СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральный квиз

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное году Театра в России, литературное кафе проводится в форме театрального квиза.

Просмотр содержимого документа
«Театральный квиз»

Литературное кафе

Театральный квиз

Цели и задачи:

- обобщение знаний студентов о театре;

- расширение кругозора, углубление их знаний в области литературы и искусства;

- развитие речи, мышления, творческих способностей студентов;

- активизирование познавательной деятельности студентов и воспитание интереса к данному виду деятельности;

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД

- осознание жизненных смыслов и ценностей; формулировать собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию;

Регулятивные УУД

- составлять план и последовательность своих действий; корректировать (вносить дополнения), волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Познавательные УУД

-постановка проблемы, учебной цели, работа с информацией, моделирование, структурирование, рефлексия.

Тип занятия: Квиз (от англ. яз. «quiz» – задание, вопрос) – это командная интеллектуальная игра
Ход занятия

1.Актуализация знаний. Мотивация

-Здравствуйте, педагоги и ребята! Сегодня у нас с вами речь пойдет о … А о чём , вы определите сами. Итак, в переводе с греческого это - место для зрелищ, затем — зрелище), форма исполнительского искусства. Это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек.

- Конечно же, это театр.

2.Целеполагание.

Были ли вы в театре?

А знаете ли вы, почему я выбрала эту тему для сегодняшнего мероприятия? (2019 год – Год Театра.)

Театр - это очень древнее искусство. Театр родился в Древней Греции из мистерий в честь Диониса. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры (изначально их на сцене было всего два, третьего ввёл Софокл) выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

В России актерские действа также известны издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами. Но постепенно “эстафета” лицедейства перешла к мирянам.

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

Константин Сергеевич Станиславский

3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

А сейчас я вам предлагаю немного окунуться в атмосферу театрального искусства. Приглашаю вас в литературное кафе. Здесь Вы сможете попробовать наши фирменные блюда, приготовленные специально для Вас.

В нашем кафе Вы можете заказывать понравившиеся блюда по номеру стола (жеребьевка)

Вы обязаны своевременно оплачивать выбранные блюда, то есть ответить на предложенный вопрос. Стоимость блюд указана в меню. Если Вы правильно ответили на вопрос, то получаете сумму денег, равную цене блюда. (Жюри переводит денежные единицы в баллы)

(Студенты сидят за столиками по 5 человек. В кабинете создан интерьер кафе. На каждом столике лежит меню, по которому Студенты делают заказ. Студенты выбирают понравившиеся им блюда, которые разносит официант)


Помните!

  1. Блюда изготовлены в единственном экземпляре.

  2. За непристойное поведение в кафе будет взиматься штраф в размере 2-х денежных единиц.

  3. Чем выше стоимость блюда, тем сложнее предложенное в нем задание.

В нашем меню предложено 5 разделов: а) закуски

                                                                    б) первые блюда

                                                                    в) вторые блюда

                                                                    г) десерт

                                                                    д) напитки

В каждом разделе содержится разное количество блюд. Из разделов «закуски», «первые блюда», «вторые блюда» вы можете выбрать по два блюда, а из десертов и напитков по одному .

Сейчас я предлагаю Вам приступить к самому важному моменту, ради которого мы здесь собрались – отведать наши экзотические блюда. Прошу все столики сделать свой выбор – заказать понравившееся блюдо из раздела «ЗАКУСКИ». 

(Посетители по очереди выбирают блюда. После выбора блюд они получают их и сразу отвечают на вопросы).

  1. БУТЕРБРОД «КЛАССИЧЕСКИЙ» (1ден. ед.)

Расшифруйте аббревиатуру МХАТ. 

(Московский художественный академический театр.)

Почему один из московских театров называют ТАБАКЕРКОЙ (основал Олег Табаков)


  1. ГРЕНКИ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ» (2  ден. ед.)

В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая – …(СЦЕНА)


Всё, что видите на сцене:

Что лежит, висит, стоит,

Все предметы представленья –

Это, знайте, …(РЕКВИЗИТ)


Чтоб смотрелось представленье интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие…(ДЕКОРАЦИИ)


  1. ВИНЕГРЕТ «ИСКУШЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ»(3  ден. ед.)

Как называются одним словом поддельные предметы, употребляемые в театре вместо настоящих вещей? (БУТАФОРИЯ)

Как называют нижние ряды в зрительном зале? (Партер.)

Как называется перерыв в спектакле? (антракт)

 Как называется театральная косметика? (грим)

Сценка, в которой актёр не произносит ни одного слова, но всё объясняет с помощью жестов. (пантомима)

  1. САЛАТ ИЗ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК (4  ден. ед.)

Великий русский драматург А.Н.Островский написал около 50 оригинальных пьес. Очень часто в названии он использовал пословицы и поговорки. Назовите не менее трех таких пьес. (Свои люди - сочтемся.

Не в свои сани не садись.

Бедность не порок.

Не так живи, как хочется.

В чужом пиру похмелье.

Кошке игрушки, а мышке слезки

Старый друг лучше новых двух

Свои собаки грызутся, чужая не приставай!.

На всякого мудреца довольно простоты.

Не все коту масленица.

Не было ни гроша, да вдруг алтын.

Правда - хорошо, а счастье лучше.


  1. ЗАКУСКА «ПО-ПУШКИНСКИ» (5  ден. ед.)

Назовите известные вам драматические произведения А.С. Пушкина. («Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».)

  1. ФАРШИРОВАННЫЙ  АФОРИЗМ (6  ден. ед.)

«С чего, по утверждению Станиславского, начинается театр?» ( С вешалки)

Закончите шуточное определение оперы: «Опера - это когда человека убивают, а он ещё ...» (Поёт.) 

Кто автор строк: Театр уж полон, ложи блещут, Партер и кресла, всё кипит, В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит…( Пушкин)

Продолжите известную фразу А.П.Чехова «Если в первом акте на стене висит ружье, то в ….» (в последнем оно должно выстрелить)

Как заканчивается крылатая фраза «Талантам надо помогать, бездарности …..) (пробьются сами)

Кто автор известных строк «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль» (У. Шекспир)


Переходим к следующему разделу меню « ПЕРВЫЕ БЛЮДА». Делаем свой выбор.

(Учащиеся заказывают блюда, получают их и обдумывают в течение 2 минут, затем озвучивают их)

  1. БОРЩ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»(2  ден. ед.)

Какие виды театра вы можете назвать? (оперный, драматический, кукольный, театр пародии , балет, оперетта, пантомима, театр абсурда, авторский театр, детский, театр зверей, театр инвалидов, мюзикл, театр одного актёра, театр песни, театр поэзии, театр танца, театр теней, уличный театр, театр эстрады, театр света и другие)

  1. ЩИ «КАПУСТНИК» (2  ден. ед.)

     СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ С ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ.

  • Один из видов комического, в котором заключена                  Сатира

жизнерадостность – необходимая и естественная сторона бытия.

  • Один из видов комического, в котором заключена                   Сарказм

едкая и злая издевательская насмешка.

  • Один из видов комического, в котором                                       Юмор    

изображены пороки человека или общества, высмеянные автором.

  1. СУП «ГВОЗДЬ СЕЗОНА» (3 ден. ед.)

СООТНЕСИТЕ НАЗВАНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И АВТОРОВ.

«Вишнёвый сад», «Дядя  Ваня»,   «Чайка» А.С.Пушкин

«Гроза», «Лес», «Бесприданница» У.Шекспир

«Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» Н.В.Гоголь

«Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь» А.Н.Островский

«Тяжба», «Женитьба», «Ревизор» А.П.Чехов


  1. ОКРОШКА «АКТЕРСКАЯ» (4  ден. ед.)

Дайте определение следующим понятиям

Костюмерная

Монолог

Суфлер

Дебют

Пантомима

5.СОЛЯНКА «ВАШИ МЕСТА В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ» (5 ден. ед.)

Решите кроссворд



1.Р


3.П









2.З

А

Н

А

В

Е

С







М


Р










П


Т



5.Б






4.Г

А

Л

Е

Р

К

А









Р



Л












К












6.О

В

А

Ц

И

Я







Н






По вертикали: 1. Лампа, освещающая сцену спереди и сверху. 3. Нижние ряды в зрительном зале. 5. Верхний или средний ярус в зрительном зале.

По горизонтали: 2. Что закрывает сцену от зрителей. 4. Верхние ряды в зрительном зале. 6. Громкие, бурные аплодисменты.


6.РАССОЛЬНИК ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЖАНРОВ «АХ, ВОДЕВИЛЬ, ВОДЕВИЛЬ…» (5 ден.ед)

   

Соотнесите названия произведений и жанры

«Ревизор» Н.В.Гоголь

трагедия

«Гроза» А.Н.Островский

комедия

«Щелкунчик» П.И.Чайковский

водевиль

«Садко» Н.А.Римский-Корсаков

драма

«Гамлет» У.Шекспир

мюзикл

«Медведь» А.П.Чехов

балет

«Юнона и Авось» А. Рыбников

опера



А сейчас я предлагаю Вам попробовать наши «ВТОРЫЕ БЛЮДА».

(Учащиеся получают задания, и обдумываю их 3 минуты, затем озвучивают их.)

  1. ОТБИВНАЯ ПОД СОУСОМ ИЗ  НАЧАЛА  ПРОИЗВЕДЕНИЙ (3  ден. ед.)

Узнайте произведение  по его началу.

1). Видео («Недоросль» Д.И.Фонвизин).

2). Видео («Снегурочка» А.Н.Островский).  

3). Видео (Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»).


2.        ЖАРКОЕ  ПО-ГОГОЛЕВСКИ (5  ден. ед.)

Узнайте героя по картинке.

Городничий судья Ляпкин-Тяпкин


Земляника Бобчинский и Добчинский

Хлестаков



3.ФИЛЕ «КИНЕШЕМСКОЕ» (5 ден. ед.)


    1. С именем какого драматурга связан наш город? (Островский А.Н)

    2. Назовите объекты в городе, которые носят его имя. (Театр, школа, улица)

    3. Какое отношение к нашему городу имеет драматург (Он назначался в Кинешме на должность мирового судьи)

    4. Когда был основан Кинешемский драматический театр? Хотя бы приблизительно (1897)

    5. Как называется усадьба драматурга, расположенная за Волгой (Щелыково)

    6. “Кинешемские мотивы” легли в основу многих пьес Островского.Каких именно? («Волки и овцы», «Бесприданница», «Гроза» и др.)

    7. С каким театром связана драматургическая деятельность Островского? (Малый театр в Москве)


4. РАГУ ИЗ ПОРТРЕТОВ И СИЛУЭТОВ  (6 ден. ед.)

Узнайте драматурга по портрету или силуэту.


А.Н.Островский Д.И.Фонвизин А.И.Грибоедов


Н.В.Гоголь М.Горький У.Шекспир


  1. БЕФСТРОГАНОВ ИЗ ТЕАТРОВ(7  ден. ед.)

Театр «Современник»

Малый театр в Москве

Большой театр В Москве

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Московский художественный академический театр

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Кинешемский драматический театр


  1. БЛЮДО для гурманов «ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПРОМТ» (5 Ед)

Заказывая это блюдо, вы сами будете участвовать в его приготовлении. Вам необходимо поставить мини-спектакль.


"Яичница" 

Роли:Маришка, горячая сковорода, которая все время швыряет, масло - мягкое, ленивое и трусливое, вода - меланхоличная и добродушная. Все остальные гости будут яйцами. 

Ведущий начинает читать текст. 

"Маришка проголодалась. Сама пошла на кухню жарить яичницу. Взяла сковороду, яйца, поискала в холодильнике что-то еще. Не нашла. Она не знала, что ей нужно, а масло знало и спряталось. Маришка раскалила сковородку, разлила на нее яйца. Дурно завоняло, яйца начали корчиться, чернеть, гореть. Сковородка озверела, начала все расшвыривать. Яйца горячие Маришку облепили. Завизжала Маришка, побежала к воде. Зато есть расхотела. 



Загляните в следующий раздел меню – «ДЕСЕРТЫ». Какими окажутся на вкус эти блюда? Давайте мы их тоже попробуем. Это самые вкусные блюда (Учащиеся получают задания. Время на обсуждение и выполнение 2 минутки.)

1.ПЕЧЕНЬЕ «РЕБУСЫ» (2 ден. ед.)

Составьте из букв слова и объясните их:

КАСПЛКЕТЬ (спектакль)

МЬАЕРПЕР (премьера)

Е И Р Ь Е Н Р Т (интерьер)


2.СУФЛЕ «АНАГРАММА» (3 ден. ед.)

Путем перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте литературные определения:

  1. ЯДИ + МЕКО = вид драмы изображает такие жизненные положения и характеры,  которые  вызывают смех.

  2. ЦАВИ+ПОСОЛ = краткое образное изречение по поводу различных жизненных явлений.

  3. ЗЮ+КИЛМ = современный музыкальный спектакль.

  4. ЖНА+РЕ+ПОС = слово в переводе с латинского означает «личность, лицо».


3.ТОРТ «А-ЛЯ  ЛИТ-ТЕРМИН» (4 ден. ед.)

Соедини части слов (в правом столбце расположены начала слов, а в левом их окончания):

                                                       

РЕ

ТРА

ША

ПОРТ

РЕТ

МАРКА

ЛЕТ

ПАНТО

МИМА

ДРА

МА

БА

ГЕДИЯ

АФИ

(ремарка, афиша, портрет, балет, пантомима, драма, трагедия).  

И последний раздел меню «НАПИТКИ». Пришло время отведать и их. Сделайте свой выбор.


(Учащиеся получают задание и выполняют его письменно в течение 5 минут)


    1. КОФЕ ПО-ДРЕВНЕРУССКИ (2 ден. ед.)

Угадайте, о ком идёт речь


- Это русские средневековые актёры

- известны с XI столетия

- среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных

- это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда

- часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты

- они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы.

(Скоморохи)


2.ЦАРСКИЙ ПУНШ (3 ден. ед.)

- Боярин, шурин царя Фёдора Иоановича, в 1587-1598 гг. фактический правитель Русского царства, с 17 февраля 1598 года - русский царь

- это был рослый и дородный человек, своею представительностью невольно напоминавший об обязательной для всех покорности его власти; с черными, хотя редкими волосами, при правильных чертах лица, он обладал в упор смотрящим взглядом и крепким телосложением

- заглавный герой трагедии А.С.Пушкина и оперы М.Мусоргского

- один из героев романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»

(Борис Годунов)

3.ЧАЙ «ЗОЛОТИСТЫЙ» (4 ден.ед.)

Определите о чем идет речь

 - российская национальная театральная премия и фестиваль

- учреждена Союзом театральных деятелей России (СТД РФ) в 1993 году по инициативе народного артиста СССР 

- первая церемония вручения состоялась в 1995 году

-  присуждается на конкурсной основе один раз в год по итогам прошедшего театрального сезона за творческие достижения в области театрального искусства, вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет и современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол, эксперимент

(«Золотая маска»)

  1. Рефлексия.

Ну что же, Вы отведали наши фирменные блюда, и я надеюсь, что они пришлись Вам по вкусу. Я предлагаю Вам заполнить «книгу жалоб и предложений» при выходе из кафе, для того, чтобы мы знали, что у нас получилось, и что бы Вы хотели посоветовать нам для дальнейшего процветания. А сейчас пришло время подвести итоги.


(Объявляются победители, вручаются призы конфеты «Театральная помадка»)