Тема урока: Табличная форма представления информации
Цели урока:
Акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
Дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.
Основные понятия:
Таблица;
Графа (столбец) таблицы;
строка таблицы.
Программное обеспечение: презентация Power Point.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Ученики отвечают на следующие вопросы:
Что понимается под кодированием информации?
Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации?
Ученики отвечают на вопросы №1-6 на стр.36 учебника;
Расскажите о текстовой форме представления информации.
Какие другие формы представления информации вы знаете? (Рисунки, схемы, чертежи, графики, метод координат). Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста по сравнению с описанной вами.
С какой целью вы создаете тексты?
Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внес компьютер?
Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубишь топором»? Согласны ли вы с этим?
В какой форме удобнее представить арифметическое выражение: в текстовой или числовой?
Вывод: текстовая форма представления информации не всегда удобна, в этом убедились при выполнении домашнего задания (№10-12 на стр.16 рабочей тетради).
Изучение нового материала.
Прочитайте текст «Оценки за год» на стр. 37 и постарайтесь ответить на вопросы:
Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
Сколько учеников имеют только отличные оценки?
Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Для того чтобы ответить быстро на эти вопросы вам необходимо снова обратиться к тексту. Давайте рассмотрим таблицу, которая содержит эту же информацию. Из этого можно сделать вывод, что таблица является очень удобной формой представления однотипных данных. Давайте посмотрим на структуру таблицы
Заголовок
ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ |
БОКОВИК | | Прографка | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Строки



Графы
Н
а уроках природоведения вы заполняли таблицу — календарь погоды. Какие сведения вы отображали в таблице?
Таким образом, делаем вывод: таблица — простая и удобная форма представления однотипной информации.
Переход от текстовой формы представления информации к табличной рассмотрим на примере задачи.
Закрепление изученного материала.
Задача «Летние каникулы».
Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
- Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
- О, ещё как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Решение:
Составим таблицу, где заголовки строк – это имена друзей, а заголовки граф — их фамилии.
| Балашов | Петров | Лунин | Симонов |
Алик | | | | |
Володя | | | | |
Миша | | | | |
Юра | | | | |
Решение задачи рассматривается с помощью презентации.
Результат решения:
| Балашов | Петров | Лунин | Симонов |
Алик | — | — | — | + |
Володя | — | — | + | — |
Миша | — | + | — | — |
Юра | + | — | — | — |
Ответ: Балашов Юра, Петров Миша, Лунин Володя, Смирнов Алик.
Закрепление изученного материала.
Задача. (РТ № 39 стр. 40)
В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой — садовником, третий — комбайнером. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:
Петя, ты меня не жди, должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.
Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.
Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.
Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?
Решение:
Школьник | Профессия |
Тракторист | Садовник | Комбайнер |
Саша | — | — | + |
Коля | + | — | — |
Петя | — | + | — |
Ответ: тракторист — Коля, садовник — Петя, комбайнер — Саша.
Дополнительные задания.
Задача.
Даны три фасада и две крыши, имеющие одинаковую форму, но раскрашенные в различные цвета: фасады — в желтый, синий и красный цвета, а крыши — в синий и красный цвета. Какие домики можно построить? Сколько всего комбинаций?
Решение:
Фасад | Крыша |
Кс | Кк |
Фж | Фж, Кс | Фж, Кк |
Фс | Фс, Кс | Фс, Кк |
Фк | Фк, Кс | Фк, Кк |
Ответ: 6 комбинаций
Задачи на карточках.
Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки — из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
Решение:
Ягода | Имя девочки |
Оля | Таня | Юля | Ира |
Смородина | — | — | + | + |
Крыжовник | + | + | — | — |
Четыре подружки — Маша, Даша, Катя и Оля — учатся в одной школе, но в разных классах: 2А, 2Б и 1А. известно, что Маша и Катя учатся в классах с одинаковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля одноклассницы. Маша и Даша ученицы — второго класса. Определите, в каком классе учится каждая из девочек.
Решение:
Класс | Девочки |
Маша | Даша | Катя | Оля |
2А | + | — | — | — |
2Б | — | + | — | — |
1А | — | — | + | + |
Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.
Решение:
Дата рождения | Девочки |
Катя | Соня | Галя | Тамара |
2 марта | — | — | + | — |
17 мая | — | — | — | + |
2 июля | + | — | — | — |
20 марта | — | + | — | — |
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: §1.10; РТ: № 38, 40 (стр.39-40).