Тайм-менеджмент: простые способы управления временем
Ритм, в котором живет большинство из нас, вряд ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и жесткий цейтнот являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности.
Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. Поэтому, чтобы не стать жертвой стресса или, еще хуже, синдрома эмоционального выгорания, займемся управлением временем или тайм-менеджментом.
Сегодня мы ответим на два вопроса:
1. Что такое тайм-менеджмент?
2. Какие простые способы тайм-менеджмента могут помочь мне как педагогу организовать мое время?
1. Что такое тайм-менеджмент?
Термин «тайм-менеджмент» не вполне корректный: управлять временем — нельзя, организовать его — можно. Однако этот термин стал частью современного делового языка, поэтому данный термин используется наряду с понятием «организация времени». Интересна история слова ≪менеджмент≫. Оно происходит от древнеанглийского слова ≪manage≫. Буквально ≪manage≫ означало ≪объезжать лошадей≫. Будучи связанным с ≪управлением≫ лошадью, смысл слова сохранился и в понятии ≪менеджмент≫. Из этого следует, что управление временем — практическое умение. Его невозможно освоить теоретически. Ниу кого не возникает сомнений, что научиться управлять временем, как и лошадью, можно только на деле!
Когда Вы слышите понятие ≪время≫, какие образы возникают перед Вами, какие определения, крылатые выражения, всплывают из памяти? Пониманием ли мы одно и то же, обсуждая понятие ≪время≫? Ответ очевиден — мы очень разные по своему отношению ко времени.
Причин тому много. Первая — из области психофизиологии, это понятие — «собственная единица времени» (СЕВ). СЕВ — это субъективная величина, которая играет роль своеобразного индивидуального шага, измеряющее текущее время (Б.И. Цуканов). Как и механические часы, наши внутренние часы тоже могут идти точно, спешить или опаздывать.
Диагностика: попробуйте определить промежуток времени в секундах: 1-й случай – 40 секунд, 2-й случай – 90 секунд. Для этого запустите секундомер и не смотрите на него. Отключите в предполагаемое вами время. Посмотрите на секундомер: совпал ли ваш результат со временем секундомера.
В результате экспериментальных измерений ≪собственной единицы времени≫ было выделено четыре группы людей:
1 люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут ≪там и потом≫);
2 люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут ≪там и тогда≫);
3 люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только ≪здесь и сейчас≫);
4 люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего (≪мое завтра начинается сегодня≫).
Почему это важно в контексте разговора о тайм-менеджменте?
Это необходимо для того, чтобы не тратить свой невосполнимый ресурс времени на бесцельные размышления. Ведь планировать прошлое бессмысленно: всё уже случилось. А строить планы будущего в отрыве от настоящего — хотя и приятное занятие, но оно в духе вселенского проекта.
Тайм-менеджмент— это инструмент для планирования своего настоящего, которое неразрывно связанно с будущим.
А что же делать со своими внутренними часами? Можно ли их ≪починить≫? Свои психофизиологические особенности восприятия времени нужно, прежде всего, определить, а затем учитывать при организации времени.
Итак, тайм-менеджмент – это организация времени, а именно это инструмент для планирования своего настоящего, которое неразрывно связано с будущим.
Еще одно важное понятие тайм-менеджмента – это понятие «хронофагов» -
Хронофаги (от др.- греч. χρόνος «время»; φᾰγω — «пожираю») или поглотители времени — один из терминов тайм- менеджмента, обозначающий любые объекты или явления, которые мешают или отвлекают от основной деятельности (работы и других запланированных дел).
Ваши поглотители времени (хронофаги)
Отсутствие целей
Нечеткая постановка целей
Отсутствие приоритетов
Попытка слишком много сделать за один раз
Плохое планирование дня
Личная неорганизованность, незнание того, с чего на-
чать
Недостаток мотивации
Хаос в бумагах и на столе, необходимость тратить время
на поиски нужных записей
≪Расплывчатые≫ должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности
Отрывающие от дел телефонные звонки
Болтовня на частные темы
Отсутствие самодисциплины
Затяжные совещания
Длительное ожидание
Спешка, нетерпение
Медлительность
2. Какие простые способы тайм-менеджмента могут помочь мне как педагогу организовать мое время?
- Правило 6 «П» гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.
Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. Перечень задач — это своего рода карта, которая не даст Вам сбиться с пути к намеченной цели. Питер Ф. Друкер в книге «Эффективный управляющий» приводит хорошую аналогию, стимулирующую к фиксированию задач на бумаге:
«Люди, содержащиеся в темном помещении, быстро теряют чувство времени. Но даже в полной темноте большинство людей сохраняют чувство пространства. Находясь в освещенном, но замкнутом помещении, вы уже через несколько часов перестанете ощущать движение времени. И если вы захотите подсчитать, как долго вы находитесь в таком помещении, вы сильно ошибетесь в своих подсчетах. Поэтому, если мы полагаемся на нашу память, мы не замечаем, на что расходуется наше время…»
Работа со списком запланированных дел в первый же день увеличивает производительность на 25%. C вечера готовьте список задач, которые нужно сделать завтра. Придя на работу, Вы всегда будете знать, с чего начать свой день.
Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.
Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день. Каждой задаче ставьте фиксированные сроки.
Сложную задачу всегда делите на мелкие подзадачи. Здесь хорошо помогает дерево решений, где ключевая задача — дерево, а подзадачи для ее выполнения — ветви. Продолжайте «разветвление» до тех пор, пока процесс выполнения всей задачи не станет простым и прозрачным.
Перед тем, как начать что-либо делать, вспомните о правиле 10/90: 10% времени, затраченного на планирование до начала выполнения задачи, сэкономит 90% времени при ее решении.
- Прием «7±2»
Без потери эффективности психика человека может одновременно оперировать определенным числом объектов. Согласно психологическим исследованиям, это число равно 7плюс – минус 2. Это верно и для количества дел и задач, которые человек может одновременно удержать в поле внимания. Что же делать, если количество Ваших актуальных задач больше? Чтобы управлять ими, не снижая результативности, посмотрите на список своих дел и объедините их в группы так, чтобы количество групп уложилось в число 7плюс – минус 2.
Основания для объединения дел могут быть такими:
1. Итоговый результат (для предстоящего школьного концерта необходимо: организовать репетицию, украсить зал, обзвонить родителей).
2. Единообразие действий (позвонить Свете, Михаилу, Оксане).
3. Территориальная близость (по пути в методический центр зайти в книжный магазин напротив него).
- Прием «Четыре типа задач» («привязанные» и «гибкие», «бюджетируемые» и «небюджетируемые» задачи)
Все наши дела в течение рабочего дня можно распределить на три группы:
1. ≪Привязанные≫ задачи — это те дела и события, которые Вы должны выполнить в определенное назначенное время (например, проведение уроков по расписанию, посещение педсовета в назначенное время).
2. ≪Гибкие≫ задачи — это дела, которые не имеют строгой привязки к определенному времени. Гибкие задачи можно в свою очередь разделить на две группы:
• ≪Бюджетируемые≫ задачи — это задачи, на выполнение которых в Вашем графике необходимо выделить определенный временной ресурс (например, чтобы проверить все тетради учеников 5-го ≪А≫ класса, Вам нужен примерно 1 час).
• ≪Небюджетируемые≫ задачи — это задачи, на выполнение которых может уйти как небольшое количество времени, так и неопределенно большое (например, позвонить в экскурсионное бюро и заказать экскурсию можно в течение 5 минут, а можно, не дождавшись ответа, перезванивать много раз и добиться результата через 1 час).
Планируя свой день, обязательно помните о том, что планируется только 60% Вашего рабочего времени, а 40% времени остается на непредвиденные дела и временные траты. В свои планы прежде всего заносите ≪привязанные≫ к определенному времени дела и ≪бюджетируемые гибкие≫ дела. Остальные дела пишутся общим списком, время для их выполнения необходимо находить в промежутках между другими делами.
Обязательно по мере выполнения вычеркивать дела из списка.
- Прием «Мои возможности и желания»
Эффективность нашей работы зависит от того, есть ли у нас необходимые ресурсы и желание эту работу выполнять. Посмотрите на свой перечень задач и оцените их с точки зрения соответствия Ваших возможностей Вашим желаниям. Данный анализ поможет Вам определить первый шаг для реализации намеченного.
Возможности | + | - | + | - |
Желания | + | + | - | - |
- Есть и возможность и желание. Вам повезло. У Вас
есть всё необходимое, чтобы достигнуть цели. Приступайте к делу без промедления.
- Есть возможность, нет желания. Первое, что Вам необходимо сделать, — ответить себе на вопросы: «Что мне это даст? Какая может быть польза от этого? Как я могу себя поощрить?»?
- Есть желание, нет возможности.Ваша ближайшая задача – найти дополнительные ресурсы для достижения
Цели. Чем больше Ваше желание, тем быстрее Вы их найдете.
- Ни желания, ни возможности. А Вы уверены, что Вам это надо?! Стоит ли вообще тратить на это время?
- Прием «съесть лягушку»
Старая притча гласит: если первым делом с утра Вы должны съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это самое плохое, что может случиться с Вами за весь день.
Брайан Трейси, успешный бизнес-консультант, сравнивает лягушку с самым неприятным и важным делом, которое следует сегодня сделать. Откладывая его, Вы создаете лишнее эмоциональное напряжение и нежелательные последствия. Нужно действовать без лишних раздумий и промедлений — просто взять и сделать. Это даст Вам заряд бодрости на целый день.
- Прием «Якорь для начала работы»
Человек тратит много усилий на ≪включение≫ в работу. Хорошим ≪якорем≫ для начала сложной работы может быть:
• любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, ≪прежде, чем делать эскиз, — наточи карандаши≫.
• ≪Метод швейцарского сыра≫, то есть начинать выполнение дела, ≪выгрызая≫ из разных мест наиболее простые и при ятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету).
• Промежуточная радость≫. Разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.
На что способна корзина для мусора?
Люди, показывающие хорошие результаты, работают за чистым столом. У непродуктивных и несобранных людей на столе царит дикий хаос. Выработайте привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом. Замечено, что до 30% рабочего времени тратится на поиски нужной бумаги. Корзина для мусора — один из самых эффективных инструментов управления временем.
Принцип равновесия
Самый простой способ избежать паники при виде все увеличивающегося объема работы — это сделать глубокий вдох и сказать: «Я могу только то, что могу», и начать спокойно составлять список. Анализируя стоящие перед Вами задачи, Вы всегда увидите, что Вам хватает времени, чтобы решать жизненно важные вопросы.
Внимательно следите за тем, чтобы в Вашей жизни сохранялось равновесие. Работая до изнеможения, Вы не сможете обмануть организм, он все равно возьмет свое, и если Вы не остановитесь, он сделает это принудительно. А это явно не входит в Ваши планы.
Но для того, чтобы быть эффективным, просто тайм-менеджмента мало. Важно следить за своим здоровьем и поддерживать себя в хорошей физической форме. Ваша жизнь должна быть насыщенной, в ней всегда должно находиться время для Вашей семьи и отдыха.
Основной принцип равновесия: важно количество времени дома и качество времени на работе.
На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, — ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.
Литература:
Т.В. Меркулова,
А.Г. Теплицкая
Тайм-менеджмент,
или Как эффективно
организовать
свое время