СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тех.карта урока развития речи в 5кл. с использованием технологии веб-квест

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тех.карте представлен урок развития речи в 5кл. Тема урока:"Подготовка к сочинению-описанию животного по картине А.Н. Комарова "Наводнение"" .

Просмотр содержимого документа
«Тех.карта урока развития речи в 5кл. с использованием технологии веб-квест»

Тема: Р/р Подготовка к сочинению-описанию животного по картине  А.Н. Комарова «Наводнение». 5кл.

Цели урока:

формирование умения работать с информацией (в т ч. Интернет-ресурсами) и создание собственного речевого высказывания при подготовке к написанию сочинения-описания животного по картине А. Комарова «Наводнение» .

Планируемые результаты:


1)Личностные: 

-осознание эстетической ценности русского языка;

-стремление к речевому самосовершенствованию;

2)Метапредметные:


Регулятивные: 

– целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;

– анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

– построение плана;

– соотношение цели и результатов своей деятельности;

– определение степени успешности работы.


Познавательные: 

-умение находить нужную информацию, систематизировать её; готовить по ней речевое высказывание


Коммуникативные: 

-умение работать в группе, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с одноклассниками, учителем.

3)Предметные:

  •  умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, типом и стилем речи;

  • умение определить основную мысль, предположить ход ее раскрытия, составить план;

  • умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;

  • умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;

  • умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;




Оборудование: Интернет-ресурсы, презентация, карточки. 

Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы, приемы и технологии

Результат

1Орг. момент

-Здравствуйте, ребята. За окном прекрасная погода: весна вступает в свои права! Хочется, чтобы и на душе у нас с вами тоже была весна. Давайте подарим друг другу комплименты и улыбнёмся себе, соседу по парте, весне.

Улыбаются, говорят друг другу комплименты:

Н:

-Настя, ты сегодня обворожительна.

Коммуникативный

Положительный настрой, улучшение настроения.

2.Актуализация знаний.
















3.Фиксация места

затруднения.


-Мы говорили с вами о том, что в нашей школе скоро будет проходить виртуальная выставка картин. Все пятиклассники получают задание рассказать о понравившейся картине А.Н. Комарова. Вы сказали, что очень хотите принять участие в этом мероприятии и занять первое место по итогам выставки в рейтинге школы? Вам хочется победить! Я правильно вас поняла?

Нам предложено рассказать о картине А.Н. Комарова «Наводнение».





-Вы решили , что вот так сразу отлично рассказать о картине у вас не получится? А что нужно, чтобы написать хорошее сочинение?

-Где Вы решили найти нужную информацию?

-Хорошо. Информации много, а вся ли она нам нужна?

-Систематизировать надо информацию. Я вас правильно поняла?

-А ещё, чтобы написать сочинение, что мы должны составить?

-У нас бывают разные типы речи. Наше сочинение будет повествованием, рассуждением или описанием?

- Вы, ребята, решили, чем мы сегодня будем заниматься?



-Итак, тема нашего урока…помогайте мне…

Запишем число и тему урока.






















-Да.













-Собрать информацию.



-В книгах, в Интернете.



-Надо отобрать нужное.



-Да.



-План.





-Описанием.



-Подготовкой к сочинению по картине А Комарова «Наводнение»

Иллюстративно-словесный

























Словесный.

Стремление к речевому

самосовершенство-ванию.





















Целеполагание,

преобразование

практической задачи в

познавательную.





- Ребята, информация ,которую вы услышите, необходима Вам, чтобы написать сочинение на достойном уровне? Что нужно для того, чтобы лучше запомнить информацию?





-А как удобнее её записать?



-Давайте постараемся, а за самые лучшие кластеры вы получите значки.

-Вы распределились для работы в группы. Напомните мне, пожалуйста, кто входит в группу «Биографы»?

























-Пожалуйста, «Экскурсоводы»













- «Языковеды»



























-«Искусствоведы»




























-Записать её.



-Компактно. Можно создать кластер.





Слушают, отвечают.

Встают дети 1 гр.

Открывают через страничку в Контакте вопросы веб-квеста (в разделе Proсess)

Отвечают капитаны команд:

1гр.- Мы работали на сайте Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на странице «Зоологический музей», изучили биографию А.Н. Комарова, выбрали самое нужное, чтобы представить презентацию (представляют работу)











2гр.

- Мы познакомились с картинами А.Н. Комарова на сайте «Борзой. Орг. уа» выбрали те, которые нам понравились. Сегодня мы покажем их и немного о них расскажем.



3 гр.

-На страничке «Литературоведение» сайта «Филорелия. народ. ру» мы нашли информацию о терминах: «метафора» «эпитет», «сравнение» и составили электронные карточки;

-На страничке «Словарь синонимов» сайта «Синоним Онлайн» мы нашли и выбирали нужную информацию о синонимах к словам «художник», «картина», «изобразить» и покажем свою работу.

4 гр. .

- Мы представили, что побывали в мастерской художника, и нам захотелось больше узнать о профессиональных терминах, поэтому мы работали в Интернете на сайте «Рисование. ком. уа» на страничке «Словарь художника», выбирали нужную информацию и представим сегодня электронные карточки, которые познакомят с терминами «колорит», «палитра», «светотень»(представляют работу)


Коммуникативный.

Проектный.

Использование веб-квест технологии.

Умение работать в группе, выстраивать ситуацию общения с одноклассниками, учителем.


-Сейчас я посмотрю кластеры и поставлю вам накопительные значки в инд. копилку. Коллективная копилка тоже будет пополнена.

-Если вы чувствуете, что записать информацию у вас не получилось, не огорчайтесь, посмотрите на слайд или возьмите памятку-помощницу.




Дети оценивают свою работу и намечают пути преодоления трудностей.





.

Определение степени успешности работы.


4.Построение проекта выхода из затруднения



-Ребята, вы узнали много нового о художнике А. Комарове, его картинах. Итак, что изображено на переднем плане?

-Давайте посмотрим, каким художник изобразил зайчика? Найти нужные , точные слова для выражения своих мыслей нам поможет словарь…?Какой?

-Я поработала для вас и выбрала эпитеты из словаря. Перед вами карточка (Приложение №4)

-Посмотрите на эпитеты к словам. Подчеркните понравившиеся вам .

-Какие у зайчика глаза? Что вы подчеркнули?

-Взгляд? Голова? Шёрстка? Спинка? Хвостик?

-Ребята, а что в перспективе изображено на картине?

-А какая вода?

-Что мы можем сказать о дереве , на котором сидит зайка? Подчеркните эпитеты, которые вам ближе.

-Какие вы молодцы! Много узнали ! Прекрасно работали! Вам уже хочется писать сочинение?

-А какого типа речи будет ваш текст? Описание, повествование или рассуждение? В описании много эпитетов, прилагательных, которые помогут нам описать зайку.

-А с чего вы начнёте? А как продолжите работу? Чем закончите?

-Что нам поможет упорядочить наши мысли?

Слушают, анализируют, делают вывод.

-Зайчик.




Отвечают на вопросы.


-Эпитетов.






Работают с карточкой.








-Вода?












-Да





-Описание.

















-План.

Коммуникативный,

Словесно-иллюстративный.




Анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.


5.Первичное закрепление


























6.Физкультминутка.

- Я правильно Вас поняла? Вы решили составить план?

-А как вам удобнее составлять план: по одному или в группах?

-Ну, хорошо. Тогда мы делимся на 3 группы.

-Кто хотел бы работать у доски?

-1 группа.

-Приступаем к работе. Через 3 минутки проверяем ваш план.

(Учитель предлагает выбрать спикера)

-Время закончилось. Спикер представляет план.

-У кого иное видение плана? Что можно добавить?






-Да.


-В группах.



Работают с заготовками в группах.


Наблюдают, оценивают.

Выполняют 







Дополняют.














.

Умение составить план, работать в группе.

7.Применение знаний и формирование умений и навыков


-Давайте запишем план в тетрадях:

1.Вступление.

-О чём мы будем говорить во вступлении.

2. «Лапки поджавши, сидит горемыка…»

-О чем мы напишем во втором абзаце сочинения?

3.Кругом вода…беда, беда!

-Третий абзац о чём нам расскажет?

4.Заключение.

-Мнение ваше очень нужно!

Текст сочиненья закончит оно!

-Так о чём мы напишем в 4-ом абзаце?

-Очень познавательно, просто…

-У нас почти уже получился текст. Какого типа он будет?



Делают записи в тетрадях.





















-Замечательно!


-Описание.


Поисковый.

Продуктивное чтение.


Рефлексия


-Итак, урок наш заканчивается.

-Давайте оценим, насколько вы готовы к написанию сочинения?

Кто уверен в себе - хорошо.

-А кто сомневается? Я вам помогу. Карточки, с которыми Вы работали, можете взять с собой. Ещё я вам предлагаю свои кластеры, но, ребята, в этом случае отметки «5» уже не получится


-Ребята, вы все работали с душой, за работу я ставлю коллективу группы по 2 значка. Поднимите руки те, у кого 1, 2,3 значка. Молодцы! Мне очень приятно было с вами работать

- Спасибо Вам!

Посмотрите-ка: возьмешься дружно, и не будет …!

-Выполнили ли мы цели, которые наметили?





























-грузно!

-Да.



Соотношение цели и результатов своей деятельности.

Определение степени успешности работы.

Домашнее задание



К следующему уроку напишите, пожалуйста, сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение». Удачи!











Приложение №1.

Колорит (от лат. "цвет", "окраска") в живописи - система соотношения цветов, служащая для раскрытия художественного образа. В зависимости от преобладания тех или иных красок, колорит может быть спокойным или напряжённым, холодным или тёплым, светлым или тёмным, ярким или сдержанным.

Палитра (от латинского "лопатка" - деревянная дощечка овальной или круглой формы, на которой живописец смешивает краски.) В переносном смысле палитрой художника называют характерную для него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму чувств, которые пробуждает его живопись. Приближается к понятию "колорит". Палитра - скупая, щедрая, нежная, мрачная.

Светотень - передача оттенков светлого и темного на поверхности изображаемых предметов, в изображении в целом, соотношение освещенных и находящихся в тени частей изображения. Светотень является одним из мощных средств художественной выразительности в графике и живописи.


Художник: живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна:

Картина: репродукция, полотно, произведение живописи, шедевр мастера:

Изобразил: показал, передал, запечатлел, воплотил свой замысел, нарисовал, создал

Сравнение (сравнение предмета с другим предметом или явлением): зайчишка, как перст, один (перст-палец); словно море разлилась вокруг вода.

Эпитет (яркое определение предмета): тёмная(спинка), маленький(хвостик), серенький(зайка)

Метафора (переносное значение) сердечко у зайчика стало холодным от испуга.


Приложение № 2. (задание веб-квеста).


1группа «Биографы»

Вы познакомите нас с биографией художника.

    1. Кто такой А. Н. Комаров?

    2. Какие интересные моменты жизни художника вам запомнились больше?

    3. Какое слово вы услышали впервые?

Расскажите о художнике-анималисте А .Н. Комарове, создав презентацию из 4-5 слайдов.

2 группа «Искусствоведы»

Вы поделитесь с нами знаниями из словарей и напомните значение некоторых необходимых для работы над сочинением терминов.

1.Что такое колорит?

2.Раскройте значение слова палитра.

3.Представьте, что Вы побывали в мастерской художника и узнали слово «светотень». Расскажите о нём.

Результатом вашей работы будет карточка.

3группа «Языковеды»

Вы напомните нам синонимы к словам, поработаете с некоторыми терминами.

1.В словаре синонимов найдите синонимы к словам : художник, картина, изобразить.

2.Вспомните, что такое метафора, эпитет, сравнение.

Результатом вашей работы будет карточка.

4 группа «Экскурсоводы»

1.Познакомьтесь с картинами А.Н. Комарова.

2.Покажите эти картины товарищам в 4-5 слайдах презентации.


Приложение №3.




Приложение №4.


Глаза - блестящие, зоркие, безжизненные, тревожные, измученные,

неподвижные, усталые, утомлённые.

Взгляд - безмолвный, говорящий, жаждущий, застывший, лучистый,

напряжённый.

Голова - маленькая, большая, коричневатая, короткошеяя, изящная.

Шёрстка - короткая, серенькая, длинная, пушистая, густая, мягкая.

Спинка - гладкая, выгнутая, прямая, привлекательная, мокрая, сухая.

Хвостик - короткий, пушистенький, куцый, серенький, дрожащий.

Дерево - большое, великое, дряхлое, искривленное, мощное,

неколебимое, прочное.

Вода - бурая, грязная, голубая, теплая, холодная, весенняя, мутная,

прозрачная.