ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ – ИЛИ УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ
Дёмина Е.Л.
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №3»
г. Губкин Белгородской области
Сегодня учащиеся ведут активную учебную и творческую жизнь: уроки, элективные курсы, подготовка к олимпиадам, конференциям, посещение различных секций во внеурочное время. Многие ученики утверждают, что зачастую не успевают выполнить поставленные на день задачи. Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространённых. Успех во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и в школе, и дома. Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди школьников.
В цикле занятий психолого-педагогического сопровождения одаренных учеников, проводимых педагогом-психологом в МБОУ «СОШ №3», было разработано занятие по обучению способам успешной организации своей деятельности и отдыха «Тайм-менеджмент или умение управлять своим временем».
Цель занятия: анализ эффективности использования времени и знакомство учащихся со способами успешной организации своей деятельности.
Занятие построено в форме лекции с элементами социально-психологического тренинга, самодиагностики и самоанализа.
В качестве диагностических материалов используются разработанная анкета «Мое время» и методика «Хронометраж».
Так же для учащихся предлагается памятка «Способы успешного использования времени»
Продолжительность занятия 45 минут.
Ожидаемые результаты:
Необходимое оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации, доска, бланки анкеты и «хронометраж», раздаточный материал памятка «Способы успешного использования времени».
Содержание занятия.
Разминка «Ассоциации».
Учащимся предлагается составить ассоциативный ряд на слово «Время». Ответы фиксируются ведущим на доске.
Упражнение «Чувство времени». Цель: участники тестируют себя - насколько точно они ощущают течение времени. Инструкция. Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды «начали» уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.
На доске или листе рисуем шкалу времени. Т.е. прямую линию, с отмеченными на ней временными интервалами -20сек, -15сек, -10сек, -5сек, 0, 5сек, 10сек, 15сек, 20сек. Когда остается 20 секунд, начинаете отмерять указкой это время на Вашей шкале. Таким образом, участники, открывшие глаза, в тот момент, когда, по их мнению, закончилась минута, наглядно видят на сколько секунд они ошиблись, в "-" или "+", т.е. как работают их внутренние часы.
Люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут «там и потом»).
Люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»).
Люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»).
Люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего («мое завтра начинается сегодня»).
«Время это жизнь. Растратить свое время – значит растратить свою жизнь. Взять свое время под контроль – значит овладеть своей жизнью и использовать ее наилучшим образом» Алан Лакейн.
Если проанализировать все то, чем вы занимаетесь, можно выписать целый список. Кроме уроков и выполнения домашнего задания, что вы можете назвать? (домашние обязанности, тренировки, общение с друзьями и подругами).
На каждое из этих дел уходит определенное количество времени. Кто может сказать, что успевает сделать все, что нужно за день? Очень мало людей могут похвалиться этим.
Если есть такие, поделиться с остальными своим секретом?
Есть специальные техники, которые помогают людям в этом – «Тайм-менеджмент».
«Тайм-менеджмент» в переводе с английского языка «управление временем», хотя известно, что временем управлять невозможно. Управление временем – это условное название того, что по сути своей представляет управление собой, организацией своего времени.
«Тайм-менеджмент» как система управления временем включает в себя ряд элементов:
-анализ использования времени (процесс, позволяющий выявить нерационально использованное время);
-постановка целей (помогает ориентироваться в методах управления временем, определять, какие из них следует применить);
-планирование времени (процесс, в ходе которого определяются задачи, которые необходимо решать за определенные промежутки времени);
-применение методов борьбы с причинами нерацинольного использования временного ресурса (для определенных причин существуют «свои» способы борьбы).
Эффективность означает выбор наилучшего варианта из имеющихся возможностей и выполнение его наилучшим образом.
Пожалуйста, запомните: «дефицита времени нет!» У нас много времени, чтобы сделать все, что мы по-настоящему хотим. Если вы, как многие люди, "слишком заняты", чтобы успешно учиться, то имейте в виду, что есть множество людей, которые гораздо более заняты, чем вы, но успевают сделать больше, чем вы. У них не больше времени, чем у вас. Они просто гораздо лучше используют время!
Самодиагностика: «Хронометраж» и анкетирование.
Учащимся предлагается зафиксировать на специальных бланках все события от подъема до отбоя в течение одного рабочего и одного выходного дня.
После этого, проанализировав самостоятельно результаты, ученикам предлагается заполнить анкету «Моё время».
Поделившись на группы 3-4 человека, проанализировать и обобщить результаты, и представить другим, на каком временном этапе происходит потеря времени и определить, на что конкретно было оно потрачено.
Психолог обобщает данные всех групп, фиксируя основные тезисы на доске.
«Возможные причины неэффективного использования времени»
Причины неэффективного использования времени можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Ученики делятся на две команды и в течение 6-7 минут стараются определить причины неэффективного использования времени, одна команда внешние, другая – внутренние причины.
Помехи извне — это плоды нашего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:
задержки при выходе из дома;
задержки в дороге;
неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
поиск папок, ручек и т. д.;
телефонные звонки;
Кроме внешних пожирателей времени существуют и внутренние, которые съедают наше время изнутри: наши черты характера и личные качества, вызывающие простои, а в результате стресс и осознание того, что ничего не успеваете. Избавляться от них нужно, но это будет более проблематично, чем избавление от внешних убийц. Внутренние помехи являются частью нашей жизни и от привычек очень тяжело избавляться.
Среди внутренних помех можно отметить:
неумение отказывать и говорить НЕТ;
привычка хвататься за все и сразу;
неверная оценка сроков и объемов работ;
природная медлительность;
отсутствие привычки вести записи;
излишняя общительность;
привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;
не умение расставлять приоритеты;
привычка полностью полагаться на память;
природная рассеянность;
привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;
не умение следить за выполнением, поставленных задач;
Учащимся в малых группах по 4-5 чел. предлагается самостоятельно, с помощью «мозгового штурма», найти способы управления временем и выбрать самые эффективные.
Затем выслушивается каждая группа, предложенные способы фиксируются на доске.
Из приведённых в памятке советов учащимся достаточно для начала выбрать всего 3, которым они готовы следовать с этого момента.
Рефлексия
- что удивило на сегодняшнем занятии?
- чему вы сегодня научились?
- что узнали нового о себе, о своих товарищах?
- чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными?
Литература
А.Лакейн, «Искусство успевать», 2006 г.
Билл Ньюман «Парите вместе с орлами», «Попурри», Минск, 2002г.
Сборник статей «Вопросы молодёжи»- Вгоklyn, New York, U.S.A, 2008 г.
Стивен Р.Кови «Первое прежде всего», 2007 г.
http://subscribe.ru/catalog/psychology.mbc
www.improvement.ru
Приложение
Анкета «Моё время».
Планируете ли Вы свой день (дела, которые нужно выполнить в течение дня)?
Успеваете ли Вы сделать необходимые (или запланированные) дела в течение дня?
Считаете ли Вы, что ваше время часто тратится впустую?
На что у Вас уходит время зря? За какими занятиями у Вас теряется время?
Сколько времени (примерно) у Вас уходит на выполнение домашних заданий?
Сколько времени (примерно) тратится на просмотр телевизора, за компьютером (игры, общение в чате)?
Хотелось бы Вам научиться более рационально использовать свое время?