слова, об­разующие новые слова или формы слов. В слове, членимом на морфемы, помимо корня, выделяют­ся: приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные о, ей постфикс.

Морфемы делятся на формообразующие и слово­образующие.

Словообразующие морфемы употребляются для образования новых слов, например: солдат — солдатский.

Формообразующие морфемы не меняют лекси­ческого значения слова, а используются для образо­вания его грамматических форм. Эти морфемы, сле­довательно, имеют только грамматическое значение, например: домП (И. п., ед. ч.); дома (Р. п., ед.ч.); домами (Т. п., мн. ч.); смотреть (инф., или нач. ф.);л ( \ смотрел (пр. вр.).

Понятие морфема введено в науку русским уче­ным И. А. Бодуэном де Куртенэ.


Это интересно!

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович

(1845—1929) —русский и польский языковед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1897). Основоположник казанской лингвистической школы. Первым обосновал теорию фонем и фонетических че­редований. Отредактировал и дополнил «Толковый словарь живого русского языка» В. И. Даля.

Основа — часть изменяемого слова без окончания и/или формообразующего суффикса, либо все неиз­меняемое слово: ручк-а, nuca-л, рису-я-сь, мет­ро. Основы делятся на непроизводные и производ­ные. Непроизводные основы — нечленимые и со­стоят из одного корня дом, стул, окно, производные основы состоят из нескольких морфем дом-ое-ой, стуль-чик, под-окон-ник. Основа, от которой образовано новое слово, называется производящей.

Окончание — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предло­жении и указывает на различные формы слова: ком­пьютер — компьютера (Р. п., ед.ч.) — компью­теру (Д. п.,,ед. ч.).

В современном русском языке есть морфемы, имею­щие одинаковое звучание, но различающиеся по зна­чению, т. е. омонимичные: проводник (водить) — водяной (вода); песчинка (единичность) — сме­шинка (признак, проявляющийся в малой степени).

Постфикс — морфема, находящаяся после окон­чания или суффикса и служащая для образования грамматических форм слова или нового слова: умы­ваться, рисоваться (перед кем-то).

8. Составьте из «кирпичиков» слова. Сколько у вас их получилось?

На-; у-; под-; -а-; -ть-; -ну-; -ся; по-; -смех-; -скольз-; -черк-.

Разберите полученные слова по составу. Составьте по аналогии свое задание и предложите выпол­нить его одноклассникам.

9. Разберите слова по составу: морщинка, мельница, подорожник, межпланетный.

10. Подберите имена существительные и имена прилагательные, описывающие ваше настроение в данный момент. А теперь представьте, что родители подарили вам то, о чем вы давно мечтаете. Опишите ваше настроение при помощи имен прилагательных и имен существительных. Выберите по два слова каждой части речи и определите, как образовались записанные вами слова.


11. Прочитайте текст.

ГОВОРЯЩИЕ СУФФИКСЫ И ПРИСТАВКИ

Известно, что смысл слова составляется из всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но «вклад» этих элементов в значение слова неодинаков. Содер­жание корня всегда индивидуально, не похоже ни на какой другой корень. Так, значение слов дом, лес, стол, окно, вода различно, и заключено оно в корне. Смысл приставок и суффиксов всегда обобщенный, поэтому одни и те же приставки и суффиксы могут присутствовать в совершенно разных словах. Напри­мер, суффикс -ист встречается в большой группе слов, обозначающих лиц мужского пола: марксист, журналист, баянист, футболист, шахматист; приставка без- встречается в большой группе при­лагательных и существительных и указывает на от­сутствие чего-либо: безводный, безвкусный, без­вредный, безграмотный, бездорожье и т. п.

Суффиксы и приставки многое могут рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род: слова, оканчива­ющиеся суффиксами -тель, -ик, -ник, -чик, -арь, -изм — всегда существительные мужского рода; слова, имеющие суффиксы -ость (-есть), -изн-, -от- — существительные женского рода; слова с суффиксами -ск-, -н-, -чив-, -лив-, -ическ- — при­лагательные; а с суффиксами -о (-е), -и — наречия. Суффиксы и приставки указывают на общее значе­ние всех слов, имеющих эти морфемы. Так, суффик­сы -ист, -арь, -чик, -щик, -ник указывают на про­фессию, занимаемую должность: радист, связист, пекарь, вратарь, летчик, переплетчик, камен­щик, барабанщик, бетонщик, печник; слова с 10 суффиксами -ость (-есть), -от-, -изн- обозначают свойство, качество: нежность, свежесть, красота, прямота, белизна, голубизна; слова с суффиксом -ищ- называют место: пожарище, убежище; суф­фикс -ство указывает на совокупность лиц по како­му-нибудь признаку: студенчество, учительство. Слова, имеющие суффикс -ит, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, се­ленит. Есть «суффиксы ягод» (-ик-): черника, го­лубика, земляника; «мяса» (-ин-): баранина, сви­нина, осетрина. Такие списки можно продолжить.

Есть у нас и «говорящие» приставки. Приставка в- указывает на движение внутрь (влететь, вой­ти, вселиться, вбросить), а приставка вы-, на­оборот,— на движение изнутри (выбегать, выбра­сывать, выводить, выехать, выйти, выкопать, вылететь, вынести и др.); приставка с- — на движение сверху вниз (сбегать, спрыгивать, спус­каться) и с разных сторон (сбегаться, слетаться, съезжаться, сходиться); приставка на- обозначает направленность действия на что-нибудь (наклеить, нашить, набросить); за- указывает на начало дейст­вия (запеть, заплакать, засмеяться); до-, на­против,— на завершение действия, его конец (до­читать, доплыть, доехать) и т. д.

Особенно много говорят о смысле слов такие эле­менты, как гидро-, аэро-, авто-, астро-, космо- и т. п. Эти элементы интернациональны, поэтому они есть во многих языках мира.

Если в слове есть элемент гидро-, то, безуслов­но, имеем дело с явлением, связанным с водой: ги­дротехника, гидропоника, гидростанция, гидро­энергия, гидроавиация; аэро- указывает на воздух:

Чередующиеся звуки

Примеры чередования

т//ч//щ

светить — свечение — освещать

д/ж//жд

ходит — хожу — хождение

ск//ст//щ

блеск — блестеть — блещет

з//ж

сказал — скажу

х//ш

сухой — сушить

с//ш

спрос — спрошу

б//бл

любить — люблю

п//пл

насыпал — насыплю

м/'/мл

кормить — кормление

в//вл

ловить — ловлю

фЦфл

разграфить — разграфлю


аэрофлот, аэроклуб, аэропорт, аэробус; очень активен элемент авто-, имеющий несколько зна­чений: относящийся к автомобилю (автопромыш­ленность, автогонки, авторалли, автоколонна, автострада и др.) и автоматический (автопилот, автосварка, автосцепка и др.); его русский вари­ант само- также расширяет свое употребление (са­мовоспитание, самодисциплина, самоутвержде­ние, самосовершенствование, самолюбование и др.); космо- обращает наше внимание на Вселенную и то, что связано с полетами в космос (космогра­фия, космонавт, космодром, космовидение и др.).

Знание значений суффиксов и приставок намно­го облегчает усвоение смысла слов как старых, так и вновь появляющихся (из книги «Занимательно о русском языке» В. А. Ивановой, 3. А. Потихи, Д. Э. Розенталя).

Что нового вы узнали о морфемах?

Какие другие заимствованные приставки вы знаете?

12. Перед вами контрольная работа Незнайки по теме «Состав слова». Все ли в ней правильно? Там, где есть ошиб­ки, исправьте их и запишите правильный вариант.

Темн-о-зелен-ый; со-би-ра-тель-ниц-а; белк-а; тарел-оч-к-а; супер-интерес-н-ый.

Повторим изученное!


Чередующиеся звуки

Примеры чередования

о//а

спорить — оспаривать

и//е

собирать — соберу

к//ч

мука — мучной

13. С помощью какого суффикса исторически образовалось слово мальчик, если словообразовательная цепочка вы-
глядела так:

малый —- малец —► мальчик?

14. Восстановите потерянное слово в словообразовательной цепочке:

Лисичка —►?-*• лиса; Сестричка —► ? -* сестра.

Из скольких слов будет состоять словообразовательная це­почка у существительного куничка?

15. Составьте имена существительные по схемам:

2)^D.;^AADj 4)/ЛАА,


ЗРИ В КОРЕНЬ!

Слова, дружище, — это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!

М. Горький

Тема 3. Корень — главная значимая часть слова. Однокоренные слова (1 ч)

16. Прочитайте рассказ о значении корня в слове.

Сердцевиной слова, его смысловым центром яв­ляется корень. От него слова «растут», как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем он жизне­способнее, больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево.

Вот одно из таких деревьев.

От корневого слова вода образовалось производ­ное слово водный (вод+н+ый), от которого «вы­росла» целая группа слов: водник (вод+н+ик) — «работник водного транспорта»; подводный — «расположенный, находящийся под водой»; безвод­ный — «лишенный воды».

От того же корневого слова вода появилась и другая ветвь: водяной (вод+ян+ой)' — «отно­сящийся к воде; живущий, растущий в воде», от которого образовались прилагательное водянис­тый — «содержащий излишнее количество воды» и существительное водянка — «скопление жидкости в организме».

На этом дереве выросли и глагольные «ветки»: об­воднить — «обеспечить водой степи, пастбища»; обезводить (обезвоживать) — «лишить воды»; наводнить (наводнять) — «наполнить слишком

большим количеством чего-нибудь»; приводниться (приводняться) — о летательном аппарате: «опус­титься на воду». Эти «ветки» на второй ступени дают ряд отглагольных существительных обводне­ние, обезвоживание, наводнение, приводнение.

Есть «ветка» и с ласкательными словами водица, водичка.

А сколько сложных слов образовано от слова вода. Вот некоторые из них: водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, во­доем, водопой, водовоз, водолаз, водолечебни­ца, водомер, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водоотталкива­ющий и много других (из книги «Занимательно о русском языке» В. А. Ивановой, 3. А. Потихи, Д. Э. Розенталя).

Составьте свое «словообразовательное дерево» от слов го­род, ход, лес. В случае затруднения обращайтесь к «Школь­ному словообразовательному словарю» А! Я. Тихонова и В. А. Тихонова.

Повторим изученное!

Корень — главная значимая часть слова, в ко­торой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов: гора, горный, пригорок.


17. «Словесный мяч». Обозначьте в данных словах корни, подберите проверочные слова к выделенным орфограммам.

Соединить, долина, небеса, волнение, гористая, запад, преподавать, остановиться.

18. Подберите однокоренные слова к данным корням, назовите корни-омонимы, подтвердив свое суждение примерами.

-Воз-, -вод-, -дол-, -уч-, -нос-, -вин-.


19. Вставьте пропущенные буквы. Одинаково ли строение созвучных слов? Сделайте свой вывод.

1. Дело делать не сп..шите, аккуратно все сп..шите. 2. Грязной тряпкой окна тру.— бесполезный это тру... 3. Деревенский ст..рожил дом старинный ст..рожил. 4. Носик нужно обл..зать — он не будет обл..зать. 5. Кот под елкой посдел — совершенно посдел (С. И. Львова). 16

21. Прочитайте.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

  • Пожалуйста... приручи меня!

  • Я бы рад,— отвечал Маленький принц,— но у меня так мало времени. Мне еще надо найти дру­зей и узнать разные вещи.

  • Узнать можно только те вещи, которые при­ручишь,— сказал Лис— У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи го­товыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

  • А что для этого надо делать? — спросил Ма­ленький принц.

  • Надо запастись терпеньем,— ответил Лис.— Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Сло­ва только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

— Лучше приходи всегда в один и тот же час,— попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волно­ваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце...

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот на­стал час прощанья...

— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.

  • Ты сам виноват, — сказал Маленький принц.— Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам по­желал, чтобы я тебя приручил...

  • Прощай, — сказал Лис. — Запомни мой се­крет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Са­мого главного глазами не увидишь...

  • Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил (из сказки А. де Сент-Экзюпери «Ма­ленький принц»).

Согласны ли вы с Лисом? Обоснуйте свою точку зрения.

Выпишите из текста слова с корнем друг, определите, какие перед вами слова: однокоренные или формы одного и того же слова?

Подберите однокоренные слова к следующим словам: лис, сердце, тревожиться.

22. Прочитайте.

Слова тренинг, training и в русском и в англий­ском языках имеют производную основу, содержа в себе корень трен-, train- и суффикс -инг, -ing. Но в английском языке корень train- является свободным — to train «обучать, тренировать», в русском языке в англизме тренинг (ср. тренер, тренировка) он (в виде трен-) является связан­ным (по Н. М. Шанскому).

Запишите известные вам русские слова, в которых можно выделить связанный корень трен-.

Запомните!

Корни, которые без приставок и суффиксов не встречаются, называются связанными.

23. Найдите в словах корни. Определите, какие это корни: исторические или связанные?

Обуть, разуть; то, та, те; поднять, обнять, принять.


Тема 4. Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными (1 ч)

24. Выберите из скобок нужное проверочное слово.

Сп..ртакиада (спорт, Спарта), ост..новиться (стой, станция), л..вина (ловля, лава), хв..стливый (хвастать­ся, хвост), д..лина (даль, дол, подол), кр..ссовки (пре­красный, кросс), благосл..вение (слава, слово), раздра­жение (дразнит, дрожь), изв..нить (повинность, вена).

25. Вставьте пропущенные буквы, написание сверьте с орфографическим словарем, обозначьте корни в словах.

Абонемент, аплодисменты, инж..нер, ж..нглёр, д..л..гация, б.тряный, б..лкон, б..т..льон, в..н..грет, б..гровый, в..л..колепный, институт, б..бл..отека, в..риант, в..гон, в..ст..бюль, г..рд..роб, г..рнизон, гениальный, декорация, п.рбарий, декламировать, д..бют, г..гиена, директор, д..лина.

26. К данным проверочным словам подберите 2—3 однокоренных слова с безударной позицией гласного в корне:

Свет — Подол — Локоть —

Мир — Сладость — ' Единство —

Станет — Чертит — Стан —


27. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание выделенных орфограмм.


ГОСТЬ ИЗ КИТАЯ

Уже многие века люди наслаждаются восхити­тельным вкусом и неп..вт..римым ар..матом черного и зеленого чая. Первые уп..м..нания об этом напитке появляются в Китае, где чай употребляли уже 5 ты­сячелетий назад. В честь этого благоухающего на­питка слагались п..эмы, пелись песни, о чае писались целые трактаты. В глубокой древности чай уп..тр..б-ляли исключительно как л..карство, излечивающее от многих б..лезней, и только со временем чай стал общеуп..тр..бляемым напитком.

Именно из Китая впервые попал чай в Европу и в Россию. Само название этого напитка произошло от китайского слова «тцай-е», что означает «молодой листик».

Перечитайте внимательно текст и определите, на какие правила встречаются слова с пропущенными орфограммами. На основании сделанного составьте таблицу и заполните ее своими примерами.


28. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Ув..дать без влаги; ув.дать вдали; зап..вать в хоре; зап..вать компотом лекарство; прист..жная лошадь; 20 прист..жной воротник; св..лять шерсть; позволять шутки; сравнять с землей; сравнить по качеству; об..жать стадион; об..жать младших; проживать в гостинице; проживать хлеб; раздр..жать поведени­ем; задр..жать от холода; посеять оз..мь; ударить оз..мь; пок..рать врага; пок..рить природу; ук..рять за безделье; от..щать от недоедания; прит..щить волоком.

29. Разберите слова по составу. В случае затруднения воспользуйтесь Кратким этимологическим словарем Н. М. Шанского, Т. В. Шанской, В. В. Иванова и Словооб­разовательным словарем русского языка А. Н. Тихонова. Объясните написание выделенных гласных в словах. В каких случаях проверка написания невозможна?

Малина, смородина;

Брусника, клубника, гвоздика, черника;

Свинина, осетрина, буженина.


Тема 5. Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми согласными (1 ч)

Сомнительный согласный (звук в слабой пози­ции) можно проверить путем подбора проверочного слова: редкий — редок, дерзкий — дерзок.

В русском языке часто встречаются слова с соче­танием нескольких согласных в корнях (стн, стл, рдц, лмц, здн, вств, ндск и др.), такие слова, как правило, требуют особого внимания. В этом случае необходимо их проверить. Для этого надо подобрать проверочное слово, в котором после сочетания со­гласных окажется гласный: устный — уста, здрав­ствуй — здравие.

Следует запомнить написание следующих слов, которые часто произносят неправильно: инцидент, прецедент, констатировать, компостировать, шествовать, компрометировать, участвовать, опасный, поручик, интриган, интриганский, юрисконсульт, почтамт и др.

30. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Рядом на-
пишите в скобках проверочное слово, обозначьте корни в словах.

Искусный, горес.ный, здра..ствуй, хрус.нуть, корыс.ный, опасный, объез..чик, гиган..ский, жа-лосливый, окресный, ненависный, агентство, шефствовать (над первоклассниками), извесный, целосный, усный, сер..цевина, лан..шафтный, дилетантский, компосировать, декаден.хтво, интри-ган..ство, поз..но, сочувствие, учасливый, безмол..-свовать.

31. Обозначьте корни в словах, подберите однокоренные
слова, сформулируйте правило написания данных слов.

Праздный, властный, бесчестный, свистнуть, крёстный, объездчик, сверстник, компостировать, яства, считать, стлать, здравствуй, шествовать, окрестность, тростник.

32. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, рядом запишите проверочные слова.

Чу..ствовать, искус..ный, трос..никовый, опас­ный, горес..ный, звез..ный, извесный, корыс.ный, счасливый, участвовать, поверхносный, сер..цебиение, ненависный, месность, захолусный, безмолвствовать, хрус.нуть, здра.хтвуй, усный, искусвенный, яросный, совесливый, грусный, власный, обласной, объез.лик, сладосный. 22

33. К данным словам подберите проверочные, обозначьте в них корни, составьте с каждой парой слов предложения.

Косный — костный, искусный — искусственный, изморось — изморозь, ровесник — сверстник.

Это интересно!

Знаете ли вы, что за длинную историю своей жиз­ни слово солнце изменило корень? Если сейчас на уроке вас попросят найти корень этого слова, то вы, сославшись на родственные солнышко, подсолнух, скажете, что корень — солн-, и будете совершенно правы.

Но с помощью этимологического анализа можно выделить другой, более древний корень этого слова. Для этого нужно сравнить слово солнце с родствен­ными словами в других древних языках: с древнескан­динавским sol, латинским sol (вспомните хорошо вам известное слово солярий — площадка для приема солнечных ванн, его корень — латинское sol — солн­це). Как видим, древний, исконный корень слова солн­це — сол- (из журнала «Русский язык в школе»).

34. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Б..фштекс, в..ранда, ровесник, в..ст..бюль, интерес­ный, инци..дент, искусный, искуство, интриган..-ский, безрадосный, об..няние, безмолвствовать, об..яние, тросниковый, солнцепек, голландский, пред­вестник, обласной, усный, уксусный, прелесный.

Это интересно!

Знаете ли вы, что слово поликлиника, кото­рое кажется похожим на слова с первой частью поли в знач. «много», на самом деле восходит к греч. polys — город и буквально значит городская больница} (Из журнала «Русский язык в школе»)

35. Попробуйте определить способ образования следующих слов: полифония, полиглот, полиграфия. Как в современном русском языке делятся эти слова на морфемы? Для ответа воспользуйтесь Кратким этимологическим словарем Н. М. Шанского, Т. В. Шанской, В. В. Иванова и Школьным словообразовательным словарем русского языка А. Н. Тихонова и В. А. Тихонова.

Внимание, конкурс!

36. Прочитайте текст. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные согласные. Продолжите этот текст, используя слова для справок и слова с непроизносимыми согласными из предыдущих упражнений.

ЗАПИСКИ ОТВАЖНОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА

Добле..ный путешсвенник хле..нул лошадку и отправился навстречу опасным прои..ше..виям. Редко..ной красоты пейзаж тянулся вдоль скоро..ного шоссе: гиган..кие горы высились вдали, сладо..ный аромат тропических плодов до поз..него вечера на­полнял окрестные деревушки. Иногда из леса я..твен-но доносились ярс.ные крики несно..ных обезьян, ревно..но защищавших свои владения от дерзо..ных нападок зави..ливых соседей, способных на бес­сове., ные проделки.

Чу.твовалось, что он не напрасно уча..вовал в этом путешсвии. Чуде..ный вид, хорошо изве..ный по открыткам, предстал перед ним. Казалось, что во всем царила идиллия (по Л. Археменковой).

Слова для справок: чсвовать старейшин, ловить рыбу на бле..ну, праз..ничное настроение, месные жители, гиган..ская обезьяна, что-то хруснуло, зеленые пас..бища, безмол..твующие ле­са, ненасные дни, страс..но обсуждать, громоз..кие строения, счас..ливые почитатели, искус..ный мастер, извесный ученый, ровный по..черк, захолус..ный почтам..т.

Повторим изученное!

Определенную трудность у учащихся вызывают на­писания двойных согласных в корнях слов. Двойные согласные в корне характерны для заимствованных слов. Следует помнить, что написание их сохраняет­ся и в производных словах (грипп — гриппозный, программа — программный, балл — десяти­балльный). Исключение составляют:

а) слова, у которых в некоторых производных словах пишется одна буква: кристалл, кристаллический, но кристальный; колонна, колонночка, но колонка; тонна, пятитонный, но трехтонка; антенна, антенный, но антенка; манна — манка, оперетта — опереточный, финн — финский;

б) уменьшительно-ласкательные имена собственные: Алла — Алка, Кирилл — Кирилка, Анна — Анка, Эмма — Эмка, Филипп — Филипка (обычно вместо двойных согласных пишется одна согласная буква перед суффиксом -к-).

Для правильного написания слов с непроверяе­мыми согласными следует обращаться к орфографи­ческому словарю.

37. Произнесите слова. Обратите внимание, что не во всех словах двойные согласные произносятся в соответствии с ко­личеством звуков. Назовите эти слова. Вслушайтесь, как вы произносите слово «гостиная». Сформулируйте правило-пре­дупреждение о написании слов с двойными согласными в кор­нях слов.

Дискуссия, длинный, ванна, антенна,' дрессиров­ка, кристалл, металл, миллиард, дрожжи, интел­лигенция, гостиная, коралл, коллектив, километр, бриллиант, аккуратный, ветреный, серебряный.

38. Перед вами шифровка. На основе ее составьте кроссворд из слов, которые пишутся с двойными согласными.

1. Место, где в учреждениях выдают деньги. 2. Вид городского транспорта. 3. Товарищ по работе. 4. По­мещение в школе, где проходят уроки. 5. Свидетель­ство об окончании школы. 6. Рисунки в книге, журнале.

39. Самодиктант «Написание в корнях слов двойных со-
гласных». Запишите, заменяя словосочетания одним словом.

Летчик высшего класса; дух из сказочной бутыл­ки; огромная статуя; мелкие разноцветные кружочки, атрибут новогоднего праздника; единица измерения напряжения.

Составьте аналогичный диктант с написанием других двой­ных согласных: нн, мм, лл.

Тема 6. Написание в словах ь и ь (2 ч)

Повторим изученное!

Буква ь пишется:

  • на конце слова после согласного, кроме шипя­щего, для обозначения мягкости (соль, играть, фо­нарь);

  • в корне слова: 1) в исконно русских словах в качестве разделительного знака (ночью, заячьей); 2) в заимствованных словах перед о после мягкого согласного (медальон);


  • в середине слова после мягкого согласного пе­ред твердым согласным (меньше, борьба, просьба). Искл.: буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, рч, нч, нщ, рщ (веревочка, нянчить);

  • в именах существительных женского рода 3-го склонения после шипящих (ночь, рожь);

  • в Т. п. мн. ч. имен существительных (людьми);

  • в числительных: на конце слова — от 5 до 20 и 30, в середине слова — от 50 до 80 и от 500 до 900 (одиннадцать, шестьдесят, восемьсот);

  • в неопределенной форме глаголов после шипя­щих (жечь, обжечься);

  • в глаголах 2-го лица ед. ч. настоящего или бу­дущего времени (идешь, приедешь);

  • в глаголах повелительного наклонения (ис­правь, исправьте, нарежь). Искл.: ляг — лягте;

  • в наречиях после шипящих (точь-в-точь, на­отмашь). Искл.: уж, замуж, невтерпеж;

  • в частицах ишь, лишь, вишь, бишь;

  • в прилагательных, если они образованы при помощи суффикса -с/с- от имен существительных, оканчивающихся на ь (октябрь — октябрьский). Искл.: январский.

Буква б не пишется:

♦ в Р. п. имен существительных на -ня, если в И. п. ед. ч. сочетанию -ня предшествует согласный (песня — песен, вишня — вишен).

Буква ъ пишется как разделительный:

♦ после приставок в исконно русских и иноязыч­ных словах перед буквами е, ё, ю, я (подъехать, разъезд, адъютант, контръярус);

♦ в сложных словах перед буквами е, ё, ю, я пос­ле числительных двух-, трех-, четырех- (двухъ­ярусный, но двухэтажный).

40. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.

В..южный, кар..ера, рож.., интер..ер, гил..отина, сэкономить, четырехъярусный, платеж.., бил..ярд, вояж.., пейзаж.., проруб.., восем..надцат.., клян..чит.., невтерпеж.., от..экзаменоват.., ключ.., интер..ер, нет рощ,.., спряч..ся, настеж.., яблон..ка, воз..меш.., жен..шен.., бел..этаж, наотмаш.., ляп.те, глад..те, ар..ергард, шест..надцать, девятисот.

41. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание ь.

1. Заморит.. червяч..ка. 2. Тише едеш.. — дальше будеш.. . 3. Сытое брюхо к учен..ю глухо. 4. Работай до поту — поеш.. с охотой. 5. Труд человека кормит, а лен., портит. 6. Не учи бездел..ю, а учи рукодел..ю. 7. Лето пролежит.. — зимой с сумой побежит.. . 8. Станет.. ленит..ся — будеш.. с сумой волочит..ся. 9. С лодырем поведеш..ся — горя наберет..ся. 10. Наперед не узнает.., где найдет.., где потеряет.. . 11. Учен..е — свет, а неучен..е — т..ма.
12. Повторен..е — мать учен..я. 13. Знание — луч..шее богатство. 14. Взялся за гуж.. — не говори,
что не дюж.. .

Это интересно!

Ь ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН, НО... НЕ ВСЕГДА!

Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в середине слов хвостик и бантик. Если вы хорошо слушали себя, вы почувствовали, что оба согласных 28 звука в этих словах звучат мягко. И поставить ь в середине этих слов так хочется! Но... не надо. По­чему же мы не обозначаем мягкость согласных, хотя хорошо ее слышим?

А вот почему. Слышите два мягких согласных в слове хвостик? А теперь прислушайтесь к слову хвост Оба согласных твердые! Мягкий хвостик превратился в твердый хвост\ Значит, звук [с'] в слове хвостик появился только под влиянием мяг­кого соседа [т']. Стал сосед твердым (сильная пози­ция!) — и проявился настоящий характер фонемы [с]. Она твердая! Поэтому иьв слове хвостик пи­сать не надо.

Проверим, мягкие или твердые фонемы стоят пе­ред мягким звуком в словах бантик, грусть, гвоздь, сорви, винтик, кость, червь, зонтик. Ставим со­мнительную фонему перед твердым согласным: бант, грустный, гвоздочек, сорву, винт, косточка, червоточина, зонт. Во всех словах сомнительные фонемы твердые (это мы проверили по сильной по­зиции!), поэтому ь перед мягким согласным не пи­шется. Вот как звучит «фонемное» правило.

Между двумя мягкими согласными ь не пишет­ся. Исключение составляет звук [л']. Он всегда обо­значается двумя буквами — ль. Например: мель­ница, сельдь (по Т. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой «Секреты орфографии»).

42. Спишите, вставляя, если нужно, ъ или ь, употребив каждое слове в составе словосочетания.

Сверх..интересный, фел..етон, объявление, меж..ярусный, ад..ютант, суб..ект, ар..ергард, необ..ятный, в..юн, обез..яна, медал..он, в..юга, с.едобный, б..ют, счаст..е, сэкономить, раз..езд, без..аварийный, объективный, компаньон, об..ектив, с..ёжиться, объединиться, скам..я, с.ёмка, под..ём, руж..ё, птич..я, сверхъестественный, под..езд, из..ян, груд..ю, отъез­жающие, об..ездчик, почтаЛъОн, п„едестал, предъя­вить, солов..ём.

43. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте
словосочетания «существительное + прилагательное».

Кустик, печ..ник, сёмки, роман..тик, фонар..щик, 30Н..ТИК, ГВОЗ..ДИК, бояз..нь, январ„ский, фантасти­ка, ВИН..ТИК, октябр..ский, песня, басня, ноч..ной, бол..ной, низ-.менность, доч..ка, созвез..дие, пуго-вич„ка.

  1. Нарисуйте правило написания ь в именах числитель­ных в виде стрекозы или жука, где туловище — мягкий знак, головка и крылья — цифры, указывающие на условия написа­ния имен числительных.

  2. Назовите корень в следующих словах. Составьте с вы­деленными словами предложения.

Подъехать, подъезд, подъезжать;

разъезд, разъехаться, разъезжаться, разъедусь.

46. Сгруппируйте слова с ь:


разделительный ь

ь, обозначающий

ь, обозначающий


мягкость согласного

грамматическую



форму

Воробьиный, медальон, косьба, ночь, нянька, ба­рельеф, вьюшка, сельдь, дьяк, тушь, тишь, компа-30 ньон, течь, бурьян, лисья, октябрьский, деревень, четырьмя, премьера, просьба, меньше, лошадьми, дичь.

Внимание, конкурс!

47. Прочитайте два рассказа о буквах ъ и ь. Используя эти материалы, составьте свой рассказ о роли букв виьв русском языке.

Рассказ первый

Ь «СОЗДАЕТ» СЛОВА

Возьмем ряд слов: мол, угол, вес, ел, ясен, дан. Присоединяя к ним ь, получим совершенно новые слова: моль, уголь, весь, ель, ясень, дань. Что же произошло? Как мог ь, не обозначая никакого звука, образовать новые слова?

Здесь кроется одна из замечательных особенно­стей русской азбуки: в ней, как вы помните, букв меньше, чем звуков. Это соответствует закону эко­номии. В русском языке согласные бывают тверды­ми и мягкими, но специальных букв, которые бы их обозначали, нет. Для показа мягкости согласных ис­пользуются буквы е, ё, и, я, ю (сено, сила, мять, люк) и ь.

Новые слова, которые мы получили, присоеди­нив к ним ь, возникли потому, что в них изменился согласный, вместо твердого согласного стал мягкий. Указание на мягкость — это одна из главных задач ь в русском языке. Меняя твердый согласный на мяг­кий, мы будем получать различные слова.

Как существительные состав, удар, трон пре­вратить в глаголы? Или наоборот: как глагольные формы жарь, стань, примерь превратить в сущест­вительные? (Из книги «Занимательно о русском языке» В. А. Ивановой, 3. А. Потихи, Д. Э. Розенталя)

Рассказ второй

ВТОРАЯ «СЛУЖБА» Ь

Из предшествующего рассказа мы узнали, что ь, не обозначая никакого звука, очень резко меня­ет звучание согласных, с которыми оказывается рядом.

Но ь выполняет и еще одну роль: он использу­ется для того, чтобы передать на письме сочетание согласного с /' (йотом) и последующего гласного. Это наблюдается в словах вьюга, вьюн, семья, статья, бьет, шьет, соловьи. В этом случае ь указывает на наличие / (йота), а также на мягкость предшест­вующего согласного. В этой роли он и называется разделительным знаком (из книги «Занимательно о русском языке» В. А. Ивановой, 3. А. Потихи, Д. Э. Розенталя).

В русском языке есть и еще один разделительный знак. Какой?

Порассуждаем!

Попробуйте объяснить написание ъ в корнях сле­дующих слов:

объем, объединение, объект, объектив.

В случае затруднения воспользуйтесь Словарем иностранных слов и Кратким этимологическим словарем.

48. Сгруппируйте слова с орфограммами: 1)сь;2)с».

Безъядерный век, трехъязычный словарь, отъяв­ленный плут, старинный трел..яж, с.язвить в ответ, новые дет..ясли, белоснежный шампин..он, ночная кинос.емка, неотъемлемая часть, конный ар..ергард, густой бур..ян, крутой3 под..ем.

Какое слово не вошло ни в одну из групп?


49. «Зоркий глаз». Найдите в тексте 5 орфографических ошибок.

ДОРОЖНЫЕ ПРАВИЛА ДРЕВНИХ ВРЕМЕН

Еще до нашей эры в ряде стран были приняты законы, защищавшие жизнь и здоровье путешеству­ющих по дорогам. Правда, безопасность тогда пони­мали по-другому — это была защита путешествен­ников от нападений, грабежей и насилия на дорогах. Во времена правления персидского царя Дария су­ществовала целая система государственных дорог, на которых был установлен такой порядок, что, по выражению одного из греческих путешественников, «даже юнная девушка с целым возом золота могла бы беспрепятственно пересеч всю страну, не опасаясь за свою честь и имущество». Кстати, наказанием за бесчинство на дорогах была смерть, ибо вряд ли чтолибо иное могло остановить любителей поживиться за чужой счет.

Позже человечество столкнулось с проблемой безопастного взаимодействия на дорогах транспорт­ных средств и человека. Ее пытались решить еще в Древнем Риме. В те времена там был издан целый ряд законов, запрещавших быструю езду по городским улицам, кроме того, ограничивалось и время появления в городе тяжелых экипажей.

С появлением крупных городов и большого ко­личества конных экипажей проблема «пешеход — транспорт» по своей актуальности вышла на первый план. Во многих странах были разработаны специ­альные правила, которыми должны были руковод­ствоваться все «водители». За их соблюдением стро­го следила полиция. Тем не менее эти меры не всег­да помогали — несчастных случаев становилось все больше. С появлением механических экипажей (па­ровиков, велосипедов, а затем мотоциклов и автомо­билей) число пострадавших в дорожных проишествиях выросло в десятки раз.


Тема 7. Правописание корней с чередующимися гласными о — а, и — е, а/я — им, а/я — ин (2 ч)

Повторим изученное!

В современном русском языке в одной и той же морфеме звуки могут заменять друг друга. Та­кая замена называется чередованием, которое мо­жет быть историческим и позиционным (фонетиче­ским). Исторические чередования отражаются на письме и имеют место при образовании новых слов (нога — сороконожка, снег — снежинка) или форм слов (плакать — плачу, бежать — бегу). Позиционные чередования характерны только устной речи и на письме не отражаются (гриб/п/, счастье/Ш' /).

Выбор чередующихся гласных в корнях слов за­висит от следующих условий:

от наличия суффикса -а-, следующего за кор­нем (-кос-1-кас--бир-1-бер-, -блист-/-блеет-, -мир-/-мер-, -дир-/-дер-, -пир-/-пер-, -тир-/ -тер-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет-, -жиг-/-жег-:

коснуться — касаться, упираться — упереться, состирать — соберу, замирать — замереть. Искл.: сочетание, сочетать).

В сочетаниях букв -ин-, -им- пишется буква и, если за корнем следует суффикс -а-: отнимать, отжимать, запшитать;

  • от ударения (без ударения пишутся корни -гор-, -клон-, -твор-, -зар-, -плав-: загореть (ср. загар), поклониться (ср. кланяться и по­клон), заря (ср. зорька). Искл.: утварь, пловец, пловчиха);

  • от последнего согласного корня (-скак-/ -скоч-[в безударном положении], -лаг-/-лож-, -раст-/-ращ-/-рос-: скакать, вскочить, изложение,

предлагать, растение, росла. Искл.: скачок, скачу, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль);

от значения слова (-равн- «одинаковый, рав­ный», -роен- «прямой, гладкий, ровный», -мак-«опускать в жидкость», -мок- «пропитывать жидко­стью»: макать в молоко, промокательная бумага,

выровнять поверхность, уравнять в правах. Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень).

15