Тема занятия: «Таланты и поклонники. История из жизни»
Возраст обучающихся: 6-7 классы
Предмет: литература
Цель:
Активизация познавательного интереса обучающихся к художественным произведениям К.Г.Паустовского , к личности автора.
Совершенствование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формирование умение логично и аргументированно излагать свои мысли во время ответа.
Задача занятия: проверить метапредметное умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью.
Опережающее задание: прочитать текст притчи, пересказанной Паустовским.
Ход занятия
1.Орг. момент – приветствие, настрой на учебную деятельность.
2. Актуализация знаний – разговор о необычной М.Дитрих, немецкой актрисе и певице, и о К.Г. Паустовском, знакомом и банальном, на первый взгляд.
- Как вы думаете, кто из них выразил свое восхищение визави в 1964 году? (Дитрих выразила восхищение перед Паустовским, прочитав его рассказ «Телеграмма»). Почему, как вы думаете? У Паустовского, безусловно, глубокие художественно богатые тексты, которые даже в переводе прекрасны.
3. Организация активного восприятия текста. Работа с текстом – 5 минут.
А сейчас давайте сами попробуем найти ту самую красоту в тексте притчи, которую рассказал Паустовский, чтобы открыть её друг другу и самому себе?
Текст притчи
Отец сказал сыновьям: «Весь свой век я трудился, побывать нигде не успел, красоты земной не повидал... Пришла мне пора идти на покой. Отправляйтесь в путь, и кто найдет самое красивое место на земле, тому и достанется все мое добро».
Старший брат зашагал прямо на север, где лежала сказочная горная страна. Он вернулся домой, бережно неся в суме кусок горного хрусталя. Почудилось старику, что видит он горную страну с богатыми пастбищами, широкими долинами и бурными реками. Похвалил его отец и отправил в путь среднего сына.
Тот зашагал прямо на юг, откуда дули теплые ветры, пахнущие морем и солнцем, а вернулся он домой загорелый и обветренный и положил перед отцом удивительной красоты морскую раковину. Взял ее в руки старик и услышал волшебные звуки — ласковый шум моря, грохот водопадов, шелест пальм… Похвалил старик среднего сына и велел отправляться в путь младшему.
Не успела кукушка прокуковать сто раз и солнце спрятаться за лес, как тот уже стоял перед отцом. Разгневался старик: "Как ты смел вернуться назад, не выполнив отцовской воли?" Поклонился смиренно младший сын и положил на стол маленькое стеклышко. И хоть было оно неказисто, но зато чисто и прозрачно, как вода из ближайшего родника. Посмотрел старик в стеклышко и отпрянул в изумлении. Сколько лет он прожил в этих местах и не подозревал, что они так сказочно красивы: и эта сосновая роща, и эта маленькая речушка, и это изумрудное поле в золотом кольце кленов, и даже это небо, отсвечивающее нежным золотистым блеском… Подозвал он младшего сына и сказал: «Ты нашел самое красивое место на земле — тебе и владеть всем моим добром».
Что у вас получилось? Что он хотел сказать автор? Скажите, как у писателя получилось передать свои чувства и эмоции? (отмечают смысл текста, а также средства художественной выразительности, их роль в тексте – придать выразительность, передать чувства, эмоции).
4.Представление результатов деятельности. А теперь вернемся снова к М.Дитрих и Паустовскому. Как думаете, каким образом Дитрих, не владевшая русским языком, сумела выразить свое восхищение пред писателем, который не понимал немецкого языка? (Она встала перед Паустовским на колени) А теперь – синквейн!
5. Рефлексия. Вывод. 2 -3 ребенка зачитывают свои синквейны от лица восторженного читателя. А у вас получилось передать чувства, эмоции?
Метапредметные умения | Диагностика умения |
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью | Полнота высказывания | Да/Нет |
Связность речи | Да/Нет |
Аргументированность | Да/Нет |
Логичность | Да/Нет |
Речевая образность | Да/Нет |