СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

 

            Виды театрализованной деятельности в детском саду

Развитие музыкальных способностей – одна из ключевых задач музыкального воспитания дошкольников, Театрализованная деятельность формирует у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, создать образ. У детей пробуждается активность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»


Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста






Музыкальный руководитель

ГКДОУ «Детский сад

316 г. о. Донецк» ДНР

Азарова В.В.































Донецк 2025 г


Среди различных видов искусства музыка занимает особенное место в эстетическом воспитании, а также и во всей системе формирования всесторонне гармонического развития человека.

Музыкальное искусство – это символ красоты, добра гармонии человеческих чувств и переживаний. Оно помогает решать задачи нравственно-эстетического, духовного воспитания, играет важную роль в развитии ребенка, задействует все участки мозга, а в первую очередь – эмоциональный центр. Музыка – это источник положительных эмоций, познания и возможности самовыражения у детей, поэтому она занимает особое место в жизни ребёнка.

Театрализованная деятельность в детском саду помогает привить ребенку вкус к прекрасному с детства, познакомить с образами и чувствами персонажей, раскрыться. Способствует развитию музыкальных способностей у дошкольников, в игровой доступной форме помогает развить чувство ритма, динамический и тембровый слух, побуждает к самостоятельной деятельности с применением полученных знаний, а также объединяет все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Виды театрализованной деятельности в детском саду

Развитие музыкальных способностей – одна из ключевых задач музыкального воспитания дошкольников, Театрализованная деятельность формирует у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, создать образ. У детей пробуждается активность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении представлена кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы:

    • режиссерские игры;

    • игры-драматизации.

Режиссёрские игры. В них ребёнок не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный, теневой, пальчиковый и т. д.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок самостоятельно создаёт образ и исполняет роль, например, в инсценировании потешек, сказок, песен. Виды драматизаций: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры- импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Вариативные модели организации музыкально-театрализованной деятельности:

  1. Детские мюзиклы.

  2. Театрализованные квесты.

  3. Детский литературный театр.

  4. Театр песни.

  5. Театр танцевальных миниатюр.

  6. Детский коррекционный театр.

  7. Детский театр кукол.

  8. Детский «Театр всевозможного».

  9. Семейный театр.

  10. Детский физкультурно-оздоровительный театр.

  11. Детский цифровой театр.

  12. Детский театр экспромта.

  13. Тематические проекты на основе театрализованной деятельности.

Содержание работы и задачи театрализованной

деятельности

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

  • Упражнения по формированию речевого дыхания, дикции (артикуляционная гимнастика), коррекционно- развивающие игры;

  • Упражнения по этике;

  • Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей;

  • Динамические паузы;

  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;

  • Упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы;

  • Ритмопластику;

  • Восприятие музыки;

  • Упражнения по формированию выразительности исполнения, танцы;

  • Музицирование;

  • Подготовку и разыгрывание мини-диалогов, потешек, небылиц, песен, стихов, сказок;

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • Театральные этюды;

  • Игры-драматизации;

  • Импровизацию;

  • Релаксацию.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Рассмотрим задачи развития музыкальных способностей в театрализованной деятельности.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, зрительное и слуховое внимание, чувство ритма и музыкальный слух. Например, через активное

слушание музыкальных произведений и передачу характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами творчества.

  • Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, согласованность действий с речью.

  • Помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности.

  • Передавать настроение и чувства героев в движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций.

  • Развивать умение создавать целостный музыкально-художественный образ используя невербальные средства (мимику, пантомимику, жесты, позы) и словесные (интонацию, громкость, темп произношения).

  • Формировать правильную осанку, пластичность и выразительность выполнения движений, согласовывать свои действия с другими детьми.

  • Формировать интерес к импровизации. Побуждать к песенному, танцевальному и игровому творчеству, а так-же к самостоятельной творческой деятельности.

  • Прививать любовь к народному творчеству, фольклору посредством исполнения и инсценировок народных песен, сказок, танцев.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Методы и приемы музыкально-театрализованной

деятельности

В музыкально-театральной деятельности можно использовать следующие методы и приемы.

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

Метод создания креативного поля заключается в том, что детям предоставляется возможность иных, креативных решений, и каждый может

«шагнуть» туда и найти «свой» способ решения.

Импровизация на музыкальных инструментах. Например, при озвучивании сказок-шумелок: (формирует представления детей о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности).

Речевые упражнения. Ровное метричное декламирование текста, ритминизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы. Базой для речевых упражнений служит детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Имитация голосом и движениями образов животных. Также используются образные песни и пляски.

Использование голосов детей для создания различных звуковых эффектов. Для этого применяются игры голосовым аппаратом: глиссандирование, свист, шипение, кряхтение, цоканье языком, вдохи, возгласы.

Пластические образы, созданные на музыкальном материале. Они развивают гибкость и умение владеть своим телом.

Также к музыкальным методам театральной деятельности можно отнести метод активного слушания, который заключается в одновременном прослушивании музыкального произведения и передаче отличительных черт музыкально-игрового образа.

Образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа. Основная цель этюда — услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения.

Можно использовать следующие приемы:

  • выбор роли по желанию;

  • распределение ролей по карточкам;

  • проигрывание ролей в паре;

  • имитация игры на музыкальных инструментах, например, во время пения песни «С барабаном ходит ёжик» дети изображают игру на барабане;

  • приём «совместное сочинительство» — вместе с детьми сочиняем истории;

  • игры на развитие фантазии “Продолжи сказку”;

  • упражнения и этюды на развитие воображения: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкально-театрализованная деятельность - это эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней формирует у ребенка артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.

Только комплексная работа, проводимая на занятиях по музыкальному театру, включающая в себя работу над спектаклем, сценической речью, постановке этюдов, сценическому движению, пластическим этюдам, разучиванию вокальных номеров, позволяет охватить творческое развитие дошкольника в полном объеме.

Список литературы
  1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду/ Е. А. Антипина. — 2-е изд., перераб. – М.: Сфера, 2009. — 128 с. :21 см

  2. Буренина, А. И. Инновационные модели организации музыкально- театрализованной деятельности в современном детском саду: интерактивное пособие / Буренина А.Б. – Электрон. текстовые дан. (2,303Mb). - Москва, ВОО «Воспитатели России». - 2023.

[Электронный ресурс] // https://psv4.userapi.com/s/v1/d/mLZCp8O-ovuyNd- ufOKFDaNn7vCK89A2VUyhpa4azYSCF6qiNXdHmOTyz3u1Lz069o0YlHez

-eUMP4FgaPqV1-

s 2ED bEaJ54PYPNCEDRYnr8j3S/Burenina_AI_Innovatsionnye_modeli_org anizatsii_muz-teatr_deyatelnosti_2023.pdf

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.

  2. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей /

Н. Ф. Губанова. – М., 2007.

  1. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия Развития, 1997. – 240 с.

  2. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили / 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1998. – 240 с.

  3. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.

  4. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. – Москва: ВАЛДОС, 2001. – 159 с.: ил., ноты., портр., табл.; 21 см. - (Театр и дети).