СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральная постановка по мотивам сказки Г.Тукая "Шурале"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко»

Мензелинского муниципального района

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театрализованное представление по мотивам сказки Г.Тукая «Шурале»  

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель I квалификационной категории

Цыганкова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Мензелинск, 2016 год.

 

Описание работы: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, будет интересен как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей, руководителей театральных кружков. Эта театральная постановка по мотивам сказки татарского писателя Габдуллы Тукая «Шурале».  Шурале – это мифическое существо татарских и башкирских сказок, лесной дух. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Это старая и мудрая сказка, где представлен татарский колорит деревенской жизни, а егет–дровосек народной хитростью и смекалкой обдурил лесное чудище Шурале. В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги и находятся в извечной борьбе. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Цель: формировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке. Задачи: развивать умение узнавать сказки и их героев; воспитывать любовь к устному народному творчеству, к авторским сказкам;  воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость.

Сказка «Шурале».

Действующие лица: Рассказчик, Шурале, другие Шурале, Дровосек, курочки, птички. слайд №1 Рассказчик: Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. слайд №2 Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!

«Выход курочек» Валерия, Эвелина, Саша, Алина, Диана

(поют, открывают представление) Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик, слайд №3 А река, народа гордость,— просто маленький родник.  Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ: В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет. слайд №4 От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро, Набираешь в миг единый ягод полное ведро. Слайд№5 Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,  слайд №6 Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине И пронзительным весельем наполняли душу мне.

«Танец птиц» (Алсу, Кира, София, Лиана)

Рассказчик:Разумеется, что в этом удивительном лесу Встретишь волка, и медведя, и коварную лису.

(выходит Лиса, поёт)

ЛисаЯна (Песня)

Ах, какой пушистый хвост,

Любопытный черный нос,

Очень хитрые глаза-

Это рыжая лиса!

Припев:

Кто хитрее всех в лесу?

Все покажут на лису.

Кто в лесу пушистей всех?

Полюбуйтесь-ка на мех!

2. Хоть полсвета обойдешь,

Но прекрасней не найдешь.

Шубка у красавицы

Даже взрослым нравится!

3. Лис когда-нибудь придет

И лисичку уведет.

Эта шубка, этот мех

Точно принесут успех!

Я лиса, хитра я очень,

Жду, когда наступит осень.

Видеть будет далеко.

Зайчиков ловить легко.

(Выходят зайцы.Танец зайцев.)

 

 

Заяц Кирилл:

Ну, и хитрая, лисица,

Не боюсь тебя, сестрица!

Не поймаешь, убегу

Быстро бегать я могу.

 

Три весёлых зайчика

Прыгали в лесу

На опушке встретили

Рыжую лису.

припев:

Зайка Петя, зайка Федя,

Зайка Филиппок

От лисички рыженькой

Прыг да скок.

2.Три весёлых зайчика

Сели на пенёк.

Вдруг откуда ни возьмись

Появился волк.

припев:

Зайка Петя, зайка Федя,

Зайка Филиппок

От серого, зубастого

Прыг да скок.

3.Три весёлых зайчика

Стали дружно петь

Неуклюже, невпопад

Стал реветь медведь

припев:

Зайка Петя, зайка Федя,

Зайка Филиппок

От ревущего медведя

Прыг да скок.

Входит Медведь рычит.

Медведь Марат:

Я медведь-любитель меда,

Силы много у меня.

Я могу валить деревья

Не останется и пня.

(уходят) Рассказчик:Много сказок и поверий ходит по родной земле И о джиннах, и о пери, и о страшных Шурале. слайд №7 Рассказчик: Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит, Из аула за дровами в лес отправился джигит. Выход Дровосека(конь,Конь Данил запряженный в телегу)

Рассказчик: На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор, Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор.

слайд №8

Дровосек Богдан О.

Это дерево пойдет, это мой топор возьмет!

Наточу, чтоб было остро и рубить я буду быстро.

(Шурале пробирается за деревьями.)

Рассказчик: Дровосек работой занят, знай, стучит себе, стучит, Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке. И топор остановился в замахнувшейся руке.(крик шурале)

Дровосек Богдан О.

Это кто еще такой?

«Кто же это -человек? Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?» До чего он безобразен, поневоле страх берет. Нос изогнут наподобье рыболовного крючка, Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака. Он похож на человека, очень тонкий и нагой, Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. И глаза твои пугают и горят, как два огня, Ты ответь, урод несчастный: «Что ты хочешь от меня?»

Шурале Вадим:

Кто? Хозяин я лесной

Я с тобою поиграю(в сторону)

Я щекоткой убиваю.

«Я щекоткой устрашать привык людей. Тебя завидев я издаю красивый крик(кричит). Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели, Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!

Дровосек Богдан О.:

Ну, не здесь же нам играть(в сторону)

Какой хитрый – щекотать

Пойдем в чащу – там поляна

Здесь играть нам места мало.

(уходят, выбегают звери, лиса пугает зайца)

Лиса Яна

Вот, попался зайка,

Зайка побегайка!

Медведь Марат:

Хватит, звери воевать,

Парня надо выручать.

Здесь я дерево свалю.

Клин ищи, туда вобью.

(Медведь валит дерево, заяц находит клин, медведь вбивает его в ствол, звери прячутся за дерево.Выходят Шурале и Джигит.)

Дровосек Богдан:

Шурале, смотри, бревно.

Шурале Вадим:

Ох, тяжелое оно

Дровосек Богдан О.:

«Хорошо, я поиграю,—  Только при одном условье... Ты согласен или нет?» Видишь толстое, большое и тяжелое бревно? Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем, На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем. Щель большую ты заметил на другом конце бревна? Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..»

(шурале пытается поднять то с одной стороны, то с другой)

Зря стараешься, чудак. Надо руки вставить так: (показывает)

Так удобно поднимать, а потом начнем играть.

Рассказчик: Тут джигит, егет бесстрашный Клин, заранее заткнутый, выбивает топором, Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой, Он сидит, не понимая умной выдумки людской. Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле… Прищемились и остались в щели пальцы Шурале.

(дровосек выдергивает клин, Шурале кричит)

Шурале Вадим:

 «Сжалься, сжалься надо мною!

Отпусти меня, джигит! Ни тебя, джигит, ни сына, не обижу я вовек. Весь твой род не буду трогать никогда, о человек! Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу? Всем скажу: «Я — друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!» Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле! Что тебе, джигит, за прибыль от мучений Шурале?»

Ты прости меня, джигит, по-другому буду жить.

Засмеют меня друзья, как попался глупо я.

Рассказчик:Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой. Дровосек его не слышит, собирается домой.

Шурале Вадим:

 «Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу, На вопрос: «Кто твой обидчик?» — чьё я имя назову?» Дровосек Богдан О.:

 «Так и быть, скажу я, братец. Это имя не забудь: Прозван я «Вгодуминувшем»... А теперь — пора мне в путь». Рассказчик: Шурале кричит и воет, хочет силу показать, Хочет вырваться из плена, дровосека наказать. Шурале Вадим: «Я погиб. Лесные духи, помогите мне скорей! Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!» Рассказчик: А наутро прибежали Шурале со всех сторон.

слайд №9

«Пляска Шурале»

Другие Шурале: «Что с тобою? Ты рихнулся? Чем ты, дурень, огорчен? Шурале Вадим (кричит): «Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей»! Другие Шурале:

Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж. Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?» слайд №2 «Выход курочек» (поют, закрывают представление) Слайд 1

Рассказчик:

Дети! Вас хотим предупредить ночью в лес нельзя ходить,

Лучше дома посидите, маму с папой подождите.

 

 

сценарий театральной постановки

Просмотр содержимого документа
«Театральная постановка по мотивам сказки Г.Тукая "Шурале"»

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко»

Мензелинского муниципального района

Республики Татарстан























Театрализованное представление по мотивам сказки Г.Тукая «Шурале»


















Выполнила: воспитатель I квалификационной категории

Цыганкова Л.В.











































г. Мензелинск, 2016 год.



Описание работы: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, будет интересен как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей, руководителей театральных кружков.
Эта театральная постановка по мотивам сказки татарского писателя Габдуллы Тукая «Шурале». 
Шурале – это мифическое существо татарских и башкирских сказок, лесной дух. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Это старая и мудрая сказка, где представлен татарский колорит деревенской жизни, а егет–дровосек народной хитростью и смекалкой обдурил лесное чудище Шурале.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги и находятся в извечной борьбе. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

Цель: формировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке.
Задачи: развивать умение узнавать сказки и их героев;
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к авторским сказкам; 
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость.

Сказка «Шурале».

Действующие лица: Рассказчик, Шурале, другие Шурале, Дровосек, курочки, птички.
слайд №1
Рассказчик: Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
слайд №2
Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!

«Выход курочек» Валерия, Эвелина, Саша, Алина, Диана

(поют, открывают представление)
Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
слайд №3
А река, народа гордость,— просто маленький родник. 
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.
слайд №4
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Слайд№5
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось, 
слайд №6
Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине
И пронзительным весельем наполняли душу мне.

«Танец птиц» (Алсу, Кира, София, Лиана)

Рассказчик:Разумеется, что в этом удивительном лесу
Встретишь волка, и медведя, и коварную лису.

(выходит Лиса, поёт)

ЛисаЯна (Песня)

Ах, какой пушистый хвост,

Любопытный черный нос,

Очень хитрые глаза-

Это рыжая лиса!

Припев:

Кто хитрее всех в лесу?

Все покажут на лису.

Кто в лесу пушистей всех?

Полюбуйтесь-ка на мех!

2. Хоть полсвета обойдешь,

Но прекрасней не найдешь.

Шубка у красавицы

Даже взрослым нравится!

3. Лис когда-нибудь придет

И лисичку уведет.

Эта шубка, этот мех

Точно принесут успех!

Я лиса, хитра я очень,

Жду, когда наступит осень.

Видеть будет далеко.

Зайчиков ловить легко.

(Выходят зайцы.Танец зайцев.)





Заяц Кирилл:

Ну, и хитрая, лисица,

Не боюсь тебя, сестрица!

Не поймаешь, убегу

Быстро бегать я могу.



Три весёлых зайчика

Прыгали в лесу

На опушке встретили

Рыжую лису.

припев:

Зайка Петя, зайка Федя,

Зайка Филиппок

От лисички рыженькой

Прыг да скок.

2.Три весёлых зайчика

Сели на пенёк.

Вдруг откуда ни возьмись

Появился волк.

припев:

Зайка Петя, зайка Федя,

Зайка Филиппок

От серого, зубастого

Прыг да скок.

3.Три весёлых зайчика

Стали дружно петь

Неуклюже, невпопад

Стал реветь медведь

припев:

Зайка Петя, зайка Федя,

Зайка Филиппок

От ревущего медведя

Прыг да скок.

Входит Медведь рычит.

Медведь Марат:

Я медведь-любитель меда,

Силы много у меня.

Я могу валить деревья

Не останется и пня.

(уходят)
Рассказчик:Много сказок и поверий ходит по родной земле
И о джиннах, и о пери, и о страшных Шурале.
слайд №7
Рассказчик: Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
Выход Дровосека(конь,Конь Данил запряженный в телегу)

Рассказчик: На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор.

слайд №8

Дровосек Богдан О.

Это дерево пойдет, это мой топор возьмет!

Наточу, чтоб было остро и рубить я буду быстро.

(Шурале пробирается за деревьями.)

Рассказчик: Дровосек работой занят, знай, стучит себе, стучит,
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.
И топор остановился в замахнувшейся руке.(крик шурале)

Дровосек Богдан О.

Это кто еще такой?

«Кто же это -человек?
Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?»
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
И глаза твои пугают и горят, как два огня,
Ты ответь, урод несчастный: «Что ты хочешь от меня?»

Шурале Вадим:

Кто? Хозяин я лесной

Я с тобою поиграю(в сторону)

Я щекоткой убиваю.

«Я щекоткой устрашать привык людей.
Тебя завидев я издаю красивый крик(кричит).
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!

Дровосек Богдан О.:

Ну, не здесь же нам играть(в сторону)

Какой хитрый – щекотать

Пойдем в чащу – там поляна

Здесь играть нам места мало.

(уходят, выбегают звери, лиса пугает зайца)

Лиса Яна

Вот, попался зайка,

Зайка побегайка!

Медведь Марат:

Хватит, звери воевать,

Парня надо выручать.

Здесь я дерево свалю.

Клин ищи, туда вобью.

(Медведь валит дерево, заяц находит клин, медведь вбивает его в ствол, звери прячутся за дерево.Выходят Шурале и Джигит.)

Дровосек Богдан:

Шурале, смотри, бревно.

Шурале Вадим:

Ох, тяжелое оно

Дровосек Богдан О.:

«Хорошо, я поиграю,— 
Только при одном условье... Ты согласен или нет?»
Видишь толстое, большое и тяжелое бревно?
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..»

(шурале пытается поднять то с одной стороны, то с другой)

Зря стараешься, чудак. Надо руки вставить так: (показывает)

Так удобно поднимать, а потом начнем играть.

Рассказчик: Тут джигит, егет бесстрашный
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
Он сидит, не понимая умной выдумки людской.
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле…
Прищемились и остались в щели пальцы Шурале.

(дровосек выдергивает клин, Шурале кричит)

Шурале Вадим:

 «Сжалься, сжалься надо мною!

Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына, не обижу я вовек.
Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!
Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу?
Всем скажу: «Я — друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!»
Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле!
Что тебе, джигит, за прибыль от мучений Шурале?»

Ты прости меня, джигит, по-другому буду жить.

Засмеют меня друзья, как попался глупо я.

Рассказчик:Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой.
Дровосек его не слышит, собирается домой.

Шурале Вадим:

 «Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу,
На вопрос: «Кто твой обидчик?» — чьё я имя назову?»
Дровосек Богдан О.:

 «Так и быть, скажу я, братец. Это имя не забудь:
Прозван я «Вгодуминувшем»... А теперь — пора мне в путь».
Рассказчик: Шурале кричит и воет, хочет силу показать,
Хочет вырваться из плена, дровосека наказать.
Шурале Вадим: «Я погиб. Лесные духи, помогите мне скорей!
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!»
Рассказчик: А наутро прибежали Шурале со всех сторон.

слайд №9

«Пляска Шурале»

Другие Шурале: «Что с тобою? Ты рихнулся? Чем ты, дурень, огорчен?
Шурале Вадим (кричит): «Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей»!
Другие Шурале:

Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж.
Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?» слайд №2
«Выход курочек» (поют, закрывают представление)
Слайд 1

Рассказчик:

Дети! Вас хотим предупредить ночью в лес нельзя ходить,

Лучше дома посидите, маму с папой подождите.