СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой тезисы из курсового проекта "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.»

ТЕЗИСЫ

Качусова Валентина Владимировна

Студентка 4 курса Дошкольное Образование

Заочное отделение

Bajnova85@mail.ru

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». [2]

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, потому что развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.[1]

Согласно ФГОС ДО от 17.10.2013 №1115 раздел 2 п. 2.6. речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; также важным положением являются целевые ориентиры к результатам освоения ООП ДО, которые определяются в его интеллектуальном развитии.[8]

Согласно профессиональному стандарту педагога, педагог дошкольного образования должен: знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте, уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. [3]

Так как одной из задач курсового проекта является осуществление подборки театрализованных игр, проанализируем несколько определений понятия «театрализованная игра».

Как считает И.Г. Вечканова, театрализованная игра − деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами.

В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра или игра-драматизация трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене» [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная игра – это творческая игра, в которой разыгрывается в лицах литературное произведение (сказки, рассказы, стихотворения, специально написанные инсценировки).

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.[5]

В театрализованной игре формируются диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.[7]

Так же в курсовом проекте подобраны методики на выявление уровня сформированности словарного запаса такие как: Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой и Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А [4]

Таким образом, театрализованная деятельность − это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Также она способствует развитию коммуникативных навыков, учит взаимодействовать детей друг с другом.

Список литературы

  1. Коптяева М.И. «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».// Сайт для учителей (22.10.2016). URL: https: www.kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie (Дата обращения 04.11.2018).

  2. Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» / Муниципалное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34», Копейского городского округа (27.10.2017). // www.mdoy34-kgo.caduk.ru/p114aa1.html(дата посещения 24.01.2019).

  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

  4. Справочник логопеда «Изучение уровня словарного запаса детей» /Большая библиотека онлайн //www.eriding.club/chapter.php/95158/46/Spravochnik_logopeda(дата посещения 12.02.2019).

  5. Статья «Характеристика театрализованной игры» / Лекции. Орг-публикация материала для обучения// www.lektsii.org/17-52071 (дата посещения 1.03.2019)

  6. Студенческая библиотека онлайн // Studbooks.net/ URL: https://studbooks.net/1757506/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_teatralizovannoy_igry_sredstva_esteticheskogo_vospitaniya (дата посещения 7декабря 2019)

  7. Табакова Т.В., «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (23.03.2014). // xn-i1abbncbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%%82%D1%8C%D0%B8/6441`41/ (дата посещения 29.01.2019).

  8. ФГОС ДО от 17.10.2013 №1115