

ББК 74.3 Т48
Т48 Т.Д. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007. — 24 с.
В логопедическом альбоме вы найдете оригинальную и эффективную систему упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников.
Выполняя под руководством взрослого занимательные упражнения в альбоме, ребенок не только улучшает произносительные навыки, но и совершенствует внимание, память, воображение, мышление, пополняет запас сведений. Большинство заданий рассчитаны на работу с карандашом в руках, что дополнительно развивает графические навыки малыша, усиливает интерес к упражнениям, придает им значимость, увеличивает продолжительность и результативность занятий.
Адресовано родителям и педагогам для занятий с дошкольниками 4—8 лет.
ISBN 978-5-9780-0047-4 © Т.Д. Ткаченко, 2007
©ЛИТУР, 2007 © ЛИТУР (оформл.), 2007
Уважаемые педагоги и родители!
Правильное, чёткое произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, гармоничного развития. Если ребёнок неверно произносит какой-то звук речи, то вызывать его должен специалист-логопед. Только он в состоянии уловить все нюансы искажения звука и чётко, кратко, доступно объяснить ребёнку суть исправления неточностей. Однако получением отдельного звука кор-рекционная работа не ограничивается. Далее обязательно должен следовать продолжительный этап закрепления данного звука в самостоятельной речи малыша, причём в строго определённой последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и наконец в связных высказываниях. Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, стал её неотъемлемой частью, взрослому следует запастись терпением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Прежде всего следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно, «нажимал» на него. Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна, по 15-20 минут в день. Но при этом следите не за временем, а за состоянием ребёнка и результативностью занятий. Помните — лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться стойкого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений. Будьте заинтересованны, собранны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.
Успехов вам и вашим детям!
Заслуженный учитель РФ, отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. Ткаченко

1 ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА Произнеси указанные звуки чётко и длительно: столько, сколько ведёшь карандашом по звуковым дорожкам.
2СЛУХОВАЯ РАЗМИНКА
♦♦♦ Это фыфка?♦ Это шишка?
2
3 СЛОГОВАЯ РАЗМИНКА
Соедини начало рифмовок с нужными картинками, так, чтобы получились целые чистоговорки. Чётко произнеси каждую из них целиком по 3-4 раза.
♦♦♦ Ша-ша-ша, ша-ша-ша, мы качаем ... ♦♦♦ Аш-аш-аш, аш-аш-аш, мы доделали ... ♦♦♦ Ош-ош-ош, ош-ош-ош, у меня на блузке ...
Уш-уш-уш, уш-уш-уш, я пойду, открою ...
Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш, у воды шумит ...
♦♦♦ Шин-шин-шин, шин-шин-шин, на шкафу большой ...


4 СЛОГОВАЯ ПЛЯСОВАЯ ♦♦♦ Maшa в танце хороша, ша-ша-ша.
♦ Пляшет Mania хорошо, шо-шо-шо.
♦♦♦ Я для Маши попляшу, шу-шу-шу.
♦♦♦ Вместе с Машей попляши, ши-ши-ши.
♦ Пляшем с музыкой в душе, ше-ше-ше.
з
5слоги и слова
Чётко произнеси начала слов (слоги), а затем соедини их с подходящими картинками. Проговори слоги и слова, выделяя звук Ш.

6ИСТОРИЯ В ЧИСТОГОВОРКАХ
♦♦♦ Ша-ша-ша, ша-ша-ша, наша шуба хороша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо, в нашей шубе хорошо.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, нашу шубу я ношу.
♦t* Ши-ши-ши, ши-ши-ши, в нашей шубе попляши! ♦i* Ши-ши-ши, ши-ши-ши, шейте шубы от души.
4
7 ПАРЫ ПРЕДМЕТОВ
Соедини подходящие картинки парами и составь интересные предложения, где будет много звуков Ш. (На вешалке у малыша Лёши лежали шарф и шапка.)

8 РИФМОВКИ-ШИПЕЛКИ
На ножках у Антошки жёлтые сапожки.
Хлопушки у Илюшки, галошки у Алёшки.
Оладушки у бабушки, беседушки у дедушки.
У Машки в кармашке маки и ромашки.
Пишу шутки для малыша Мишутки.
♦♦♦ У малышки Пашки кармашки на рубашке.
5
9 ПРОПАВШИЕ ОКОНЧАНИЯ
Соедини начала слов с картинками-подсказками (не забудь, что в каждом слове обязательно должен быть звук Ш!) С тремя любыми словами составь интересные предложения. (На шёлковой подушке лежала пушистая кошка Дашка.)

10 НАШИ-ВАШИ
♦
♦♦ Наши мыши ваших тише.
♦ Наша Маша выше вашей.
♦♦♦ Наша Наташа вашей краше.
♦♦♦ У нашей Наташи шиповник выше вашего.
♦ У нашей Глаши брошка краше вашей.
♦♦♦ Парашка ваша, да на ней рубашка наша.
6
11 рифмовки и картинки
Не торопясь, выделяя звук Ш, проговори каждую рифмовку. Соедини тексты с подходящими картинками. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, но сохраняй правильность и чёткость произношения.


Бросил палку кверху Мишка. — Падай в шапку с ёлки шишка! Шишка хлоп по голове, Сразу шишек стало две!
На поляне, в дощатой избушке Жили-были четыре старушки, Жили-были четыре старушки, Все четыре — большие болтушки.
По дорожке вдоль опушки, На лугу поспела кашка.
Мимо вспаханных полей Кашку съест корова Машка,
Шли ленивые лягушки Мы погладим ей бока —
В гости к бабушке своей. Даст коровка молока.
12НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ
*1* Ша-ша-ша, у меня ... (лапша) ♦♦♦ Шо-шо-шо, летом ... (хорошо)
Шу-шу-шу, я флажком ... (машу)
♦♦♦ Шу-шу-шу, Мише я ... (пишу)
Ши-ши-ши, Миша с Машей ... (малыши)
Ошка-ошка-ошка, на окошке ... (кошка)
7

13 ПРЕДМЕТЫ И ПРИЗНАКИ
Послушай слова-признаки. К каждому из них подбери название картинки и чётко, выделяя звук Ш, произнеси пару слов. Составь предложения, где будет много звуков Ш (У Наташи в комнате был большой шкаф для игрушек.)

14 слова-скороговорки
Шипение кошки ♦♦♦ Шляпы и шапки
Шум шагов ♦ Шутки Мишутки
Шёлковая шаль ♦♦♦ Крышка шкатулки
Шёпот в шалаше ♦ Шнурок от башмака
Мышка-шалунишка ♦ Решётки на башне
♦♦♦ Шашки и шахматы ♦♦♦ Горшок каши
8
15 КТО ЛИШНИЙ? ЧТО ЛИШНЕЕ?
Назвать все картинки, выделяя звук Ш. В каждой группе предметов найти и обвести один лишний. Подробно объяснить — почему он не подходит к остальным. Записать слова-обобщения (растения, игрушки и пр.)


16 ЗАГАДКА ПРО АНТОШКУ Не смотрел в окошко —
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка.
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (зеркало)
9
17 ПРЕДМЕТЫ И ДЕЙСТВИЯ
Соедини слова-действия с подходящими картинками. Затем составь и проговори предложения, выделяя звук [Ш].

18СЛОВА ДЛЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
♦♦♦ Большой шкаф ♦♦♦ Хорошие шутки
♦♦♦ Школьные книжки ♦ Душная избушка
♦♦♦ Шерп1авая шишка ♦♦♦ Шумный малыш
♦♦♦ Пшённая Kania ♦♦♦ Шёлковая шаль
10
19 ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ
Повтори загадки, выделяя звук Ш. Заучи их, загадай родным и знакомым. В пустых рамках нарисуй картинки-отгадки.

20 ЗАГАДКА О ЛЕДЯНОМ ГОРОШКЕ
С неба падают ледышки, Прямо падают в ладошки, Есть ледышки, как горошки, Есть ледышки большешишки.
1
1
21 БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Назови все картинки, выделяя звук Ш. Вспомни о величине животных и перечисли их в другом порядке: от самого большого к самому маленькому. Расставь порядковые номера.

22 СКОРОГОВОРКА О ЖИРАФЕ
Шкаф купил себе жираф, Шарф повесил в шкаф жираф, Шарф берёт жираф из шкафа, Длинный, длинный шарф жирафа.
12
23 ЗВУЧАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
Назови все картинки. Найди одинаковые по звучанию слова и соедини картинки (снежная шапка — шерстяная шапка, шляпка соломенная — шляпка гвоздя и пр.) Составь интересные предложения с каждой парой слов.
24 СКОРОГОВОРКА О КУКУШОНКЕ
Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон — Оказался в капюшоне смешон! Хорош кукушонок и без капюшона!
13
25 ЗВУК-ПУТЕШЕСТВЕННИК
Назови слова со звуком Ш в начале, середине и конце. Соедини каждую картинку с нужной схемой. С четырьмя любыми словами составь предложения, где будет много звуков Ш.
26 ОБШЕЕ НАЧАЛО
♦ Шаг — шар — шайба — шахта ♦♦♦ Ширь — ширма — шина — шило ♦♦♦ Шум — шуба — шутка — Шура
♦ Штопка — штора — шторм — штопор
♦♦♦ Катушка — кадушка — картошка — камыш
♦ Малышка — мартышка — Маша — матрёшка
14
27| СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД
Назови любимых сказочных героев и предметы из знакомых сказок. Не забудь выделять звук Ш! (Золушка, хрустальный башмачок, Красная Шапочка, шапка-невидимка и пр.) Соедини любые картинки парами и придумай свою, новую сказку.
28 ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ — ДЛИННЫЕ ОТВЕТЫ
♦ Для чего школьнику погремушка?
♦♦♦ Для чего малышу шахматы?
♦♦♦ Для чего кошке чашка?
♦♦♦ Для чего бабушке клюшка?
♦♦♦ Для чего дедушке шайба?
♦ Для чего мышке книжки?
15
29 ДОБАВЛЕННЫЙ ЗВУК
В начало всех слов мысленно добавь звук Ш и получишь новые слова. Соедини рисунки-подсказки с подходящими словами. Чётко проговори пары слов.
30 РАЗГОВОР С РЕЧКОЙ Реченька, куда спешишь?
К морю, к морю, мой малыш.
Реченька, когда ты спишь?
Никогда не сплю, малыш!
16
31 СЛОГОВЫЕ ВАГОНЧИКИ
Назови все картинки, выделяя звук Ш. Посчитай количество слогов в словах. Соедини каждый предмет с подходящим слоговым вагончиком. Подбери по 3-4 дополнительных предмета для всех вагончиков.
32 СЛОВА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ФРАЗ
♦ Шалаш — шашлык ♦ Шахматы — шкаф
♦♦♦ Петушок — зёрнышки ♦ Кукушка — гнёздышко
♦ Машина — шофёр ♦ Лошадь — мешки
♦♦♦ Воробышек — крыша ♦ Бабушка — шторы
17
33ЦЕПОЧКА СЛОВ
Составь цепочку из картинок, где последний звук в названии становится первым для названия следующей картинки (начни с шакала в рамке). С четырьмя любыми словами составь интересные предложения.
34 РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ — ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ
*Х* Почему Миша заглянул под машину? ♦♦♦ Почему петушок не клюёт зёрнышки? ♦♦♦ Почему картошку выложили из мешка?
♦ Почему Даша отдала Наташе кошелёк?
18
35 ПОХОЖИЕ СЛОВА
Соедини картинки с похожими названиями и проговори слова парами, выделяя звук Ш (горшок — мешок, мишка — шишка и пр.). С помощью взрослого сочини рифмовки с парными словами. (Я пролил на брюки тушь, побежал скорее в душ.)
36 СКОРОГОВОРКА О ГОРОШКЕ Насыпал Парамошка Горошку на дорожку. Ведёт теперь к порожку, Порожку Парамошки, Дорожка из горошка — Заметная дорожка!
19
37 ЗАМЕНА ЗВУКА
Прослушай слова и замени в них первый звук на звук Ш. Объясни значение новых слов. Соедини картинки с подходящими словами. Чётко проговори слова парами.
38 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ
♦♦♦ Кушетка лежит на дедушке.
♦♦♦ На избушке небольшая опушка.
20
39 БАБУШКИНЫ ПЫШКИ
Прослушай, а затем перескажи историю о девочке Наташе и её бабушке. Нарисуй на подносе несколько пышек, которые помогли Наташе найти друзей. Подробно объясни — как это случилось.
Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша. Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные. Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша. Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми.
40пословицы
♦♦♦ Шила в мешке не утаишь. ♦ Тише едешь, дальше будешь.
Шерсть стриги, шкуру не дери.
♦♦♦ Говори меньше, думай больше.
Знай кошка своё лукошко.
Кладёшь зёрнышко к зёрнышку, а наберёшь мешок.
21
41ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ
Прослушай и перескажи историю о мальчике Алёше. Нарисуй недостающий подарок в рамке. Придумай ещё 2-3 подарка, в названии которых будет звук Ш {рубашка, карандаши, шапка).
У Алёши были мама, папа, дедушка и бабушка. На день рождения бабушка купила Алёше книжку о лошадях. Дедушка купил внуку шахматы. Мама купила Алёше большую заводную машину. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в один день сбылись все Алёшины желания!
42 поговорки
♦ Кошка только на мышей храбра!
♦♦♦ Наш хлебушко — всем блюдам дедушка.
За чем пойдёшь, то и найдёшь.
Никогда не угадаешь — где найдёшь, где потеряешь.
У всякой пташки свои замашки.
В одно ушко вошло, в другое вышло.
22
43 ЖИВАЯ ШЛЯПА
Прослушай начало рассказа о живой шляпе и придумай его окончание. Перескажи историю целиком. Рядом со шляпой нарисуй то, что заставляло её двигаться.
У Даши живёт кошка Машка. Машка — большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает. А недавно вот что вышло. Дашины школьные друзья Паша и Наташа сидели на диване. Они играли в шашки. Вдруг видят — движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!»...
44 ШУМЕЛКИ О КОШКАХ
♦ На подушке у окошка не шумит малышка кошка,
♦♦♦ Тише мыши, тише мыши, кошка к вам идёт на крышу.
♦ Мышка кошку угостила, кошка мышку отпустила.
♦♦♦ Мошки и букашки мешают кошке Машке.
♦♦♦ Наша кошка на окошке шьёт рубашку для Антошки.
♦ Под окошком мошку-крошку ловко ловит лапой кошка.
23
45 ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Прослушай, а затем перескажи историю об одной неудачной поездке. Нарисуй груз, который шофёр вёз в кузове машины. Объясни смысл пословицы.
Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой. Вдруг видит шофёр — по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких же мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!» Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь, дальше будешь!»
46ШУРШАЛКИ О МЫШАХ ♦ Как под нашей крышей зашуршали мыши.
♦♦♦ Шорох мышиный шёл в камышинах.
♦♦♦ Две мышки нашли лепёшку в пыли. ♦♦♦ Ушки на макушке у мышки-малышки.
♦ Что за шорох из ушата — шишками шуршат мышата.
♦v» Две мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
24