Номинация. Разработка урока.
Гайдамакина Лилия Александровна
Урок по ОРКСЭ.
Таинство Причастия.
Цель урока:
Дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте! Сегодня наш урок я хотела бы начать с вопроса, какие таинства вы уже знаете? (Крещение и венчание)
Введение в тему.
Целевая установка:
- Сегодня мы поговорим об одном из главных наследий учения Господа, которое называется Таинство Причастия.
- Итак, тема нашего урока «Таинство Причастия».
- В ходе нашего урока мы с вами должны ответить на 3 вопроса
- В конце урока мы вернёмся к ним и ответим на них самостоятельно.
- А начнём мы с события, которое произошло 2000 лет назад на неделе, которая называется «Страстная седмица», то есть семь дней недели, где Иисус Христос был предан страданиям и принял смерть на Кресте.
- Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу(принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими словами 12 апостолов или учеников, никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться «Тайная вечеря»
- Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова «вечер» и означает «ужин». Именно во время неё Спаситель предсказал, что один из учеников предаст его, а второй отречётся ещё до наступления рассвета трижды.
- Ребята, посмотрите на икону «Тайная вечеря». Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг овального стола Его ученики (такие столы в то время были в моде).
И над всеми, кроме одного сияет божественный свет.
- Скажите, а почему один из учеников им не озарён?
- Кто это? (Иуда из Кариота).
-Скажите, ребята, а когда мы с вами готовимся к приему гостей, большим праздникам, как мы это делаем? (убираем жилище и сами одеваемся в красивую одежду).
-Прежде, чем получить Причастие надо пройти еще одно Таинство- Покаяние или Исповедь.
И в Ветхом, и в Новом Завете мы находим неоднократные указания на важность
и необходимость отказа от прежнего греховного образа жизни. Таким внутренним поворотом от зла к добру и является Покаяние (греч. «метанойя» — «поворот, обращение»)
-Скажите, если испачкалась ваша одежда, что вы делаете? (стираем ее и чистим)
-А почему нехорошо ходить в грязной одежде? ( неопрятно)
-Вот так и с нашей душой - необходимо ее очищать время от времени, исповедоваться.
На исповедь нужно идти с верой в Бога, уверенностью, что исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, с искренним сожалением, что совершил плохие поступки и обязательно помирившись со всеми.
Вы узнаете, какие же вопросы должен задать себе человек , идущий на исповедь. И вопросы эти связаны с выполнением человеком заповедей Божиих.
Вопросы к исповеди:
Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?
Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли по отношению к ним оскорбления или неподчинения?
Добросовестно ли ты выполняешь свои обязанности в школе и дома?
Почитаешь ли старших возрастом людей?
Не допускаешь ли по отношению к ним насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?
Стараешься ли исправиться в своих плохих привычках?
(ФИЛЬМ)
Работа в парах
-Давайте поработаем в парах и попытаемся применить полученные сегодня знания.
-Расположите на их плодах номера следующих понятий:

Работа по теме урока.
-Сегодня Таинство Покаяния (Исповедь) совершается во всех храмах, и более того, существует благочестивый обычай обязательно исповедоваться перед тем, как мы приступаем к Таинству Причащения.
- Иисус воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам, сказав: «Примите, ядите: сие есть Тело Моё, еже за Вы ломимое» (пояснение слов ученикам)
- Потом Он взял чашу с виноградным вином, благословил её и подал апостолам, говоря: «Пийте от неявси: сие есть Кровь моя Нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов»
- Так Иисус Христос установил одно из великих таинств православной церкви - Причастие, то есть соединение человека с частичкой Бога на Земле.
-В православных храмах Причастие – это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов – священниками - во время божественной литургии.
- Литургия – есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия, установленное Господом нашим в четверг вечером, накануне крестных своих страданий.
- Ребята, литургия имеет различные названия. Первое название – греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причастия есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших.
- Ребята, обратите внимание на слово «умилостивительная». Как вы его понимаете?
- В апостольское время , то есть когда жили апостолы, «Литургия» называлась «преломлением хлеба».
- Вот поэтому и называлось так это Таинство.
- Как вы понимаете слово «Таинство»? (тайна, секрет)
- Хлеб для Причастия называется Просфора
- Ребята, чтобы причаститься нужно соблюдать некоторые правила

- Соблюдая эти правила, после Причастия, люди чувствуют благодать Божью, радость, умиление и огромное смирение, так как мы соединяемся с частичкой Бога. (ФИЛЬМ)
Практическая работа
- Послушайте строки из стихотворения Татьяны Егоровой, посвященные великому Таинству:
И нет на свете выше счастья:
Пред Чашей разомкнуть Уста,
Принять Священное Причастие
И стать частицею Христа.
- В этих строках автор описывает главную цель этого Таинства: стать частицею Христа.
-Давайте раскрасим чаши, которые находятся у вас на столах.
-Какой цвет вы будете использовать?
Рефлексия.
- А теперь вернёмся к главным вопросам урока
Пока Священник читает божественные молитвы, хлеб и вино силою и действием Святого духа прелагаются в истинные тело и кровь Христову. А как это происходит - никто объяснить не может, даже ангелы.
-Сейчас вы вместе с Татьяной Григорьевной Поповой, преподавателем художественной школы, сделаете ангелочка.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение о любом Таинстве церкви (кроме изученных)
Приложение 1
Приложение 2

7