СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Танцевально-двигательная терапия как технология коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагога»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительный анализ результатов.  

Просмотр содержимого документа
««Танцевально-двигательная терапия как технология коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагога»»

Анализ результатов диагностики и динамики коррекционной работы профессионального выгорания педагогов

Цель: коррекция и профилактика профессионального выгорания с помощью танцевально-двигательной терапии, сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения, улучшение психологического климата в коллективе.

Задачи исследования:

  • исследование уровня профессионального выгорания педагогов, установление причин и основных симптомов выгорания;

  • разработка программы психолого-педагогического сопровождения педагогов и профилактики, поддержки психологического здоровья педагогов;

  • повышение уровня психологической компетентности педагогов, навыков взаимодействия, вопросы психологического здоровья и профилактики профессионального выгорания.

Целевая группа: воспитатели – (10 человек) возраст участников от 25-35 лет, 40-59 лет (10 человек) , женщины – 23 года (2 человек), мужчины – 2. У 20 участников диагностики есть семья, 1 или 2 ребенка, 4 участника не имеют семью и детей. Таким образом, в исследовании в целом приняли участие 24 человек.

  1. Первая методика — «Диагностика уровня эмоционального выгорания» позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» (О.Л. Гоначарова). Определить суммарный показатель эмоционального выгорания.

  2. Вторая методика – Тест «Оценка агрессивности в отношениях» (А.А. Ассингер).

Количественная оценка методики О.Л. Гончаровой психического выгорания по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в четырехбалльную систему («очень часто» - 4 балла, «часто» — 3 балла, «иногда» — 2 балла, «редко» — 1 балл, «никогда» — 0 баллов) и суммарного подсчета баллов. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень эмоционального выгорания. В методике А.А. Ассингера необходимо было выбрать номер ответа и просуммировать номера выбранных ответов.

Для обработки результатов теста А.А. Ассингера нужно внимательно просмотреть подчёркнутые ответы и суммировать номера ответов, а далее соотнести по уровням агрессивности. Методика позволила выделить достаточно ли корректен человек с окружающими и легко ли общаться с ним.

Выявление ведущих симптомов эмоционального выгорания по О.Л. Гончаровой, участникам необходимо было сложить все баллы и подсчитать общий суммарный бал. Методика позволила выделить уровни эмоционального выгорания педагогов.

Исходя из результатов (см. табл.1), мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» работников дошкольного образования актуальна, требует поддержки и психологического сопровождения. Данная проблема требует предотвращения осложнений, усугубления ситуации. 8% (2 человека) работников имеют высокий уровень эмоционального выгорания, Низкий уровень имеют 25 % (6 человек) педагогов. Наиболее уязвимой выделилась группа в количестве 16 человек (67 %), имеют средний уровень эмоционального выгорания, что говорит о необходимости проведения профилактики и психологической коррекции эмоционального состояния педагогов для предотвращения острых побочных эффектов. Участники в количестве 63 % (15 человек) определились со средним уровнем агрессивности к окружающим, с высоким уровнем агрессии участников не выделилось. Низкий уровень агрессивности к окружающим составил 37 % (9 человек).

Таким образом, мы видим, что большая часть коллектива нуждаются в психологической профилактике эмоционального выгорания, а 8-ми % (2 человека) участников необходима психологическая коррекция и психолого-педагогическое сопровождение. Оставшиеся 25 % педагогов нуждаются в психологическом просвещении, чтобы предотвратить негативные последствия.

Распределение испытуемых по уровням эмоционального выгорания и агрессивности к окружающим (первичная диагностика)

Табл.1

Направление методики

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное выгорание

25 %

67 %

8 %


Агрессивность к окружающим

37 %

63 %

0 %


После интерпретации результатов и консультаций, принято решение о разработке коррекционно-развивающего материала. Проведена коррекционно-развивающая работа, а после повторная диагностика эмоционального выгорания и агрессии, где мы видим изменения количественных результатов (см. табл. 2).

Распределение испытуемых по уровням эмоционального выгорания и агрессивности к окружающим (повторная диагностика)

Табл.2

Направление методики

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное выгорание

42 %

54 %

4 %


Агрессивность к окружающим

58 %

42 %

0 %


Сопоставление результатов первичной и итоговой диагностической работы дает основание предположить, что у участников исследования наблюдается положительная динамика. Количество испытуемых, имеющих высокий показатель эмоционального выгорания снизилось на 4 % (1 человек). Педагоги, имеющие эмоциональное выгорание перешли на уровень ниже в количестве 13 % (3 человека), (см. Табл.2). Данные диагностики показывают благоприятное прохождение коррекционно-развивающего процесса.

По результатам исследования агрессивности к окружающим по завершению коррекционного воздействия у участников также выделены положительные изменения. Количественное распределение испытуемых на низком уровне стало больше на 21 % (5 человек), таким образом снизилась общая агрессивность коллектива в половину на 21 %. С высоким уровнем агрессии к окружающим участников не выявилось.

В процессе наблюдения за педагогами были выделены положительные и отрицательные показатели:

  • Эмоциональное высвобождение-Участники отмечают повышение настроения и общее чувство бодрости, помощь в выражении подавленных эмоций, понимании себя, снижение уровня тревожности среди социального взаимодействия;

  • Физическое здоровье - улучшение физического состояния после занятий (боли в области шеи, выносливость, уход сонливости, стройность);

  • Социальное развитие - Во время занятий наблюдается развитие навыков общения и взаимодействия между участниками;

  • Мотивация – мотивирует педагогов-воспитателей применить данные методы в работе с детьми, появляется желание внедрить попробовать передать полученные навыки и знания; рассмотреть здоровьесберегающие технологии (изменить обычные физ.минутки);

  • Когнитивное развитие – развитие произвольного внимания, мышечной памяти, способности к планированию за счет запоминания движений и последовательности;

Отрицательные показатели:

  • разный уровень комфорта, эмоциональная уязвимость, физические ограничения.

Выводы:
  1. Исследование показало, что проблема профессионального выгорания является актуальной и требует принятия мер по поддержке и грамотному психолого-педагогическому сопровождению педагогических работников.

  2. На наш взгляд, положительное влияние оказывает психопрофилактическое направление, чтобы предотвратить осложнения выгорания.

  3. Целесообразно проводить периодические мониторинги психологического состояния педагогов, мероприятия по психологическому просвещению педагогов.