Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического совета Директор
ГБОУ «Общеобразовательная Рюмина Ю.Н.
школа»
протокол № 5 « 2 » октября 2024г.
«2 »октября 2024г.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ
(дети с тяжелым нарушением речи)
Театральный кружок «Сундучок со сказками»
художественная направленность
Объем: 68 часов
Срок реализации: 1 год Возрастная категория: 9-10 лет Разработчики программы: Файзуллоева Рамзия Шавкатовна, воспитатель.
Макарова Екатерина Юрьевна, воспитатель
Сургут 2024
I Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Всестороннее развитие ребёнка с тяжёлым нарушением речи и подготовка его к жизни – одна из основных задач педагогических работников специализированной школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной её формой.
Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями речи. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: говорить, слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Однако интенсивная учебная нагрузка на школьников требует поиска новых форм и методов формирования коммуникативных компетенций. Надо разнообразить серьезное обучение – занимательным. По моему мнению, самым увлекательным направлением – является театрализованная деятельность. Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.
Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, их выступления перед зрителями, по моему мнению, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся и художественно-эстетического воспитания, и развития речи, и социализации ребёнка.
Особенности реализации программы
Программа разработана с учетных особенностей психофизического развития детей с тяжёлым нарушением речи, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социокультурную реабилитацию указанных лиц. Благодаря доступности используемого материала программа «Сундучок со сказками» может быть реализована как в учреждении дополнительного образования, так и в сетевой форме с коррекционными учреждениями для детей с нарушением речи.
Целевая аудитория: Программа рассчитана на детей 9-10лет, имеющих тяжелые нарушения речи (обучающиеся с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи).
Особенности организации образовательного процесса
Основным принципом в работе с детьми ТНР является принцип коммуникативной направленности речи. Использование этого принципа на занятиях формирует общение в процессе активной речевой деятельности. Создаются условия для мотивированной потребности к речи путем моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Успех обучения и социализации ребенка с ТНР зависит от совместной работы учителя, логопеда, воспитателя и педагога дополнительного образования, принимающих участие в коррекционно- воспитательном процессе. Педагоги помогают становлению личности ребенка с ТНР, закладывают основы его нравственного воспитания, и все вместе решают задачи преодоления нарушений.
Уровень программы – базовый.
Объем – 68 академических часов. Программа реализуется в группах, обучающихся 6 - 10 человек.
Срок освоения программы –8 месяцев.
Форма обучения – очная.
Язык обучения: русский язык.
Формы и методы организации занятий:
по охвату детей: индивидуальные;
групповые;
по характеру учебной деятельности:
выполнение комплексов упражнений, тренингов, этюдов;
сюжетно-ролевые и деловые игры;
чтение и обсуждение литературного и драматургического материала;
беседы;
выставки и просмотры рисунков, кукол;
репетиционные занятия;
приемам вождения кукол;
запись, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Алгоритм совместной работы педагога и учащихся по подготовке выступления включает следующие этапы:
практическая работа над ролью (речь, пластика, этюды, владение куклой);
подготовка материальной части спектакля;
постановка сцен, репетиции, обсуждения, выступления;
организация «обратной связи» со зрителями.
Программа театрального кружка «Сундучок со сказками» – это учебно- методический документ, разработанный на основании следующих регламентирующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (ред. от 30.09.2020 г. № 533);
Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха;
Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28.09.2020 г. № 28).
1.2 Цели и задачи программы
Цель: содействие развитию у детей эмоционально-волевой, социально - коммуникативной, познавательной и двигательной сфер посредством накопления опыта приобщения их к театральной деятельности.
Задачи:
обучающие:
познакомить детей с истоками, традициями и историей театров кукол
мира;
воспитывающие:
воспитывать нравственные ориентиры и качества личности – способность к состраданию и сочувствию, самостоятельность;
прививать аккуратность, трудолюбие, умение доводить дело до конца;
воспитывать социальный интерес, готовность к сотрудничеству;
развивать память, внимание, наблюдательность;
способствовать развитию речи;
развивать мелкую моторику, пластику рук и тела.
коррекционные:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
расширять и обогащать опыт реального взаимодействия обучающегося со сверстниками;
развивать умения передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
II Содержание программы
2.1 Учебно-тематический план
Учебный план
№ | Наименования тем | Количество часов |
1 | «Что такое театр!?» «Театры Пермского края» | 1 |
2 | «Путешествие в прошлое» | 1 |
3 | «Профессии театра» | 1 |
4 | Просмотр мультфильмов и обсуждение видеоматериалов | 3 |
5 | Игры – этюды по развитию мимики и пантомимики. | 3 |
6 | Игровые упражнения и выполнение простых практических заданий. | 3 |
7 | «Сказки - подсказки» «Сказка одна на всех» | 2 |
8 | Игра « Угадай, героя сказки по голосу» | 1 |
9 | Чтение народной сказки колобок. Знакомство с настольным театром «Колобок». Инсценирование сказки «Колобок» | 4 |
10 | Знакомство с куклами пальчикового театра. | 2 |
11 | «Знакомство с кукольным театром». «Виды театральных кукол и способы кукловождения» | 3 |
12 | Игры упражнения с куклами. «Работа с куклой» | 2 |
13 | Постановка кукольного спектакля «Новогодние приключения колобка» | 6 |
14 | Работа с текстом. Чтение, осмысление сюжета, выделение основных событий. | 3 |
15 | Работа над речью. Скороговорки. | 4 |
16 | «Актёрские тренинги» (Развитие диалогической и монологической речи детей). | 4 |
17 | Постановка кукольного спектакля «Как колобок в армию собрался» | 6 |
18 | Знакомство с театром теней | 2 |
19 | Игры – импровизации и театрализованные игры. | 3 |
20 | Игра «Сказочный калейдоскоп» | 1 |
21 | Выполнение этюдов на заданную тему. | 2 |
22 | Игра – викторина « Знатоки театра» | 1 |
23 | Работа с предметом. Работа с партнёром. | 3 |
24 | «Постановка кукольного спектакля» | 6 |
25 | Итоговое занятие. «Кукольный спектакль «Огородники» (для родителей) | 1 |
| Итого: | 68 |
2.2 Планируемые результаты обучения:
Предметные:
проявляют устойчивый интерес к предмету;
знают происхождение кукол разных видов, их особенности, историю и традиции;
знают и применяют выразительные возможности кукол;
владеют приемам изготовления и вождения пальчиковой куклы, куклы для театра теней, бибабо.
Личностные:
придерживаются нравственных ориентиров, проявляют способность к состраданию и сочувствию, самостоятельность;
проявляют аккуратность, трудолюбие, умение доводить дело до конца;
проявляют социальный интерес, готовность к сотрудничеству;
Коррекционные:
происходит коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, социально-коммуникативной познавательной и двигательной сфер:
демонстрирует развитость мелкой моторики в вырезании мелких деталей, развитость пластики рук и тела в играх и упражнениях;
проявляет улучшение речи, памяти, внимания, наблюдательности;
умеет передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Результатом деятельности детей в рамках освоения программы, будут их творческие работы, представленные в виде этюдов, рисунков, придуманных историй. Демонстрация творческих работ в ходе выставок (эскизы, куклы), просмотров (этюды), выступлений на праздниках сложатся в общую оценку успешности продвижения обучающихся. Переживание ситуации успеха, принятие ближайшим окружением творческого опыта отразится на психологическом состоянии детей и повысит уровень их коммуникативного общения и самооценки.
Это создаст предпосылки для более комфортного вхождения детей ТНР во взаимодействие с миром здоровых сверстников и взрослых.
Освоение программы позволит ребенку познакомиться с новыми возможностями книг, предметов, игрушек и театральных кукол; передавать эмоционально известные истории; раскрыть в себе способность запоминать и рассказывать сказки при помощи театральных кукол; ощутить интерес друзей, педагогов и родителей к его новой деятельности; развить потребность входить в деловой и эмоциональный контакт с окружающими; самому участвовать в выступлениях и обсуждениях.
III Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Условия реализации программы
Кадровые условия:
Квалифицированный специалист: Программа должна проводиться педагогом-логопедом или дефектологом с опытом работы с детьми с ТНР и навыками организации театральной деятельности. Желательно наличие дополнительной квалификации в области театральной педагогики или арт-терапии.
Ассистент (при необходимости): В зависимости от количества детей и степени тяжести их нарушений, может потребоваться ассистент педагога для оказания индивидуальной помощи детям.
II. Материально-технические условия:
Специально оборудованное помещение: Просторное, хорошо освещенное, безопасное помещение, адаптированное для детей с ограниченными возможностями здоровья (доступность, эргономичная мебель).
Реквизит и костюмы: Наличие разнообразного, яркого и безопасного реквизита (куклы, маски, декорации), костюмов и элементов для создания сценической атмосферы. Материал должен быть прочным и легко моющимся.
Мультимедийное оборудование (при необходимости): Возможность использования проектора, интерактивной доски или других технологий для наглядности и повышения интереса.
Дидактические материалы: Разработанные с учетом особенностей ТНР дидактические материалы для работы над речью, артикуляцией, мимикой и интонацией.
III. Методические условия:
Индивидуальный подход: Программа должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (уровень речевого развития, психоэмоциональное состояние, физические возможности).
Игровые методы: Использование игровых методов, занимательных упражнений, творческих заданий для повышения мотивации и вовлеченности детей.
Постепенное усложнение: Задания и упражнения должны постепенно усложняться в соответствии с прогрессом детей.
Комплексный подход: Программа должна сочетать логопедическую коррекцию с театральной деятельностью, развивая не только речь, но и мелкую моторику, память, внимание, воображение, эмоционально-волевую сферу.
* Система оценки: Необходимо разработать систему оценки эффективности программы, основанную на наблюдении за динамикой речевого развития и театральных навыков каждого ребенка.
Сотрудничество с родителями: Регулярное информирование родителей о ходе занятий, совместная работа над домашними заданиями и создание единого коррекционного пространства.
IV. Организационные условия:
График занятий: Оптимальный график занятий с учетом индивидуальных возможностей детей и рекомендаций специалистов.
Продолжительность занятий: Занятия должны быть недолгими, но интенсивными, с учетом возможности утомляемости детей с ТНР. Необходимо предусматривать короткие перерывы и смену деятельности.
Группа: Небольшие группы детей (3-5 человек) для обеспечения индивидуального подхода.
Безопасность: Обеспечение безопасных условий проведения занятий.
V. Специфические условия для детей с ТНР:
Поддержка артикуляционного аппарата: Специальные упражнения для развития артикуляционной моторики.
Работа над дыханием: Упражнения для развития дыхания, необходимых для правильной речи и сценического выступления.
Развитие голоса: Упражнения для развития силы, тембра и модуляции голоса.
Развитие интонационной выразительности: Упражнения, направленные на развитие интонационной выразительности речи.
Использование альтернативных средств коммуникации (при необходимости): Если у детей серьезные проблемы с речью, могут использоваться карточки, картинки, жесты.
3.2 Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в оборудованном кабинете.
Для педагога: ноутбук, проектор, иллюстративные материалы, ширма для кукольного театра, различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый театр.
Помещение:
- комната для занятий, оборудованная в соответствии санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы для хранения учебной литературы, различных видов театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый) и наглядных пособий.
Перечень оборудования учебного помещения, кабинета:
столы и стулья для обучающихся – 10 шт.;
стол для педагога – 1 шт.;
стеллаж для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Перечень технических средств обучения:
ноутбук с доступом в интернет – 1 шт.;
usb-колонка – 1 шт.;
проектор – 1 шт.;
экран для проекции видео – 1 шт.
3.3 Промежуточная аттестация
Аттестация обучающихся проводится раз в год (апрель). С помощью аттестации выявляется уровень конструктивной деятельности.
Проверка результативности освоения программы проводится в следующих формах:
3.4 Текущий контроль
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к автору. Все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.
Промежуточный контроль - праздники, конкурсы, проводимые в учреждении.
Итоговый контроль реализуется в форме выставок, спектаклей, участий в праздниках.
3.5 Методические материалы
Перечень материалов, необходимых для занятий:
демонстрационный материал (декорация, герои сказки на подставках, шапочки для театральной постановки и т.п.)
дидактические пособия.
Учебно - методический комплекс:
На занятиях используется разнообразный дидактический материал:
наглядные пособия:
раздаточный материал: тексты, схемы, рисунки, фигурки.
лекционный материал: История театра: появление и развитие театрального искусства и др.
Методические разработки занятий и презентации по каждой теме программы.
Список литературы
Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР. Челябинск, 2015.
Альябьева Е.А. Что такое театр? Сказки и рассказы для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2021.
Караманенко Т.Н. «Кукольный театр». Изд.3 – е. Москва «Просвещение»
1982.
2021.
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М., 2020.
Логвина Е.Н. Нейромоторика. М., 2021.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999г.
Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома. М., 2019.
Шорыгина Т.А. Театральные сказки «Сказки- подсказки» - М.: ТЦ Сфера,