СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Можно использовать для устного счета на уроке или для самостоятельной работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..6
ТАБЛИЦА 1 : СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ……7
ТАБЛИЦА 2 : УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ..8
ТАБЛИЦА 3: ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ…………9
ТАБЛИЦА 4: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА…………………………………………10
ТАБЛИЦА 5 : СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
С ОДИНАКОВЫМ ЗНАМЕНАТЕЛЕМ…………………………11
ТАБЛИЦА 6 : СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ….12
ТАБЛИЦА 7 : УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ……………………13
ТАБЛИЦА 8 : ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ………………………....14
ТАБЛИЦА 9 : УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ
НА РОЗРЯДНУЮ ЕДИНИЦУ…………………………………..15
ТАБЛИЦА 10 : СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ…………..16
ТАБЛИЦА 11: ПРОЦЕНТЫ……………………………………………………..17
ТАБЛИЦА 12: ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (часть1)………………………..18
ТАБЛИЦА 13: ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (часть2)………………………..19
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Ф.И._______________
|
Ф.И.______________ |
Ф.И.______________ |
Ф.И._______________ |
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
4 + 7 = | 12 – 5 = | 13 – 7 = | 101 – 47 = |
15 – 9 = | 7 + 8 = | 6 + 8 = | 274 + 111 = |
22 – 13 = | 13 + 18 = | 36-19 = | 304 - 217= |
23 + 19 = | 48 + 76 = | 14 + 27 = | 116 + 207 = |
38 +49 = | 64 – 19 = | 0 + 56 = | 56+67+34= |
65 – 0 = | 73 – 54 = | 43 – 18 = | 34+18+76= |
43 – 28 = | 56 + 78 = | 54 – 0 = | 132-8-42= |
152 + 343 = | 543 + 217 = | 103 – 47 = | 635+18-55= |
201 – 37 = | 167 – 0 = | 234 + 111 = | 34+77+66+33= |
0 + 234 = | 87 + 56 = | 119 + 207 = | (68+76)+232= |
23+19+7= | 0 + 324 = | 56+67+4= | 303+(58+67)= |
33+68+67= | 12+75+8= | 34+18+76= | 178-34-28= |
142-8-52= | 16+ 89+11= | 132-8-32= | 563-(74+63)= |
12+4+18+16= | 675-22-75= | 635+18-35= | (305+0)-45= |
76+11+89+34= | 23+48+2+38= | 34+67+6+33= | 371+(157-81)= |
78-(45+18)= | 32+(56+18)= | (68+76)+32= | (378+48)-68= |
247-(20+47)= | (48+76)+22= | 33+(58+67)= | 100-67-33= |
98-23-58= | 326-(143+26)= | 78-34-28= | 1000-225-275= |
(400+345)-400= | (356-0)-116= | 563-(74+63)= | (45-17)-(25-17)= |
(647+129)-247= | (213-40)-113= | (345+0)-45= | (34+41)+(76-41)= |
(674-0)-74= | 543-67-143= | 381+(157-81)= | 673-_____= 673 |
237-(37-100)= | 454-(23+254)= | (378+48)-68= | 203+____=9 |
362+(148-52)= | 342+(158-42)= | 245-(67+45)= | 342-______+57=342 |
547-(110+47)= | 502-(119+202)= | 1000-225-275= | 178-56+_______=178 |
345+(112-____)=345 | 345+128-___=128 | 765-____+345=765 | 345+(342-_____)=0 |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Ф.И._____________
|
Ф.И.______________ |
Ф.И._____________ |
Ф.И.______________ |
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
7 · 8 = | 6 · 7 = | 24 : 6 = | 34 · 11 = |
12 · 4 = | 48 : 8 = | 7 · 4 = | 435 : 5 = |
45 : 9 = | 14 · 6 = | 12 : 1 = | 403 · 4 = |
15 · 0 = | 1 · 67 = | 56 · 2 = | 203 · 12 = |
40 · 5 = | 12 : 0 = | 0 · 13 = | 560:14 ·7= |
57 : 1 = | 300 : 10 = | 100 : 4 = | 4 · 67· 25 = |
34 · 4 = | 34 : 17 = | 3000 · 25 = | 23 · 11· 0· 4 = |
1 · 28 = | 23 · 0 = | 504 : 0 = | 123 · 5000 = |
442 : 2 = | 0 : 56 = | 420 : 7 = | 374 : 11 = |
42 : 0 = | 842 : 2 = | 204 · 3 = | 25 · 56· 8 = |
400 : 10= | 2000 · 34 = | 45000:100 = | 4 · 76 : 4 = |
1000 · 54 = | 125 · 4 = | 75 · 4 = | 475 · 40 = |
3 · 56 = | 200 : 8 = | 400 : 8 = | 2000 : 8 = |
100:4 = | 403 · 8 = | 23 · 11 = | 17 · 17 = |
400 : 8 = | 45 · 11 = | 12 · 12 = | 225:15 · 2 = |
76 · 2 · 5 = | 5 · 34· 2 = | 2 · 63· 5 = | 231 · 11 = |
24 ·3·5= | 6 · 12 · 5 = | 44 · 5· 0 = | 20 ·507·50 = |
12 · 8· 0 = | 43 · 6 : 6 = | 112 · 8 : 8 = | 24 ·25 = |
72 · 4 : 4 = | 43 · 6 : 3 = | 45 · 8 : 4 = | 28 · 125 = |
68 · 4 : 2 = | 8 · 78· 25 = | 307 · 12 = | 18 · 0 : 18 = |
8 · 37· 25 = | 264 : 11 = | 8 · 39· 25 = | 50 · 32· 5 = |
204 · 13 = | 203 · 14 = | 374 : 11 = | х· х = 625; х= |
48 ·____ = 48 | ____ · 56 = 56 | 67 : ____ = 67 | Х:6=6; х= |
а· а =25; а = | а· а = 1; а = | Х · Х = 49; Х = | х· 32 =0; х= |
1 · а = 1; а = | а· 6 = 0; а = | 1 · Х = 1; Х = | 0 · х = 0; х= |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ
Ф.И._____________
|
Ф.И.____________ |
Ф.И._____________ |
Ф.И.______________ |
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
76+19+24 = |
47+18-17= |
53+19+11 = |
34+79+76-29= |
4·23·5= |
5·32·2= |
2·38·5= |
4·11·13·25= |
34·11= |
11·43= |
374:11= |
1212:12= |
123 - (51+23)= |
345+(61-45)= |
(123+51) - 23= |
179 - (45+33+46)= |
(347+59) - 37= |
167 - (45+67)= |
347 - (59+53)= |
1000 – 25 · 8= |
44+53+36+47= |
17·9= |
403·13= |
99·17= |
9·12= |
568:8= |
9·17= |
37·2+37·3-37·4= |
304·7= |
203·7= |
1414:14= |
(1212+12):12= |
(44+808):4= |
14·13- 14·3= |
(404-88):4= |
2400:(60+40)= |
(505-45):5= |
28·7+3·28= |
(505+45):5= |
202а-119а+а= |
4·12+4·38= |
(33+606):3= |
240:(6+4)= |
34х·11у= |
34·12 - 34·2= |
180:(6+3)= |
34·12 - 34·2= |
23х·4а-4х·23а= |
150 : (3+2) = |
234:(34-34)= |
27·2+27·3+27·5= |
37а·16у+16а·63у= |
20х+7х= |
5а+7а= |
20х-7х= |
79а+34в-21а= |
45х+12х-х= |
24а+а-19а= |
45х-12х+х= |
(123а-24а)·6с= |
12х·5а= |
14а·4х= |
17х·3а= |
45х-______= х |
8х·34а·25= |
25а·43·8с= |
4х·34·25с= |
24х·_____= 1000ах |
123·(45- ___)=0 |
23а+7х = |
123:(45- ___)=123 |
0·а=а; а= |
а:123=1; а = |
___:23=0 |
а:17=0; а = |
34а:(_____- а)=1 |
а·а=64; а= |
х·х=1; х = |
а·а=0; а= |
а·а=а; а= |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА
Ф.И._____________
|
Ф.И.____________ |
Ф.И.______________ |
Ф.И.______________ |
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
Представить в виде смешанного числа | Представить в виде смешанного числа | Представить в виде смешанного числа | Представить в виде смешанного числа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46 : 15 = | 54 : 20 = | 54 : 20 = | 313 : 13 = |
Представить в виде неправильной дроби | Представить в виде неправильной дроби | Представить в виде неправильной дроби | Представить в виде неправильной дроби |
3 | 2 | 3 |
|
12 | 10 | 9 | 19 |
4 | 4 | 4 | 4 |
7 | 5 | 5 |
|
10 | 12 | 14 | 14 |
3 | 4 | 5 | 51 |
1 | 1 | 1 | 100 |
4 | 8 | 8 | 8 |
|
|
|
|
99 | 103 | 108 | 108 |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
С ОДИНАКОВЫМ ЗНАМЕНАТЕЛЕМ
Ф.И._____________
|
Ф.И._____________ |
Ф.И.______________ |
Ф.И._____________ |
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - | 1 - | 1 - | 1 - |
1 + | 1 + | 1 + | 1 + |
4 + | 4 + | 4 + | 4 + |
3 - | 3 - | 3 - | 3 - |
2 | 2 | 2 | 2 |
| | | |
30 | 30 | 30 | 30 |
1 | 1 | 1 | 1 |
6 | 6 | 6 | 6 |
1 | 1 | 1 | 1 |
4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 | 5 |
|
|
|
|
(1 - | (1 - | (1 - | (1 - |
(3 | (3 | (3 | (3 |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
2,3 + 1,2 = |
3,7 – 1,3 = |
3,7 – 1,4 = | 20,9+15,7 = |
5,4 + 3, 7 = |
0,8 – 0,4 = |
2,4 + 1,2 = | 12,86+1,14= |
0,5 – 0,3 = |
3,2 + 1, 4 = |
5,6+ 1,4= | 7,8-2,5= |
3,8 + 1,2 = |
2,7+4,3 = |
1 – 0,05 = | 4,1-1,6= |
12 – 0,8 = |
6, 7 + 2,5 = |
8,23 – 4 = | 12,9-7,93= |
1,4 + 0,06 = |
5 + 3, 9 = |
2,7 + 3,5 = | 13,9+16,1= |
2,5 – 0,7 = |
7 – 2,4 = |
1,2 + 0,08 = | 27,67+58,3= |
7 – 3,6 = |
3,2 – 1,4 = |
1,2 – 0.02= | 0,13-,0,013= |
3,28 + 0 = |
0 + 3,6 = |
4,2 – 3,9 = | 5-0,0003= |
1,01 + 2,9 = |
2,45 – 1,3 = |
3,05+ 2,4 = | 5,19+7,81-3,796= |
4,5 – 2, 05 = |
4,7-1,03 = |
4,02 – 1,4 = | 8,24+4,35+7,76= |
1 – 0,02 = |
1+0,005 = |
4 – 2,03= | 15,23-(4,4+5,23)= |
5 – 0,013 = |
1 – 0,007 = |
4,7 + 2,3 = | 12,12-10,1-0,02 |
2,14 + 4,6 = |
4 – 0,023 = |
7+0,7+0,007= | 6,8 · 3 = |
5,2–1,24 - 2,2= |
4,3–1,02+1,7 = |
5,4–1,8+0,6= | 2,3+___=5 |
0,08+0,2+0,02= |
2+0,04+0,4 = |
8,88 – 1,8-1,08= | 4 -___= 2,4 |
3,33-0,03-0,3 |
5,4+(1,6-0,04)= |
3,4-2,19-0,4= | а + а= 2,4; а= |
7,4 + 2,14 + 1,6 = |
8,07-(1,2+0,07)= |
6,7+(13,25 -6,7)= | а + а = 0,7; а= |
5,2–(1,24 + 2,2)= |
(4,13+1,9)-4,13= |
5,4-0+0,004= | 1,2а + 3,4а= |
4,6 · 3 = |
5,8 · 2 = |
2 · 4,9 = | 4,1х – 0,04х = |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
2 · 0,8 = |
1,2 · 3 = |
0,2 · 8 = |
1,2 · ,5 = |
1,2 · 4 = |
3 · 1,4 = |
1,3 · 3 = |
1,12 · 4 = |
0,6 · 0,3 = |
0,4 · 0,3 = |
0,4 · 0,3 = |
0,16 · 0,3 = |
2,82 · 10 = |
2,2 · 0,2 = |
2,02 · 0,2 = |
2,82 · 0,01 = |
0,15 · 0,4 = |
10 · 0,34 = |
0,15 · 0,4 = |
0,15 · 0,04 = |
0,7 · 20 = |
30 · 0,2 = |
0,7 · 10 = |
0,07 · 200 = |
100 · 1,7 = |
4,08 · 2 = |
20 · 1,7 = |
1000 · 1,7 = |
0,052 · 0,2 = |
0,052 · 100 = |
0,1 · 23,52 = |
0,052 · 0,02 = |
34,56·0,1= |
34,56·0= |
4 · 0,1= |
34,56·0,1= |
0,1 · 56= |
0,1 · 15,61= |
1000 · 5,6= |
0 · 5,6= |
0,8 · 2,5 = |
4 · 2,5 = |
0 · 2,5 = |
0,4 · 1,2 · 2,5 = |
2,08 · 1000 = |
2,8 · 1000 = |
0,8 · 0,25 = |
2,08 · 1000 = |
4,34 · 0 = |
4,34 · 0 = |
4,34 · 0,01 = |
4,04а · 0,3 = |
2,47 · 0,01 = |
3,47 · 0,01 = |
23,47 · 100 = |
23,47с · 0,01х = |
3,4 · 1,1= |
1,1 · 2,6= |
5,4 · 1,1= |
3,7 · 1,1= |
2,5 ·3 ·0,4= |
2,5 ·0,3 ·8= |
0,5 ·43 · 2= |
3,4 · 102 = |
1,2х ·5= |
1,4 ·5с= |
1,2х ·5= |
0,42 = |
2,5а ·0,2 х= |
2,5а ·0,3 х= |
2,5а ·0,04 х= |
0,013 = |
0,52 = |
0,32 = |
0,42 = |
0,52 · 22 = |
0,23 = |
0,33 = |
0,53 = |
1 - 0,23 = |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
12,4 : 2 = |
82,4 : 4 = |
12,6 : 3 = |
1,4 : 7 = |
0,48 : 4 = |
0,36 : 3 = |
0,88 : 4 = |
0,5 : 2 = |
2,02 : 2 = |
22,02 : 2 = |
0,25 : 5 = |
2,01 : 3 = |
4,5 : 9 = |
4,5 : 5 = |
3,5 : 7 = |
4,5 : 32 = |
2 : 5 = |
7 : 2= |
4 : 8 = |
1 : 25 = |
4 : 100 = |
4 : 10 = |
24 : 100 = |
4 : 100 = |
0,49 : 0,7 = |
0,28 : 0,7 = |
0,36 : 0,6 = |
0,049 : 0,7 = |
1 : 0,5 = |
1 : 0,2 = |
1 : 0,05 = |
3 : 0,05 = |
3 : 0,1 = |
3 : 0,01 = |
23 : 0,1 = |
3 : 0,01 = |
2,4 : 0,001 = |
12,44 : 0,01 = |
23,24 : 0,001 = |
2,4 : 0,12 = |
0,7 : 0,35 = |
0,9 : 0,45 = |
0,07 : 3,5 = |
0,7 : 0,35 = |
2,3: 100 = |
0,3 : 100 = |
2: 100 = |
2,3: 103 = |
0,2 : 0,4= |
0,2 : 0,5= |
2 : 0,5= |
1 : 0,4= |
0,24 : 0,6 = |
0,24 : 0,4 = |
0,12 : 0,6 = |
0,24:0,6:0,2 = |
5:0,02 = |
11:0,02 = |
5:0,05 = |
5:(0,02:0,1) = |
12,02 : 102 = |
12,02 : 0,12 = |
2,2 : 102 = |
0,02 : 102 = |
2,3 : 0,13 = |
2,3 : 103 = |
0,3 : 0,13 = |
2,3 : 0,13 = |
4:0,22 = |
0,4:22 = |
3:0,22 = |
4:0,22 = |
1:0,025 = |
1:0,001 = |
10:0,25 = |
1:0,125 = |
__·2,5 = 1 |
0,5 · __ = 1 |
__· 4 = 1 |
__·0,52 = 1 |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ
НА РАЗРЯДНУЮ ЕДИНИЦУ
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
Ф.И.______________
|
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
14,16 : 10 = |
35,76 · 10 = |
12,13 · 10 = |
10,01 : 10 = |
14,16 · 0,1= |
35,76 · 0,01= |
12,13 :100 = |
4,2·0,01 = |
14,16 : 100 = |
35,76 : 10 = |
12,13 · 0,1 = |
1000·0,2 = |
14,16 : 0,1 |
35,76 : 0,01 |
12,13 : 0,1 = |
0,1·45 = |
0,01 · 14,16= |
0,01 · 35,76= |
0,001· 0,5 = |
3,04 : 0 = |
2,4 : 100= |
1,8 · 100= |
100 · 0,02 = |
1000· 0,01 = |
1,2 · 0,001= |
1,8 : 0,001= |
2,4 · 100 = |
0 · 1,3 = |
1,2 : 0,001= |
1,8· 0,001= |
2,4 : 0,001 = |
0,15 : 100 = |
0,5 : 100 = |
5 : 100 = |
2,4 : 1000 = |
1: 0,001 = |
0,3 · 1000= |
0,3 : 0= |
2,4 · 0,01= |
0,009 · |
1000 · 0,4= |
0,001 · 0,4= |
2,4 · 0 = |
0,001 : 10 = |
2 : 100 = |
2 : 0,01 = |
1,3 · 1000= |
|
2 ·0,01= |
0,2 : 100= |
0,005 : 10= |
100· |
10 · 13,15= |
1000 · 3,5= |
0,012 : 0 = |
0,001:2 = |
4,6 : 0= |
4,6 : 0,001= |
2,4 : 1 = |
0,5 : 0,12 = |
4 : 0,01= |
4 · 0,01= |
4,5 · 0,001= |
20 · 103 = |
0 · 2,12 = |
0 : 2,12 = |
4,5 : 10000= |
4 : |
2,5 ·0,12= |
0,5 : 0,12= |
0,2 · 102 = |
|
4 : 103= |
0,4 · 103= |
0,13· 2000 = |
|
012·103= |
102: 0,13= |
0,5 : 0,12 = |
0,005 : ___ = 50 |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
Ф.И._____________
|
Ф.И.______________ |
Ф.И.______________ |
Ф.И._______________ |
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ПРОЦЕНТЫ
Ф.И._____________
|
Ф.И._____________ |
Ф.И._____________ |
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 |
Представить в виде десятичной дроби | Представить в виде десятичной дроби | Представить в виде десятичной дроби |
7% = | 3% = | 8% = |
15% = | 65% = | 57% = |
96% = | 99% = | 91% = |
100%= | 1%= | 10%= |
245%= | 200%= | 50%= |
0,5% = | 305% = | 300% = |
1,4% = | 0,4% = | 875% = |
0,02% = | 50% = | 0,04% = |
|
|
|
|
|
|
Представить в виде % | Представить в виде % | Представить в виде % |
0,04 = | 0,09 = | 0,07 = |
0,45 = | 0,54 = | 0,43 = |
3,45 = | 7 = | 1,25 = |
4,2 = | 0,2 = | 2 = |
6 = | 6,4 = | 0,4 = |
0,003 = | 0,001 = | 0,003 = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (часть1)
Ф.И.____________
|
Ф.И.____________ |
Ф.И.____________ |
Ф.И.____________ |
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
Представить в требуемых единицах | Представить в требуемых единицах | Представить в требуемых единицах | Представить в требуемых единицах |
1дм = см | 1м = см | 1см = мм | 10дм = мм |
12см = мм | 2дм = мм | 52м = дм | 82см = дм |
40дм = м | 80мм = см | 40см = дм | 450дм = м |
4т = кг | 17ц = кг | 3 ч = мин | 64т = ц |
15 ц = кг | 5 т = кг | 200 т = ц | 1,5 ц = кг |
1ч = мин | 1сут = ч | 200 ц = т | 1 мин = ч |
17см = дм | 85дм = м | 170см = дм | 107см = дм |
234см = м | 409см = дм | 2сут = ч | 2дм4см = м |
349кг = ц | 300см = км | 78см = дм | 349кг = ц |
40см = мм | 405г = кг | 90см = мм | 4м5см = км |
400см= м | 500см= дм | 200 г= кг | 2ч = сек |
400см = дм | 400см = км | 400см = м | 2400см = км |
720мм= см | 8000мм= дм | 720 м= км | 50 ч= сут |
720мм = дм | 72ц = кг | 7,5 м = дм | 720мм = дм |
З0мин= ч | 10мин = ч | 0,5 ч= мин | 10мин= ч |
2,5м = дм | 2,5кг = г | 2,5км = м | 2,5 сут = ч |
4,07 м = см | 4,07 км = м | 4,07 дм = см | 4,07 м = см |
¼ ч = мин | ¼ м = см | ¼ т = кг | ¼ м = дм |
¾ м = см | ¾ ч = мин | ¾ сут = ч | ¾ кг = г |
½ т = ц | ½ дм = мм | ½ м = мм | ½ т = ц= кг |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (часть2)
Ф.И.
|
Ф.И. |
Ф.И. |
Ф.И. |
ВАРИАНТ 1 Выполните действия и дайте ответ в сантиметрах если возможно | ВАРИАНТ 2 Выполните действия и дайте ответ в дециметрах если возможно | ВАРИАНТ 3 Выполните действия и дайте ответ в метрах если возможно | ВАРИАНТ 4 Выполните действия
|
5 см + 3 см= | 7 дм + 5 дм= | 17м – 2м = | 12 дм – 8 см = |
4 дм 3 см – 7 см= | 2м 4 дм + 9дм= | 5м 6 дм + 4дм = | 5т 4ц + 4т 6ц = |
3см 4мм + 5мм= | 3 дм 7см – 7см= | 46м 3 дм – 13дм = | 2ч - 13мин = |
0,5 м + 7дм= | 7 2см – 12 см= | 2 км 34м – 1км 4м = | 3ч 48 мин + 23 мин = |
2 см +0, 7 дм= | 3 м + 2 м 4дм= | 7 км + 4000 м = | 1 км-1дм-1см= |
1,5 дм – 0,4 м= | 0,3м -2дм = | 3 км – 1км 250 м = | 0,5м +12 дм = |
3м ⋅ 0,3 = | 13дм ⋅ 4 = | 1 км 80 + 1км20м = | 0,9т – 3ц = |
4 ⋅ 2 ,3 см = | 12⋅5см = | 0,8км – 400м = | 0,5ч -24мин = |
8,4 м : 3= | 3 м 1 см – 14 дм 8 см= | 5000м – 1,8 км = | 34м8дм ⋅ 2 = |
7 дм 2 см : 4= | 8,5м : 5= | 6м⋅ 4 = | 101м :2 = |
0,5м – 4дм = | 0,1⋅0,6км = | 100 ⋅ 0,5 м = | 41м3см : 2 = |
6м 18см ⋅ 0 = | 1313м : 13 = | 12дм ⋅ 5 = | 72м ⋅ 11м = |
31 м : 2м = | 5,6м :7м = | 150м : 3 = | 0,04км ⋅ 25м = |
3 дм 5 см : 0,5= | 4,9м : 7 = | 0,8 км : 4 = | 0,5м ⋅ 3,4дм ⋅ 20см = |
8⋅2 дм 5 см = | 1км:2м = | 54м : 0,0м = | 23м 14см ⋅ 0 +0,004км = |
9 см : 3 см= | 2м:4 = | 405 дм : 9 м = | 0,5сут – 10ч – 2мин = |
5 дм 6 см : 14 см= | 2дм ⋅ 4дм = | 12м ⋅ 4 м = | 0,9м – 2см ⋅ 15 = |
4см ⋅5см = | 0,4м ⋅ 20см = | 0,04км ⋅ 25м = |
|
0,06м ⋅ 5дм = | 0,9м – 2см ⋅ 15 = | 56м – (12дм – 20см) = |
|
2 дм 4 см ⋅ 3см= | 0,5м ⋅ 3,4дм ⋅ 20см = | 0,025 км ⋅0,1⋅ 8 м = | 12% от 1ч = |
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
ОЦЕНКА:
|
Проверка скорости счёта в 1-4 классах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одна из важнейших задач начального обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных вычислений. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые годы обучения 3 декабря 2014 года в 1- 4-х классах второй год подряд проведится мониторинг уровня достижения планируемых предметных результатов учебных достижений обучающихся 1-4 классов: формирование устных вычислительных навыков (автоматизированность навыка). В 1-4 классах были произведены входные замеры скорости вычислений: 1 класс – скорость счёта в пределах первого пятка (от 1 до 5) 2 класс – скорость счёта в пределах 20 3 класс – скорость счёта по таблице умножения и деления 4 класс – скорость счёта по внетабличному умножению и делению в пределах 100. Если в 1-3 классах проверялись умения, которые в учебниках представлены в виде таблиц, то в 4 классе проверялось умение, которое в учебниках в виде таблиц не представлено В мониторинге приняли участие 309 учеников из 341 (90,6 %). Мониторинг во всех классах проводился заместителем директора Лукиных О.А., что давало возможность создать одинаковые условия проведения контроля скорости счёта. Лучшие результаты по параллелям показали: 1-А класс (Лукиных О.А.) – Дюндик Ксения (56 знаков в минуту) и ещё 6 учеников показали скорость выше 41, т.к. в карточке был 41 пример, а дети решили её раньше, чем за минуту. 2-Б класс (Теребенина В.Н.) – Зиновьев Артём (48 знаков в минуту) 3-Б класс (Романычева Л.А.) – Говоруха Настя (49 знаков в минуту) 3-А класс (Зотеева М.С.) – Битиева Динара (48 знаков в минуту) 4-А класс (Багрова Е.А.) – Колпаков Матвей (47 знаков в минуту) Из 309 обучающихся, выполнявших работу: -выше нормы -условно -ниже нормы По результатам проведённого мониторинга было выявлено, что хотя качество сформированности вычислительных навыков у учеников начальных классов и составило 58%, и этот результат лучше прошлогоднего, но это низкий уровень, т.к. вычислительный навык является основным для дальнейшего обучения математике. Мониторинг скорости вычислительных навыков 1-4-х классов
Из таблицы видно, что лучшие результаты в 1-А классе (Лукиных О.А.), в 3-А классе (Зотеева М.С.). Хорошие результаты во 2-Б (Теребенина В.Н.), в 3-Б классе (Романычева Л.А.). Следующую диагностику по оценке уровня достижения планируемых предметных результатов учебных достижений обучающихся 1-4 классов: формирование устных вычислительных навыков (автоматизированность навыка) будет проведена в марте 2015 года: 1 классы – счёт в пределах 10 2 классы - счёт в пределах 100 (изученные приёмы) 3 классы – счёт в пределах 100 (изученные приёмы) 4 классы – письменное умножение и деление в пределах 1000 |
«Технология формирования скорости вычислительных навыков»
Карточки быстрого счета
Совершенствование вычислительных умений на примере умножения
Замер скорости вычислений лучше всего проводить, перемножая двузначные числа. Умножение занимает центральное место в арифметике: прежде чем умножать, надо освоить сложение; без умножения нельзя освоить деление. Для замеров заготавливаем карточки, содержащие не менее 10 вариантов заданий по четыре примера в каждом. Пока они лежат лицевой стороной вниз, ученики пишут на них свои фамилии. Длительность выполнения ( одна минута ) строго контролируется. По команде «Начали!» ребята переворачивают листочки и приступают к решению. По команде «Закончили!» все одновременно прекращают писать, переворачивают и сдвигают на край парт листочки.
При оценке выполненных работ неправильно вычисленные цифры не учитываем. Не учитывать и заранее написанные цифры условия. Значит, в решении примера, приведенного ниже, не будут учтены цифры 3, 6, 4, 7. А как быть с цифрой 5 ? Фактически она ошибочна, но сложение ( 1+4=5 ) выполнено верно. Цифра 5 считается условно правильной и подлежит учету. В приведенном решении примера девять правильно определенных цифр.
× 36 |
|
|
47 |
|
|
252 |
|
|
144 |
|
|
1692 |
|
|
Если, допустим, в первом примере контрольного задания правильных цифр девять, во втором десять, в третьем шесть, а последний пример не был начат, то общее количество цифр, вычисленных за минуту, равно 25. Это и есть искомая скорость вычислений. Хорошо это или плохо? Отметка «5» ставится за 40 цифр в минуту, «4№ - за 30, «3» - за 20. Таким образом, скорость 25 цифр в минуту соответствует отметке «3». ( При делении многозначных чисел «5» ставится за 27 цифр, «4» - за 21, «3» - за 15 ).
Диагностика
Проведенные замеры позволяют разделить учеников на три группы: в первую группу войдут те, у кого скорость умножения менее 15 цифр в минуту – они плохо знают таблицу умножения; во вторую группу войдут те, у кого скорость умножения от 15 до 30 цифр в минуту – для них следует совершенствовать умение умножать, используя для этого карточки технологического тренажа; третью группу составят ученики, вычисляющие на хорошем уровне – 30 цифр в минуту.
Система упражнений
В соответствии с результатами диагностики система упражнений состоит из двух частей: качественного освоения таблицы умножения и технологического тренажа для совершенствования умения умножать.
Упражнения для качественного освоения таблицы умножения
Переключение канала восприятия
Таблица умножения, как правило, заучивается вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Надо создать предпосылки для успешного переключения канала восприятия. С этой целью изготавливаются демонстрационные карточки размером 15 * 15 см; на каждой из них крупно написана одна из цифр от 2 до 9, учитель берет со стола две любые карточки, например с цифрами 7 и 8, и спрашивает, не называет цифр, а лишь показывая их ученикам: «Сколько?». Обратите внимание: вопрос задается вопреки традиционной методике, не в полной форме, а кратко, ученики должны воспринимать цифры не на звук, а зрительно. Отвечают хором: «Пятьдесят шесть». Если кто – то собьется, это сразу же будет слышно – и тогда надо подтвердить правильный результат. Упражнение можно выполнять одну минуту ежедневно. Через несколько дней дети будут воспринимать цифры не только на слух, но и зрительно.
Индивидуализация усвоения
Коллективная работа с демонстрационными карточками перестает быть эффективной, по мере того как ученики осваивают большую часть таблицы умножения. Когда у каждого ребенка остается меньше десяти неосвоенных элементов, работа должна быть индивидуализирована – ведь один не знает, сколько будет 6 * 7, другой 9 * 6, третий – еще какой-нибудь элемент таблицы. Теперь каждый должен повторять только «свою» часть таблицы – не освоенные им элементы. Но беда в том, что ученик не знает, чего он не знает. Надо проверить у него знание всей таблицы, чтобы неосвоенные элементы он мог выписать на последней странице своей тетради по математике. Теперь на каждом уроке отводите одну-две минуты для целенаправленного повторения: «Откройте тетрадь на последней странице, будем повторять таблицу умножения» - и каждый ученик при этом будет работать экономно, не затрачивая время на то, что он уже освоил.. можно разнообразить эту работу, организовав взаимопроверку усвоения.
Обычно возникает организационная трудность: при первичной проверке элементы таблицы надо предлагать вразброс, для этого можно использовать карточки, сорбонки ( от названия парижского университета – Сорбона ), на одной стороне которых приведен элемент таблице, например, 7 * 8, а на другой результат – 56. Перетасовав колоду таких карточек, вы показываете ученику поочередно каждую из них, а он называет результат. При правильном ответе карточка сдвигается в одну сторону, при неправильном – в другую. Затем ученик записывает в тетради те элементы таблицы, которых он не знает. Даже при столь сжатой технологичной проверке затраты времени будут больше – до 8 минут на одного ученика, что составит для класса из 30 учеников 5-6 уроков. Поэтому при массовой проверке всех учеников класса из 30 учеников надо иметь несколько помощников из сильных учеников. Шесть таких помощников уменьшат общие затраты времени до одного урока.
Упражнения с сорбонками для слабых учеников
После нескольких дней целенаправленной тренировки почти все ученики осваивают таблицу умножения. Остается лишь несколько ребят с ослабленной памятью, для которых можно рекомендовать увеличение частоты упражнений с помощью сорбонок. Сорбонки имеют широкую сферу применения: для усвоения иностранных слов, формул сокращенного умножения, тригонометрических формул, обозначений физических величин, единиц измерения и т.д. для усвоения таблицы умножения они изготовляются учеником по числу неусвоенных им элементов таблицы. Постепенно остается все меньше неосвоенных элементов, и ученик с ослабленной памятью осваивает таблицу. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами: они концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые еще не освоены, увеличивают частоту тренировок, раскрепощают память в процессе игры, сто обеспечивает более легкое запоминание.
Технологический тренаж
Если после усвоения таблицы умножения провести снова замер скорости вычисления, то у большинства учеников он составит более 20 цифр в минуту. Теперь можно совершенствовать умение умножать, используя для этого технологический тренаж. Это такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок, не перегружая учителя подготовительной и тренировочной работой. Для того чтобы сократить подготовительную работу, пользуются карточками многократного использования. Задания в них не имеют одинаковых примеров, поэтому набор карточек можно использовать достаточно долго, ежедневно сдвигая варианты: сегодня у ученика первый вариант, завтра – второй, послезавтра – третий и т.д. линия обреза проходит непосредственно под заданием, записывать решение на карточке нельзя, оно записывается на подкладываемом листе бумаге.
Если в неделю пять уроков математики, то на четырех тренаж проводится со взаимопроверкой, а на пятом проверяет учитель и выставляет отметки. При взаимопроверках часто возникают затруднения, и ученики могут попросить у учителя проверенную карточку.
Выполнение упражнений на умножение в течение двух недель (ежедневно!) позволяет повысить скорость умножения до 30-40 цифр в минуту у большинства учеников.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»
Озинского района Саратовской области
СТАТЬЯ
«Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе»
Составила учитель начальных классов
МОУ «СОШ р.п. Озинки»
Афанасьева Татьяна Евгеньевна
2020 – 2021 год
Введение
Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.
Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в начальной школе. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Позже полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики и других предметов.
Данная тема актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений.
Основная часть
Цели и задачи устного счёта
Цели:
1) развитие вычислительных навыков;
2) развитие математической культуры, речи;
3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.
Требования к проведению устного счёта
При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:
Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Устный счет может быть построен в следующей форме:
Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, продолжи ряд, что лишнее?)
Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор.
Устные упражнения с использованием дидактических игр.
Презентации.
Формы восприятия устного счета
1) Беглый слуховой (читается учителем) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, интерактивной доске) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Здесь идет работа на скорость.
3) Комбинированный.
обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков я использую различные методические приемы и формы, например, устный счет по цепочке, игры «Пассажиры», «Футболисты», «Рыбаки», «Хоккеисты», «Запомни числа», «Пропусти число», «Исправляем ошибки Незнайки», тесты «Проверь себя сам», математические диктанты, презентации,
Варианты работы в 1 полугодии
Игра «Пассажиры». Ученики «по цепочке» решают примеры по карточке. Если ответ ученика – неверный, то наехал на кочку.
Игра «Футболисты». Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.
Игра «Рыбаки». Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.
Игра «Хоккеисты». Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.
Презентации.
Варианты работы во 2 полугодии
Игра «Запомни числа». Условия игры. Я называю какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки.
Эту игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам настроиться на рабочий лад, создать хорошее настроение.
Игра «Пропусти число». Условия игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке возрастания (убывания) четные (нечетные) числа, начиная с 8 (16, 7, 29). Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто остается последним.
Эту игру хорошо использовать в начале урока вместо опроса.
Игра «Исправляем ошибки Незнайки». Условия игры. Все учащиеся класса делятся на несколько команд. Каждой команде выдают одни и те же задания с математическими выражениями и определениями, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. Командам дается некоторое время для нахождения ошибки и подготовки к ответу. Та команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если ее ответ был неверным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде присваивается балл (или несколько баллов в зависимости от сложности задания). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. Данную игру можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.
Важно, чтобы при подготовке данной игры использовать картотеку типичных ошибок. В моей практике, по результатам контрольных работ, - это «Вычитание чисел с переходом через десяток», «Порядок действий в выражениях», «Письменное вычисление».
Презентации.
Вывод
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом, прочностью.
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.
Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату.
Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки надолго.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Используемая литература
Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г.
Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. // Начальная школа. 1990 г.
Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа. 1992 г.
Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? // Начальная школа. // 1999 г.
Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. 1999 г.
Интернет ресурсы.
Коваленко В.П. Дидактические игры на уроках математики.
Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. // Начальная школа. 2000 г.
Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы. // Просвещение 2001г.
Формирование вычислительных навыков у младших школьников
Холлохова Зоя Гаврильевна
Разделы: Начальная школа
1. Актуальность.
Одной из центральных задач начального курса математики является формирование прочных и сознательных вычислительных навыков. Практика современной школы показывает, что в основе формирования навыка вычислений должно лежать осмысление тех конкретных действий, от которых зависят правильность и скорость выполнения вычислений. Ученик, прежде всего, должен осознать цель, ради которой он формирует тот или иной навык. А учитель должен помочь ему в осознании этой цели. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.
2. Характеристика вычислительного навыка.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.
Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора системы операций. Ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать.
Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т.е. выбирает из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.
Обобщенность – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т.е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи.
Автоматизм – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
Прочность - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
Особенность изучения письменных вычислений обусловлена тем, что у детей быстро развивается усталость при работе с числами. Это объясняется большим количеством операций как письменного сложения и вычитания, так и письменного умножения и деления. Избежать быстрой утомляемости и снижения внимания при изучении письменных вычислений поможет:
Чередование различных видов деятельности,
Отказ от однообразных тренировочных упражнений,
Обучение приёмам действия контроля.
Действие контроля должно присутствовать на каждом этапе выполнения вычислительного приёма. Только в этом случае возможно постоянное прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных больших и малых погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них. Обнаруженная ошибка в процессе вычислений позволит сохранить ребёнку внутренние силы, предотвратить преждевременную усталость. Для контроля в выполнении письменных вычислений целесообразно показать ученикам, как использовать опорные сигнал, например точки, напоминающие о том, что следует учесть перенесённую через разряд единицу.
В связи с этим необходимо больше внимания уделять формированию действия контроля. В процессе работы над вычислительными приёмами и навыками, так как организационное на уроке математики действие контроля, приводит к концентрации внимания всех обучающихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, исключает ошибки в тетрадях, что позволяет совершенствовать умения осознанно выполнять вычислительные приёмы.
Этапы формирования вычислительного навыка.
В ходе формирования вычислительных навыков М.А Бантова выделяет следующие этапы:
1. Подготовка к введению нового приема.
На этом этапе создается готовность к усвоению которых основывается приём вычислений, а также овладеть каждой операцией, составляющей вычислительного приёма.
Например, можно считать, что ученики подготовлены к восприятию вычислительного приёма ±2, если они ознакомлены с конкретным смыслом действий сложения и вычитания, знают состав числа 2 и овладели вычислительными навыками сложения и вычитания вида ±1; готовностью к введению приёма внетабличного умножения (13х6) будет знание учащимся правила умножения суммы на число, знание десятичного состава чисел в пределах 100 и овладение навыками табличного умножения, навыками умноженная числа 10 на однозначные числа.
Центральное звено при подготовке к введению нового приёма - овладение учеником основными операциями.
2. Ознакомление с вычислительным приемом.
На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
В других случаях в качестве наглядности используется развернутая запись. Например, 13х6=(10+3)х6=10х6+3х6=60+18=78
Выполнение каждой операции важно сопровождать пояснениями вслух.
Сначала эти пояснения выполняется под руководством учителя, а потом самостоятельно.
3. Закрепление знания приема и выработка вычислительного навыка.
На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком.
Необходимое условие формирования вычислительных навыков - умение учителя организовать внимание детей.
Развивающее обучение видит формирование навыков через три принципиально различных этапа:
Первый этап – осознание основных положений, лежащих в фундаменте выполнения операции, создание алгоритма ее выполнения.
Второй этап - формирование правильного выполнения операции.
Третий этап - достижение высокого темпа выполнения операции.
Теоретической основой вычислительных приёмов служат определения арифметических действий, свойства действий и следствия. Имея это в виду и принимая во внимание методический аспект, можно выделить группы приёмов в соответствии с их общей
теоретической основой. Существуют различные классификации вычислительных приёмов.
Традиционная школа все вычислительные приемы делит на устные и письменные приемы вычислений. Далее все приемы группирует по теоретической основе, по конкретному смыслу арифметических действий, по законам и свойствам, по изменению результатов арифметических действий, по связи между компонентами, учитывает вопросы нумерации и правила. Классификация вычислительных приёмов по общности теоретической основы
Группы вычислительных | Устные | Письменные приёмы | |
Теоретическая основа | Табличные | Внетабличные |
|
Конкретный смысл арифметических действий | а х 2, 3, 4; 18:6; 2х3 и т.д. |
|
|
Законы и свойства арифметических действий | а+5,6,7,8,9 | 54х2; 54х20; 27х3; 14х4; 81:3; 120:45;
| 49+23; 18х40 и т.д. |
Связи между компонентами и результатами арифметических действий | а-5,6,7,8,9 9-7; | 60:3; 54:18
| Письменные приемы деления и умножения |
Изменение результатов арифметических действий |
| 46+19; 25х5; 300:5 и т.д. | 512-298 |
Вопросы нумерации чисел | ах1 | 10+6; 16-10; 1200:100; 40х20 и т.д. | Письменные приемы деления и умножения |
правила | ах0 | ах1; а:1; ах0; а:0; 0:а |
|
Все вычислительные приёмы строятся на той или иной теоретической основе, причём в каждом случае учащийся осознают сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительных приёмов. В качестве сформированности полноценного вычислительного навыка можно выделить следующие критерии: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность. Вместе с тем, учитывая, что ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом – системой операций, мы относим к основным критериям и степень овладения умением контролировать себя при выполнении вычислительного приёма. О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции приводящие к решению. Нами выделены и представлены в таблице уровни и критерии сформированности вычислительного навыка.
Критерии и уровни сформированности вычислительного навыка
уровни | высокий | средний | низкий |
1.Правильность | Ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами. | Ребенок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях. | Ученик часто неверно находит результат арифметического действия, правильно выбирает и выгоняет операции. |
2.осознанность. | Ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции. Может объяснить решение примера. | Ученик осознает на основе каких знаний выбраны операции, но не может самостоятельно объяснить, почему решал так, а не иначе. | Ребенок не осознает, порядок выполнения операции. |
3. рациональность | Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием. Может сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. | Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, но в нестандартных условиях применить знания не может. | Ребенок не может выбрать операции, выполнение которых быстрее производит арифметического действия. |
4.обобщённость | Ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, т.е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. | | Ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев только в стандартных условиях. | Ученик не может применить приём вычисления к большому числу случаев. |
5. автоматизм. | Ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде. | Ученик не всегда выполняет операции быстро и в свернутом виде. | Ученик медленно выполняет систему операций, объясняя каждый шаг своих действий. |
6.Прочность | Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время. | Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на короткий срок. | Ученик не сохраняет сформированные вычислительные навыки. |
В качестве одного из показателей полноценного вычислительного навыка мы выделим контроль. Умение контролировать себя в процессе формирования вычислительного навыка требует от ученика полноценного, осознанного, обобщённого и самостоятельного владения всеми операциями, определяющими процесс выполнения вычислительного приёма. Одним из видов контроля можно смело назвать введение тренажей на уроках математики. Нами собраны в систему все виды тренажей по основным ключевым приемам. Тренажи не перегружают учителя подготовительной и проверочной работой. Например, тренаж по теме «Сложение и вычитание с переходом через 10»:
№1
9 +2
8 + 8
7 + 4
6 + 6
9 + 3
8 + 7
7 + 5
12 – 7
12 – 5
15 – 8
15 – 7
11 – 9
11 – 2
16 – 8
11 - 4
11 – 7
12 – 6
11 – 3
11 – 8
9 + 4
6 + 5
Такой набор примеров обучающийся должен записать ответы за одну минуту.
Приводим пример одного набора тренажа по усвоению таблицы умножения за минуту:
№5
3 х 8
12 : 4
6 х 5
27 : 3
7 х 8
6 х 2
4 х 3
36 : 9
9 х 7
56 : 8
2 х 9
64 : 8
8 х 9
42 : 6
6 х 8
15 : 3
7 х 7
36 : 6
4 х 5
25 : 5
5 х 8
32 : 4
9 х 5
81 : 9
9 х 3
24 : 3
8 х 4
36 : 4
63 : 7
12 : 3
Только систематическая работа учителя над сформированностью вычислительного навыка доказывает следующие результаты по контрольному тренажу по методике В.Зайцева:
Учебный год | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 |
% выполнения | 71% | 73% | 81% | 88% | 84% |
% качества | 49,3% | 38% | 44% | 66% | 54,3% |
Таблица сформированности вычислительных навыков в 4Ж классе.
№ | Ф.И. обуч-ся | +/-10 | С пер ч/з 10 | +/- 100 | ТУ | Умн на однозн | Умн На двузн | + мн | - мн | Дел | Уров сфор |
1 | Алексеева | отл | отл | отл | хор | хор | уд | отл | отл | уд | средн |
2 | Васильева | отл | отл | отл | отл | отл | хор | отл | отл | хор | выс |
3 | Габарашвили | хор | хор | хор | уд | хор | уд | хор | хор | хор | сред |
4 | Канаев | уд | уд | уд | неуд | уд | уд | уд | уд | уд | средн |
5 | Кычкин | отл | отл | отл | хор | отл | отл | отл | отл | отл | выс |
6 | Копырин | уд | уд | уд | неуд | уд | неуд | уд | уд | неуд | низк |
7 | Макарова | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | выс |
8 | Мордовская | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | выс |
9 | Неустроева | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | выс |
10 | Рожина | хор | хор | хор | хор | хор | хор | хор | хор | хор | выс |
11 | Сивцева | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | низк |
12 | Сидоров | хор | хор | хор | хор | хор | хор | хор | хор | хор | выс |
13 | Слепцова | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | выс |
14 | Сметанина | уд | уд | уд | уд | уд | уд | уд | уд | уд | сред |
15 | Сыромятникова | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | отл | выс |
16 | Таппыров | отл | отл | отл | хор | уд | уд | хор | хор | уд | средн |
17 | Турантаева | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | неуд | низк |
18 | Филиппов | отл | отл | отл | хор | отл | хор | хор | хор | хор | средн |
Итого по 4Ж классу десять обучающихся показали высокий уровень сформированности вычислительных навыков, шестеро показали средний уровень и трое учеников показали низкий уровень. Причина низкого уровня сформированности вычислительных навыков – эти учащиеся прибыли в класс только в этом году, один учится с 3 четверти. Методисты М.Н Никитина, Е.Н Кушнерук выделяют наглядность как один из основных приемов для успешного формирования вычислительного навыка. Они считают, что, работая с наглядными пособиями, учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать, что без опоры на наглядность и иллюстрирования каждого выражения детям еще труднее будет усвоить вычислительные приемы. М.И. Моро, Л.Г.Петерсон предлагают на этапе закрепления вычислительных навыков большое внимание уделять устному счету, так как устные упражнения вызывают интерес, в начале урока дисциплинируют учащихся, помогают сразу выявить ошибки. Овладение умениями и навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить алгоритмы письменных вычислений, так как представляют собой их практическую основу, способствуют усвоению многих вопросов теории арифметических действий, играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности.
Отслеживание уровня сформированности вычислительных навыков через анализы контрольных работ показывает, что в целом от 20 до 30% обучающихся в начальной школе допускают ошибки при решении примеров. Это в целом по школе. Индивидуально по классам показатели очень разные. Это зависит от системы работы учителя, от стажа работы, от набора детей. В моем классе допускают ошибки при решении примеров 3 человека. Анализ ошибок в контрольных работах учащихся показал, что допущенные ошибки могли быть вследствие недостаточно сформированного навыка, не доведенного до автоматизма. Так как навык не автоматизирован, вычисления выполняются медленно.
Действительно, используя целенаправленно и систематически различные методические приемы и средства на всех этапах формирования вычислительных навыков, можно добиться скорости вычислений, прочности, осознанности, автоматизма.
Выводы.
Умение выполнять вычислительный прием – есть умение выполнять систему умственных операций, следовательно, контроль – есть умение осознанно контролировать выполняемые операции. При развитии действия контроля на уроках математики, совершенствуется умение осознанно выполнять вычислительные приемы. И, наоборот, в случае отсутствия действия контроля, сформированность вычислительных приемов и навыков имеет низкий уровень. Следовательно, процесс выполнения вычислительного приема и осознанное его контролирование, должны быть двумя сторонами единого процесса, процесса овладения вычислительными приемами и навыками.
С целью изучения интереса детей к математике, вычислительным приемам нами был проведен письменный опрос, который включал следующие вопросы:
Какие задания тебе нравится выполнять на уроках математики?
Любишь ли ты выполнять вычисления?
С удовольствием ли ты находишь значения выражений?
Какие ошибки чаще всего допускаешь в вычислениях?
Можешь ли самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях?
Нравится ли тебе самостоятельно открывать новые способы вычислений?
Всегда ли делаешь проверку выполняемых вычислений?
По результатам исследования получили следующие результаты: 69,5 % детей предпочитают находить значения выражений, и делают это с удовольствием, причем 8,6 % из них на сложение и вычитание. Самостоятельно обнаружить и исправить ошибки способны 34 % учащихся. Следовательно, дети не стремятся к выполнению действия контроля по результату.
Использованная литература:
Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков. Начальная школа №11, 1993