СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица единиц массы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Таблица единиц массы»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создание условий для формирования представления о новых единицах измерения массы: центнер и тонна; умений устанавливать соотношения между ними. Задачи:

  • образовательные:познакомить с новыми единицами измерения массы: центнер и тонна;  способствовать формированию умения переводить из больших единиц массы в меньшие и из меньших единиц массы в большие;
  • развивающие::развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь
  • воспитательные:воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, положительную учебную мотивацию,  интерес к математике.

 Дидактические средства: для учителя -  средства ИКТ; для обучающихся– учебник, раздаточный материал.

 

Просмотр содержимого документа
«Таблица единиц массы»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Ф.И.О.: Алексеева Мирослава Алексеевна

Класс: 4

Тема урока: «Таблица единиц массы»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создание условий для формирования представления о новых единицах измерения массы: центнер и тонна; умений устанавливать соотношения между ними.
Задачи:

  • образовательные:познакомить с новыми единицами измерения массы: центнер и тонна;
    способствовать формированию умения переводить из больших единиц массы в меньшие и из меньших единиц массы в большие;

  • развивающие::развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь

  • воспитательные:воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, положительную учебную мотивацию, интерес к математике.

Дидактические средства: для учителя - средства ИКТ; для обучающихся– учебник, раздаточный материал.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

УУД

1

1. Орг. момент

Приветствие, стихотворение

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мирослава Алексеевна

, и сегодня урок математики проведу у вас я! Прошу садиться.


- Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

Будем правильно считать.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Приветствуют


Садятся.

Слушают


Фронтальная

К: Использовать речь для коммуникации своего действия


Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Л: Формировать внутреннюю позицию школьника

2

Актуализация знаний.

Устный счет,

Подведение к теме

- Ребята, посмотрите на слайд и распределите по группам данные единицы измерения: км, с, кг, м, ч, см, мм, мин, сут.

- Смена слайда, где распределены величины на две группы: единицы времени и единицы длины. Отдельно выделен кг – единица массы.

-Единицы измерения, какой величины в первой группе? Во второй группе?



- Ребята, что у вас осталось, не записанным ни в одну группу?

- Мы можем назвать это единицей измерения?

- Какую величину измеряют данной единицей?

- Определите тему урока.

- Посмотрите на слайд и скажите, какими единицами массы удобнее выражать вес данных предметов?

На слайде помещены изображения мешка (ц), арбуза (кг), батона (г), машины (т).

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (на доске помещены слова-помощники)


- Распределяют на две группы: единицы времени и единицы длины.





- Единицы измерения времени в первой группе, единицы измерения длины – второй.

- Килограмм.


- Да.


- Массу.


- Единицы массы.






познакомиться с новыми единицами массы: тонна и центнер;

составим таблицу единиц массы;

научиться переводить из больших единиц массы в меньшие и из меньших единиц массы в большие.



Фронтальная

Р: целеполагание, планирование
К: умение слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли
П: поиск и выделение необходимой информации; самос-ое выделение познавательное цели


Л: Формировать широкую мотивацию УД; внутреннюю позицию школьника

3

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения.

Беседа

- Верно.

(задача выведена на слайд)

- Ребята, однажды три мальчика поспорили, сколько весит слон. Первый мальчик настаивал на том, что слон весит 3 т, другой – что 3000кг, а третий – 3000000 г. Кто прав? Почему?

- Давайте решим эту задачу. Что для этого нам нужно сделать?

- Итак, первый мальчик, считал, что слон весит 3 т, второй – 3000 кг, третий 3000000 г.

- Чтобы узнать, сколько кг в 3 т, что нужно сделать? Почему?

- Верно, нужно умножить 3 т на 1000, потому что в 1 т - 1000 кг.

3 т*1000=3000 кг

- Теперь, переведём 3000 кг в г. Как будем переводить?


- Значит, кто прав из мальчиков?

- Молодцы. Правы трое мальчиков, потому что единицы измерения массы можно выражать по-разному.

- Ребята, а какой единицей массы наиболее удобно обозначать вес слона?

- Верно!




- Предполагают, кто прав.





- Нам нужно сравнить.





- нужно умножить 3 т на 1000, потому что в 1 т - 1000 кг.

- Т. к. в 1000 кг = 1000000 г, то в 3000 кг – 3000000 г




- Правы трое мальчиков.




- Тонной





Фронтальная

Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности
П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; умение учитывать разные мнения

4

Подведение к теме урока

Беседа

- Как вы уже знаете, основная единица массы?

- Другие единицы массы связаны с граммом. Так 1000 г – это сколько кг?

А 100 кг – это сколько центнеров?

- Чтобы получить тонну, нужно взять 10 ц или 1000 кг.

- Пользуясь данными рассуждениями можно легко выяснить, как связаны разные единицы массы.

- Давайте откроем учебник на странице 46


1 кг = 1000 г

- Рассмотрите данную таблицу.

- Объясните, как составлены записи во второй строке?

- Как узнать, сколько в 1 ц граммов?

1 ц = 100 кг





- Хорошо, нужно перемножить числа, показывающие во сколько раз грамм меньше килограмма и килограмм меньше центнера, т.е. 1000*100. Значит,

1 ц = 100000 г

- Рассуждая, аналогично, давайте заполним пропуски таким числами, чтобы получились верные равенства.

1 т = 10 ц

- Грамм.



- 1 кг

- 1 ц












- Нужно перемножить числа, показывающие во сколько раз грамм меньше килограмма и килограмм меньше центнера, т.е. 1000*100

Фронтальная

Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности
П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; умение учитывать разные мнения

5

Открытие нового знания

Выполнение задания

- Чтобы узнать, сколько килограммов в 1 т, что нужно сделать?





- Верно, нужно перемножить числа, показывающие во сколько раз килограмм меньше центнера и центнер меньше тонны, т. е. 100*10. Значит,

1 т = 1000 кг

- А чтобы узнать, сколько граммов в 1 тонне, что нужно перемножить?

- Хорошо, чтобы узнать, сколько граммов в 1 тонне, нужно перемножить 1000, 100 и 10, значит,

1 т = 1000000 г

Для того, чтобы быстрее переводить одну единицу массы в другую, нужно выучить эту таблицу. Поэтому, открываем свои тетради, записываем дату, Классная работа и эту таблицу.

(Данная таблица вывешивается на доске).

- Нужно перемножить числа, показывающие во сколько раз килограмм меньше центнера и центнер меньше тонны, т. е. 100*10.






- чтобы узнать, сколько граммов в 1 тонне, нужно перемножить 1000, 100 и 10.

Фронтальная

Л: умение оценивать себя и других на основе критерия успешности
П: умение контролировать процесс и результат деятельности
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; умение учитывать разные мнения

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Работа по учебнику

Следующее задание.

- Имя ученика, выходи к доске.

- Сколько в тонне килограммов?

- Какую часть нам нужно найти от тонны?

- Значит, что мы будем делать?



- Верно, записывай:

½ т=1000:2*1=500 кг

- Таким образом, ½ т = 500 кг

Далее по аналогии, вызываю по одному ученику.

1/5 т =1000:5*1=200 кг

3/5 т =1000:5*3= 600 кг

29/100 ц =100:100*29=29 кг

1/10 т= 1000:10*1= 100 кг


- Верно, садись.


Следующее задание.

- Масса 1 л воды равна 1 кг. Сколько литров воды составляют 5 кг? 1 ц? 10 т? 6 ц 12 кг?

- Кто желает выйти к доске(по очереди)?

- Как будешь переводить?

- Хорошо, поскольку 1 л воды весит 1 кг, то число кг в указанных в данном задании величинах массы соответствует числу литров в них.

5 кг = 5 л

1 ц = 100 кг = 100 л

10 т = 100 ц = 10000 кг = 10000 л

6 ц 12 кг = 612 кг = 612 л









- 1000 кг

- ½

- Значит, мы 1000 разделим на 2 и умножим на 1.

















Переводят единицы кг, ц, т в л.


Фронтальная, индивидуальная.

П: контроль и оценка процесса и результата деятельность, самооценка
Л: адекватное понимание причин успеха-неуспеха в деятельность
К: учет мнений других и выражение своих мыслей


ФИЗМИНУТКА

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем руки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)

7

Включение в систему знаний и повторение.


Работа по учебнику

- Теперь решим задачу №211:

- Прочтите её.

- Составим краткую запись.

-Объясните, что обозначают выражения:

50*10+48*10

(50-48)*10

-Чего не хватает в задаче?

-Верно. Поставьте вопрос задачи. Решаем задачу, выбрав любое выражение.

-Проверим.(на слайде высвечивается первое действие)






















Фронтальная, индивидуальная.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


8

Работа по группам

Работа с карточками (проверочная работа)

А теперь будете работать в паре (на спец. листах)

- Не забывайте правила работы в паре.

- Какие единицы измерения массы вы знаете?

- Запишите данные единицы в столбик на листах, расположив их в порядке убывания.

1 т

1 ц

1кг

- Что у вас получилось? Проверим.

- А теперь переведите в более мелкие единицы.

- Что у вас получилось?

1 т = 1000кг = 10ц

1 ц = 100 кг

1кг = 1000 г

- Обратите внимание на последнюю строчку. Она для тех, кто знает немного больше, чем мы изучали на уроках.





Решают задания.

Фронтальная, групповая

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Беседа, итог урока

- С какими новыми единицами

массы вы сегодня познакомились?

- Для чего нужны такие единицы

массы?



- Какая единица массы больше

килограмма, но меньше тонны?

- Сколько в одном центнере

килограммов?

- Сколько килограммов в 1 тонне?

- Где вы можете применить свои

знания?


- Достигли ли мы поставленных

целей урока?

- Выполнение, какой цели, было

для вас наиболее трудной,

сложной? Почему?

-  Я хотела бы, чтобы  вы раскрасили ключик вот в какие цвета.

  1. Жёлтый – если ты усвоил тему урока и урок был интересным;

  2. Зелёный - возникли затруднения, но урок понравился;

  3. Красный - не получилось, нужно ещё потренироваться

- Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Молодцы! Спасибо за урок!


- Тонна, центнер


- Для измерения массы

крупных предметов или большего количества предметов

-Центнер


-100 кг


-1000 кг

- При решении задач и

выполнении различных заданий

- Да


Ответы детей.



Закрашивают ключик

Фронтальная

рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).



















Резервные задания



Деятельность учителя

Деятельность детей

Задание №8 Одна сова уничтожает за лето до 1000 (примерно) полевых мышей − вредителей полей, а одна мышь уничтожает 1 кг зерна. Сколько зерна за лето сохранит одна сова? 2 совы? 100 сов?


- Имя ученика, выходи к доске.

- Итак, что нам известно?


- Сколько мышей уничтожает одна сова?

- Сколько зерна уничтожает одна мышь?

- Отвечаем на первый вопрос задачи, что нам нужно найти?

- Что будем делать для этого?
- Хорошо, для этого необходимо количество мышей, которых ест сова умножить на количество зерна, которое ест 1 мышь.
1) 1000 * 1 = 1000 (кг) = 1 (т) − зерна сохранит за лето 1 сова;


- Чтобы определить, сколько килограмм зерна сохраняют 2 совы, что следует сделать?

- Хорошо, следует количество сохраненного зерна 1 совой за лето умножить на количество сов.
2) 1000 * 2 = 2000 (кг) = 2 (т) − зерна сохранят за лето 2 совы;

- Как найдём ответ на последний вопрос задачи?
3) 1000 * 100 = 100000 (кг) = 100 (т) − зерна сохранят за лето 100 сов.

- Записываем ответ: 1 т, 2 т, 100 т.






- То, что одна сова уничтожает за лето до 1000 (примерно) полевых мышей − вредителей полей, а одна мышь уничтожает 1 кг зерна.

- Одна сова уничтожает за лето до 1000 (примерно) полевых мышей.

- Одна мышь уничтожает 1 кг зерна.

- Сколько зерна за лето сохранит одна сова? 

- Для этого необходимо количество мышей, которых ест сова умножить на количество зерна, которое ест 1 мыш.



- Следует количество сохраненного зерна 1 совой за лето умножить на количество сов.





- Аналогично находим и этот показатель для 100 сов: количество сохраненного зерна 1 совой за лето умножить на количество сов 100.







Проверочная работа (Вариант №1)

(Фамилия Имя)_________________________

1. Выразите в килограммах:

6 ц = …………. кг

17 т = …………… кг

30 ц = …………… кг

20 т = …………… кг

9000 г =…………… кг

8ц = …………… кг


№ 2. Выразите в центнерах:

7т = …………….… ц

5000 кг = …………… ц

300000 г = …………… ц

1т 5ц = …………..… ц

200 кг = …………… ц


№ 3. Выразите в тоннах:

9000 кг = ………т

120 ц = ………т

6000000 г = ……т


4. Выразите в граммах:

2 т =………….……г

18 ц = …………… г

40 кг = …………… г








Проверочная работа(Вариант №2)

(Фамилия Имя)_________________________

1. Выразите в килограммах:

30 т = …………… кг

9 ц = …………. кг

7000 г =…………… кг

20 ц = …………… кг

6 ц = …………… кг

15 т = …………… кг


№ 2. Выразите в центнерах:

500 кг = …………… ц

8 т = …………….… ц

400000 г = …………… ц

9000 кг = …………… ц

2 т 7 ц = …………..… ц


№ 3. Выразите в тоннах:

4000000 г = ……т

630 ц = ………т

8000 кг = ………т


4. Выразите в граммах:

60 кг = …………… г

31 ц = …………… г

9 т =………….……г





Тема:

«Таблица единиц массы»

Задачи:

  • познакомимся с новыми единицами массы: тонна и центнер;

  • составим таблицу единиц массы;

  • научимся переводить из больших единиц массы в меньшие и из меньших единиц массы в большие.


Таблица единиц массы:

1 кг = 1000 г


1 ц = 100 кг = =100000 г


1 т = 10 ц = =1000 кг = =1000000 г