СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т.Д. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопеди-ческий альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007. — 24 с.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В логопедическом альбоме вы найдете оригинальную и эффективную систему упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников.

Выполняя под руководством взрослого занимательные упражнения в альбоме, ребенок не только улучшает произносительные навыки, но и совершенствует внимание, память, воображение, мышление, пополняет запас сведений. Большинство заданий рассчитаны на работу с каран-дашом в руках, что дополнительно развивает графические навыки малыша, усиливает интерес к упражнениям, придает им значимость, увеличивает продолжительность и результативность занятий.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Т.Д. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопеди-ческий альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007. — 24 с.»









ББК 74.3 Т48

Т48 Т.Д. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопеди­ческий альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007. — 24 с.

В логопедическом альбоме вы найдете оригинальную и эффективную систему упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников.

Выполняя под руководством взрослого занимательные упражнения в альбоме, ребенок не только улучшает произносительные навыки, но и совершенствует внимание, память, воображение, мышление, пополняет запас сведений. Большинство заданий рассчитаны на работу с каран­дашом в руках, что дополнительно развивает графические навыки малыша, усиливает интерес к упражнениям, придает им значимость, увеличивает продолжительность и результативность занятий.

Адресовано родителям и педагогам для занятий с дошкольниками 4—8 лет.

ISBN 978-5-9780-0047-4 © Т.Д. Ткаченко, 2007

©ЛИТУР, 2007 © ЛИТУР (оформл.), 2007

Уважаемые педагоги и родители!

Правильное, чёткое произношение необходимо ребёнку для уве­ренного общения, успешного обучения, гармоничного развития. Если ребёнок неверно произносит какой-то звук речи, то вызывать его дол­жен специалист-логопед. Только он в состоянии уловить все нюансы искажения звука и чётко, кратко, доступно объяснить ребёнку суть исправления неточностей. Однако получением отдельного звука кор-рекционная работа не ограничивается. Далее обязательно должен следовать продолжительный этап закрепления данного звука в само­стоятельной речи малыша, причём в строго определённой последова­тельности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и наконец в связных высказываниях. Для того чтобы исправленный звук плав­но, естественно и прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, стал её неотъемлемой частью, взрослому следует запастись терпением, на­строиться на кропотливую, ежедневную работу. Прежде всего следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно, «нажимал» на него. Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна, по 15-20 минут в день. Но при этом следите не за временем, а за со­стоянием ребёнка и результативностью занятий. Помните — лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться стойкого ре­зультата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений. Будьте заинтересованны, собранны, на­стойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

Успехов вам и вашим детям!

Заслуженный учитель РФ, отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. Ткаченко



1 ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Произнеси указанные звуки чётко и длительно: столько, сколько ведёшь карандашом по звуковым дорожкам.

2СЛУХОВАЯ РАЗМИНКА

♦♦♦ Это фыфка?♦ Это шишка?

  • Это шишка?♦ Это фыска?

  • Это сыска?♦ Это фышка?

  • Это хыхка?♦ Это хышка?
    ♦♦♦ Это шиска?♦ Это щищка?

  • Это шихка? ♦ Это шишка?

2



3 СЛОГОВАЯ РАЗМИНКА

Соедини начало рифмовок с нужными картинками, так, чтобы получились целые чистоговорки. Чётко произне­си каждую из них целиком по 3-4 раза.

♦♦♦ Ша-ша-ша, ша-ша-ша, мы качаем ... ♦♦♦ Аш-аш-аш, аш-аш-аш, мы доделали ... ♦♦♦ Ош-ош-ош, ош-ош-ош, у меня на блузке ...

  • Уш-уш-уш, уш-уш-уш, я пойду, открою ...

  • Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш, у воды шумит ...

♦♦♦ Шин-шин-шин, шин-шин-шин, на шкафу большой ...











4 СЛОГОВАЯ ПЛЯСОВАЯ

♦♦♦ Maшa в танце хороша, ша-ша-ша.

♦ Пляшет Mania хорошо, шо-шо-шо.
♦♦♦ Я для Маши попляшу, шу-шу-шу.

♦♦♦ Вместе с Машей попляши, ши-ши-ши.

♦ Пляшем с музыкой в душе, ше-ше-ше.

з

5слоги и слова

Чётко произнеси начала слов (слоги), а затем соедини их с подходящими картинками. Проговори слоги и сло­ва, выделяя звук Ш.

6ИСТОРИЯ В ЧИСТОГОВОРКАХ

♦♦♦ Ша-ша-ша, ша-ша-ша, наша шуба хороша.

  • Шо-шо-шо, шо-шо-шо, в нашей шубе хорошо.

  • Шу-шу-шу, шу-шу-шу, нашу шубу я ношу.

♦t* Ши-ши-ши, ши-ши-ши, в нашей шубе попляши! ♦i* Ши-ши-ши, ши-ши-ши, шейте шубы от души.

4

7 ПАРЫ ПРЕДМЕТОВ

Соедини подходящие картинки парами и составь инте­ресные предложения, где будет много звуков Ш. (На ве­шалке у малыша Лёши лежали шарф и шапка.)

8 РИФМОВКИ-ШИПЕЛКИ

  • На ножках у Антошки жёлтые сапожки.

  • Хлопушки у Илюшки, галошки у Алёшки.

  • Оладушки у бабушки, беседушки у дедушки.

  • У Машки в кармашке маки и ромашки.

  • Пишу шутки для малыша Мишутки.

♦♦♦ У малышки Пашки кармашки на рубашке.

5

9 ПРОПАВШИЕ ОКОНЧАНИЯ

Соедини начала слов с картинками-подсказками (не забудь, что в каждом слове обязательно должен быть звук Ш!) С тремя любыми словами составь интересные предложения. (На шёлковой подушке лежала пушис­тая кошка Дашка.)

10 НАШИ-ВАШИ

♦♦ Наши мыши ваших тише.

♦ Наша Маша выше вашей.

♦♦♦ Наша Наташа вашей краше.

♦♦♦ У нашей Наташи шиповник выше вашего.

♦ У нашей Глаши брошка краше вашей.

♦♦♦ Парашка ваша, да на ней рубашка наша.

6

11 рифмовки и картинки

Не торопясь, выделяя звук Ш, проговори каждую риф­мовку. Соедини тексты с подходящими картинками. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, но сохраняй правильность и чёткость произношения.





Бросил палку кверху Мишка. — Падай в шапку с ёлки шишка! Шишка хлоп по голове, Сразу шишек стало две!

На поляне, в дощатой избушке Жили-были четыре старушки, Жили-были четыре старушки, Все четыре — большие болтушки.


По дорожке вдоль опушки, На лугу поспела кашка.

Мимо вспаханных полей Кашку съест корова Машка,

Шли ленивые лягушки Мы погладим ей бока —

В гости к бабушке своей. Даст коровка молока.


12НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ

*1* Ша-ша-ша, у меня ... (лапша) ♦♦♦ Шо-шо-шо, летом ... (хорошо)

  • Шу-шу-шу, я флажком ... (машу)
    ♦♦♦ Шу-шу-шу, Мише я ... (пишу)

  • Ши-ши-ши, Миша с Машей ... (малыши)

  • Ошка-ошка-ошка, на окошке ... (кошка)

7

13 ПРЕДМЕТЫ И ПРИЗНАКИ

Послушай слова-признаки. К каждому из них подбери название картинки и чётко, выделяя звук Ш, произ­неси пару слов. Составь предложения, где будет много звуков Ш (У Наташи в комнате был большой шкаф для игрушек.)

14 слова-скороговорки

  • Шипение кошки ♦♦♦ Шляпы и шапки

  • Шум шагов ♦ Шутки Мишутки

  • Шёлковая шаль ♦♦♦ Крышка шкатулки

  • Шёпот в шалаше ♦ Шнурок от башмака

  • Мышка-шалунишка ♦ Решётки на башне
    ♦♦♦ Шашки и шахматы ♦♦♦ Горшок каши

8

15 КТО ЛИШНИЙ? ЧТО ЛИШНЕЕ?

Назвать все картинки, выделяя звук Ш. В каждой груп­пе предметов найти и обвести один лишний. Подробно объяснить — почему он не подходит к остальным. Запи­сать слова-обобщения (растения, игрушки и пр.)








16 ЗАГАДКА ПРО АНТОШКУ

Не смотрел в окошко —

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко —

Там второй Антошка.

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (зеркало)

9

17 ПРЕДМЕТЫ И ДЕЙСТВИЯ

Соедини слова-действия с подходящими картинками. За­тем составь и проговори предложения, выделяя звук [Ш].

18СЛОВА ДЛЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

♦♦♦ Большой шкаф ♦♦♦ Хорошие шутки

♦♦♦ Школьные книжки ♦ Душная избушка

♦♦♦ Шерп1авая шишка ♦♦♦ Шумный малыш

♦♦♦ Пшённая Kania ♦♦♦ Шёлковая шаль

10

19 ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ

Повтори загадки, выделяя звук Ш. Заучи их, загадай родным и знакомым. В пустых рамках нарисуй картин­ки-отгадки.

20 ЗАГАДКА О ЛЕДЯНОМ ГОРОШКЕ

С неба падают ледышки, Прямо падают в ладошки, Есть ледышки, как горошки, Есть ледышки большешишки.

11

21 БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Назови все картинки, выделяя звук Ш. Вспомни о ве­личине животных и перечисли их в другом порядке: от самого большого к самому маленькому. Расставь поряд­ковые номера.






22 СКОРОГОВОРКА О ЖИРАФЕ



Шкаф купил себе жираф, Шарф повесил в шкаф жираф, Шарф берёт жираф из шкафа, Длинный, длинный шарф жирафа.

12

23 ЗВУЧАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Назови все картинки. Найди одинаковые по звучанию слова и соедини картинки (снежная шапка шерстя­ная шапка, шляпка соломенная шляпка гвоздя и пр.) Составь интересные предложения с каждой парой слов.






24 СКОРОГОВОРКА О КУКУШОНКЕ



Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон — Оказался в капюшоне смешон! Хорош кукушонок и без капюшона!



13

25 ЗВУК-ПУТЕШЕСТВЕННИК

Назови слова со звуком Ш в начале, середине и конце. Соедини каждую картинку с нужной схемой. С четырь­мя любыми словами составь предложения, где будет много звуков Ш.

26 ОБШЕЕ НАЧАЛО

♦ Шаг — шар — шайба — шахта ♦♦♦ Ширь — ширма — шина — шило ♦♦♦ Шум — шуба — шутка — Шура

♦ Штопка — штора — шторм — штопор

♦♦♦ Катушка — кадушка — картошка — камыш

♦ Малышка — мартышка — Маша — матрёшка

14

27| СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД

Назови любимых сказочных героев и предметы из зна­комых сказок. Не забудь выделять звук Ш! (Золушка, хрустальный башмачок, Красная Шапочка, шапка-не­видимка и пр.) Соедини любые картинки парами и при­думай свою, новую сказку.

28 ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ — ДЛИННЫЕ ОТВЕТЫ

♦ Для чего школьнику погремушка?

♦♦♦ Для чего малышу шахматы?

♦♦♦ Для чего кошке чашка?

♦♦♦ Для чего бабушке клюшка?

♦♦♦ Для чего дедушке шайба?

♦ Для чего мышке книжки?

15

29 ДОБАВЛЕННЫЙ ЗВУК

В начало всех слов мысленно добавь звук Ш и получишь новые слова. Соедини рисунки-подсказки с подходящи­ми словами. Чётко проговори пары слов.







30 РАЗГОВОР С РЕЧКОЙ

  • Реченька, куда спешишь?

  • К морю, к морю, мой малыш.

  • Реченька, когда ты спишь?

  • Никогда не сплю, малыш!

16

31 СЛОГОВЫЕ ВАГОНЧИКИ

Назови все картинки, выделяя звук Ш. Посчитай коли­чество слогов в словах. Соедини каждый предмет с под­ходящим слоговым вагончиком. Подбери по 3-4 допол­нительных предмета для всех вагончиков.

32 СЛОВА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ФРАЗ

♦ Шалаш — шашлык ♦ Шахматы — шкаф

♦♦♦ Петушок — зёрнышки ♦ Кукушка — гнёздышко

♦ Машина — шофёр ♦ Лошадь — мешки
♦♦♦ Воробышек — крыша ♦ Бабушка — шторы

17

33ЦЕПОЧКА СЛОВ

Составь цепочку из картинок, где последний звук в на­звании становится первым для названия следующей картинки (начни с шакала в рамке). С четырьмя любы­ми словами составь интересные предложения.

34 РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ — ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ

  • Почему шофёр идёт пешком?

  • Почему Mania наказала кошку?

*Х* Почему Миша заглянул под машину? ♦♦♦ Почему петушок не клюёт зёрнышки? ♦♦♦ Почему картошку выложили из мешка?

♦ Почему Даша отдала Наташе кошелёк?

18

35 ПОХОЖИЕ СЛОВА

Соедини картинки с похожими названиями и проговори слова парами, выделяя звук Ш (горшок мешок, миш­ка шишка и пр.). С помощью взрослого сочини риф­мовки с парными словами. (Я пролил на брюки тушь, побежал скорее в душ.)


36 СКОРОГОВОРКА О ГОРОШКЕ

Насыпал Парамошка Горошку на дорожку. Ведёт теперь к порожку, Порожку Парамошки, Дорожка из горошка — Заметная дорожка!

19

37 ЗАМЕНА ЗВУКА

Прослушай слова и замени в них первый звук на звук Ш. Объясни значение новых слов. Соедини картинки с под­ходящими словами. Чётко проговори слова парами.






38 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ


♦♦♦ Кушетка лежит на дедушке.

  • Кошка убегает от мышки.
    ♦♦♦ Каша готовит Машу.

  • Лошадка едет на Мише.

  • Ландыш нашёл Наташу.

♦♦♦ На избушке небольшая опушка.

20

39 БАБУШКИНЫ ПЫШКИ

Прослушай, а затем перескажи историю о девочке На­таше и её бабушке. Нарисуй на подносе несколько пы­шек, которые помогли Наташе найти друзей. Подробно объясни — как это случилось.



Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакоми­лась. Была у Наташи бабуш­ка Луша. Как-то бабушка на­пекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные. Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша. Так пышки помогли Наташе познакомиться с де­тьми.

40пословицы

♦♦♦ Шила в мешке не утаишь. ♦ Тише едешь, дальше будешь.

  • Шерсть стриги, шкуру не дери.
    ♦♦♦ Говори меньше, думай больше.

  • Знай кошка своё лукошко.

  • Кладёшь зёрнышко к зёрнышку, а наберёшь мешок.

21

41ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ

Прослушай и перескажи историю о мальчике Алёше. Нарисуй недостающий подарок в рамке. Придумай ещё 2-3 подарка, в названии которых будет звук Ш {рубаш­ка, карандаши, шапка).

У Алёши были мама, папа, дедушка и бабушка. На день рожде­ния бабушка купила Алёше книжку о лошадях. Дедушка купил внуку шахматы. Мама купила Алёше большую заводную маши­ну. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в один день сбылись все Алёшины желания!

42 поговорки

♦ Кошка только на мышей храбра!

♦♦♦ Наш хлебушко — всем блюдам дедушка.

  • За чем пойдёшь, то и найдёшь.

  • Никогда не угадаешь — где найдёшь, где потеряешь.

  • У всякой пташки свои замашки.

  • В одно ушко вошло, в другое вышло.

22

43 ЖИВАЯ ШЛЯПА

Прослушай начало рассказа о живой шляпе и придумай его окончание. Перескажи историю целиком. Рядом со шляпой нарисуй то, что заставляло её двигаться.

У Даши живёт кошка Машка. Машка — большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает. А недавно вот что вышло. Дашины школьные друзья Паша и Наташа сиде­ли на диване. Они играли в шашки. Вдруг видят — движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!»...

44 ШУМЕЛКИ О КОШКАХ

♦ На подушке у окошка не шумит малышка кошка,

♦♦♦ Тише мыши, тише мыши, кошка к вам идёт на крышу.

♦ Мышка кошку угостила, кошка мышку отпустила.
♦♦♦ Мошки и букашки мешают кошке Машке.

♦♦♦ Наша кошка на окошке шьёт рубашку для Антошки.

♦ Под окошком мошку-крошку ловко ловит лапой кошка.

23

45 ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Прослушай, а затем перескажи историю об одной не­удачной поездке. Нарисуй груз, который шофёр вёз в кузове машины. Объясни смысл пословицы.

Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой. Вдруг видит шофёр — по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких же мешков, сидит му­жик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!» Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крик­нул шофёру: «Тише едешь, дальше будешь!»






46ШУРШАЛКИ О МЫШАХ

♦ Как под нашей крышей зашуршали мыши.
♦♦♦ Шорох мышиный шёл в камышинах.

♦♦♦ Две мышки нашли лепёшку в пыли. ♦♦♦ Ушки на макушке у мышки-малышки.

♦ Что за шорох из ушата — шишками шуршат мышата.
♦v» Две мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!