СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Театр пантомимы, как средство развития речи дошкольников»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Театр пантомимы, как средство развития речи дошкольников»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 76» Ленинского района г. Саратова















Консультация для воспитателей



Тема: «Театр пантомимы, как средство развития речи дошкольников»






Подготовила: воспитатель Кудрина О.М.










2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД



(2,3 слайд)

Внутренняя речь – беззвучная речь про себя и для себя. Это речь фрагментарная, сокращенная (со значительными пропусками). Внутренняя речь типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях (обеспечивает процесс мышления); выполняет функции планирования и регуляции.

Л. С. Выготский определяет внутреннюю речь как предикативную : опускается как само собой разумеющееся то, о чем идет речь и проговаривается то, что утверждается. Внутренняя речь не обозначает предмет (не содержит подлежащее, а указывает, какое действие с ним нужно совершить. Б. Г. Ананьев: внутренняя речь субстантивна, когда предмет еще не опознан в мысли. С помощью внутренней речи составляется мысленный план будущего высказывания.

(4 слайд)

Как же развивать внутреннюю речь ребенка? С этой целью я предлагаю использовать пантомиму.

Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой. Для того, чтобы изъясняться мимикой, нужно четко представлять то, что изображается, строить «внутренний» мыслительный план своих действий.

(5 слайд)

Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. Нищие, бесправные, не имеющие не только права жизни, но и права на смерть (их еще до конца XVIII века запрещали хоронить на городских кладбищах), бродили по миру народные комедианты. Их театральными залами были базарные площади, аудиторией - толпа, собравшаяся у бочек, на которые настилались доски. Под открытым небом расслышать слова трудно, - куда более выразительными в этом случае были движение, жест. Существовало еще одно обстоятельство: народные актеры являлись по самой своей природе крамольниками, им ненавистны были полицейские, торгаши, богачи. Скоморохи всех наций высмеивали ненавистных народу угнетателей. А это куда безопаснее было делать без слов.

Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.


(6 слайд)

- Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)


Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Традиционная форма пантомимы - миниатюра, которая представляет из себя мини-пьесу.

Пантомима для детей сегодня используется в качестве развивающей игры. Дети любят пантомиму и часто демонстрируют свои таланты.

(7 слайд)

С какого возраста дети могут показывать пантомимы? Начинать знакомить детей с эмоциями можно в младшей группе после завершения адаптационного периода: дети уже могут усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». В младшем дошкольном возрасте дети с помощью мимики и жестов охотно показывают различных животных: кошку, корову, собаку, зайца, медведя, лису, волка. Именно эти животные являются основными героями детских сказок. Дети, уже могут не только слушать сказки, но и зачастую показывать и рассказывать их.

(8,9,10 слайд)

Существует очень много пособий «Расскажи стихи руками», когда с помощью движений вы показываете ту или иную строчку стихотворения. Во-первых, дети быстро запоминают стихотворение, во-вторых развивается эмоциональная сфера ребенка, раскрываются его театральные способности. К любому стихотворению движения можно придумать спонтанно вместе с детьми. Нужно приучать ребенка играть на публику. Таким образом, получится убрать из чада лишнюю стеснительность. А главное, показывая пантомимы, дети тренируют воображение и фантазию, развивают внутреннюю речь. Еще одна игра «Снежный ком». (карточки или просто каждый придумывает сам)

(11 слайд)

Первый ребенок тянет задание и выполняет действие, например, трет ладошки друг о друга. Карточка откладывается в отбой. Следующий ребенок тянет свою карточку. Ему нужно повторить действие первого игрока - потереть ладошки - и свое, попрыгать на одной ноге. Третий должен вытянуть карточку, а затем выполнить действия своих товарищей, которые уже вытянули карты. А затем еще и присесть 5 раз. Таким образом, игра будет продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь из детей не сможет выполнить все задания по порядку. Можно играть в снежный ком и без карточек. В этом случае дети должны просто придумывать задания, а их соседи повторять. Для старших дошкольников этот вариант вполне приемлем. А вот детям средних групп, лучше дать карточки.

(12 слайд)

«Ожившие сказки». Сказка-пантомима для детей пользуется популярностью. Для таких пантомим отлично подходят как хорошо знакомые детям сказки, так и новые басни. А главное, изображая все, что ребенок слышит, он запоминает смысл произведения.

Игра-пантомима для детей требует практики. Ребенок будет быстро придумывать действия и задания только в том случае, если у него будет такая практика. Польза от пантомим как от всякой игры, из гримас и крокодила ребенок может вынести многое. Его актерские навыки будут улучшаться раз от раза. Ребенок быстро сможет изобразить любую эмоцию. Пантомимы позволяют ребенку улучшить память, развивать мыслительные процессы и внутреннюю речь. Ведь, играя в подобные игры часто, хочется не повторяться и приходится запоминать, как в прошлой игре показывали то или иное животное. Особенно хорошо развивают память сказки, которые дети обыгрывают. Ведь здесь практикуется навык делать два дела одновременно. Ребенку приходится тренировать слуховую память. Ведь ему нужно услышать, осознать и придумать, что показать. Если нет времени читать сказки, можно ставить детям аудиокниги. Это будет неплохой подмогой.

Одна из самых распространенных игр-пантомим «Крокодил», в которую я предлагаю вам поиграть. Но правила немного видоизменю. Задача ведущего, вытянув карточку, показать то, что там написано, а задача игроков угадать задание на карточках: «Идет бычок качается», «В лесу родилась елочка»


И как принято в театре давайте поаплодируем друг другу. А в конце я бы вам хотела раздать буклеты с описанием некоторых игр-пантомим для детей разного возраста, которые вы можете использовать в своей практики.







Список используемой литературы


1. Ельцова О.М., Прокопьева Л.В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2016.

2. Власенко О.П. Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли. Инсценировки. Игры для детей 4-7 лет. – Волгоград, Учитель, 2009.

3. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОО. Кукольные спектакли. Эстрадные миниатюры для детей с 3-7 лет. - Волгоград, Учитель, 2009.

4. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – Москва, Мозаика-синтез, 2016.

5. Михайлова-Свирская Л.В. Лаборатория грамотности. Москва, Национальное образование, 2015