СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральный кружок «Сундучок со сказками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ

(дети с тяжелым нарушением речи)

Театральный кружок «Сундучок со сказками»

Просмотр содержимого документа
«Театральный кружок «Сундучок со сказками»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического совета Директор

ГБОУ «Общеобразовательная Рюмина Ю.Н.

школа»

протокол № 5 « 2 » октября 2024г.

«2 »октября 2024г.










Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ

(дети с тяжелым нарушением речи)

Театральный кружок «Сундучок со сказками»


художественная направленность



Объем: 68 часов

Срок реализации: 1 год Возрастная категория: 9-10 лет Разработчики программы: Файзуллоева Рамзия Шавкатовна, воспитатель.

Макарова Екатерина Юрьевна, воспитатель









Сургут 2024



I Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Всестороннее развитие ребёнка с тяжёлым нарушением речи и подготовка его к жизни – одна из основных задач педагогических работников специализированной школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной её формой.

Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями речи. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: говорить, слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Однако интенсивная учебная нагрузка на школьников требует поиска новых форм и методов формирования коммуникативных компетенций. Надо разнообразить серьезное обучение – занимательным. По моему мнению, самым увлекательным направлением – является театрализованная деятельность. Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.

Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, их выступления перед зрителями, по моему мнению, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся и художественно-эстетического воспитания, и развития речи, и социализации ребёнка.

Особенности реализации программы

Программа разработана с учетных особенностей психофизического развития детей с тяжёлым нарушением речи, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социокультурную реабилитацию указанных лиц. Благодаря доступности используемого материала программа «Сундучок со сказками» может быть реализована как в учреждении дополнительного образования, так и в сетевой форме с коррекционными учреждениями для детей с нарушением речи.

Целевая аудитория: Программа рассчитана на детей 9-10лет, имеющих тяжелые нарушения речи (обучающиеся с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи).

Особенности организации образовательного процесса

Основным принципом в работе с детьми ТНР является принцип коммуникативной направленности речи. Использование этого принципа на занятиях формирует общение в процессе активной речевой деятельности. Создаются условия для мотивированной потребности к речи путем моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Успех обучения и социализации ребенка с ТНР зависит от совместной работы учителя, логопеда, воспитателя и педагога дополнительного образования, принимающих участие в коррекционно- воспитательном процессе. Педагоги помогают становлению личности ребенка с ТНР, закладывают основы его нравственного воспитания, и все вместе решают задачи преодоления нарушений.

Уровень программы – базовый.

Объем – 68 академических часов. Программа реализуется в группах, обучающихся 6 - 10 человек.

Срок освоения программы –8 месяцев.

Форма обучения – очная.

Язык обучения: русский язык.

Формы и методы организации занятий: по охвату детей:
  • индивидуальные;

  • групповые;

по характеру учебной деятельности:

  • выполнение комплексов упражнений, тренингов, этюдов;

  • сюжетно-ролевые и деловые игры;

  • чтение и обсуждение литературного и драматургического материала;

  • беседы;

  • выставки и просмотры рисунков, кукол;

  • репетиционные занятия;

  • приемам вождения кукол;

  • запись, просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Алгоритм совместной работы педагога и учащихся по подготовке выступления включает следующие этапы:

  • практическая работа над ролью (речь, пластика, этюды, владение куклой);

  • подготовка материальной части спектакля;

  • постановка сцен, репетиции, обсуждения, выступления;

  • организация «обратной связи» со зрителями.


Программа театрального кружка «Сундучок со сказками» – это учебно- методический документ, разработанный на основании следующих регламентирующих документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (ред. от 30.09.2020 г. № 533);

  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха;

  3. Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»

  4. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28.09.2020 г. № 28).



1.2 Цели и задачи программы

Цель: содействие развитию у детей эмоционально-волевой, социально - коммуникативной, познавательной и двигательной сфер посредством накопления опыта приобщения их к театральной деятельности.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить детей с истоками, традициями и историей театров кукол

мира;

  • сформировать мотивацию к занятиям в детском театре кукол.

воспитывающие:

  • воспитывать нравственные ориентиры и качества личности – способность к состраданию и сочувствию, самостоятельность;

  • прививать аккуратность, трудолюбие, умение доводить дело до конца;

  • воспитывать социальный интерес, готовность к сотрудничеству;

  • развивать память, внимание, наблюдательность;

  • способствовать развитию речи;

  • развивать мелкую моторику, пластику рук и тела.

коррекционные:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

  • расширять и обогащать опыт реального взаимодействия обучающегося со сверстниками;

  • развивать умения передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.


II Содержание программы

2.1 Учебно-тематический план

Учебный план

Наименования тем

Количество

часов

1

«Что такое театр!?»

«Театры Пермского края»

1

2

«Путешествие в прошлое»

1

3

«Профессии театра»

1

4

Просмотр мультфильмов и обсуждение видеоматериалов

3

5

Игры – этюды по развитию мимики и пантомимики.

3

6

Игровые упражнения и выполнение простых практических заданий.

3

7

«Сказки - подсказки»

«Сказка одна на всех»

2

8

Игра « Угадай, героя сказки по голосу»

1

9

Чтение народной сказки колобок.

Знакомство с настольным театром «Колобок». Инсценирование сказки «Колобок»

4

10

Знакомство с куклами пальчикового театра.

2

11

«Знакомство с кукольным театром».

«Виды театральных кукол и способы кукловождения»

3

12

Игры упражнения с куклами.

«Работа с куклой»

2

13

Постановка кукольного спектакля «Новогодние приключения

колобка»

6

14

Работа с текстом. Чтение, осмысление сюжета, выделение основных

событий.

3

15

Работа над речью.

Скороговорки.

4

16

«Актёрские тренинги» (Развитие диалогической и монологической

речи детей).

4

17

Постановка кукольного спектакля «Как колобок в армию собрался»

6

18

Знакомство с театром теней

2

19

Игры – импровизации и театрализованные игры.

3

20

Игра «Сказочный калейдоскоп»

1

21

Выполнение этюдов на заданную тему.

2

22

Игра – викторина « Знатоки театра»

1

23

Работа с предметом. Работа с партнёром.

3


24

«Постановка кукольного спектакля»

6

25

Итоговое занятие.

«Кукольный спектакль «Огородники» (для родителей)

1


Итого:

68


2.2 Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • проявляют устойчивый интерес к предмету;

  • знают происхождение кукол разных видов, их особенности, историю и традиции;

  • знают и применяют выразительные возможности кукол;

  • владеют приемам изготовления и вождения пальчиковой куклы, куклы для театра теней, бибабо.

Личностные:

  • придерживаются нравственных ориентиров, проявляют способность к состраданию и сочувствию, самостоятельность;

  • проявляют аккуратность, трудолюбие, умение доводить дело до конца;

  • проявляют социальный интерес, готовность к сотрудничеству;

Коррекционные:

происходит коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, социально-коммуникативной познавательной и двигательной сфер:

  • демонстрирует развитость мелкой моторики в вырезании мелких деталей, развитость пластики рук и тела в играх и упражнениях;

  • проявляет улучшение речи, памяти, внимания, наблюдательности;

  • умеет передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Результатом деятельности детей в рамках освоения программы, будут их творческие работы, представленные в виде этюдов, рисунков, придуманных историй. Демонстрация творческих работ в ходе выставок (эскизы, куклы), просмотров (этюды), выступлений на праздниках сложатся в общую оценку успешности продвижения обучающихся. Переживание ситуации успеха, принятие ближайшим окружением творческого опыта отразится на психологическом состоянии детей и повысит уровень их коммуникативного общения и самооценки.

Это создаст предпосылки для более комфортного вхождения детей ТНР во взаимодействие с миром здоровых сверстников и взрослых.

Освоение программы позволит ребенку познакомиться с новыми возможностями книг, предметов, игрушек и театральных кукол; передавать эмоционально известные истории; раскрыть в себе способность запоминать и рассказывать сказки при помощи театральных кукол; ощутить интерес друзей, педагогов и родителей к его новой деятельности; развить потребность входить в деловой и эмоциональный контакт с окружающими; самому участвовать в выступлениях и обсуждениях.


III Комплекс организационно-педагогических условий

3.1 Условия реализации программы

Кадровые условия:
Квалифицированный специалист: Программа должна проводиться педагогом-логопедом или дефектологом с опытом работы с детьми с ТНР и навыками организации театральной деятельности. Желательно наличие дополнительной квалификации в области театральной педагогики или арт-терапии.
Ассистент (при необходимости): В зависимости от количества детей и степени тяжести их нарушений, может потребоваться ассистент педагога для оказания индивидуальной помощи детям.

II. Материально-технические условия:
Специально оборудованное помещение: Просторное, хорошо освещенное, безопасное помещение, адаптированное для детей с ограниченными возможностями здоровья (доступность, эргономичная мебель).
Реквизит и костюмы: Наличие разнообразного, яркого и безопасного реквизита (куклы, маски, декорации), костюмов и элементов для создания сценической атмосферы. Материал должен быть прочным и легко моющимся.
Мультимедийное оборудование (при необходимости): Возможность использования проектора, интерактивной доски или других технологий для наглядности и повышения интереса.
Дидактические материалы: Разработанные с учетом особенностей ТНР дидактические материалы для работы над речью, артикуляцией, мимикой и интонацией.

III. Методические условия:
Индивидуальный подход: Программа должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (уровень речевого развития, психоэмоциональное состояние, физические возможности).
Игровые методы: Использование игровых методов, занимательных упражнений, творческих заданий для повышения мотивации и вовлеченности детей.
Постепенное усложнение: Задания и упражнения должны постепенно усложняться в соответствии с прогрессом детей.
Комплексный подход: Программа должна сочетать логопедическую коррекцию с театральной деятельностью, развивая не только речь, но и мелкую моторику, память, внимание, воображение, эмоционально-волевую сферу.
* Система оценки: Необходимо разработать систему оценки эффективности программы, основанную на наблюдении за динамикой речевого развития и театральных навыков каждого ребенка.
Сотрудничество с родителями: Регулярное информирование родителей о ходе занятий, совместная работа над домашними заданиями и создание единого коррекционного пространства.

IV. Организационные условия:
График занятий: Оптимальный график занятий с учетом индивидуальных возможностей детей и рекомендаций специалистов.
Продолжительность занятий: Занятия должны быть недолгими, но интенсивными, с учетом возможности утомляемости детей с ТНР. Необходимо предусматривать короткие перерывы и смену деятельности.
Группа: Небольшие группы детей (3-5 человек) для обеспечения индивидуального подхода.
Безопасность: Обеспечение безопасных условий проведения занятий.

V. Специфические условия для детей с ТНР:
Поддержка артикуляционного аппарата: Специальные упражнения для развития артикуляционной моторики.
Работа над дыханием: Упражнения для развития дыхания, необходимых для правильной речи и сценического выступления.
Развитие голоса: Упражнения для развития силы, тембра и модуляции голоса.
Развитие интонационной выразительности: Упражнения, направленные на развитие интонационной выразительности речи.
Использование альтернативных средств коммуникации (при необходимости): Если у детей серьезные проблемы с речью, могут использоваться карточки, картинки, жесты.

3.2 Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в оборудованном кабинете.

Для педагога: ноутбук, проектор, иллюстративные материалы, ширма для кукольного театра, различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый театр.

Помещение:

- комната для занятий, оборудованная в соответствии санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы для хранения учебной литературы, различных видов театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый) и наглядных пособий.

Перечень оборудования учебного помещения, кабинета:

  • столы и стулья для обучающихся – 10 шт.;

  • стол для педагога – 1 шт.;

  • стеллаж для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Перечень технических средств обучения:

  • ноутбук с доступом в интернет – 1 шт.;

  • usb-колонка – 1 шт.;

  • проектор – 1 шт.;

  • экран для проекции видео – 1 шт.

3.3 Промежуточная аттестация

Аттестация обучающихся проводится раз в год (апрель). С помощью аттестации выявляется уровень конструктивной деятельности.

Проверка результативности освоения программы проводится в следующих формах:

  • педагогическое наблюдение;

  • беседы;

  • вопросы;

  • задания.

3.4 Текущий контроль

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к автору. Все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.

Промежуточный контроль - праздники, конкурсы, проводимые в учреждении.

Итоговый контроль реализуется в форме выставок, спектаклей, участий в праздниках.

3.5 Методические материалы

Перечень материалов, необходимых для занятий:

  • демонстрационный материал (декорация, герои сказки на подставках, шапочки для театральной постановки и т.п.)

  • дидактические пособия.

Учебно - методический комплекс:

На занятиях используется разнообразный дидактический материал:

  • наглядные пособия:

  • раздаточный материал: тексты, схемы, рисунки, фигурки.

  • лекционный материал: История театра: появление и развитие театрального искусства и др.

Методические разработки занятий и презентации по каждой теме программы.

Список литературы
  1. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР. Челябинск, 2015.

  2. Альябьева Е.А. Что такое театр? Сказки и рассказы для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2021.

  3. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр». Изд.3 – е. Москва «Просвещение»

1982.






2021.


  1. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М., 2020.

  2. Логвина Е.Н. Нейромоторика. М., 2021.

  3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999г.

  4. Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома. М., 2019.

  5. Шорыгина Т.А. Театральные сказки «Сказки- подсказки» - М.: ТЦ Сфера,