Открытый урок
Учитель: Вахонина Надежда Федоровна
Предмет: математика
Класс: 2 – в
Дата проведения: 27.03.25 г.
Тема: Табличное умножение в пределах 50. Умножение числа 3
Цели: начать знакомить с таблицей умножения числа 3 и умножением на 3; развивать умение решать задачи умножением; закреплять умение решать уравнения; развивать навыки счета.
Планируемые результаты урока:
Предметные: понимают суть арифметического действия – умножения; знают: названия компонентов действия умножения; переместительный закон умножения, понимают его суть; различные приемы нахождения значения произведений; табличные случаи умножения чисел 2, 3 и табличные случаи умножения на 2 и 3; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначного и однозначного чисел; отличительные особенности задачи; что такое уравнение; что такое периметр, как найти периметр квадрата; умеют: читать произведения, используя названия компонентов действия умножения; складывать и вычитать двузначные числа, используя устные и письменные приемы сложения и вычитания, в том числе с переходом через разряд; решать задачи, выражения и уравнения изученных видов, в том числе те, которые решаются умножением и делением; находить периметр квадрата.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;
Познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию на основе анализа, сравнения; создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и четко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера; уважают в общении, сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, Ч. 2., таблица умножения, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок математики мы начинаем, Еще одну тайну сегодня узнаем. Не отвлекайся, внимательным будь! За знанием новым отправимся в путь! - Проверьте, хорошо ли приготовились вы к уроку. На столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.
- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне, нашим гостям, улыбнитесь друг другу.
- Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока.
II. Актуализация опорных знаний
1. Устный счет. Работа с числовым рядом 1- 100.
2. Решите круговые примеры:
Решение:
36 – 5 = 31 63 + 30 = 93 32 + 8 = 40 36 – 5 = 31
31 + 40 = 71 93 – 1 = 92 40 – 7 = 33 И т. д.
71 – 8 = 63 92 – 60 = 32 33 + 3 = 36
3. Работа по таблице:
Множитель | 2 | | 2 | | 2 |
Множитель | | 2 | | 2 | |
Произведение | 12 | 6 | 14 | 18 | 8 |
Учащиеся составляют по таблице произведения и частные и находят их значения.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель записывает на доске суммы:
3 + 3
3 + 3 + 3
3 + 3 + 3 + 3
3 + 3 + 3 + 3 + 3
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3
– Что вы заметили? Замените суммы произведениями.
Составление таблицы умножения числа 3.
Ученики заменяют суммы произведениями и находят их значения, в результате на доске и в тетрадях обучающихся появляется запись:
3 · 2 = 6 3 · 3 = 9 3 · 4 = 12 3 · 5 = 15 3 · 6 = 18 3 · 7 = 21 3 · 8 = 24 3 · 9 = 27
– Вы, наверное, уже догадались, ребята, чему будет посвящен наш урок, какова его тема? – Совершенно верно. Тема урока: «Умножение числа 3. Умножение на 3». – Какие задачи поставим? (Будем составить таблицу умножения на 3; тренироваться применять эти знания при решении примеров и задач.)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Упражнение в чтении произведений.
– Прочитаем произведения, которые вы составили.
Ученики читают записанные произведения.
2. Составление таблицы умножения на 3.
Учитель просит учеников в записанных произведениях поменять множители местами и записать вновь полученные произведения:
2 · 3 = 6 3 · 3 = 9 4 · 3 = 12 5 · 3 = 15 6 · 3 = 18 7 · 3 = 21 8 · 3 = 24 9 · 3 = 27
3. Работа по учебнику.
Затем устно выполняется задание 1 (с. 67), в котором ученики сравнивают произведения.
V. Физкультминутка.
4. Работа над задачами.
Ученики читают задачу 2 (с. 67). – Вы прочитали задачу? Почему так считаете? – Что в задаче известно? Что необходимо узнать? – Как будете решать задачу? Почему? Запишите решение. – Сколько тетрадей получили 4 ученика? Сколько – 5 учеников? 10 учеников?
5. Работа в паре. Каждая пара получает карточку с заданиями. Вы должны прочитать задания. Совместно найти ответы на поставленные вопросы и один из пары объяснит ответ. В заданиях будет часто встречаться цифра 3.
- Выберите выражение для решения задачи.
№1. На тарелке было 9 пирожков. Съели 3 пирожка. Сколько пирожков осталось?
1) 9 – 3 2) 9 + 3 3) 9 ∙ 3 4) 9 : 3
№2. Тетрадь стоит 4 руб. Оля купила 3 тетради. Сколько денег она заплатила?
1) 4 – 3 2) 4 + 3 3)4 ∙ 3 4) 3 ∙ 4
№3. Логическая задача Цапля на своем любимом болоте любит стоять на одной ноге и весит при этом 12 кг. Сколько будет весить цапля, если будет стоять на двух ногах?
6. Решение уравнений: х : 3 = 12 (один ученик работает у доски)
7. Работа с геометрическим материалом.
VI. Итог урока. Рефлексия – Назовите тему урока. – Какие задачи ставили? Мы их выполнили? – Давайте повторим таблицу умножения на 3. – Поверим, как вы запомнили таблицу умножения на 3 . У вас на столе лежат карточки с примерами, возьмите их.
– Тетради закройте и начали решать самостоятельно. – Соедините выражение с ответом.
5 • 3 | 6 |
3 • 7 | 12 |
2 • 3 | 9 |
6 • 3 | 21 |
3 • 9 | 15 |
3 • 3 | 18 |
3 • 4 | 27 |
– А теперь поменяйтесь карточками с соседом и проверьте, поставьте оценку. – Кто поставил 3,4? Почему? – Скажите, кто поставил соседу 5? Хорошо. – Оцените свою работу. Зеленый – вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Желтый – вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь. Красный – вы считаете, что вам было трудно на уроке.
Домашнее задание: учить таблицу умножения на 3
Домашнее задание: учить таблицу умножения числа 3 и на 3
| 3 : 3 – чёрный; 9 : 3 – голубой; 12 : 3 – оранжевый; 15 : 3 – красный; 18 : 3 – жёлтый; 21 : 3 – синий; 24 : 3 зелёный; 27 : 3 – коричневый. |
2. Весёлые задачи: У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (4 • 2 = 8)
3 подружки, 3 сестрицы
Заплели по 2 косицы.
Задаю я вам вопрос:
– Сколько кос? (2 • 3 = 6)
Мама сливы купила
И ребятам поделила.
5 ребят, десяток слив.
Сколько каждый получил? ( 10 : 5 = 2)
3. Работа в паре