СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Так лечились наши деды...

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение обучающихся к работе над экологическим проектом обеспечивает развитие их творческой инициативы и самостоятельности в обучении, способствует установлению связи между полученными у знаниями и приобретёнными умениями и применению их на практике. 

Просмотр содержимого документа
«Так лечились наши деды...»

Так лечились наши деды...

(ролевая игра)

Цель: развивать представление о роли лекарственных растений в жизни человека; воспитывать у учащихся любовь к родному краю, усилить эмоциональное восприятие при помощи музыки, поэзии; формировать целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями

Оборудование: свечи, печь с пучками травы, 3 скамейки, рушники, иконы, скатерть, покрывало на пол, покрывало на скамейки, корзина с пучками сухих трав, подсвечники, магнитофон, кувшины, чашки

Ход игры

«А кто хочет Диавола видеть или еретика,

тот корень возьми водой освяти,

и положи на престол и незамай 40 дней,

и те дни пройдут - носи при себе –

узришь водяных и воздушных демонов…

А когда кто ранен или сечен,

приложи к ране, в три дня заживет!»

(из старинного рецепта)



ТВ:

(Слайд 1)

Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли травушка-муравушка, трава шелковая, а злые прозвали лихими, лютыми кореньями, бесовскими отравами. Особенно почитались растения-целители, с помощью которых врачевали от различных недугов и хвороб. Знахари считались людьми особыми, ведунами, которые знали секреты, недоступные простым жителям и могли общаться с "нездешними существами". Чародеи-целители крепко хранили свои врачебные секреты, из уст в уста передавали свои знания только доверенным лицам, посвящая их в тайны общения с потусторонними силами, которые, якобы, помогали им при лечении травами.
ЛА:

(Слайд 2)

Над поверьями

Не надо усмехаться!

Нам только приходиться удивляться:

Как наши предки в роду жили,

Все примечали

Да здоровье оберегали,

Заговоры знали,

Из уст в уста их передавали.

Мы их не забыли -

Они до нашего века дожили.

Сцена 1

Ведущая: (на фоне кадров из фильма «Майская ночь, или утопленница») Звонкая песня лилась по улицам села. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки...

Звучит песня

Ніч яка місячна, зоряна, ясная!
Видно, хоч голки збирай.
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиночку в гай.
Сядем укупочці тут під калиною –
І над панами я пан!
Глянь, моя рибонько, – срібною хвилею
Стелиться полем туман.
Гай чарівний, ніби променем всипаний,
Чи загадався, чи спить:
Ген на стрункій та високій осичині
Листя пестливо тремтить.
Небо незміряне всипане зорями,
Що то за Божа краса!
Перлами ясними попід тополями
Грає краплиста роса.
Ти не лякайся, що ніженьки босії
Вмочиш в холодну росу:
Я тебе, вірная, аж до хатиноньки
Сам на руках однесу.
Ти не лякайся, що змерзнеш, лебедонько,
Тепло – ні вітру, ні хмар...
Я пригорну тебе до свого серденька,
А воно палке, як жар.

Сцена 2

Парубок: «Что же ты молчишь, бабушка Елизавета? Али нет у тебя зелья, али корня, какого приворотить ее? Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы? Да говори же, колдунья!»

Бабушка Елизавета: (перебирает лекарственные травы травы) «...Всякие есть травы. Есть клюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкурить ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на тело, все тебя будут, как огня бояться! Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли не хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть, ревенка-трава; когда станешь из Земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь».

Парубок: «А боле нет других?»

Бабушка Елизавета: «Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник, кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть Иван-да-марья, кто знает, как за нее взяться, тот на нервной кляче он лучшего коня удерет».

Парубок: «А такой травы, что бы молодушка полюбила постылого, не знаешь?»

Бабушка Елизавета (замялась): «Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит Бог. Не знаю!»

Парубок: «А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь?»

Бабушка Елизавета: «И такой не знаю, батюшка, а вот есть разрыв-трава, когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски!»

Парубок (гневно): «Пропадай ты со своими травами!» (уходит)

Сцена 3

Ведущая: Бабушка, а правда, что есть добрые и злые травы?

Бабушка Елизавета: Правда, твоя, внученька. Сколько о них сложено сказаний, легенд и песен! Добрые названы ласково: травушка-муравушка, Мурава духовитая, трава шелковая; злые - враждебно: лихие травы, лютые коренья, отрава. Растения-целители, которыми врачевали от недугов и хвори, исстари почитались особо.

Травознай: Я, травознай. Так называли людей, собирающих лекарственные травы. Попробуем сравнить сведения о волшебных травах, почерпнутые из бытовавших поверий, с современными данными.

Бабушка Елизавета: А вот, внученька, отгадай-ка старинную загадку: «Стоит дерево кудряво, а когти волчьи»

Ведущая: Знаю, бабушка, о каком растении спрашиваешь.

(Слайд 3)

На глухом забытом займище,

На остуженных ветрах,

Как боярище в халатище

Встал боярышник в цветах.

Боярышник: (Презентация «Боярышник») По русским преданиям, жила в деревне девушка с цветом лица, схожим с облитым зорей снегопадом, и со строгими зелеными очами, похожими на плоды созревающего боярышника. Верность, чистоту и взаимность ценила она превыше всех достоинств. По утрам любила девушка собирать цветы и травы, умело составляла из них букеты, важным компонентом в которых являлись цветы, листья и ягоды боярышника. Да и почему бы боярышнику не царствовать в букете, когда цветы его подобны детской доверчивости, а красные ягоды предупреждают о том, как опасно на эту доверчивость покушаться. Сельчане нередко встречали девушку в белолепестковом венке боярышника и радовались тому, как удачно сочетаются цветы, усеянные точками желтоватых пестиков, с веснушками ее одухотворенного лица. По осени они видели девушку в венце из красных ягод, который словно подчеркивал беспокойство юности и одновременно был схож с невинными слезами. А однажды и вовсе были удивлены, когда увидели ее по весне увитую венком из цветов боярышника, который осеняла канва из ярко-красных ягод, заготовленных девушкой впрок еще с осени. На беду подрастающей красавице, ею любовались не только жители деревни, но и Лесной Колдун. Уже несколько дней он безуспешно пытался вступить с девушкой в разговор, но на все уговоры молодица отвечала отказом. Три месяца назад она была помолвлена с синеглазым русичем и со дня на день ожидала сватов. Не выдержал Колдун. Воровски выследил девушку и пошел по пятам. Не испугалась русиянка. Прижалась спиной к боярышнику и выхватила из-под жупана кинжал. А когда Колдун не остановился и перед этим, больно ударила себя в грудь и скатилась к подножию растения. Никто не помнит ныне как звали молодую русиянку, но знают, что в ее честь молодых девушек величали на Руси боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями. И с того печального дня в головных уборах в женской одежде славянок долгое время в расцветке и в орнаменте прослеживались цветы, зелень, багрянец и ягоды боярышника.

Слайд 4-5


Травознай: Из яблочек боярышника фармацевты получают целебные настои и экстракты, применяемые при гипертонии и сердечных заболеваниях, а также его плоды обладают седативным действием. И мы предлагаем вам сейчас испробовать великолепный вкус целебного чая (украинки угощают гостей чаем из боярышника).

Сцена 4

Слайд 6

Ведущая: (На фоне музыки и танца читает)

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью

Других ветров волна, -

Срываются, взвиваются

На воздух семена.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес...

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Одуванчик: Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимает головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не постареет и не станет седым. А поседеет, распушиться и пустит по ветру пушинки-парашютики, и под каждой по семечку повесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

Слайд 7

Травознай: В старинной народной медицине одуванчик считали средством от бессонницы и жизненным эликсиром, хорошо влияющим на пищеварение, очищающим легкие, понижающим кровяное давление и помогающим от желтухи. Корни одуванчика могут заменить кофе, поджаренные, они сладковаты, и с ними можно пить чай.

Сцена 5

Слайд 8

Ведущая:

Голубою светлою капелькой

В луговой цветной узор

Незабудка солнцем вкраплена,

Словно бусинка в ковер.

Бабушка, а знаешь ли ты, легенду о незабудке?

Бабушка Елизавета: Знаю, внучка, знаю. Ее мне рассказывала еще моя бабушка. Вот послушай. Однажды путешественник попал в страну лотофагов, питающихся лотосами. Отведав кушанья из листьев растения, он забыл о матери, забыл о родине и прельстился красотами чужой земли. Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букет незабудок. Гусляр согласился. Пришел в восточную страну и увидел путешественника, утопающего в роскоши и богатстве. Тот сидел на персидских коврах. Красивая черноокая девушка напевала ему сладкие песни, у ног юноши рычали злые псы, готовые в любую минуту исполнить приказ хозяина, а грозная стража у дверей и за плечами вельможи опекала его благополучие. Откашлялся гусляр и попросил разрешения исполнить дорожную песню. Запротестовала черноокая, нахмурилась стража, псы зарычали на гусляра, обнажив острые клыки. Но юноша вскинул руку в знак согласия, и гусляр запел. Он запел колыбельную, которую когда-то пела мать у изголовья сына... Так запел, что перед юношей открылись луга и реки, леса и родниковые тропинки. Он вспомнил землю, его породившую, не знал только, в какой стране находится покинутая им земля. Со слезами на глазах упросил юноша гусляра указать путь-дорогу на родину, а гусляр вместо ответа протянул ему букетик незабудок, цветы которых были голубыми, как глаза его матери, а пахли они лугами и лесами родного края. По незабудкам и песням нашел юноша дорогу на родину. Но как не спешил он, как не торопился, застал мать уже умирающей. И когда бледные иссохшие руки ее упали на плечи вернувшегося сына, открыла мать голубые глаза и все грехи простила ему за возвращение в отчий дом.

Незабудка:

  • Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но забыла про меня.

  • Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

  • Оглянулась Флора - никого не видно. Снова захотела уйти. Но я повторила.

  • Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!

  • И тут только Флора заметила в разнотравье меня - маленький голубой цветок.

  • И назвала меня незабудкой!

Слайд 9

Травознай: Вместе с именем, Флора наделила незабудку чудесной силой – она возвращает память людям. И еще из сока незабудки готовят сироп против кашля.

Сцена 6

(Бабушка Елизавета перебирает в корзине травы. Ведущая берет пучок травы)

Ведущая: Бабушка, а что это за трава, расскажи о ней.

Слайд 10

Бабушка Елизавета: Это чабрец - богородская трава.

Чабрец:

Хан монгольский срочно повелел

Знахарей собрать со всей округи,

Сын у хана лицом потемнел

Надо излечить его недуги.

Знахари пришли со всей земли

Услужить всесильному владыке,

Бились-бились, но не помогли

Мальчугану с потускневшим ликом.

Злится хан, бьет в землю батогом

И сурово пленниц вопрошает:

«Кто излечит сына моего,

Той отдам, чего не пожелает!

Все отдам!..»

«Кто ж вылечит мальца», -

Ропот пробежал по полонянкам,

И тогда из тесного кольца

Вышла белорусская крестьянка.

Сорвала три ветки чабреца

И сказала хану с чувством чести:

«Так и быть, я вылечу мальца,

Но забудь дорогу на Полесье!»

Слайд 11

Травознай: Окуривание домов чабрецом производилось при лечении чахотки, а также от бессонницы и кашля. Знахари успешно лечили водным настоем чабреца раны рта и гортани, а также использовали его как потогонное средство.

Сцена 7

Слайд 12

Ведущая: Бабушка, а зачем ты у дома посадила иву? Она разве лекарственная?

Бабушка Елизавета: Прислушайся, внученька, к шелесту ее листочков, и она поведает тебе свою легенду.

Ива: Провожала я рыбака и встречала его на берегу. Придет он в дом, а в доме тепло, уютно. Переоденется он в сухую, теплую одежду и станет мне гутарить, как он рыбу ловил, а какая сорвалась. Я его слушаю, боюсь слово вымолвить, чтобы не сбивать его речей. Пусть гутарит, ведь он столько в челне плавал, соскучился. Так мы и жили ладно-мирно. Однажды я проводила своего милого и... не дождалась. Всю ночь не спала, утром, как светать стало, ходила по берегу и все звала его, плакала. Набожная я была и все просила Господ Бога не разлучать меня с милым. Зачем мне без него жить, зачем мне без него свет белый, один он у меня, и в дом я не войду без него, руки на себя наложу. Сжалился надо мной Христос и превратил меня в иву плакучую.

Бабушка Елизавета: В нашем селе люди уже много лет пересказывают такую историю: «У бедных крестьян тяжело заболел единственный сын. Что не делали отец с матерью, какие снадобья не готовили, больной не поднимался. Опечалились родители и обратились к лекарю. Осмотрел лекарь больного и посоветовал пропарить юношу в бане с ивовыми ветками. Наутро болезнь как рукой сняло. Было ли так в действительности - судить сложно».

Слайд 13-14

Травознай: Народная медицина считает, что аромат ивы снимает головную боль, усталость и изгоняет из дома нечистую силу.

Сцена 8

Бабушка Елизавета:

Заповеди:

Надо мудрую голову иметь,

Чтобы грудную жабу одолеть.

Посты и праздники соблюдай

Здоровье семьи оберегай.

В праздники и будни не переедай,

Заветы старших выполняй,

Умей себя держать

Да грязных слов не выпускать.

Вечером знай, как завтра день, проживешь,

Тогда спокойно ночь проведешь.

Если будешь любить людей,

Жизнь будет дольше и светлей.

Зло в сердце не впускай,

Для добрых дел открывай.

Будешь спокойно спать

Да долгий век проживать.

За полночь не сиди,

Здоровье береги.

Будь мудрей: дверь запри,

Свет погаси, лик перекрести.

Городской чай на ночь не пей -

Сон сберечь умей.

А коль не можешь уснуть,

Можешь глотка два

Успокоительного чая глотнуть.

Городскую барыню тяжко лечить!

Ее сперва надо к труду приучить.

Бедняки меньше болеют,

Они меньше в щах имеют.

Кто его и в пост ест -

У того болячек не счесть!

Кто яблок на зиму запасает,

Тот болячек не знает.

Тыкву на зиму запасай

Да вместе с кашей на стол подавай.

Кукурузное масло с базара приноси

Да зимой семью корми.

И селедку не забывай.

Кто не высыпается,

Того болячка дожидается.

Так и сторожит,

Как бы навредить.

А ты успевай и высыпаться

И по дому управляться.

Кто не высыпается,

У того работа из рук вырывается.