ТЕЗИСЫ
Качусова Валентина Владимировна
Студентка 4 курса Дошкольное Образование
Заочное отделение
Bajnova85@mail.ru
Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». [2]
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, потому что развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.[1]
Согласно ФГОС ДО от 17.10.2013 №1115 раздел 2 п. 2.6. речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; также важным положением являются целевые ориентиры к результатам освоения ООП ДО, которые определяются в его интеллектуальном развитии.[8]
Согласно профессиональному стандарту педагога, педагог дошкольного образования должен: знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте, уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. [3]
Так как одной из задач курсового проекта является осуществление подборки театрализованных игр, проанализируем несколько определений понятия «театрализованная игра».
Как считает И.Г. Вечканова, театрализованная игра − деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами.
В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра или игра-драматизация трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене» [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная игра – это творческая игра, в которой разыгрывается в лицах литературное произведение (сказки, рассказы, стихотворения, специально написанные инсценировки).
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.[5]
В театрализованной игре формируются диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.[7]
Так же в курсовом проекте подобраны методики на выявление уровня сформированности словарного запаса такие как: Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой и Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А [4]
Таким образом, театрализованная деятельность − это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Также она способствует развитию коммуникативных навыков, учит взаимодействовать детей друг с другом.
Список литературы
Коптяева М.И. «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».// Сайт для учителей (22.10.2016). URL: https: www.kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie (Дата обращения 04.11.2018).
Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» / Муниципалное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34», Копейского городского округа (27.10.2017). // www.mdoy34-kgo.caduk.ru/p114aa1.html(дата посещения 24.01.2019).
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
Справочник логопеда «Изучение уровня словарного запаса детей» /Большая библиотека онлайн //www.eriding.club/chapter.php/95158/46/Spravochnik_logopeda(дата посещения 12.02.2019).
Статья «Характеристика театрализованной игры» / Лекции. Орг-публикация материала для обучения// www.lektsii.org/17-52071 (дата посещения 1.03.2019)
Студенческая библиотека онлайн // Studbooks.net/ URL: https://studbooks.net/1757506/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_teatralizovannoy_igry_sredstva_esteticheskogo_vospitaniya (дата посещения 7декабря 2019)
Табакова Т.В., «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (23.03.2014). // xn-i1abbncbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%%82%D1%8C%D0%B8/6441`41/ (дата посещения 29.01.2019).
ФГОС ДО от 17.10.2013 №1115