3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. - Ребята, давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока. Для начала послушайте стихотворение. «Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной развернулася! И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову!» Это стихотворение “Русь” написал известный поэт Иван Саввич Никитин. - Про что говорится в данном стихотворение? - А когда враг нападал, то для людей и земли русской какие наступали времена? - Вы догадались о чём мы будем сегодня говорить? - Сформулируйте цель, исходя из темы. | Определяют тему и формулируют цель урока. Высказывают своё мнение. - «Трудные времена на Русской земле». - Узнать про трудные времена на Русской земле. | | П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Трудных времён на Руси. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Ребята, посмотрите на слайд, скажите, что изменилось? - Правильно, Русь была раздроблена на отдельные княжества. - Произошла феодальная раздробленность — это период в истории государства, когда происходит распад его территории на отдельные более мелкие самостоятельные владения. - Как вы думаете, какие могут последствия у раздробленности? - 1. Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению Руси. Разъединённые княжества не могли в одиночку противостоять врагу. 2. Князья пытались расширить свою территорию, начинали войны с соседними правителями. Эти раздоры ослабляли военную мощь и снижали темпы экономического развития. - Как думаете, это способствовало усилению нашего государства? - В 13 веке на Русь обрушились тяжёлые времена. Произошло нападение степных кочевников – монголов. Из-за раздробленности князья не смогли объединиться, чтобы противостоять врагу. - Кочевники-монголы – кочевые народы, живущие за счёт скотоводства. Они жили родовыми объединениями, насчитывавшими от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Сам образ жизни и среда обитания воспитывали в монголах выносливость, стойкость, способность легко переносить дальние походы. К верховой езде и владению оружием мальчиков-монголов приучали в раннем детстве. - Первое столкновение русских и татаро-монголов произошло в 1223 году на реке Калке. - Как вы думаете Русские войска победили или проиграли? Почему? - Да, из-за разногласий русские князья не смогли противостоять монголам. Если бы Русь была едины, то мы бы победили. - Однако, ребята, русские князья так и не смогли объединиться, и в 1237 году монголы подошли к границам русской земли во главе с ханом Батыем. - Давайте откроем 61 страницу учебника и посмотрим какие города были захвачены монголами. Первым русским городом на пути оказалась Рязань, которая, пала в 1237 году, была полностью уничтожена. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города. Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. Из-за распутицы. На обратном пути Батый с войском семь недель провели под городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Захватив его, они полностью уничтожили город с его населением. В 1240 году он был захвачен и Киев. - Давайте подумаем, что стала причиной поражения русского войска 1237 году? Действительно, феодальная раздробленность стала основной причиной поражения Руси. К тому же, русские князья недооценили соперника, считая, что монголы — это небольшие кочевые племена, с которыми можно легко справиться. - Но не только. Сейчас откройте учебник на 40 странице и сравните русского и монгольского война. У кого были преимущества? - Верно, преимущество было у монгольского война, т.к. монгольский воин был на коне, у него было сильное оружие, лук и стрелы. Он может поражать своего противника из далека. - Завоевав Русь, монголы устанавливают Монголо-Татарское иго. - Иго – система зависимости Руси от Золотой Орды. - Как вы думаете, в чём она выражалась? - Уводили население в плен, облагают население данью. Монгольские ханы выдают ярлык на княжение. Как думаете, зачем? — Это была ханская грамота, дающее право князю править на определенной территории. Без этого ярлыка нельзя было править русским князьям. - Но это не все беды, которые обрушились на Русь. В 1240 году на западную Русь обрушились крестоносцы. Крестоносцы-люди, участвовавшие в так называемых крестовых походах. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. - Как вы думаете, почему они выбрали именно это время? - Ребята, мы с вами помним, что монголы не пошли в какой город? Правильно, но шведы это не учли и напали именно на Новгород. Но там им смог дать отпор Александр Невский. - Сейчас давайте разделимся. 1 вариант будет искать в учебнике про битву 15 июля 1240 года. А второй – 2 апреля 1242 год. - Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. - Шведы были разгромлены. Александр был хоть и молод, но очень умен, он выставил морскую охрану, которая должна была сообщить о всех передвижениях шведов. Шведы об этом не знали. И когда к русскому берегу шла шведская военная флотилия, дозорный поспешил отправить гонца в Новгород, чтобы предупредить новгородского князя о вражеском вторжении. Так, благодаря предусмотрительности русского князя, неожиданного нападения врага на русские земли не произошло. - За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. - Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Зная то, как противник выстроил свое войско клином, Александр выстроил свое войско по-особому. По бокам была конница и наиболее сильные войска, а в центре – бойцы с луками, топорами, мечами и крюками. Чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. Когда начался бой, под напором крестоносцев центральная часть войска начала отступать на лед Чудского озера. Крестоносцы предвкушали быструю победу. Однако, с флангов ударила конница и в битву также вступил засадный полк со свежими силами. В результате крестоносцы начали проваливаться под лед и тонуть. В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища. Именно благодаря умелой тактике Невского и его мужеству удалось одолеть захватчиков и спасти Северо-западные земли Руси. | - Русь разделилась на несколько частей. Предполагают. - Высказывают своё мнение. - Проиграли. Из-за раздробленности. Предполагают. Работают с картой. - Феодальная раздробленность. Предполагают. Отвечают. Предполагают. - Русские были ослаблены. - Новгород. | | К: соблюдать правила ведения диалога. К: воспринимать и формулировать суждения. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: сравнивать объекты. К: воспринимать и формулировать суждения. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Трудных времён на Руси. Осознание ценности познания единства народа. Осознание ценности познания единства народа. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Зачитайте, пожалуйста, что вы нашли. - Всё верно благодаря тактике Александра Невского русские войска смогли победить в битве. И северо-западные земли не были захвачены. - Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице … и прочитайте … задание. Что нам нужно сделать? Расскажите поэтапно. - Посмотрите на слайд и проверьте правильно ли вы выполнили задание. | Отчитываются о проделанной работе. - 1. Нужно вспомнить, что относится к истории Древней Руси, а что - к истории монголов. 2. Соотнести стрелками. Проверяют. | Получат возможность узнать о Великих географических открытиях. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П: сравнивать объекты. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Трудных времён на Руси. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (практическая работа) | Организует самостоятельную работу обучающихся. У вас на партах лежат листы с тестом. Опираясь на информацию, которую вы услышали сегодня на уроке ответьте на вопросы. Тест 1. Укажи название города, который монголы прозвали Злым городом, потому что долго не могли захватить. 1) Владимир; 2) Киев; 3) Козельск. 2. Укажи, с кем Александр Невский не воевал. 1) со шведами; 2) с монголами; 3) с немцами. 3. Укажи, за что рыцарей прозвали крестоносцами. 1) они носили в руках кресты; 2) в сражениях они строились в форме креста; 3) на одежде и вооружении был изображён крест. 4. Что выплачивала Русь хану? а) выкуп; б) дань; в) налог. 5.В каком году произошло Ледовое побоище? А) 1237 Б) 1242 В)1223 6.Как звали хана, организовавшего поход на Русь? А) Мамай Б) Батый В) Тохтамыш | Выполняют задания самостоятельной работы. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | |