СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Тайны поэзии» Мастер-класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Тайны поэзии»

Мастер-класс

Техническое оснащение:

Презентация

Ролик в начале презентации

(фрагмент из мультфильма «Коробка с карандашами)

Примечание: для проведения данного мастер-класса необходимо активное участие фокус-группы (6 человек)

 

Просмотр содержимого документа
««Тайны поэзии» Мастер-класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Терентьевская средняя общеобразовательная школа




















«Тайны поэзии»















Подготовила:

Яковлева И.В., учитель

русского языка и литературы










2019 г.

«Тайны поэзии»

Мастер-класс

Техническое оснащение:

Презентация

Ролик в начале презентации

(фрагмент из мультфильма «Коробка с карандашами)

Примечание: для проведения данного мастер-класса необходимо активное участие фокус-группы (6 человек)

СЛАЙД Титульный

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде чем начать мастер-класс, прошу вас обратить внимание на экран и посмотреть фрагмент некогда популярного мультфильма «Коробка с карандашами» (фрагмент)

- Моими помощниками сегодня будет фокус-группа (6 человек, сесть по трое). Коллеги, давайте обсудим, о чем этот фрагмент (в коробке с карандашами бурлит жизнь, мы увидели творческую историю коробки с карандашами, работу воображения, полёт фантазии, творческие мысли авторов мультфильма…)

- Спасибо, коллеги. Да, действительно, мы увидели, прежде всего, творчество создателей мультфильма, которое способно пробудить различные фантазии.

- Можно сказать, что этот мультфильм является своеобразным пособием, способствующим творческой деятельности? (безусловно)

- Этот мультфильм может служить одним из примеров воплощения оригинальных творческих замыслов, идей? (да, бесспорно)

- Получается, что обычная коробка – ничем не примечательный предмет – стала объектом творчества? Значит, объектом творчества может стать любой предмет? (да). О теме нашего разговора вы узнаете немного позднее.

 Проблема творчества - «проблема века»

Стремительный характер динамики современного общества настоятельно требует от человека развития личностных качеств, позволяющих ему творчески, продуктивно решать те или иные задачи. Проблема творчества, споры о которой не утихают, становится настолько актуальной, что её можно назвать «проблемой века».

Творчество понимается как процесс развития личности человека. Творчество – это всегда привнесение в мир чего-то нового.

 Размышления о проблеме творчества. «Словотворчество».

- Ф. М. Достоевский сказал: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое» (на слайде)

Весна

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой
— Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада
— Куст сирени у ограды. Виктор Лунин

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.

(Ответ: поэт)


Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.

(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)


Все они – известные писатели.


Прослушайте два текста и определите:

чем они похожи между собой и какие имеют различия;

перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.


Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.


1) Душистая черемуха расцвела с весною и золотистые ветки завила, что кудри…


2) Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

  • Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

  • Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

  • Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения ? (Сергею Есенину, великому нашему поэту)

Таким образом, тема нашего мастер-класса, как говорили раннее, - это творчество, но какое же творчество? Правильно, это стихотворчество. Сегодня мы попробуем открыть завесу тайны стихотворчества.

Тайна первая: наша речь.

Все ли литераторы, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)

Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)

Тайна вторая: стихотворная речь.

IV. Знакомство с ритмом.

Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.

Тайна третья: рифма.

Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

СЛАЙД Творческий метод «Инсайт»

- Среди методов активного творческого обучения особую значимость для меня имеет так называемый метод «Инсайт. «Инсайт» - это новое, оригинальное решение проблемы, нестандартное видение обычного предмета в необычном свете.

Тайна четвертая: Приём «творческий многогранник»

- В рамках технологии «Инсайт» для активизации творческой мыследеятельности и помощи в обыгрывании и раскрытии темы мне помогает приём «творческий многогранник». (схема приёма на слайде, показываю рукой на слайд)

- Давайте посмотрим, как работает этот приём на практике. Например, тема, которую я вам сейчас задаю, навеяна пробуждением природы и сменой времени года, поэтому мудрствовать не буду, и сформулирую тему так: «Весна, весна, как мы ей рады». Коллеги, прошу вас делать записи для будущего стихотворения (делают вид, что записывают; на листочках все материалы будут). Давайте поможем нашей фокус-группе собрать материал для последующей творческой работы.

- Пожалуйста, коллеги, следуя схеме, проиллюстрируйте тему нашего разговора – весну (солнечная, ранняя, дружная, звонкая, громкоголосая…).

- Спасибо. Очень поэтичные, творческие иллюстрации.

- Следуем далее по схеме. Задайте об этом (о весне) вопрос (Она радует вас? Она пришла в этот год рано? Весна вызывает у вас чувство восхищения? Какие ассоциации у вас вызывает слово «весна»?...)

- Прекрасно! Молодцы. Свяжите это с чем-то ещё (весна связана с нашим хорошим настроением, связана с тем, что пришла пора сеять, сажать, готовиться к сезону…)

- Хорошо. Главное, что не только поэтично, но и жизненно. Какое это имеет значение? (Весна побуждает к действию, весна пробуждает чувства, весна способствует творчеству, весна – время любви…)

- Спасибо. В своих ответах вы только что использовали художественный приём олицетворения, без него не обходится практически ни одно стихотворение. А теперь сравните предмет нашего разговора – весну – с другими предметами. Постарайтесь сделать это так, чтобы сравнения были развёрнутыми, поэтическими (весна – юная девушка, весна – красавица в венке из подснежников, весна – невеста в зелёном платье…)

- Замечательно! У вас здорово всё получается! А теперь опишите это. Используйте красочные, образные определения, в литературе они называются «эпитетами» (лучезарная, улыбающаяся, чумачечая, творческая…)

- Великолепно! Друзья, мы только что в рамках темы (напомню, что главная героиня сегодня – весна) собрали материал для нашего стихотворения, вооружились изобразительно-выразительными средствами языка и подготовились к дальнейшей словотворческой деятельности.

Пятая последняя тайна – буриме – рифмованные концовки.

«Буриме» в переводе с французского языка – рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.

А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.

Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

Работа фокус-группы.

Нашим группам предлагаю поработать с творческими картами и попробовать продолжить мысль и составить четверостишие, используя рифмы. (на слайде – ). А победит та группа, которая справится с заданием быстрее.

Группа 1: 

… … идет
… … поет
… … сторон
… … звон.

Группа 2: 

… … освещает
… … предвещает
… … смех
… … для всех.

В то время, пока работает фокус-группа:  Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое чувство, оригинальность мысли.

- (обращение к залу) Друзья! Может быть, поиграем в буриме-игру?

… … весна
… … ото сна
… … настаёт
… … поёт.

Пример:

Пришла прекрасная весна,

Проснулись птички ото сна.

Время счастья настает,

А душа поет, поет…

- Спасибо. Начало творчеству положено. Что же получилось у моих помощников? (зачитывают свои варианты)

Ну что ж, неплохо получилось. Спасибо

- По-моему, замечательно получилось, вы прекрасно справились с заданием.

СЛАЙД Одобрение, признание творческих результатов

Словотворчество, как и любая другая творческая деятельность, способно развить чувство меры, вкуса, эстетики и красоты. Словотворчество позволяет и ребёнку, и взрослому прикоснуться к миру прекрасного русского слова, заставит полюбить ещё больше родной язык.

Кто знает, может быть, в вас ещё не проснулся поэт? А, может быть, вы уже «пробуете перо», но пока не решаетесь свои творческие опыты вынести на всеобщее обозрение? Сегодня, я думаю мы приоткрыли завесу тайны стихотворчества.

Создать хорошее стихотворение трудно, но человек, чье сердце открыто для любви к людям, к матери, к природе, откликнется на голос поэзии).

- Валерий Брюсов утверждал: «Поэт – художник слов: они для него то же, что краски для живописи или мрамор для скульптора».

- Спасибо вам, что хорошо поработали. Надеюсь, что у кого-то возникло желание попробовать себя в поэтическом искусстве. А победившей группе я дарю небольшие призы – блокнот и ручку, чтобы вы всегда могли записать стихотворения, когда придет вдохновение.

Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!

































Группа 1: 

… … идет
… … поет
… … сторон
… … звон.









































Группа 2: 

… … освещает
… … предвещает
… … смех
… … для всех.


















9