Прощание с Азбукой.
Действующие лица: Мальвина, Буратино, Азбука, буквы алфавита, Артемон, кот Базилио, лиса Алиса, ученики, ведущий, Карабас, Тортила,
Ход мероприятия.
1 В зале дети и гости. Входит Мальвина.
Мальвина. Здравствуйте, дорогие ребята. Вы узнали меня? Вот и наступил долгожданный день. А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим! Старательные девочки здесь?
Девочки. Здесь!
Мальвина. Шустрые мальчики здесь?
Мальчики. Здесь!
Мальвина Кажется, кто-то ещё спешит на наш праздник…
Кто же это? Отгадайте,
Дружно хором отвечайте.
Мальвина. У отца был мальчик странный,
Симпатичный, деревянный,
И любил папаша сына –
Шалунишку……
Дети Буратино
2 (под музыку песни «Буратино» вбегает ученик, переодетый в костюм Буратино, и исполняет танец)
Буратино: Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме снова детвора?
1 ученик
Буквы мы узнали,
Слоги прочитали
И сложили слоги
В целые слова.
2 ученик
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись без азбуки, друзья!
3 ученик
С этой книжкой - самой первой
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
4 ученик
Звуки свистели и звуки шипели,
Гласные громко песенки пели.
А мы составляли из слов предложенья,
Потом находили в словах ударенье.
5 ученик
Ель, топор, лопата, руки.
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
6 ученик
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
7 ученик
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и свистеть,
Но не хочется им петь.
8 ученик
Книги все стоят на полке
И не мало их стоит.
Только в этом мало толку,
Коль не знаешь алфавит!
9 ученик
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все - алфавит.
Буратино: Как, вы выучили всю азбуку? А я её ещё не прочитал!
Бедный Папа Карло. Он так мечтал, чтобы я научился читать!
Мальвина. Не переживай, Буратино. Сейчас мы всё исправим. Мы поможем тебе выучить буквы.
2.1. Выход Азбуки (под музыку «Чему учат в школе»)
Азбука
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучите на «пять»
И сможете тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Мальвина.
Верным помощником Азбука стала-
Первая главная книжка.
Первые буквы она показала
Всем девчонкам и мальчишкам.
( Буратино и Мальвина садятся за парту и слушают детей)
Азбука. Поздравляю вас с первой школьной победой – вы выучили и узнали все русские буквы! Ну – ка, буквы, Стройся в ряд!
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.
И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.
Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осёл.
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.
Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
Азбука. Вот, какие молодцы! Все буквы вспомнили. Никого не забыли? (Дети отвечают, какую букву называют, та и рассказывает стихотворение).
Й: Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.
Ы: Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву... Ы.
Ъ: Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!
Ь: Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится-
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Буратино. Я запомнил буквы А, Б, В, Г, Д. А как же остальные?
Мальвина. Так тебе надо ходить в школу и учиться.
3 Исполняется песня «33 родных сестрицы».
Буратино. О, как это интересно!
Дети. Кто читал?
Ты читал?
Хорошо читал?
Много читал?
Научился читать?
Захотел почитать?
Читал?
А перечитывал?
Сколько раз прочитал?
А кому – нибудь читал?
Хочешь почитать?
Дети хором - Читай!
(Азбука вручает Буратино книгу)
Буратино (Читает) «Приключения Буратино» Да это же моя сказка!
4 Звучит музыка куплет из песни Карабаса «Я готов на гадости», выходит Карабас
Карабас:
Только одно представление!
Всем на удивление!
В школу не ходите!
Уроки пропустите!
Театр посетите, спектакль посмотрите! (Уводит Буратино в сторону)
Мальвина:
Отпусти его злодей!
Школа нам всего важней!
Делу время – потехе час.
После уроков посетим и вас.
Забирает Буратино.
5 Звучит музыка из сказки «Приключения Буратино» «Какое небо голубое» Выходят манерно лиса Алиса и кот Базилио.
Лиса: (Подбегает к Буратино, треплет его) Кого я вижу! Славненький Буратино.
Кот. (Подходит к Буратино, обнимает) Хорошенький Буратино.
Лиса: Наконец-то мы тебя нашли.
Кот: Наконец-то.
Лиса: Ребята, вы зачем здесь все собрались?
Буратино: У нас прощание с Азбукой.
Вот, даже уже много сказок прочитали.
Ведущий: когда вы были маленькие, ваши мамы и бабушки читали вам книжки. Сейчас мы, проверим, как вы внимательно слушали, и хорошо ли вы помните названия сказок:
«Снежная принцесса» - это правильно? ……«Снежная королева»
«Илья–царевич и серый волк» –…………… «Иван–царевич и Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» – …………..«Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыпленок» -………… «Гадкий утенок»
«Красная кепочка» - …………… «Красная шапочка»
«Волк и семеро цыплят» - ……… «Волк и семеро козлят»
«Сестрица Аленушка и братец Петенька» - ……«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Кот в кроссовках» - ……………….. «Кот в сапогах»
Кот: Придумали: чтение – это праздник! Какой же это праздник – сидеть читать?
Лиса: И зачем вам это нужно? Идемте лучше с нами на Поле чудес денежки выращивать.
Кот: Да, пойдём скорее.
Буратино: Нет, я останусь в школе, здесь так интересно.
Кот: Ни в коем случае!!! (Хватает Буратино за одну руку)
6 Звучит музыка «Человек собаке друг, появляется Артемон.
Артемон:
Друзья, не слушайте кота и лису!
Они вас ограбят и бросят в лесу!
Скоро в школе будет звонок,
Скоро начнется новый урок!
Учитель нас ждет – побежали скорей,
Там у нас много верных друзей!
Артемон забирает Буратино и они садятся за парту.
Лиса: Загляни ты в школу сам
И услышишь сразу там
Грохот, гомон, крики, визг,
Гвалт, и гам, и шум, и писк.
Отвечайте, я права?
Ваша школа такова?
Дети ( хором) Нет!!!
Кот. Как же нет, для вас как раз
Будет следующий рассказ.
Здесь ссорятся даже буквы!
Ведущий Жили в Азбуке у нас буквы
Жили не тужили
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за странного скандала
Буква "Я" в строку не встала
Взбунтовалась буква Я.
Буква Я : Я самая главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла Я !
Не хочу стоять в ряду
Быть желаю на виду !
БУКВА Ф : Фу-ты, ну-ты ! Ух, какая !
БУКВА С : Срам! Скандал !
БУКВА В : Воображала !
БУКВА П : Попробуй, потолкуй с такой особой !
Ведущий: Я – затопала ногами
Буква Я : Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама !
Хватит у меня ума !
Ведущий: Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор,
БУКВЫ ( ВСЕ ): Хорошо, идем на спор !
БУКВА А : Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку
Будешь первая тогда
Буква Я : Чтобы Я, да не сумела
Я ж не кто-нибудь – а "Я" !
Ведущий: Буква Я взялась за дело
Целый час она пыхтела
Но написать она сумела только Я – Я – Я – Я – Я !!!!
Тут залилась буква "ХА" громким
БУКВА Х : ХА-ХА-ХА-ХА !!!
Ведущий: Буква О – от смеха покатилась !
А – за голову схватилась !
Б – схватилась за живот.
Буква Я – сперва крепилась, а потом как заревет.
БУКВА "Я" Я, ребята виновата,
Признаю вину свою
Я согласна встать, ребята
Даже сзади буквы Ю.
БУКВА Ю: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не вместе
Дело в том, что все мы вместе.
Ведущий: БУКВА "Я" – всегда была
Всем и каждому мила
Но, советуем , друзья
Помнить место буквы Я !
Кот. Так, Лиса, давай посоревнуемся, кто лучше буквы знает.
Лиса. Конечно я! А ты знаешь, что чтобы слова получались, нужно секрет знать!
Кот. Для начала, давай где-нибудь буквы раздобудем.
Ведущий: Игра «Найди букву» Выйти и встать у доски, тем, буквам, которые себя найдут на рисунке (изографы)
Буратино (Выходит к ребятам, встаёт в серединке).
Как здорово уметь читать!
Ведь можно многое узнать.
Издали много мудрых книжек
Для девчонок и мальчишек.
Азбука: Игра «Буква заблудилась» Слушайте, внимательно, услышите ошибку, исправьте меня:
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!
Говорят, один рыбак
В печке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Тает снег, течёт ручей,
На ветвях, полно врачей.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Сели в ложку и айда,
Плаваем туда-сюда.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
печку кепками топил.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам скок да скок.
( Дети сразу исправляют ошибки ).
7 Звучит музыка отрывок из куплета «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда» Появляется черепаха Тортила.
Тортила:
Я мудрая Тортила – вас буду я учить
Читать и писать и конечно дружить.
Еще мы научимся вместе играть
И песенки петь и задорно плясать!
Азбука: Игра «Найди пару» Буратино считает до трех, и за это время буквы должны встать парами (парные согласные)
(Выходят Кот, Лиса)
Кот. Надо проверить, а умеют ли наши дети собирать слова.
Лиса. Да, нет, не умеют!
Буратино. А вот и нет! Давайте проверим!
Ведущий: Игра «Слова-перевёртыши» Из детей-букв составлены слова-перевертыши. Дети должны переставить буквы так, чтобы получились слова.
(домик, школа, книга, утро, конфета, игра, рыбак)
Тортила. Игра «Выдели букву» Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении. (Буква выходит к доске)
1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит. /Р/
2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а в мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/
3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днем назло недугам,
Даже под дождем идем. /Д/
4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/
5. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/
6. Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита. /А/
Буратино: Ура! Наконец, научусь я читать!
Мальвина. А я научусь хорошо танцевать!
Артемон. Я рад что попал сюда! Ура! Ура! Ура!
(подходят отрицательные герои и говорят жалобными голосами)
Карабас. Мы тоже хотим учиться!
Кот. Мы больше не будем лениться!
Лиса. Мы больше не будем врать! Мы тоже хотим играть!
Тортила. Двери открыты для всех у нас. Мы принимаем вас в первый класс!
Азбука: Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись вам без меня.
С вами очень подружиться
Мне хотелось с первых дней,
Чтоб могли мы научиться
Книжки все читать скорей.
Я – учитель. Я- помощник.
Первая ступень в пути,
Много книг прочтете в жизни,
Так смелей теперь иди!
10 ученик
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку просить:
Прочти, пожалуйста. Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо ждать. Не надо звать.
А можно взять и прочитать!
8 Все герои и дети танцуют под музыку «Чему учат в школе»