«Театрализованная деятельность и предметно-пространственная среда в старшей группе»
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку находить решение на многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение часто стихийно, потому что связана с игрой.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы используем это в своей работе. Задачи, которые мы поставили перед собой, состояли в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
В своей группе мы в первую очередь создали определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону, перспективный план, подбор соответствующей литературы, подобрали различных кукол для театра, а также различные виды театра. Наши дети очень любят и активно используют театрализацию. Они сейчас уже сами показывают кукольные спектакли. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. Также большое значение уделяем уголку ряженья. Маленькие дети - замечательные актёры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ. Наша задача - увлечь ребёнка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по- своему, дать свободу выбора. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.
Мы знаем о том, что для ребёнка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх всегда праздник. Поэтому достаточно часто используем в своей работе эти виды самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.
Вместе с музыкальным руководителем мы подготовили спектакль на празднике Осени, дети с удовольствием показали его родителям и гостям.
Естественно, дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их не всегда выразительна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, мы стараемся использовать специальную актерскую тренировку на играх - занятиях.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы решаем два блока задач:
1 - воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка средствами театрализации.
2 - образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
Важно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная развивающая среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка-дошкольника.
При построении нашей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность мы учитывали:
• особенности эмоциональной личности ребенка,
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
При организации театрализованного уголка учитывались не только возрастные особенности детей, но также особенности в развитии, что требует при проектировании театральной зоны в группе особое внимание к оборудованию и материалам. В данной зоне у нас есть: уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок, представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона отвечает интересам, как мальчиков, так и девочек. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе наша театрализованная зона оборудована также методическим материалом с иллюстрациями к произведениям, сценариями сказок и дидактическими играми.
В целях реализации индивидуальных интересов наших детей предметно-пространственная развивающая среда нашей группы обеспечивает право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности у нас представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские костюмы для ряженья.
Оснащение театрального уголка.
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних, маски театральных персонажей.
2. Большая складная ширма
3. Оборудование для теневого театра.
4. Коробка для костюмов.
5. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
6. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (стержневой, кукольный, настольный, пальчиковый).
7. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, театр Би-ба-бо, теневой театр фигур и масок.
8. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, фонотеки литературных произведений, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Изменяя предметно – пространственную развивающую среду, мы заметили, что дети чаще играют в театрализованные игры. Активно принимают участие в постановках, инсценировках. С большим желанием дети выступают перед родителями на праздниках.
Дети берут любой вид театра и изображают по своему замыслу, придумывая свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.
Проанализировав свою деятельность, мы пришли к выводу, что театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.