«Театральный разъезд»
литературный праздник, посвященный творчеству Н.В. Гоголя
Разработка: Вырва Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы КГУ «Специализированная школа-интернат «Зияткер»
Цель:
Задачи:
- инсценировать отрывки произведений;
- развивать эстетический вкус учащихся;
- продолжить формировать навык работы в разновозрастных группах;
- активизировать когнитивную творческую деятельность;
развитие речи, мышления, воображения школьников.
Инсценирование отрывков из произведений:
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - учащиеся 7-8 классов;
«Ревизор» последнее действие - учащиеся 8-9 классов;
«Мертвые души» (диалог Коробочки и Чичикова) - учащиеся 9 класса;
Лирическое отступление «Русь - птица-тройка» - учащиеся 10 класса.
Ведущий 1: Гоголь родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика и был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.
Обучение Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности.
Ведущий 2. По воспоминаниям П. В. Анненкова, «тотчас по приезде в Петербург [вероятно, зимой или весной 1829 г. — Прим.] Гоголь, движимый потребностью видеть Пушкина, который занимал все его воображение еще на школьной скамье, прямо из дома отправился к нему. Чем ближе подходил он к квартире Пушкина, тем более овладевала им робость и наконец у самых дверей квартиры развилась до того, что он убежал в кондитерскую и потребовал рюмку ликера. Подкрепленный им, он снова возвратился на приступ, смело позвонил и на вопрос свой: „дома ли хозяин?“ услыхал ответ слуги: „почивают!“ Было уже поздно на дворе. Гоголь с великим участием спросил: „Верно, всю ночь работал?“ — „Как же, работал, — отвечал слуга, — в картишки играл“. Гоголь признавался, что это был первый удар, нанесенный его школьной идеализации Александра Сергеевича. Ведь начинающий литератор иначе не представлял себе Пушкина до этого случая, как окруженного постоянно облаком вдохновения».
Ведущий 1: Гоголь познакомился с Пушкиным только два года спустя, в 20-х числах мая 1831 г. на вечере у поэта и критика П. А. Плетнева.
Летом 1831 г. Гоголь жил в Павловске по соседству с Царским Селом и часто встречался с Пушкиным. После выхода в сентябре 1831 г. «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Пушкин откликнулся на эту книгу восторженной рецензией: «Вот настоящая веселость, искренняя непринужденность, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..»"
Инсценирование эпизодов «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Ведущий 2. Как рассказывал слуга Гоголя - Яким, Пушкин часто запросто приходил к его хозяину; не застав его дома, как вспоминает Г.П. Данилевский, «...с досадою рылся в его бумагах, желая знать, что он написал нового. Он... все твердил ему: «Пишите, пишите!», а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда веселый и в духе».
A.C. Пушкин сыграл замечательную роль в создании Гоголем его знаменитой пьесы «Ревизор».
Ведущий 1: Отношения Гоголя и Пушкина – пример бескорыстной творческой дружбы двух великих писателей, когда старший, уже известный писатель, по достоинству оценивает талант младшего, искренне старается помочь ему найти свою дорогу в творчестве.
Ведущий 2: Н.В. Гоголь мечтал сам написать комедию и просил A.C. Пушкина, чтобы тот подсказал ему сюжет. И Пушкин подсказал: подарил сюжет будущей известной комедии «Ревизор», который хранил у себя. «Впрочем, - говорил поэт, - я не написал бы лучше. В Гоголе бездна юмору и наблюдательности, которых в иных нет».
Инсценирование последнего действия комедии «Ревизор»
Ведущий 2. В своей «Авторской исповеди» Н.В. Гоголь пишет о том, как долго уговаривал его Пушкин взяться за большое сочинение и в итоге отдал свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и который, по его словам, не отдал бы никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь успел до трагической гибели Пушкина прочитать ему первые главы поэмы.
Инсценирование «Мертвые души» (диалоги Коробочки и Чичикова, Ноздрева и Чичикова)
Ведущий 1: «Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее, и которого точно нет у других писателей», - писал Гоголь.
Ведущий 2: Продолжая традиции Пушкина, Гоголь внес в историю русской и мировой литературы особый реализм. Он усилил остроту критического изображения действительности, он верил в русский народ, в его великое будущее.
Художественное чтение лирического отступления «Русь - птица-тройка» (поэма «Мертвые души»)
Ведущий 1: Бесценен вклад Гоголя в литературу, его особый юмор, в основе которого лежит высокое чувство гуманности: горький смех сквозь слезы.
Благодарим за внимание.
Литература
http://rulibrary.ru/gogol/vybrannye_mesta_iz_perepiski_s_druzyami/46
http://dugward.ru/library/gogol/gogol_avt_isp.html
https://vsedz.ru/content/%D0%BD%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C
https://alisa2002marina.blogspot.com/2019/04/blog-post.html