В контексте тем: | В здоровом теле – здоровый дух |
Раздел 3В | Умножение и деление. Задачи |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 2 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Лексическая тема: | Игры на свежем воздухе |
Тема урока: | Таблица умножения на 2 |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
2.1.2.4**. Составлять, знать и применять таблицу умножения на 2; 3; 4; 5. 2.5.1.3. Анализировать и решать задачи на: нахождение суммы одинаковых слагаемых; деление по содержанию и на равные части; составлять и решать обратные задачи. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся будут: понимать взаимосвязь действий умножения и деления. Многие учащиеся будут: составлять, знать и применять таблицу умножения и деления на 2. Некоторые учащиеся будут: быстро и правильно применять таблицу умножения и деления на 2. |
Языковая цель | Учащиеся могут: объяснить взаимосвязь действий умножения и деления. Предметная лексика и терминология: Умножение, деление, таблица умножения и деления на 2. Серия полезных фраз для диалога/письма Обсуждение: Как составлена таблица умножения с числом 2? Как составить таблицу умножения с числом 2? Письмо: Таблица умножения и деления с числом 2. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Навыки использования ИКТ | ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока. |
Предварительные знания | Смысл действий умножения и деления, решение практических задач на умножение и деление. |
Ход урока |
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 0-3 | Мотивация. Как хорошо уметь читать – Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!»…
Как хорошо уметь читать – Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!»…
А о чём говорят вам эти же стихи, прочитанные таким образом? (О том, что мало уметь просто читать, надо ещё читать с выражением и понимать прочитанное.) О том, что важно понимать прочитанное, я и хочу вам сегодня напомнить. Почему на уроке математики? Ответьте сами на этот вопрос, если прочитаете, чем вы будете заниматься на сегодняшнем уроке. Учитель открывает на доске часть предложения: 
Что же вы молчите?.. (Мы не можем сказать, чем мы будем заниматься на уроке потому, что не видна главная часть записи.) Не беда, давайте догадаемся, ведь некоторые ребята умеют очень хорошо выполнять задания по математике не прочитав его полностью, а догадавшись, что нужно делать! (Не можем, т.к. «пр» может означать очень многое.) Тогда ответьте на вопрос, что я имела в виду, когда читала строки из стихотворения: «Как хорошо уметь читать…»? (Что при чтении надо быть внимательным и дочитывать предложении, а тем более задания внимательно и до конца, чтобы не ошибиться и выполнить всё верно, ничего не упустить.) Вы молодцы и, я уверена, что теперь вы будете ещё более внимательны в чтении заданий. А теперь, давайте всё-таки дочитаем предложение до конца и узнаем точно, чему будет посвящён сегодняшний урок. Учитель открывает на доске закрытую часть предложения: На сегодняшнем уроке мы продолжим заниматься умножением.
Что особенного будет в вашей работе? (Мы должны будем сами открыть новое знание.) С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.) Откуда вы узнаете, какие знания вам необходимы? (Вы нам поможете.) Тогда в путь! | |
4-6 | Актуализация. 1) Актуализации смысла действия умножения, умения присчитывать по 2, находить произведение разными способами. Один из учащихся присчитывает вслух. Один из учащихся отсчитывает вслух. В сумме 10 слагаемых, каждое из которых равно 2. Чему равно значение суммы? Запишите с помощью действия умножения. Один из учащихся записывает выражение на доске, остальные учащиеся на индивидуальные планшетки Р-1: 2 · 10 = Почему вы именно так расположили множители? (Каждое слагаемое равно двум, поэтому 2 – это первый множитель, слагаемое повторяется 10 раз, поэтому 10 – второй множитель.) Учитель открывает на доске эталон. Учитель открывает на доске эталон. a · b = b · a Один из учащихся записывает выражение на доске, остальные учащиеся на индивидуальные планшетки Р-1: 2 · 10 = 10 · 2 = 10 + 10 = 20 Какими способами вы умеете находить значения произведений? (Представить в виде суммы разрядных слагаемых, присчитыванием.) Каким способом вы нашли значение произведения в предыдущем задании? (Путем представления в виде суммы одинаковых слагаемых.) Учитель открывает на доске задание 2 (Д-4):  Что общего во всех выражениях? (Это произведения, все множители – однозначные числа.) Необходимо найти значения произведений удобным способом. Посмотрите на первое произведение. Какой способ будет более удобным? (Удобнее найти значение данного произведения по таблице умножения.) Почему? (Долго представлять в виде суммы разрядных слагаемых.) Найдите произведение данных чисел. Один учащийся ищет произведение чисел 3 и 8 на таблице, прикрепленной на доску (Д-5). Посмотрите на второе выражение. Каким способом можно найти его значением? (Способом присчитывания, к 24 прибавить 3.) Почему? (В первом и втором выражениях одинаковые первые множители, а второй множитель во втором выражении на 1 больше, поэтому слагаемо 3 берется на 1 раз больше.) Чему равно произведение? (27.) Какой способ подходит для третьего выражения? (По таблице умножения и деления.) Найдите произведение чисел 5 и 6. (30.) 2) Задание для пробного действия. Что вы повторили и узнали? (Мы повторили способы нахождения значения произведений: присчитывание, представление в виде суммы одинаковых слагаемых, по таблице умножения.) Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.) Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.) Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.) Ребята, скажите, всегда ли у вас под рукой таблица умножения? (Нет.) Я предлагаю закрыть таблицы умножения и на время забыть про них. Учитель закрывает таблицу умножения на доске, учащиеся убирают таблица с парт. Скажите, бывают ли в жизни ситуации, когда нужно быстро вычислить? (Да.) Приведите пример. (Например летчикам, водителям, …) Итак, давайте договоримся, что вы сейчас все закроете глаза, а когда откроете, перед вами будет произведение двух чисел, вы должны за 2 секунды записать значение этого произведения на свои планшетки и отложить маркеры в сторону. Учащиеся закрывают глаза, учитель открывает на доске задание для пробного действия (Д-6): 2 · 7 = Учитель считает: на счет раз и два учащиеся записывают произведение на индивидуальные планшетки, на счет три откладывают маркеры в сторону. Вероятнее всего, все учащиеся не смогут записать ответ. | Наборное полотно. |
Середина урока 7-11 | Выявление места и причины затруднения. Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были за очень короткий промежуток времени записать произведение чисел 2 и 7.) Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых, ...) В чем затруднение? (В быстром поиске ответа.) Почему же возникло затруднение? (Нет способа за короткое время называть ответ.) Построение проекта выхода из затруднения. Какую цель поставите перед собой на уроке? («Открыть» новый способ, с помощью которого можно было быстро называть произведения.) Чтобы быстро назвать результат произведения, надо знать Таблицу умножения. Что же нужно сделать с этой таблицей, чтобы быстро называть значения произведений? (Нужно таблицу выучить.) Все таблицу выучить сложно, поэтому будем учить по частям. Посмотрите на задание. С чего вы начнете учить таблицу умножения? (На 2.) Чтобы быстрее выучить случаи умножения на 2, нужно подготовить опору. Что будет в этой опоре? (Все случаи умножения числа 2.) Какой случай умножения числа 2 вам уже известен? (2 · 1.) С какого случая вы начнете составлять опору? (Со случая 2 · 2.) Далее? (2 · 3.) Каким способом вы будете искать произведение? (Присчитыванием.) Какое свойство вы повторили в начале урока? (Переместительное свойство.) Какие случаи вы еще рассмотрите? (Составим выражения на основе переместительного свойства.) | |
Критерии успеха | Учащиеся формулируют цель урока при помощи учителя. | |
12-35 | Реализация построенного проекта. В случае необходимости актуализируются правила работы в парах. Учащиеся заполняют таблицу на карточке. В случае затруднения организуется подводящий диалог: С какого случая начнете заполнение таблицы? (2 · 2.) Чему равно произведение? (4.) Чему равно произведение следующего выражения? (6.) Как узнали? (К 4 прибавили 2.) Чему равно произведение соседнего выражения? (Тоже 6.) Почему? (От перестановки множителей произведение не изменяется.) Как удобнее заполнять таблицы? (По строкам.) Заполните таблицы. Учащиеся по цепочке с места заполняют таблицу с комментированием. Вариант комментирования: Далее заполнение таблицы комментируется аналогично Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результата. При защите проекта учащиеся показывают составленные таблицы. Вариант защиты: Далее работа организуется по составлению эталона: Учащиеся проверяют свои заполненные таблицы по квадратной таблице умножения. Учитель раздает учащимся эталоны Р-2. – Чтобы составить Таблицы деления, воспользуемся учебником стр. 29 №2. Вспомним эталон смысла деления. эталон смысла действия деления: а : b = с ↔ с · b = а
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) Фронтальная работа. № 1 (РТ№3), стр. 26; Учащиеся по цепочке с места выполняют вычисления с комментированием. Вариант комментированием: Умножаю 2 на 2. Заменяю сложением: 2 + 2. Записываю ответ 4. Умножаю 2 на 3. Число 2 взяли 3 раза. Мы можем представить это произведение в виде суммы произведения 2 2 и 2. Дважды два – 4, плюс 2 – 6. Записываю ответ 6. Оставшаяся часть задания комментируется аналогично. 2) Работа в парах. № 1 (РТ№3) Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу. Проверьте свои результаты. Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Исправьте ошибки. Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.) 7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. № 2 (РТ№3), стр. 26 Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-8. Детям предлагает сверить выполнение с образцом и сверить с критериями оценивания. Критерии оценивания: Понимаю связь между умножением и делением. Знаю зависимость между компонентами и результатами этих действий. Могу применять таблицу умножения и деления на 2. Допускаю не более 3-х ошибок. | Презентация к уроку. Таблица умножения на 2. Учебник. Тетрадь. Учебник. Тетрадь. |
35-40 | Включение в систему знаний и повторение. При выполнении, каких заданий вам пригодиться знание таблицы умножения на 2? (Во всех, где нужно умножить на 2: в решении задач, примеров, ...) Задание №4 в учебнике выполняют самостоятельно с проверкой. Практическая работа в группах или парах №3 в учебнике. №3 в тетради выполняют самостоятельно. Можно предложить записать выражение на сложение и умножение. Составить примеры на умножение и деление. Задание №4 в тетради для самостоятельного выполнения с проверкой по образцу или взаимопроверкой. | Тетрадь, учебник. |
39-40 | Рефлексия. Оценивает уровень достижений. Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть способ, с помощью которого можно быстро называть произведения чисел.) Что это за способ? (Нужно выучить таблицу умножения.) Что уже можно начинать учить? (Таблицу умножения на 2.) Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку. Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха» (Р-3). Учитель анализирует результаты оценивания. | Линейка успеха. |
Критерии успеха | Учащиеся оценивают себя при помощи линейки успеха. | |