«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко»
Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
Театрализованное представление по мотивам сказки Г.Тукая «Шурале»
Выполнила: воспитатель I квалификационной категории
Цыганкова Л.В.
г. Мензелинск, 2016 год.
Описание работы: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, будет интересен как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей, руководителей театральных кружков.
Эта театральная постановка по мотивам сказки татарского писателя Габдуллы Тукая «Шурале».
Шурале – это мифическое существо татарских и башкирских сказок, лесной дух. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Это старая и мудрая сказка, где представлен татарский колорит деревенской жизни, а егет–дровосек народной хитростью и смекалкой обдурил лесное чудище Шурале.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги и находятся в извечной борьбе. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Цель: формировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке.
Задачи: развивать умение узнавать сказки и их героев;
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к авторским сказкам;
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость.
Сказка «Шурале».
Действующие лица: Рассказчик, Шурале, другие Шурале, Дровосек, курочки, птички.
слайд №1
Рассказчик: Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
слайд №2
Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!
«Выход курочек» Валерия, Эвелина, Саша, Алина, Диана
(поют, открывают представление)
Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
слайд №3
А река, народа гордость,— просто маленький родник.
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.
слайд №4
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Слайд№5
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,
слайд №6
Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине
И пронзительным весельем наполняли душу мне.
«Танец птиц» (Алсу, Кира, София, Лиана)
Рассказчик:Разумеется, что в этом удивительном лесу
Встретишь волка, и медведя, и коварную лису.
(выходит Лиса, поёт)
ЛисаЯна (Песня)
Ах, какой пушистый хвост,
Любопытный черный нос,
Очень хитрые глаза-
Это рыжая лиса!
Припев:
Кто хитрее всех в лесу?
Все покажут на лису.
Кто в лесу пушистей всех?
Полюбуйтесь-ка на мех!
2. Хоть полсвета обойдешь,
Но прекрасней не найдешь.
Шубка у красавицы
Даже взрослым нравится!
3. Лис когда-нибудь придет
И лисичку уведет.
Эта шубка, этот мех
Точно принесут успех!
Я лиса, хитра я очень,
Жду, когда наступит осень.
Видеть будет далеко.
Зайчиков ловить легко.
(Выходят зайцы.Танец зайцев.)
Заяц Кирилл:
Ну, и хитрая, лисица,
Не боюсь тебя, сестрица!
Не поймаешь, убегу
Быстро бегать я могу.
Три весёлых зайчика
Прыгали в лесу
На опушке встретили
Рыжую лису.
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От лисички рыженькой
Прыг да скок.
2.Три весёлых зайчика
Сели на пенёк.
Вдруг откуда ни возьмись
Появился волк.
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От серого, зубастого
Прыг да скок.
3.Три весёлых зайчика
Стали дружно петь
Неуклюже, невпопад
Стал реветь медведь
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От ревущего медведя
Прыг да скок.
Входит Медведь рычит.
Медведь Марат:
Я медведь-любитель меда,
Силы много у меня.
Я могу валить деревья
Не останется и пня.
(уходят)
Рассказчик:Много сказок и поверий ходит по родной земле
И о джиннах, и о пери, и о страшных Шурале.
слайд №7
Рассказчик: Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
Выход Дровосека(конь,Конь Данил запряженный в телегу)
Рассказчик: На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор.
слайд №8
Дровосек Богдан О.
Это дерево пойдет, это мой топор возьмет!
Наточу, чтоб было остро и рубить я буду быстро.
(Шурале пробирается за деревьями.)
Рассказчик: Дровосек работой занят, знай, стучит себе, стучит,
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.
И топор остановился в замахнувшейся руке.(крик шурале)
Дровосек Богдан О.
Это кто еще такой?
«Кто же это -человек?
Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?»
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
И глаза твои пугают и горят, как два огня,
Ты ответь, урод несчастный: «Что ты хочешь от меня?»
Шурале Вадим:
Кто? Хозяин я лесной
Я с тобою поиграю(в сторону)
Я щекоткой убиваю.
«Я щекоткой устрашать привык людей.
Тебя завидев я издаю красивый крик(кричит).
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Дровосек Богдан О.:
Ну, не здесь же нам играть(в сторону)
Какой хитрый – щекотать
Пойдем в чащу – там поляна
Здесь играть нам места мало.
(уходят, выбегают звери, лиса пугает зайца)
Лиса Яна
Вот, попался зайка,
Зайка побегайка!
Медведь Марат:
Хватит, звери воевать,
Парня надо выручать.
Здесь я дерево свалю.
Клин ищи, туда вобью.
(Медведь валит дерево, заяц находит клин, медведь вбивает его в ствол, звери прячутся за дерево.Выходят Шурале и Джигит.)
Дровосек Богдан:
Шурале, смотри, бревно.
Шурале Вадим:
Ох, тяжелое оно
Дровосек Богдан О.:
«Хорошо, я поиграю,—
Только при одном условье... Ты согласен или нет?»
Видишь толстое, большое и тяжелое бревно?
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..»
(шурале пытается поднять то с одной стороны, то с другой)
Зря стараешься, чудак. Надо руки вставить так: (показывает)
Так удобно поднимать, а потом начнем играть.
Рассказчик: Тут джигит, егет бесстрашный
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
Он сидит, не понимая умной выдумки людской.
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле…
Прищемились и остались в щели пальцы Шурале.
(дровосек выдергивает клин, Шурале кричит)
Шурале Вадим:
«Сжалься, сжалься надо мною!
Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына, не обижу я вовек.
Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!
Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу?
Всем скажу: «Я — друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!»
Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле!
Что тебе, джигит, за прибыль от мучений Шурале?»
Ты прости меня, джигит, по-другому буду жить.
Засмеют меня друзья, как попался глупо я.
Рассказчик:Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой.
Дровосек его не слышит, собирается домой.
Шурале Вадим:
«Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу,
На вопрос: «Кто твой обидчик?» — чьё я имя назову?»
Дровосек Богдан О.:
«Так и быть, скажу я, братец. Это имя не забудь:
Прозван я «Вгодуминувшем»... А теперь — пора мне в путь».
Рассказчик: Шурале кричит и воет, хочет силу показать,
Хочет вырваться из плена, дровосека наказать.
Шурале Вадим: «Я погиб. Лесные духи, помогите мне скорей!
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!»
Рассказчик: А наутро прибежали Шурале со всех сторон.
слайд №9
«Пляска Шурале»
Другие Шурале: «Что с тобою? Ты рихнулся? Чем ты, дурень, огорчен?
Шурале Вадим (кричит): «Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей»!
Другие Шурале:
Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж.
Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?» слайд №2
«Выход курочек» (поют, закрывают представление)
Слайд 1
Рассказчик:
Дети! Вас хотим предупредить ночью в лес нельзя ходить,
Лучше дома посидите, маму с папой подождите.
сценарий театральной постановки
Просмотр содержимого документа
«Театральная постановка по мотивам сказки Г.Тукая "Шурале"»
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко»
Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
Театрализованное представление по мотивам сказки Г.Тукая «Шурале»
Выполнила: воспитатель I квалификационной категории
Цыганкова Л.В.
г. Мензелинск, 2016 год.
Описание работы: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, будет интересен как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей, руководителей театральных кружков.
Эта театральная постановка по мотивам сказки татарского писателя Габдуллы Тукая «Шурале».
Шурале – это мифическое существо татарских и башкирских сказок, лесной дух. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Это старая и мудрая сказка, где представлен татарский колорит деревенской жизни, а егет–дровосек народной хитростью и смекалкой обдурил лесное чудище Шурале.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги и находятся в извечной борьбе. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Цель: формировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке.
Задачи: развивать умение узнавать сказки и их героев;
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к авторским сказкам;
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость.
Сказка «Шурале».
Действующие лица: Рассказчик, Шурале, другие Шурале, Дровосек, курочки, птички.
слайд №1
Рассказчик: Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
слайд №2
Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!
«Выход курочек» Валерия, Эвелина, Саша, Алина, Диана
(поют, открывают представление)
Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
слайд №3
А река, народа гордость,— просто маленький родник.
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.
слайд №4
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Слайд№5
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,
слайд №6
Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине
И пронзительным весельем наполняли душу мне.
«Танец птиц» (Алсу, Кира, София, Лиана)
Рассказчик:Разумеется, что в этом удивительном лесу
Встретишь волка, и медведя, и коварную лису.
(выходит Лиса, поёт)
ЛисаЯна (Песня)
Ах, какой пушистый хвост,
Любопытный черный нос,
Очень хитрые глаза-
Это рыжая лиса!
Припев:
Кто хитрее всех в лесу?
Все покажут на лису.
Кто в лесу пушистей всех?
Полюбуйтесь-ка на мех!
2. Хоть полсвета обойдешь,
Но прекрасней не найдешь.
Шубка у красавицы
Даже взрослым нравится!
3. Лис когда-нибудь придет
И лисичку уведет.
Эта шубка, этот мех
Точно принесут успех!
Я лиса, хитра я очень,
Жду, когда наступит осень.
Видеть будет далеко.
Зайчиков ловить легко.
(Выходят зайцы.Танец зайцев.)
Заяц Кирилл:
Ну, и хитрая, лисица,
Не боюсь тебя, сестрица!
Не поймаешь, убегу
Быстро бегать я могу.
Три весёлых зайчика
Прыгали в лесу
На опушке встретили
Рыжую лису.
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От лисички рыженькой
Прыг да скок.
2.Три весёлых зайчика
Сели на пенёк.
Вдруг откуда ни возьмись
Появился волк.
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От серого, зубастого
Прыг да скок.
3.Три весёлых зайчика
Стали дружно петь
Неуклюже, невпопад
Стал реветь медведь
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От ревущего медведя
Прыг да скок.
Входит Медведь рычит.
Медведь Марат:
Я медведь-любитель меда,
Силы много у меня.
Я могу валить деревья
Не останется и пня.
(уходят)
Рассказчик:Много сказок и поверий ходит по родной земле
И о джиннах, и о пери, и о страшных Шурале.
слайд №7
Рассказчик: Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
Выход Дровосека(конь,Конь Данил запряженный в телегу)
Рассказчик: На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор.
слайд №8
Дровосек Богдан О.
Это дерево пойдет, это мой топор возьмет!
Наточу, чтоб было остро и рубить я буду быстро.
(Шурале пробирается за деревьями.)
Рассказчик: Дровосек работой занят, знай, стучит себе, стучит,
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.
И топор остановился в замахнувшейся руке.(крик шурале)
Дровосек Богдан О.
Это кто еще такой?
«Кто же это -человек?
Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?»
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
И глаза твои пугают и горят, как два огня,
Ты ответь, урод несчастный: «Что ты хочешь от меня?»
Шурале Вадим:
Кто? Хозяин я лесной
Я с тобою поиграю(в сторону)
Я щекоткой убиваю.
«Я щекоткой устрашать привык людей.
Тебя завидев я издаю красивый крик(кричит).
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Дровосек Богдан О.:
Ну, не здесь же нам играть(в сторону)
Какой хитрый – щекотать
Пойдем в чащу – там поляна
Здесь играть нам места мало.
(уходят, выбегают звери, лиса пугает зайца)
Лиса Яна
Вот, попался зайка,
Зайка побегайка!
Медведь Марат:
Хватит, звери воевать,
Парня надо выручать.
Здесь я дерево свалю.
Клин ищи, туда вобью.
(Медведь валит дерево, заяц находит клин, медведь вбивает его в ствол, звери прячутся за дерево.Выходят Шурале и Джигит.)
Дровосек Богдан:
Шурале, смотри, бревно.
Шурале Вадим:
Ох, тяжелое оно
Дровосек Богдан О.:
«Хорошо, я поиграю,—
Только при одном условье... Ты согласен или нет?»
Видишь толстое, большое и тяжелое бревно?
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..»
(шурале пытается поднять то с одной стороны, то с другой)
Зря стараешься, чудак. Надо руки вставить так: (показывает)
Так удобно поднимать, а потом начнем играть.
Рассказчик: Тут джигит, егет бесстрашный
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
Он сидит, не понимая умной выдумки людской.
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле…
Прищемились и остались в щели пальцы Шурале.
(дровосек выдергивает клин, Шурале кричит)
Шурале Вадим:
«Сжалься, сжалься надо мною!
Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына, не обижу я вовек.
Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!
Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу?
Всем скажу: «Я — друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!»
Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле!
Что тебе, джигит, за прибыль от мучений Шурале?»
Ты прости меня, джигит, по-другому буду жить.
Засмеют меня друзья, как попался глупо я.
Рассказчик:Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой.
Дровосек его не слышит, собирается домой.
Шурале Вадим:
«Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу,
На вопрос: «Кто твой обидчик?» — чьё я имя назову?»
Дровосек Богдан О.:
«Так и быть, скажу я, братец. Это имя не забудь:
Прозван я «Вгодуминувшем»... А теперь — пора мне в путь».
Рассказчик: Шурале кричит и воет, хочет силу показать,
Хочет вырваться из плена, дровосека наказать.
Шурале Вадим: «Я погиб. Лесные духи, помогите мне скорей!
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!»
Рассказчик: А наутро прибежали Шурале со всех сторон.
слайд №9
«Пляска Шурале»
Другие Шурале: «Что с тобою? Ты рихнулся? Чем ты, дурень, огорчен?
Шурале Вадим (кричит): «Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей»!
Другие Шурале:
Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж.
Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?» слайд №2
«Выход курочек» (поют, закрывают представление)
Слайд 1
Рассказчик:
Дети! Вас хотим предупредить ночью в лес нельзя ходить,
Лучше дома посидите, маму с папой подождите.