Страница1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени Адмирала Ушакова
Муниципальное образование город-курорт Геленджик
Учитель: Макарова Ирина Ивановна
Математика, 3 класс
Тема урока: «Табличное умножение и соответствующие случаи деления»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, рабочие тетради, наглядный материал, авторская презентация.
Цели:
Образовательные:
- закрепить знания о действиях умножения и деления; закрепить умение заменять сложение умножением и использовать переместительное свойство умножения; формировать умение применять полученные знания при выполнении заданий; закрепить умение решать текстовые задачи; решать логические задания и задачи, условие которых дано в виде диаграмм; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация; воспитывать интерес к урокам математики.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, анализировать условие задачи, сопоставлять схемы и условие задач, понимать информацию, представленную в виде схемы, текста.
Педагогические задачи: закреплять знания по изученным темам; развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, наблюдательность, смекалку; закреплять знание математических терминов.
Планируемые результаты:
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: понимают суть арифметических действий – умножения и деления; знают, как связаны между собой арифметические действия умножения и деления, названия компонентов действия умножения и деления; переместительный закон умножения, понимают его суть; различные приемы нахождения значения произведений; табличные случаи умножения и деления; особые случаи умножения и деления – умножение и деление числа на 10, на 1 и на 0, умножение десяти на число, умножение единицы на число, умножение нуля на число; отличительные особенности задачи; умеют: читать произведения и частные, используя названия компонентов действия умножения и деления; умножать и делить на 10 и на 1, умножать десять на однозначное число, умножать нуль на число и число на нуль; находить значение частного по данному произведению, решать задачи и выражения изученных видов, в том числе те, которые решаются умножением и делением.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; правильно выражают свои мысли в речи; аргументированно доказывают собственное мнение, уважая при этом как партнеров по диалогу, так и себя.
Основные понятия: умножение, деление, множители, произведение, значение произведения, переместительное свойство умножения. делимое, делитель, частное, значение частного, задача, алгоритм, круговая диаграмма, часть от числа
Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство
Ресурсы:
- авторская презентация
- рабочие тетради
- электронная физкультминутка
- алгоритм самооценки и взаимопроверки
- индивидуальные карточки с заданиями
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса | Слайды 1-5. Размышляют над вопросами: можно ли назвать математику скучной наукой, сумеют ли оказать помощь герою презентации в разъяснении правил работы с табличным умножением и соответствующими случаями деления. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | Настраиваются на работу на уроке. | | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
Актуализация знаний. | Слайды 6-7 Повторение названий компонентов арифметических действий умножения и деления, правила нахождения неизвестных компонентов при умножении и делении, умножение на 1 и 0, деление на 1. | Организует актуализацию умений в решении заданий на понимание теоретического материала по темам «Умножение» и «Деление». | Выполняют задания на знание теоретического материала. | Умеют мыслить, объяснять правила. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). |
Применение знаний (упражнения): -в знакомой ситуации (типовые); -в измененной ситуации (конструктивные); -в новой ситуации (проблемные). | Слайд 8. Воспроизведение знаний о разветвлённом алгоритме и способах его решения с использованием знания чётного/нечётного числа и табличного умножения на 3 и 6. Слайды 9-10. Решение текстовой задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Физтминутка. Слайд 11. Решение задачи, данной в виде круговой диаграммы | Закрепляют приемы вычислений, основанные на знании табличных случаев умножения, понимание понятий «больше в», «меньше в»; используют краткую запись в виде отрезка, круговой диаграммы, находят часть от числа. | Преобразовывают задачу. | Умеют составлять алгоритм решения. | Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, использовать уже имеющиеся знания (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
Самостоятельная работа | Слайд 12 Стремятся достигнуть поставленные цели за ограниченное время, употребляя свои усилия и выражая результат в виде рисунка. | Организует актуализацию умений в вычислительных навыках и выполнении арифметические действий с числами. | Выполняют штриховку элементов в соответствии с обозначенным цветом, используя знание таблицы умножения | Понимают информацию, ориентируются в своей системе знаний | Отслеживать цель учебной деятельности, учитывать ориентиры, данные учителем (Регулятивные УУД). Понимать информацию, анализировать условие задания (Познавательные УУД). Высказать своё мнение при обсуждении результата выполненного задания (Коммуникативные УУД) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Слайды 13-14 Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли, какие испытывали затруднения. | Организует оформление выставки работ учащихся, подведение итогов урока. | Подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |