ПЕРВЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ
Тема урока: « Гордись и славься, мой родной Донбасс!»
Тип урока: урок - праздник
Цели и задачи урока:
сформировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донецкого региона и территорий, относящихся сегодня к Русскому Миру;
познакомить детей с талантливыми людьми нашего края, земляками, которыми гордится так же Российская Федерация;
развивать чувство гордости и патриотизма; создать условия для раскрытия школьных талантов, развивать творческих и актёрских способностей учащихся, расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию, формировать уважительные взаимоотношения в детском коллективе;
побуждать к участию в различных конкурсах, кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов;
воспитывать понимание ценности каждого человека, воспитывать желание развиваться и прославлять свой край.
Оборудование: презентация с изображениями, песни, ватман, силуэтные картинки, клей.
Ход урока
І. Организационный момент
Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте своему соседу по парте хорошего настроения.
Давайте смеяться,
Давайте дружить,
Давайте учиться
И весело жить!
Приветствие учителя.
- С праздником вас, ребята! С Днём знаний! За лето вы все отдохнули,
подросли, и с новыми силами, готовы получать новые знания. Я желаю вам работать дружно, открыть много нового, интересного.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Беседа.
РОДИНА ДОНБАСС РОССИЯ ТАЛАНТ
- Эти слова сегодня будут ключевыми на нашем уроке. Отгадайте загадку.
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
Здесь родился, живёшь,
Уезжаешь – скучаешь.
- Как зовут это место, знаешь?
Родина – это… семья, место рождения, земля, на которой жили, трудились наши предки, школа, друзья.
Наша с вами Родина – это наш Донбасс.
Ученик
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
В.Зайцев
В это непростое время государство Россия поддерживает Донбасс словом и делом. В настоящий момент люди Донбасса переосмысливают многие факты прошлого Российской истории и подтверждают, что Донбасс является составной частью истории России.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Тема нашего первого урока «Таланты наши для тебя, Россия! Гордись и славься, мой родной Донбасс!»
IV. Основная часть урока.
Говорят, талант-это ценный дар. А каждый ребёнок — это целый мир. Одни любят петь, танцевать, другие — мастерить, рисовать, сочинять. Я уверена, что каждый ребёнок талантлив по-своему, а не талантливых детей просто не бывает! Нужно просто в каждом найти ту самую изюминку, ту самую искорку, которая когда-нибудь вырастет в звёздочку и с годами появится талантливая личность, а может, и большая звезда.
- Что такое талант?
ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.
ТАЛАНТЛИВЫЙ – обладающий талантом, проявляющий талант.
Словарь. С. И. Ожегов.
Талант зарождается в детские годы с увлечения. Люди рисуют, поют, собирают марки, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы.
Сообщение об увлечениях великих людей.
В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Это занятие для души. Сейчас я вам расскажу, чем же увлекались великие люди.
Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет вместе с дедом бродил по полям, лесам, болотам, отыскивая растения для ботанической коллекции. А первое увлечение Саши сочинительством переросло позже в литературную деятельность. Поэт ещё в 5 лет пытался сочинить примерно такие стихи:
Зая серый, зая милый, я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде я капусту и коплю.
Михаил Васильевич Ломоносов - изучил и основал больше 17 наук. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, ученый-естествоиспытатель, химик, физик, энциклопедист, историк, филолог, металлург, механик, художник, создал науку о стекле.
С ранних лет самостоятельно научился писать, читать, изучал основы наук.
Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.
Наши таланты. Поговорим о себе и о своих товарищах.
- Где может проявиться талант человека?
В науке. НАУКА
В спорте. СПОРТ
В живописи и рисовании. РИСОВАНИЕ
В музыке и пении. МУЗЫКА
В моделировании. МОДЕЛИРОВАНИЕ
У каждого из вас есть какой-то талант. А у кого-то их несколько.
3-А, 4-А КЛАСС – КЛАСС ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ!
– А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по увлечениям (работа по группам).
Ребята рассказывают о своем увлечении.
1 группа «Юные художники и поэты»
– Некоторые ребята могут выразить свои чувства, переживания, взгляд на мир через рисунки, стихи. Это наши юные художники и поэты.
Восстановите рифму, прочитайте стихотворение.
День знаний в школу всех _______зовёт,
А в ней — цветы и детский ________смех.
Пусть год учебный _________принесёт
Открытий много и ___________успех.
© https://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-znaniy/6.htm
2 группа «Умелые ручки».
– Конечно, многим нравится изобретать из разных материалов разные изделия.
Собрать из конструктора лист дерева (кленовый лист – разрезанный на части).
3 группа «Спорт»
– Спорт имеет огромное значение в жизни человека, спорт дает возможность сохранять и укреплять здоровье, воспитывает волю к победе, решительность, и другие хорошие качества. Есть у нас ребята, которые занимаются спортом серьезно.
Провести физкультминутку (2-3 упражнения)
4 группа « Любители музыки и танцев».
– Большую роль в жизни людей играет музыка. Музыка завораживает нас, очаровывает, переносит нас в другой мир. Есть музыка, которая заставляет нас находиться в движении.
Спеть песенку.
Совместное составление коллажа «Созвездие талантов».
(Звучит песня "Созвездие талантов")
– У вас на партах лежат звёздочки. На своих звёздочках запишите свои увлечения.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «О ТАЛАНТЕ»
Страничка для любознательных.
Донбасс - это знаменитые люди, которые прославили наш край за его пределами. Донбасс – это родина знаменитых людей, которые прославили наш край за его пределами. Всему миру известны люди, прославившие наш край. Это политики, писатели, учёные, художники, певцы. Их трудом, неутомимой энергией, огромным талантом мы вправе гордиться. Они внесли достойный вклад в развитие науки, культуры, сельского хозяйства.
Вся история Донбасса неразрывно связана с судьбами великих людей, которые создали наш край таким, каким его знают сегодня во всем мире.
учащиеся
Ученик:
В бутонах нежных влага серебрится,
Фонтан вздымает брызжущий венец.
Как хороша шахтерская столица,
Как ты прекрасен, город мой, Донецк!
Ученик:
Прославленный навечно горняками,
Ты честь свою всегда, как знамя, нес,
Лучистый город солнечного камня,
Цветущий город миллиона роз.
Ученик:
В эпоху бурь, безвременья, смятенья
Достиг ты небывалой высоты –
Стал истинным ты центром возрожденья
Духовности, культуры, красоты.
Ученик:
Весь мир узнал, что есть Донецк спортивный,
Что это он взрастил звезду шеста
Увековечен у «Локомотива
При жизни сын твой славный неспроста.
Ученик:
А твой балет! Ему рукоплескали
Все страны света. Любят, узнают…
Прославленные голоса Ла Скала
Нередко в нашем Оперном поют.
Ученик:
Ты открываешь новые таланты,
Ты «Золотому Скифу» путь открыл
И «Соловьиный ярмарок» бельканто
Отеческой рукой благословил.
Ученик:
Шахтерский, трудовой, индустриальный,
Талантливый, ученый, молодой,
Студенческий, спортивный, театральный –
Ты лучший в мире, город мой родной!
Учитель:
Более 900 известных во всем мире личностей связаны с нашим городом и регионом. В Донбассе родились, живут и работают особенные люди со своими радостями и проблемами – великие труженики и неисправимые мечтатели.
Есть в донецких характерах особенная черта. Это стойкость, как у первоклассной стали, которая не гнется и не дает трещин. Только на донецкой земле смогли закалить свой характер и раскрыть всю мощь своего таланта ее выдающиеся деятели.
Ангелина Прасковья Никитична (1912-1959) – знаменитая участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница, дважды Герой Социалистического труда.
Береговой Георгий Тимофе́евич (1921-1995) – первый космонавт Донбасса.
Бондарь Григорий Васильевич (1932-2014) – генеральный директор Донецкого областного противоопухолевого центра, заведующий кафедрой Донецкого национального медицинского университета имени М.Горького.
Быков Леонид Фёдорович (1928-1979) – режиссёр, сценарист, заслуженный артист РСФСР, народный артист УССР.
Кобзон Иосиф Давыдович (род. 1937- 2018) – советский и российский эстрадный певец (баритон), музыкально-общественный деятель, педагог, герой ДНР.
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953) – русский и советский композитор, народный артист РСФСР.
Седов Георгий Яковлевич (1877-1914) – полярный исследователь, участник экспедиций по изучению Северного полюса, острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней.
Ханжонков Александр Алексеевич (1877-1945) – один из основателей русского кино, первым создал постоянную труппу актёров и режиссёров, построил кинофабрику, кинотеатр, создал прокатную сеть по всей стране.
Учитель: Время не стоит на месте, все меняется…Меняются идеалы, взгляды, вкусы.
В 2015 году в малом зале Государственной Думы России прошла презентация сборника «Час мужества» и «Гражданская поэзия Донбасса», который стал победителем «Книга года» в номинации «Поэзия года».
Послушайте, как автор описывает творческих людей Донбасса.
Отрывок из стихотворения «Донбасский характер» И.Кучеровой:
Ученик:
Здесь воздух горячий и пряный,
И небо пронзил террикон,
Донбасский характер упрямый
Извечно поставлен на кон:
Сломить безуспешно пытались,
Искусно интриги плели -
Всегда до последнего дрались
Герои Донбасской земли.
Ученик:
От Мурманска и до Берлина,
Спасая страну и людей,
Проехал дорогою длинной
Донбасский фотограф Халдей.
Вся сила Победного Флага,
И дым, и обломки того,
Что пафосно звали рейхстагом
На памятном снимке его.
Ученик:
А сколько немыслимых планов
Уверенно выполнил в срок
Донбасский товарищ Стаханов,
Давая шахтёрам урок.
Ученик:
Прокофьева вспомнить не сложно,
И гений его нам знаком,
Гордиться, конечно же, можно
Таким дорогим земляком.
Ученик:
Писали Куприн, Паустовский
О нашей Донбасской земле,
Воспели её по-отцовски,
Их книги лежат на столе.
Ученик:
Прекрасны Донбасские розы,
Не знаю, известно ли вам,
Как доблестный доктор Рогозов
Себя оперировал сам?
Ученик:
Для Оптиной Пустыни славной,
В своей православной стезе,
Отлил громкий колокол главный
Донбасский завод ДМЗ.
Кузнец и художник Мерцалов
Шедевр свой ковал до зари,
И Пальма, ни много, ни мало,
В Париже снискала Гран-при.
Ученик:
Бернес, Магомаев и Френкель,
Их песни узнает любой,
Под них, с лёгкой дрожью в коленках,
Парнишка уходит в забой.
Ученик:
Войною негаданной грянул
Сегодняшний бешенный век...
Донбасский характер упрямый,
ПРОШУ
СОХРАНИ,
ЧЕЛОВЕК!
- А каких знаменитых людей вы знали ранее?
Все эти знаменитые люди когда-то тоже были учащимися начальной школы. Не хотели иногда учить уроки и баловались на переменах. В нашем классе есть дети, которые своим творчеством прославляют нашу школу на уровне Республики или участвуя во Всероссийских и Международных конкурсах прославляют свой край. Возможно, когда-то и ваши фамилии будут золотыми буквами вписаны в историю нашего края.
Игра «Угадай хобби».
- Сейчас мы поиграем в игру. В шкатулке лежат листочки, на которых написаны загадки. Отгадайте их. (на обратной стороне картинок нарисованы части ключа. Сложив их в определенном порядке, получается рисунок. (В шкатулке лежат листочки, на которых записаны загадки. Отгадав загадку, ребята прикрепляют листочки на доску, в итоге получается ключ, на котором написано «Ключ к таланту»)
Командная игра, в которой игроки клюшкой забивают шайбу в ворота соперника. (Хоккей)
Поиски, выслеживание зверей, птиц с ружьём или фотоаппаратом. (Охота)
Рыбная ловля. (Рыбалка)
Командная игра, в которой игроки ударами ног забивают мяч в ворота соперника. (Футбол)
Стеклянное помещение для содержания ящериц и змей. (Террариум)
Певческое искусство. (Вокал)
Как вы считаете, как найти своё увлечение, если его ещё нет?
Для того, чтобы раскрыть свой талант, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг:
С
тарайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе. Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.
Дети получают в подарок ключ к таланту.
- Есть ли у вас возможность развивать свои таланты? (кружки, внеурочные занятия, спортивные секции, клубы по интересам и т.д.)
Как вы понимаете это выражение «Зарыть талант в землю» (Человек не ценит свои способности. Не развивать свои природные способности, пренебрегать тем, чем одарён).
Не забывайте, что стараться и учиться может каждый из нас. Помните, что многое зависит от воли, целеустремленности, желания и труда. Человеку настойчивому очень многое удается. Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком и прославит наш родной край.
V. Итог урока.
- Какова тема нашего урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
Ученик:
Певец в песню душу вложит,
Танцор в танце весь живёт,
Поэт стих о счастье сложит,
В нём душа его поёт.
Ученик:
А художник в буйстве красок,
На холсте мир отразит.
И сюжетом, что из сказок,
В детей, взрослых превратит.
Во всех нас частичка Бога,
Есть во всех талант творить.
Он нам дан как дар в дорогу,
Чтобы легче было жить.
Ученик:
Он — талант, у нас всех разный,
Нужно лишь его открыть.
И поймёшь что мир прекрасный,
И счастливым сможешь быть.
Ученик:
Счастья не бывает много,
Если есть с кем поделить.
Дан талант нам всем от Бога.
Чтобы радость в мир дарить!
Рефлексия.
А сейчас я прошу вас по очереди подойти к доске и прикрепить на нее наиболее подходящее слово, которое вы можете выбрать на данный момент. Выбирайте быстро, на уровне интуиции и мы сразу поймем, какие чувства разбудил в вас наш первый урок в этом году.
Дети выбирают из набора слов: любовь, безразличие, гордость, страх, надежда, сила, война.
Любовь – вот, что руководит нами!
Гордость вызывает мой Любимый Донбасс!
Надежда – живет в нашем сердце!
Вместе мы с вами – сила!
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЫ»