«Театрализованная деятельность, как средство исправления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Кто хотя раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знает, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, нет.
Л.С. Выготского, писал, что творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке»
Я работаю в группе компенсирующей направленности. И за годы моей работы видно, что за последние годы увеличилось количество детей с ОВЗ (диагноз - тяжелыми нарушениями речи -ТНР.
У детей с ТНР имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики.
Дети с ТНР испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимы условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
С 2020 года я стала работать по данной теме, а именно решила исправлять речевые нарушения в театрализованной деятельности. Принимая во внимание особенности детей, их речевые нарушения, становится очевидным, что приобщение ребёнка к театрализованной деятельности должно проходить поэтапно, с постепенным усложнением
Цель: Создание условий для формирования навыков связной речи и исправление речевых нарушений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать лексический запас новыми словами и словосочетаниями. Формировать грамматически правильную речь, умение логично и связно излагать свои мысли, умение свободно чувствовать себя в роли.
Коррекционные:
Формировать правильное дыхание, артикуляционную, мимическую, мелкую моторику, умение соотносить темп, ритм речи с движением, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи и используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику, жесты. в театрализованных играх и упражнениях. Автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи.
Развивающие:
Развивать речь детей как средство общения, совершенствовать звуковую культуру речи. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление, навыки импровизации.
Воспитательные:
Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления, дружеские взаимоотношения между детьми.
Актуальность: Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. Это порождает трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.
Вид проекта: творческий, коллективный, долгосрочный, рассчитанный на два года, т.к дети ходят к нам два года.
Участники проекта: дети старшей- подготовительной группы «Любознайки»
Планируемые результаты:
1.Оптимизированы:
- работа по формированию просодической стороны речи, направленная на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса, умение передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.
- произношение, фонематическое восприятие, интонация, понимание лексико-грамматических категорий;
- восприятие и воспроизведение основных интонационных типов у дошкольников с ТНР;
- диалогическая, монологическая речь на основе малых фольклорных жанров;
- навыки инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;
- развивающая среда для коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР;
- знания детей о различных видах театра;
- взаимодействие с педагогами и родителями с целью обогащения речевой активности ребенка в ходе игровой театрализованной деятельности.
Обозначено итоговое мероприятие всего проекта.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• готовая работа; • фото- и видеоматериалы;
Реализация проекта
Работа над проектом осуществляется в 3 этапа, во взаимосвязи со специалистами детского сада и семьями воспитанников.
1 этап – Организационно-подготовительный
Подготовительный этап включил в себя комплекс мероприятий, направленных на выявление условий и возможностей для реализации данного проекта. Он включил в себя работу по подбору методической литературы, для детей (тематические презентации, видеофильмы),
-Экспресс - опрос детей «Что мы знаем о театре?»
-Подбор загадок, пословиц, творческих игр, диалогов по лексическим темам, сказок, упражнений на координацию речи с движением, фонопедических упражнений, пальчиковых игр. Анализ развивающей предметно – пространственной среды и планирование работы по взаимодействию с педагогами ДОУ и семьями воспитанников (предварительное анкетирование родителей «Любите ли вы театр?», приглашение к участию в проекте).
2 Этап - Практический этап
Включал в себя практико-ориентированные методы реализации содержания проекта. Начинали работу по ознакомлению дошкольников с театром с демонстрации презентаций о театре, с бесед, целью которых была сформировать на эмоциональном уровне представления о театре, как виде искусства. «Знакомимся с видами театра». «Что такое театр?» Слушали аудиозаписи «Театральные шумы». Презентация «Путешествие по сказкам К И. Чуковского (с элементами театрализации)
Для мотивации к работе использовала элементы различных видов театра, ведь использование разнообразных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься и проявлять свою индивидуальность.
Ежедневно включали театрализованные игры во все формы организации педагогического процесса, что делало их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетные ролевые.
Каждое индивидуальное занятие начинается с артикуляционной гимнастики, которая воплощается в театральной форме: «Покажи, как волк скалит зубы», «Как кошечка спинку выгибает» «Как облизывается кошечка». «Дразним бегемота» и т.д. (используя элементы костюмов и кукол).
3 Этап - Заключительный этап
Итоговым мероприятием реализации проекта «В театр играем – речь развиваем!» будет театрализация детского музыкального спектакля «Муха - Цокотуха», Выпускной бал с элементами театрализации «Наш Витюша- первоклассник» «Разговор друзей» и др.в ходе которых дети покажут приобретённые навыки и умения: непосредственно и выразительно перевоплощаться, импровизировать, преодолевать застенчивость и приходить на помощь своему другу.
Итоговый экспресс - опрос детей «Что мы знаем о театре?»
Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
На данном этапе наш проект находится на заключительном этапе, сейчас мы с ребятами готовимся к постановке музыкальной сказки «Муха Цокотуха» которую покажем в мае для родителей.
Уже сейчас можно сказать, что дети овладели:
- навыками выразительной речи, правилами общения со сверстниками и взрослыми улучшилось звукопроизношение;
- научились передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; передавать образы сказочных персонажей;
- умеют последовательно высказывать свои мысли; умеют владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией;