Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Терентьевская средняя общеобразовательная школа
«Тайны поэзии»
Подготовила:
Яковлева И.В., учитель
русского языка и литературы
2019 г.
«Тайны поэзии»
Мастер-класс
Техническое оснащение:
Презентация
Ролик в начале презентации
(фрагмент из мультфильма «Коробка с карандашами)
Примечание: для проведения данного мастер-класса необходимо активное участие фокус-группы (6 человек)
СЛАЙД Титульный
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде чем начать мастер-класс, прошу вас обратить внимание на экран и посмотреть фрагмент некогда популярного мультфильма «Коробка с карандашами» (фрагмент)
- Моими помощниками сегодня будет фокус-группа (6 человек, сесть по трое). Коллеги, давайте обсудим, о чем этот фрагмент (в коробке с карандашами бурлит жизнь, мы увидели творческую историю коробки с карандашами, работу воображения, полёт фантазии, творческие мысли авторов мультфильма…)
- Спасибо, коллеги. Да, действительно, мы увидели, прежде всего, творчество создателей мультфильма, которое способно пробудить различные фантазии.
- Можно сказать, что этот мультфильм является своеобразным пособием, способствующим творческой деятельности? (безусловно)
- Этот мультфильм может служить одним из примеров воплощения оригинальных творческих замыслов, идей? (да, бесспорно)
- Получается, что обычная коробка – ничем не примечательный предмет – стала объектом творчества? Значит, объектом творчества может стать любой предмет? (да). О теме нашего разговора вы узнаете немного позднее.
Проблема творчества - «проблема века»
Стремительный характер динамики современного общества настоятельно требует от человека развития личностных качеств, позволяющих ему творчески, продуктивно решать те или иные задачи. Проблема творчества, споры о которой не утихают, становится настолько актуальной, что её можно назвать «проблемой века».
Творчество понимается как процесс развития личности человека. Творчество – это всегда привнесение в мир чего-то нового.
Размышления о проблеме творчества. «Словотворчество».
- Ф. М. Достоевский сказал: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое» (на слайде)
Весна
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой
— Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада
— Куст сирени у ограды. Виктор Лунин
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите:
чем они похожи между собой и какие имеют различия;
перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
1) Душистая черемуха расцвела с весною и золотистые ветки завила, что кудри…
2) Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения ? (Сергею Есенину, великому нашему поэту)
Таким образом, тема нашего мастер-класса, как говорили раннее, - это творчество, но какое же творчество? Правильно, это стихотворчество. Сегодня мы попробуем открыть завесу тайны стихотворчества.
Тайна первая: наша речь.
Все ли литераторы, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)
Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Тайна вторая: стихотворная речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Тайна третья: рифма.
Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
СЛАЙД Творческий метод «Инсайт»
- Среди методов активного творческого обучения особую значимость для меня имеет так называемый метод «Инсайт. «Инсайт» - это новое, оригинальное решение проблемы, нестандартное видение обычного предмета в необычном свете.
Тайна четвертая: Приём «творческий многогранник»
- В рамках технологии «Инсайт» для активизации творческой мыследеятельности и помощи в обыгрывании и раскрытии темы мне помогает приём «творческий многогранник». (схема приёма на слайде, показываю рукой на слайд)
- Давайте посмотрим, как работает этот приём на практике. Например, тема, которую я вам сейчас задаю, навеяна пробуждением природы и сменой времени года, поэтому мудрствовать не буду, и сформулирую тему так: «Весна, весна, как мы ей рады». Коллеги, прошу вас делать записи для будущего стихотворения (делают вид, что записывают; на листочках все материалы будут). Давайте поможем нашей фокус-группе собрать материал для последующей творческой работы.
- Пожалуйста, коллеги, следуя схеме, проиллюстрируйте тему нашего разговора – весну (солнечная, ранняя, дружная, звонкая, громкоголосая…).
- Спасибо. Очень поэтичные, творческие иллюстрации.
- Следуем далее по схеме. Задайте об этом (о весне) вопрос (Она радует вас? Она пришла в этот год рано? Весна вызывает у вас чувство восхищения? Какие ассоциации у вас вызывает слово «весна»?...)
- Прекрасно! Молодцы. Свяжите это с чем-то ещё (весна связана с нашим хорошим настроением, связана с тем, что пришла пора сеять, сажать, готовиться к сезону…)
- Хорошо. Главное, что не только поэтично, но и жизненно. Какое это имеет значение? (Весна побуждает к действию, весна пробуждает чувства, весна способствует творчеству, весна – время любви…)
- Спасибо. В своих ответах вы только что использовали художественный приём олицетворения, без него не обходится практически ни одно стихотворение. А теперь сравните предмет нашего разговора – весну – с другими предметами. Постарайтесь сделать это так, чтобы сравнения были развёрнутыми, поэтическими (весна – юная девушка, весна – красавица в венке из подснежников, весна – невеста в зелёном платье…)
- Замечательно! У вас здорово всё получается! А теперь опишите это. Используйте красочные, образные определения, в литературе они называются «эпитетами» (лучезарная, улыбающаяся, чумачечая, творческая…)
- Великолепно! Друзья, мы только что в рамках темы (напомню, что главная героиня сегодня – весна) собрали материал для нашего стихотворения, вооружились изобразительно-выразительными средствами языка и подготовились к дальнейшей словотворческой деятельности.
Пятая последняя тайна – буриме – рифмованные концовки.
«Буриме» в переводе с французского языка – рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Работа фокус-группы.
Нашим группам предлагаю поработать с творческими картами и попробовать продолжить мысль и составить четверостишие, используя рифмы. (на слайде – ). А победит та группа, которая справится с заданием быстрее.
Группа 1:
… … идет
… … поет
… … сторон
… … звон.
Группа 2:
… … освещает
… … предвещает
… … смех
… … для всех.
В то время, пока работает фокус-группа: Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое чувство, оригинальность мысли.
- (обращение к залу) Друзья! Может быть, поиграем в буриме-игру?
… … весна
… … ото сна
… … настаёт
… … поёт.
Пример:
Пришла прекрасная весна,
Проснулись птички ото сна.
Время счастья настает,
А душа поет, поет…
- Спасибо. Начало творчеству положено. Что же получилось у моих помощников? (зачитывают свои варианты)
- Ну что ж, неплохо получилось. Спасибо
- По-моему, замечательно получилось, вы прекрасно справились с заданием.
СЛАЙД Одобрение, признание творческих результатов
Словотворчество, как и любая другая творческая деятельность, способно развить чувство меры, вкуса, эстетики и красоты. Словотворчество позволяет и ребёнку, и взрослому прикоснуться к миру прекрасного русского слова, заставит полюбить ещё больше родной язык.
Кто знает, может быть, в вас ещё не проснулся поэт? А, может быть, вы уже «пробуете перо», но пока не решаетесь свои творческие опыты вынести на всеобщее обозрение? Сегодня, я думаю мы приоткрыли завесу тайны стихотворчества.
Создать хорошее стихотворение трудно, но человек, чье сердце открыто для любви к людям, к матери, к природе, откликнется на голос поэзии).
- Валерий Брюсов утверждал: «Поэт – художник слов: они для него то же, что краски для живописи или мрамор для скульптора».
- Спасибо вам, что хорошо поработали. Надеюсь, что у кого-то возникло желание попробовать себя в поэтическом искусстве. А победившей группе я дарю небольшие призы – блокнот и ручку, чтобы вы всегда могли записать стихотворения, когда придет вдохновение.
Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!
Группа 1:
… … идет
… … поет
… … сторон
… … звон.
Группа 2:
… … освещает
… … предвещает
… … смех
… … для всех.
9