СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тех. карта «Трудные времена на Русской земле».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тех. карта «Трудные времена на Русской земле».»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 В.

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Трудные времена на Русской Земле».

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

Учащиеся научатся:

  1. - Сформировать у учащихся представления о трудных временах на Русской земле, о понятии «феодальная раздробленность»;

  2. Сформировать умение работать с картой Руси.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. описывать Невскую битву и Ледовое побоище;

  2. Характеризовать последствия монгольского нашествия на Русь.


Дидактические:

  1. Формирование представления о трудных временах на Русской земле, о понятии «феодальная раздробленность»;

  2. Формировать умение работать с картой Руси;

  3. Формировать умения описывать Невскую битву и Ледовое побоище; характеризовать последствия монгольского нашествия на Русь.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагогического работника формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты;

Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать выводы.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать и формулировать суждения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учащиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

  1. Формировать умения: с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.


  1. Формировать умения: соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


  1. Формировать умения: выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

- познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Трудных времён на Руси;

- осознание роли единства народа.


Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Трудных времён на Руси.

  2. Формировать осознание роли единства народа.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 кл.2 ч., интерактивная доска, тест с вопросами.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный

(беседа)


Организует мотивацию(самоопределение) к учебной деятельности.


Проверьте свою готовность к уроку на столе у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и раздаточный материал.


- Предлагаю начать наше занятие с такого высказывания: «Всегда чти следы прошлого».

(Стаций).

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.





Проверяют готовность к уроку.






Объясняют значение высказывания.


















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения.


- Ребята, давайте вспомним тему, которую вы проходили на прошлом уроке.

- Как называлась азбука, которую создал Кирилл?

- Что такое летопись?

- Как называлась самая известная летопись Древней Руси?




Отвечают на вопросы.

- «Из книжной сокровищнице Древней Руси».

- Глаголица.

- Записи о важных событиях, которые велись из лета в лето.

- «Повесть временных лет».









К: соблюдать правила ведения диалога.


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.


- Ребята, давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока. Для начала послушайте стихотворение.

«Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»



Это стихотворение “Русь” написал известный поэт Иван Саввич Никитин.

- Про что говорится в данном стихотворение?

- А когда враг нападал, то для людей и земли русской какие наступали времена?

- Вы догадались о чём мы будем сегодня говорить?

- Сформулируйте цель, исходя из темы.









Определяют тему и формулируют цель урока.



























Высказывают своё мнение.






- «Трудные времена на Русской земле».


- Узнать про трудные времена на Русской земле.


П: с помощью педагогического работника формулировать цель.

Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Трудных времён на Руси.

4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный (беседа)

Организует деятельность по составлению плана.


- Давайте составим план действий нашего урока опираясь на слова:

Узнать…

Познакомиться…

Определить…


Составляют план действий урока.


План действий:

1. Познакомиться с феодальной раздробленностью.

2. Узнать, про нападение монголов-кочевников и крестоносцев.

3. Определить причину поражения Руси от Монголо-Татарского ига.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по реализации построенного проекта.

- Ребята, посмотрите на слайд, скажите, что изменилось?




- Правильно, Русь была раздроблена на отдельные княжества.


- Произошла феодальная раздробленность — это период в истории государства, когда происходит распад его территории на отдельные более мелкие самостоятельные владения.

- Как вы думаете, какие могут последствия у раздробленности?


- 1. Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению Руси. Разъединённые княжества не могли в одиночку противостоять врагу. 

2. Князья пытались расширить свою территорию, начинали войны с соседними правителями. Эти раздоры ослабляли военную мощь и снижали темпы экономического развития.

- Как думаете, это способствовало усилению нашего государства?

- В 13 веке на Русь обрушились тяжёлые времена. Произошло нападение степных кочевников – монголов. Из-за раздробленности князья не смогли объединиться, чтобы противостоять врагу.


- Кочевники-монголы – кочевые народы, живущие за счёт скотоводства. Они жили родовыми объединениями, насчитывавшими от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Сам образ жизни и среда обитания воспитывали в монголах выносливость, стойкость, способность легко переносить дальние походы. К верховой езде и владению оружием мальчиков-монголов приучали в раннем детстве.


- Первое столкновение русских и татаро-монголов произошло в 1223 году на реке Калке.

- Как вы думаете Русские войска победили или проиграли? Почему?

- Да, из-за разногласий русские князья не смогли противостоять монголам. Если бы Русь была едины, то мы бы победили.



- Однако, ребята, русские князья так и не смогли объединиться, и в 1237 году монголы подошли к границам русской земли во главе с ханом Батыем.


- Давайте откроем 61 страницу учебника и посмотрим какие города были захвачены монголами.


Первым русским городом на пути оказалась Рязань, которая, пала в 1237 году, была полностью уничтожена. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города. Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. Из-за распутицы.

На обратном пути Батый с войском семь недель провели под городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Захватив его, они полностью уничтожили город с его населением. В 1240 году он был захвачен и Киев.


- Давайте подумаем, что стала причиной поражения русского войска 1237 году?

Действительно, феодальная раздробленность стала основной причиной поражения Руси. К тому же, русские князья недооценили соперника, считая, что монголы — это небольшие кочевые племена, с которыми можно легко справиться.


- Но не только. Сейчас откройте учебник на 40 странице и сравните русского и монгольского война. У кого были преимущества?


- Верно, преимущество было у монгольского война, т.к. монгольский воин был на коне, у него было сильное оружие, лук и стрелы. Он может поражать своего противника из далека.


- Завоевав Русь, монголы устанавливают Монголо-Татарское иго.

- Иго – система зависимости Руси от Золотой Орды.

- Как вы думаете, в чём она выражалась?


- Уводили население в плен, облагают население данью. Монгольские ханы выдают ярлык на княжение. Как думаете, зачем?


— Это была ханская грамота, дающее право князю править на определенной территории. Без этого ярлыка нельзя было править русским князьям.


- Но это не все беды, которые обрушились на Русь.

В 1240 году на западную Русь обрушились крестоносцы. Крестоносцы-люди, участвовавшие в так называемых крестовых походах. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты.

- Как вы думаете, почему они выбрали именно это время?


- Ребята, мы с вами помним, что монголы не пошли в какой город?


Правильно, но шведы это не учли и напали именно на Новгород. Но там им смог дать отпор Александр Невский.


- Сейчас давайте разделимся. 1 вариант будет искать в учебнике про битву 15 июля 1240 года. А второй – 2 апреля 1242 год.

- Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва.


- Шведы были разгромлены. Александр был хоть и молод, но очень умен, он выставил морскую охрану, которая должна была сообщить о всех передвижениях шведов. Шведы об этом не знали. И когда к русскому берегу шла шведская военная флотилия, дозорный поспешил отправить гонца в Новгород, чтобы предупредить новгородского князя о вражеском вторжении. Так, благодаря предусмотрительности русского князя, неожиданного нападения врага на русские земли не произошло.

- За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.



- Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Зная то, как противник выстроил свое войско клином, Александр выстроил свое войско по-особому. По бокам была конница и наиболее сильные войска, а в центре – бойцы с луками, топорами, мечами и крюками. Чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. Когда начался бой, под напором крестоносцев центральная часть войска начала отступать на лед Чудского озера. Крестоносцы предвкушали быструю победу. Однако, с флангов ударила конница и в битву также вступил засадный полк со свежими силами. В результате крестоносцы начали проваливаться под лед и тонуть. В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

Именно благодаря умелой тактике Невского и его мужеству удалось одолеть захватчиков и спасти Северо-западные земли Руси.






- Русь разделилась на несколько частей.















Предполагают.















- Высказывают своё мнение.
























- Проиграли. Из-за раздробленности.



Предполагают.
























Работают с картой.



















- Феодальная раздробленность.


Предполагают.

















Отвечают.





Предполагают.
































- Русские были ослаблены.


- Новгород.












К: соблюдать правила ведения диалога.



















К: воспринимать и формулировать суждения.




























































П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.





































П: сравнивать объекты.































































К: воспринимать и формулировать суждения.




Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Трудных времён на Руси.





































Осознание ценности познания единства народа.






























































Осознание ценности познания единства народа.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

- Зачитайте, пожалуйста, что вы нашли.

- Всё верно благодаря тактике Александра Невского русские войска смогли победить в битве. И северо-западные земли не были захвачены.




- Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице … и прочитайте … задание. Что нам нужно сделать? Расскажите поэтапно.


- Посмотрите на слайд и проверьте правильно ли вы выполнили задание.







Отчитываются о проделанной работе.








- 1. Нужно вспомнить, что относится к истории Древней Руси, а что

- к истории монголов.

2. Соотнести стрелками.










Проверяют.


Получат возможность узнать о Великих географических открытиях.




























К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.












П: сравнивать объекты.















Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Трудных времён на Руси.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (беседа)

Практический (практическая работа)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

У вас на партах лежат листы с тестом. Опираясь на информацию, которую вы услышали сегодня на уроке ответьте на вопросы.


Тест

1. Укажи название города, который монголы прозвали Злым городом, потому что долго не могли захватить.

1) Владимир;

2) Киев;

3) Козельск.


2. Укажи, с кем Александр Невский не воевал.

1) со шведами;

2) с монголами;

3) с немцами.


3. Укажи, за что рыцарей прозвали крестоносцами.

1) они носили в руках кресты;

2) в сражениях они строились в форме креста;

3) на одежде и вооружении был изображён крест.


4. Что выплачивала Русь хану?

а) выкуп;

б) дань;

в) налог.


5.В каком году произошло Ледовое побоище?

А) 1237

Б) 1242

В)1223


6.Как звали хана, организовавшего поход на Русь?

А) Мамай

Б) Батый

В) Тохтамыш


Выполняют задания самостоятельной работы.



Р: выстраивать последовательность выбранных действий.



8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Организует систему знаний в систему знаний и повторение.

- Давайте подведём итоги нашего занятия.

- С какой темой мы сегодня познакомились

- Что такое раздробленность?

- Какие она имела последствия?


Обобщают и делают выводы.


П: формулировать выводы.

К: соблюдать правила ведения диалога.


9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Организует рефлексию учебной деятельности.

Оцените свою деятельность на уроке, поднимите правую руку, если вы всё поняли, если вы что- то не поняли, то поднимите левую руку.

Домашнее задание


Определяют успешность/неуспешность своей деятельности на уроке.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.