МБОУ «Старокаксинская ООШ»
Сценарий миниспектакля
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
(по книге С.Алексиевич «Последние свидетели»)
Сценарий разработан
Николаевой Т.А.
2023год.
В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации, в особенности наших детей. Необходимо воспитывать и прививать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Тема Великой Отечественной войны была, есть и будет самой животрепещущей в воспитании патриотизма и нравственной духовности у наших детей. Это особенно остро понимается именно сейчас, когда героические и трагические события 1941-1945 гг. уходят от нас все дальше, когда все меньше остается живых свидетелей памятных огненных лет.
Цель: формирование у обучающихся патриотической позиции и уважительного отношения к исторической памяти 1941 - 1945 г.
Задачи:
- способствовать нравственно - патриотическому воспитанию обучающихся;
- расширять знания обучающихся о жизни детей в период Великой Отечественной войны;
- развивать творческие способности обучающихся;
• развивать навыки выразительного чтения;
- воспитывать любовь к Родине, гордость за её историческое прошлое.
«Дети войны»
Выходят чтецы, на фоне метронома читают стихи
1.Дети войны–и веет холодом,
Дети войны–и пахнет голодом…
Дети войны–и дыбом волосы–
На челках детских–седые полосы!
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими!
2.И мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.
4.Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
5.Вам, чьи имена освящаются,
Вам, опалёнными войною, посвящается…( уходят)
Звучит музыка, выбегают дети , играют ,прыгают, вдруг раздаётся звук сирены, дети пугаются, встают на заднем фоне . Друг за другом выходят вперёд и рассказывают о себе на фоне музыки.
1.В то воскресенье… Двадцать второго июня…
Пошли с братом за грибами. Уже было время боровиков. Лесок наш небольшой, мы там знали каждый кустик, каждую полянку… Уже возвращались домой, когда услышали громовой гул. Гул шел с неба… Подняли головы: над нами штук двенадцать-пятнадцать самолетов… Они летели высоко, очень высоко, я подумал, что раньше наши самолеты так высоко не летали. Был слышен гул: у-у-у!
Тут же мы увидели нашу маму, она бежала к нам — плачущая, растерянная, со срывающимся голосом. Таким и осталось впечатление от первого дня войны — мама не зовет ласково, как обычно, а кричит: «Дети! Мои дети!» У нее большие глаза, вместо лица одни глаза…
2.Я научилась молиться. Часто вспоминаю, как в войну я научилась молиться… Сказали – война. Я, и это понятно, в пять лет не воображала никаких картин. Никаких страхов. Но от страха, именно от страха, уснула. И спала два дня. Два дня лежала, как кукла. Все думали, что я умерла. Мама плакала, а бабушка молилась. Она молилась два дня и две ночи.
Я открыла глаза, и первое, что помню – свет. Яркий-яркий свет, необычайно яркий. Слышу чей-то голос, узнаю: это моей бабушки голос. Бабушка стоит перед иконой и молится.
«Бабушка… Бабушка…», — позвала я ее. Она не оглянулась. Не поверила, что это я ее зову.
— Бабушка, — потом спрашивала я, — как ты молилась, когда я умирала?
— Я просила, чтобы твоя душа вернулась.
Через год умерла наша бабушка. Я уже умела молиться. Я молилась и просила, чтобы ее душа вернулась.
А она не вернулась…
3.Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: «Жить хочу! Жить хочу!»
Боялся умереть, хотя что я мог тогда знать о смерти? Ну что?
Сам помню… Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей оставить маленький кусочек. И не смог. Брат тоже не смог… Нам было стыдно. Ужасно стыдно.
4.У нас было одно пальто на троих, одни валенки. Мы часто сидели дома. Пробовали рассказывать друг другу сказки… Какие-то книжки… Но это было неинтересно. А интересно нам было мечтать, как кончится война, и как мы станем жить после войны. Будем есть одни пирожки и конфеты.В войну я любил сны. Я любил сны о мирной жизни, о том, как мы жили до войны…
5.В ноябре сорок второго… Начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда, ее пришлось срочно перешивать. А сапоги на меня не могли найти целый месяц. Так я стал воспитанником госпиталя. Солдатом. Что делал? Одни бинты могли свести с ума. Их всегда не хватало. Приходилось стирать, сушить, скручивать. Попробуйте скрутить тысячу штук в день! А я наловчился еще быстрее взрослых.
6.Все время хочется есть. Ходим с Женей в рожь, она растет прямо за домами. Растираем колоски и жуем зернышки. А поле уже немецкое, и колоски немецкие… Буквально из нашей калитки меня выдергивает офицер в зеленой форме с блестящими погонами и то ли бьет стеком, то ли ремнем стегает. От страха окаменел – боли не чувствую. Вдруг вижу бабушку: «Пан, миленький, отдай внука. Богом прошу, отдай!» Бабушка перед офицером на коленях. Офицер уходит, я лежу в песке. Бабушка на руках несет меня в дом. Я с трудом шевелю губами. После этого долго болею…
7.Они нас расстреливали в упор. Люди падали на землю. В песок, в траву… «Закрой глаза, дочка. Не смотри…», — просил отец. Я боялась смотреть и на небо – там было черно от самолетов, и на землю – везде лежали убитые. Близко пролетел самолет. Отец тоже упал и не поднялся. Я сидела над ним: «Папа, открой глаза… Папа, открой глаза…» Какие-то люди кричали «Немцы!» – и тянули меня за собой. А до меня не доходило, что отец больше не встанет, и вот так в пыли, на дороге я его должна бросить. На нем нигде не было крови, он просто молча лежал. Меня от него оттянули силой, но много дней я шла и оглядывалась, ждала – отец меня догонит. Просыпалась ночью… Просыпалась от его голоса. Я не могла поверить, что отца больше у меня нет.
8.Как мы доехали до Пензы, не помню, как меня привезли в детдом – не помню. Чистые страницы в памяти… Помню только, что нас было много, спали по двое, по трое на одной кровати. Если одна заплакала, то и другая плачет: «Мама! Где моя мама?»
9.Я очень удивилась, что молодой фашистский офицер, который стал жить у нас, был в очках. А я себе представляла, что в очках ходят только учителя. Он жил в одной половине дома, а мы – в другой. Братик, самый маленький, у нас простыл и сильно кашлял. У него была большая температура, он весь горел, плакал ночами. Наутро офицер заходит на нашу половину и говорит маме, что если киндер будет плакать, не давать ему спать по ночам, то он его «пуф-пуф» – и показывает на свой пистолет. Ночью, как только брат закашляет или заплачет, мать хватает его в одеяло, бежит на улицу и там качает, пока он не заснет или не успокоится.
10.Забрали у нас все, мы голодали. На кухню не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он услышал запах и пополз по полу на этот запах. А они каждый день варили гороховый суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Через пять минут раздался крик моего брата, страшный визг. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он просил есть. А он был такой голодный, что подойдет к маме: «Давай сварим моего утенка». Утенок у него был самой любимой игрушкой, он никому его раньше в руки не давал. Спал с ним. В последний день перед своим отступлением немцы подожгли наш дом.
11.Я помню, как война закончилась… Девятое мая сорок пятого года…
В детский сад прибежали женщины:
— Дети, победа! Победа-а-а-а!
Смеются и плачут. Плачут и смеются.
Стали нас все целовать. Незнакомые женщины. Целуют и плачут…
Целуют… Включили репродуктор. Все слушали. А мы, маленькие, слов не понимали, мы понимали, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого- то поднимали на руках взрослые… Кто – то сам лез… Вечером был салют. Небо сияло. Мама открыла окно и заплакала:
— Доченька, запомни это на всю жизнь…
Видео -песня- «Дети войны»